Формирование финансовой грамотности на уроках литературы в школе через анализ произведений русской классической литературы
статья по литературе

Печенегова Анна Леонидовна

 

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский

 

Функциональную грамотность, как способность использовать знания, умения, способы в действии для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, называют современным вызовом для образования. Одной из составляющий данного понятия является грамотность финансовая.

Финансово грамотный гражданин следит за состоянием личных финансов, планирует доходы и расходы, анализирует финансовые услуги, умеет находить необходимую финансовую информацию и проч. Прививать навыки финансовой грамотность в школе можно не только в рамках математики, экономики, обществознания или на специальных классных часах, но и на уроках литературы.

Литературные произведения – своеобразное зеркало жизни: в них находят отражение все аспекты человеческой деятельности, в том числе связанные с финансами. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_na_urokah_literatury.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности на уроках литературы в школе через анализ произведений русской классической литературы

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский

Функциональную грамотность, как способность использовать знания, умения, способы в действии для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, называют современным вызовом для образования. Одной из составляющий данного понятия является грамотность финансовая.

Финансово грамотный гражданин следит за состоянием личных финансов, планирует доходы и расходы, анализирует финансовые услуги, умеет находить необходимую финансовую информацию и проч. Прививать навыки финансовой грамотность в школе можно не только в рамках математики, экономики, обществознания или на специальных классных часах, но и на уроках литературы.

Литературные произведения – своеобразное зеркало жизни: в них находят отражение все аспекты человеческой деятельности, в том числе связанные с финансами. Обучать основам финансовой грамотности можно, начиная с младших классов.

На примере «Приключений Чиполлино» Дж. Родари дети узнают о несправедливой финансовой системе. В «Золотом ключике, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого третьеклассники знакомятся с темой мошенников и мошенничества. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина расскажет историю «от владычицы морской» до «разбитого корыта». А замечательное произведение М. Твена «Принц и нищий» - о социальной ответственности богатых.

В средней школе дети на примере героини повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» знакомятся с жизненной позицией «Мне не нужно лишнего». Но самой увлекательной финансовой концепцией остаётся, конечно, идея Павла Ивановича Чичикова. Герой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» через жизнь проносит наставления отца: «…больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете…Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой». Беспринципный герой готов проявить все свои предпринимательские способности, чтобы провернуть задуманную аферу. В ходе изучения поэмы обучающиеся узнают о бреши в законе того времени, позволявшей герою покупать мёртвые души, для того чтобы впоследствии заложить их в Опекунский совет по 200 рублей за душу и получить деньги из воздуха.

Более подробно и обстоятельно с миром финансов в разные эпохи знакомятся ученики старшей школы. Финансово-хозяйственные стратегии русского дворянства второй половины XIX века обсуждаются при изучении романов «Обломов» И.А. Гончарова, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Война и мир» Л.Н. Толстого.

Примечательно, что в русской литературе бесхозяйственность редко описывается как положительное свойство героя. Напротив, финансово грамотные герои вызывают у автора и читателя симпатию.

По мере своего взросления главная героиня романа «Война и мир» Наташа Ростова научается быть финансово грамотной. От наивной девочки с годами Наташа трансформируется в зрелую и мудрую женщину, которая берёт в руки управление финансами Пьера. Отметим, что родители девушки «вели хозяйство кое-как», так что Наташа действительно сама воспитывает в себе финансовую грамотность.

Учиться на ошибках и успехах персонажей в деле финансов 10-классники могут, читая роман «Обломов» И.А. Гончарова. Илья Ильич – финансового неграмотный человек. Ленивый, апатичный, он долгое время не занимается своим хозяйством. Для решения проблем Обломов даёт доверенность на управление имением незнакомому человеку Затертому, который оказывается мошенником и забирает себе большую часть доходов Ильи Ильича. На примере Обломова Гончаров показал, как лень и нежелание разобраться в финансовой проблеме могут привести к краху.

Совсем другим предстаёт в романе Андрей Штольц – друг Ильи. Русский немец и сын сельского управляющего на заработанные честным трудом деньги покупает собственный дом. Сначала он работал на госслужбе, потом открыл свое дело. Штольц увлечённо занимается бизнес-проектами, ездит по рабочим делам за границу. Всё своё время и деньги он вкладывает в рост и саморазвитие. Благодаря непрерывной учёбе, Штольц совершенствует свою финансовую грамотность. На его примере Гончаров показал, какие плоды даёт осознанное управление личными финансами, даже при небольшом стартовом капитале.

Беречь свои финансы и стараться не обращаться к кредиторам учит нас Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Автор и сам в жизни не единожды оказывался в бедственном положении. Вот и его герой – Раскольников – вынужден обращаться к старухе-процентщице. Фактически она держала ломбард – давала деньги под залог ценных вещей. Выкупить их было можно, если заплатить долг и набежавшие проценты. Денег у Раскольникова практически всегда не хватало, он регулярно находился в нужде. Так автор демонстрирует поведение финансово неграмотного человека.

Итак, это лишь некоторые примеры, благодаря которым педагог может объяснить обучающимся, что значит быть финансового грамотным человеком и к чему приводит отсутствие данного навыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариант соотнесения произведений русской классической литературы с творениями современных авторов.

Система уроков внеклассного чтения, ориентированных на изучение учащимися произведений современной русской литературы и сопоставлении их с программными произведениями, обязательными для изучения...

Проект «Формирование читательской культуры обучающихся-инофонов на основе произведений русской классической литературы XIX-XX вв»

Данный приект направлен на поддержку русского языка и литературы, развитие интереса к данным предметам у обучающихся-инофонов общеобразовательных учреждений, для их успешкой культурно-языковой адаптац...

презентация "Формирование финансовой грамотность обучающихся основной и средней школы на уроках обществознания"

Представлены различные методические подходы к формированию финансовой грамотности обучающихся на уроках обществознания....

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ «АЗБУКА НАЛОГОВ»

В статье рассмотрены актуальные вопросы формирование финансовой грамотности через реализацию программы развития школы «Азбука Налогов», развития налоговой культуры и грамотности среди школ...

Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

Методическое пособие «Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы» предст...

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы...