конспект и презентация урока по литературе по рассказу В.Г. Короленко "В дурном обществе"
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Першикова Ольга Вячеславовна

Урок "Дом дл ребенка" имеет воспитательную направленность. Основан на нравственных посылах повести Короленко

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Где любят нас – лишь там очаг родной» ( Д.Г. Байрон)

Учитель русского языка и литературы Першикова О.В.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, дети!

 Сегодня мы завершаем анализ повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

     В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают как все, как принято. Есть другие люди, их очень мало, люди, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, истинным

гуманистом, «нравственным гением» и был Владимир Галактионович Короленко. Своими произведениям он будил душу человека, показывая ей верный, правильный путь.

     Часто писатели в своих произведениях ставят проблемы, важные в нравственном плане. Что же хотел нам сказать Короленко своей маленькой повестью «В дурном обществе»? На что хотел обратить наше внимание?

Я наш урок назвала «Дом для ребенка», а эпиграфом взяла слова Д.Г. Байрона: «Где любят нас – лишь там очаг родной».

     Запишем тему урока и эпиграф.

Попробуем, исходя из темы и эпиграфа, сформулировать проблемный вопрос, ответ на который на том уроке мы постараемся найти.

- Какой должен быть дом для ребенка, чтобы он был счастлив? (запись в тетрадь)

Словарная работа.

Дадим лексическое значение лову «дом». Как его определяет ожеговский словарь?

Дом – 1. жилое здание;

           2. люди, живущие в доме;

           3.Семья, люди, живущие вместе.

Хорошо. А значение слова «семья»?

Семья – группа живущих вместе родственников.

- Как вы думаете, почему я поставила эти два слова рядом?

Правильно , обратим внимание, что эти слова в одном из значений становятся синонимами. Мы говорим: «Друзья нашей семьи», «Друзья нашего дома».

     В повести В.Г. Короленко мы знакомимся с двумя семьями. Какими?

(Семьей Васи и семьей Валека.)

     Рассказывая об этих семьях Короленко прибегает к приему антитезы. Вспомним, что такое антитеза.

 ( Антитеза – это противопоставление).

- Как вы думаете, для чего используется этот прием?

(Сравнивая противоположное , мы можем увидеть истинное положение вещей).

     Ну что ж, приступим.

Итак, у нас две семьи, два мальчика из этих семей.

Откроем тетрадь и разделим листок на две части.

Вася                                                                      Валек

Кто отец Васи?                                               Кто отец Валека?

Что у них за семьи?

  1. Сын судьи ;                                       1. Сын нищего;
  2. Материально обеспечен;                 2. Голодает;
  3. Живет в доме отца                           3. Живет в подземелье часовни;
  4. Есть сестра                                       4. Есть сестра4
  5. Рано потерял мать;                          5. Мама умерла.

–В чем похожи судьбы мальчиков? (Они примерно одного возраста, у них есть отцы, сестры, нет мамы).

- Чем отличаются их жизни? (У одного есть дом, материальное благополучие, а другого ничего, он бездомный).

- Что же такое дом для человека? Только ли это еда, теплая постель? А может быть что-то другое?

Продолжим сравнивать, сопоставлять жизнь Васи и Валека.

Итак, Вася сын судьи, что происходит в их семье?  

(Его не любят, не понимают, не жалеют).

Судью уважают в городе? За что? (За справедливость).

Но справедлив ли судья по отношению к сыну? Разве мальчик виноват в смерти матери? Как относится отец к сыну? Зачитаем.

Как относится Вася к отцу? Найдем в тексте.

Он, конечно же любил его, Но понимал, всю несправедливость отношения к нему. Он считал, что отец не любит его.

 У него есть сестра. Дают ли Васе общаться с сестрой? Найдите в тексте и зачитайте.

А человеку важно, чтобы не только его любили, но и он мог отдавать свою любовь.

     Есть такое слово в русском языке «обездоленный», т.е. лишенный чего-то.

- Можно ли таким словом назвать Васю?

- Чего он лишен? (Любви, понимая, сочувствия).

     Ему холодно в этом доме, и он начинает бродяжничать. Холодный дом. Какой антоним можно подобрать к слову «холодный»? Разберемся. Оба эти слова многозначные. И то и другое имеют прямое и переносное значение.

Холодный – прямое значение, неотапливаемый.

                      переносное. безразличие.

Теплый – прямое. отапливаемый.

                  Переносное, любящий.

- Какой дом у Васи в прямом и в переносном значении? Так из какого дома уходит Вася?

(Из не любящего, равнодушного к нему).

Обратимся к другой семье – семье Валека.

- Чем отличаются отношения в семье Валека от семьи Васи?

- почему так поразился Вася товарищеским отношениям Тыбуция и Валека? «Точно о товарище», - удивляется Вася. Т.е они  с Тыбурцием друзья, равные, Валек не боится Тыбурция.

Значит они с отцом друзья. И, кроме того Тыбурций любит своих детей. У Валека есть настоящая семья.

- А какие отношения у Валека с сестрой? (Он ухаживает за ней, кормит, а Маруся отдает ему все сердце).- Можно ли Валека назвать обездоленным? Чего лишен он?

(Только жилья и дома).

- Какой дом у Валека в прямом и в переносном значении?

Это настоящий дом, согретый душевным теплом, искренней любовью и привязанностью.

     И самое главное. В этом доме стал отогреваться душой и Вася. Прочитаем об этом.

     Мальчик из благополучной семьи, сын судьи полюбил нищих, бездомных, вынужденных вороват чтобы жить. Как же дальше разрешится эта непростая ситуация.

      Глава «Кукла». Коротко перескажем ее.

- Как вы думаете, что сказал Тыбурций судье?

 (Он, наверное, объяснил ему, что сын его – человек с большим сердцем, добрый и сострадательный. И, наверное, то, что отец виноват перед ним. А может быть, сказал, что для родителей самое страшное – потерять ребенка. И неважно как. Как Тыбурций Марусю – физически, или как судья Васю – духовно.

-Чем заканчивается глава? Прочитаем.

     А теперь вернемся к главному вопросу нашего урока:»Каким должен быть дом для ребенка?»

Сделаем вывод. Запишем в тетрадь». Я считаю, что дом для ребенка – это…». Продолжите.

 Зачитаем мини – сочинения.

Заключение.

Дом для ребенка – это и крыша над головой, и еда, и теплая постель. Но… и любовь близких, их забота, понимание, участливое внимание, доверительные отношения, желание принять его таким, какой он есть. И тогда ребенок будет счастлив, а дом будет настоящим теплым домом, а не холодным помещением.

(Звучит песня.)

Релаксация.

- что мы поняли…

- что вынесли с урока?

Оценки за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.Г. Короленко -«нравственный гений», праведник русской литературы

Слайд 2

Дом для ребенка (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе») Где любят нас- лишь там очаг родной Д.Г. Байрон

Слайд 3

Проблемный вопрос Каким должен быть дом для ребенка, чтобы он был счастлив?

Слайд 4

Словарная работа (словарь С.И. Ожегова) Дом – 1. жилое здание, 2. люди, живущий в нем, 3. семья, люди, живущие вместе. Семья – группа живущих вместе родственников.

Слайд 5

Антите́за антите́зис (от др.-греч . ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Слайд 6

Вася

Слайд 7

Теплый – 1. прям. Нагретый отоплением 2. перен. Ласковый, приветливый Холодный – 1. Не отапливаемый (дом) 2. Безучастное, бездушное отношение

Слайд 8

Валек

Слайд 9

Теплый – 1. прям. Нагретый отоплением 2. перен. Ласковый, приветливый Холодный – 1. Неотапливаемый (дом) 2. Безучастное, бездушное отношение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Задачи урока:Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологичес...

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"№2

Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монол...

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"№3

Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монол...

Конспект урока по литературе по рассказу К.Паустовского "Ты прости меня,мама,прости..."

Урок внеклассного чтения в 8-9 классах.Технология критического мышления.Использование элементов ИКТ.Творческая работа...

Конспект урока по литературе по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака" 7 класс

Урок с использованием дифференцированного подхода....