«Программа по выявлению, развитию и оценке способностей обучающихся (предмет: русский язык и литература)»
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Панова Светлана Владимировна

Программа помогает выявить способности обучающихся по предметам русский язык и литератураа

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мушковичская основная школа Ярцевского района Смоленской области

  1. «Согласовано»

  2. Зам. Директора /Панова С.В./

  3. «31» августа 2020 г.«Утверждено»

  4. Директор школы /Безбородова Н.Л./

  5. Приказ ? 131

от «31» августа 2020 г.

  1. ПРОГРАММА

 по выявлению, развитию и оценке способностей обучающихся (предмет: русский язык и литература)

Составитель: учитель русского языка и литературы 

Панова С.В., высшая квалификационная категория.

Пояснительная записка

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития.

Результаты стартовой диагностики показали, что средний показатель высокого уровня способностей обучающихся составляет 30%.

Программа разработана  на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года ?273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС-формирование всесторонне развитой личности.

Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся, развитие интеллекта и творчества школьников.

Программа по выявлению способностей обучающихся призвана обратить внимание на школьников, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин, в частности иноязычного общения.

Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса.  Мы, преподаватели, должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки. 

 Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах. Однако, традиции и методы школьного воспитания, как правило, не предусматривают специальных мероприятий по выявлению склонностей и интересов обучающихся. Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках,  как  единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценности. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, обеспечивающей развитие способностей обучающихся и возможностью реализации творческого потенциала личности. 

Срок реализации программы-3 года.

Реализуемые цели: 

−€€€€€€€выявление,  развитие и оценка  способностей учащихся    по английскому языку с помощью изученных и подобранных методик;

−€€€€€€€формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми, через создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей; 

−€€€€€€€повышение уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности одаренных учащихся;   

−€€€€€€€развитие   навыков коммуникативной компетентности учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания; приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.

Задачи:

−€€€€€€€изучение и анализ  педагогической, психологической и методической литературы, методики  по     диагностике, развитию и оценке способностей учащихся; 

−€€€€€€€диагностирование учащихся, определение  уровня   творческой активности и  их лингвистических способностей  с помощью изученных методик;

−€€€€€€€выявление наиболее рациональных и эффективных приемов и методов  обучения английскому языку (нестандартные, исследовательские, творческие), способствующие формированию данных способностей;

−€€€€€€€апробирование  этих методов  на уроках;

−€€€€€€€проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

−€€€€€€€проведение внеклассных мероприятий и  нестандартных уроков (урок - экскурсия, урок – интервью, урок – конференция…);

−€€€€€€€использование на уроках и внеклассных мероприятиях современных образовательных технологий;

−€€€€€€€вовлечение учащихся в образовательную деятельность,  в процесс самообразования и саморазвития;

−€€€€€€€предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу;

−€€€€€€€развитие познавательных интересов, творческих  и мыслительных способностей учащихся.

 

Основные направления реализации программы

-       выявление одаренных  обучающихся;

-       создание банка данных «Одаренные дети»;

-       разработка индивидуальных форм работы

-       внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий

-       использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

-       создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников  школы  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

-       развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижениянашкольных,городских,областных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, смотрах;

-       включение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность с последующимвыходомнашкольные,городские, всероссийские ученическиеконференцииипубликацией тезисов или докладов;

-       разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих  обучающихся  

 

Организация  воспитательной работы в рамках программы:

-       Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

-       Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

-       Формирование высокой речевой культуры;

-       Утверждение здорового образа жизни школьника;

-       Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.

Основные мероприятия по реализации программы

 

I. Диагностика: 

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативной емкости.

2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования. 
4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования. 
5. Изучение работы  обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем. 
6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми. 

II. Развитие творческих и познавательных  способностей: 


1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.

2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный. 
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: 
творческие ответы; 

выполнение творческих тематических заданий; 

выполнение проблемных поисковых работ;

выступления в лекторских группах; 

назначение ответственными за проведение предметных недель;

приобщение (в различных формах) к работе учителя;

повышение степени сложности заданий;

интеграция учебных и научно-исследовательских заданий. 

 

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности: 


1.  Выносить на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся (молнии-объявления). 
2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на
итоговых школьных конференциях. 

Формы работы:

−€€€€€€€проведение диагностики языковых и творческих способностей учащихся по АЯ;

−€€€€€€€анализ проведенной диагностики учащихся;

−€€€€€€€проведение стартовой диагностики в форме входной контрольной работы (лексико – грамматического тестирования учащихся); 

−€€€€€€€проведение контрольной работы по всем видам речевой деятельности: аудированию, чтению, говорению, письму;

−€€€€€€€планирование деятельности по совершенствованию и   развитию коммуникативных, языковых и учебно – познавательных и творческих способностей учащихся;

−€€€€€€€беседы и дискуссии;

−€€€€€€€анкетирование;

−€€€€€€€игры (подвижные, обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, ролевые, дидактические, лингвистические);

−€€€€€€€викторины, инсценировки;

−€€€€€€€тестирование;

−€€€€€€€просмотр и обсуждение видеофильмов;

−€€€€€€€чтение и перевод;

−€€€€€€€индивидуальная, парная, групповая работа, самостоятельная работа;

−€€€€€€€сбор и анализ информации;

−€€€€€€€консультации;

−€€€€€€€проведение предметных недель;

−€€€€€€€участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.

 

Ожидаемые результаты

−€€€€€€€формирование и развитие у учащихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, т.е. выполнять коммуникативные задания различного уровня сложности;

−€€€€€€€формирование у учащихся способности планировать и анализировать свою деятельность;

−€€€€€€€создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

−€€€€€€€созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

−€€€€€€€повышению качества образования и воспитания школьников;

−€€€€€€€создание благоприятных условий для развития одаренности на всех ступенях обучения;

−€€€€€€€сформированное чувство осознанного изучения иностранного языка.

Показателирезультативности: способность к рефлексии  и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, создание портфолио обучающимися и их участие в олимпиадных и творческих конкурсах.

Формы контроля

1.     Тест

2.     Викторина

3.     Презентация

4.     Устное  или письменное сообщение

5.     Ролевая игра

6.     Проект

7.     Контрольная работа

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:

1.     Повышение качества образования и воспитания школьников.

2.     Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

3.     Качественная организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.

4.     Повышение показателей успешности участия детей в конкурсах, фестивалях, смотрах, соревнованиях, научно-практических конференциях. 

5.     Наличие высокобальных работ  на промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

6.     Наличие качественных творческих работ учащихся.

Диагностический инструментарий:  

−€€€€€€€Уровень усвоения большого объема информации

−€€€€€€€Быстрое пополнение активного словаря

−€€€€€€€Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи

−€€€€€€€Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода)

−€€€€€€€Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация)

−€€€€€€€Развитие элементов критического мышления

 

Диагностики:  

1.     Оценка уровня школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)

2.     Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора»

3.     «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» (методика Капустина Н.П.)

4.     Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.

5.     «Диагностика  уровня сформированностиобщеучебных умений и навыков школьников» М. Ступницкая

6.     «Диагностика направленности учебной мотивации» (Т.Д. Дубовицкая)

7.     «Направленность на приобретение знаний»Е.П. Ильин, Н.А.Курдюкова;

8.     Методика Г.Дэвиса «Определения творческих способностей учащихся»

9.     Опросник «Карта интересов» (Голомшток А.Е., Климов Е.А., Мешковская О.П. в модификации Филимоновой О.Г.)

10. Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)

11. Диагностика лингвистических способностей учащихся пятых классов  по методике Хорста Зиверта (определение языкового интеллекта)

 

Педагогические методики:

−€€€€€€€метод проектов Л.С.Выготский,

−€€€€€€€метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская,

−€€€€€€€личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская

 

Диагностический инструментарий:

1. Уровень усвоения большого объема информации

2. Быстрое пополнение активного словаря

3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи

4. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода)

5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация)

6. Развитие элементов критического мышления

 

Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.

 

План работы                                                                                                                                                                   с учащимися по выявлению и развитию способностей

русскоу языку и литературе

 

? п/пОсновные мероприятия

 Сроки реализации Формы работы1.      Проведение диагностики творческих способностей учащихся пятых классов  по  методике  психолога А.  А. Лосевой /Опросник для выявления одаренных школьников. СентябрьРазработка вопросов для анкетирования учащихся, проведение диагностики2.      Проведение диагностики лингвистических способностей учащихся пятых классов Сентябрь Анкетирование учащихся, тестирование по предмету3.      Анализ полученных результатов проведенных диагностик, составление базы данных учащихся, имеющих высокий интеллектуальный и учебно-познавательный интерес.СентябрьАнализ, составление базы данных способных, успешных детей,  составление плана по развитию способностей учащихся4.      Организация индивидуальной работы с   детьми.СентябрьСоставление графика индивидуальных занятий.5.      Подготовка к олимпиадеСентябрь - октябрьВыработка рекомендаций учителя и психолога по подготовке к олимпиаде6.      Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературеОктябрьКонсультации учителя, выполнение олимпиадных заданий7.      Подготовка учащихся к участию в муниципальных региональных олимпиадах.НоябрьКонсультации учителя, выполнение олимпиадных заданий8.      Осуществление анализа участия в олимпиадахЯнварьКоррекционная работа через выполнение заданий9.      Привлечение способных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.постоянно 

Организация работы10. Подготовка учащихся к участию в дистанционных конкурсах различного уровня (Русский медвежонок, и др.)В течение годаИндивидуальная работа11. Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.В течение годаРекомендации по написанию, оформлению и защите проектных работ12. Проектная деятельность учащихся и участие в научно-практических конференцияхВ течение годаИндивидуальные и групповые занятия.13. Консультирование родителей   детей по вопросам развития способностей их детей. В течение года 

Индивидуальная работа14. Изучение опыта работы учителей по вопросу работы со слабоуспевающими и способными  детьми.В течение годаКонсультации с учителями, заседания МО15. Проведение индивидуально – групповых занятий и консультаций с учащимися, имеющими слабые способности (согласно программе)В течение годаИндивидуальные и групповые консультации16.  Проведение коммуникативных тренингов, тренингов личностного роста.В течение года Тренинги, тестирование17.  Оказание помощи способным  детям. Проведение индивидуальных консультаций.В течение годаИндивидуальные и групповые консультации18.  Участие в сетевых конкурсах, олимпиадах, викторинах, в работе творческих мастерских различного уровня.В течение годаВыполнение конкурсных заданий19.  Проведение нестандартных уроков (урок – интервью, урок – беседа, урок- игра, урок – путешествие, урок – экскурсия, видео – урок…)В течение годаПланирование и проведение уроков20.  Создание банка нестандартных разноуровневых  заданий по русскому языку и литературе.В течение годаРазработка нестандартных заданий21. Создание банка олимпиадных заданий и исследовательских работ учащихся.В течение годаСоставление  – банка заданий и ИР учащихся22.  Выполнение дифференцированных заданий повышенной трудности по всем видам речевой деятельности, творческих и учебных проектов, создание учебных презентаций и видеороликов.В течение годаРазработка       разноуровневых заданий, тематики учебных, творческих и социальных проектов.23.  Проведение диагностикВ течение годаАнкетирование учащихся24.  Анализ полученных результатов проведенных диагностик, составление базы данных учащихся, имеющих высокий интеллектуальный и учебно-познавательный интерес.В течение годаАнализ, составление базы данных способных, успешных детей25. Организация и проведение консультаций по подготовке к  ОГЭ.Апрель - июньИндивидуальные и групповые консультации26.  Публикация творческих работ  обучающихся на сайте школыВ  конце учебного года Консультации по оформлению и публикации творческих работ.27.  Создание языкового портфолио учащихся.В течение года Консультации по составлению языкового портфолио28.  Проведение анализа (мониторинга) уровня компетентного владения всеми видами речевой деятельности путем проведения тестовых заданий и анализа участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня.В течение года, в конце учебного года Разработка показателей мониторинга.                          Проведение е мониторинга.29.  Проведения анализа эффективности  работы с одаренными детьми.В конце учебного годаАнализ выполнения плана работы и результативности проведенных мероприятий. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внедрения педагогической технологии "метод проекта" в преподавание предметов "Русский язык" и "Литература" на второй ступени обучения

Настоящая Программа посвящена вопросу внедрения педагогической технологии «метод проекта» в процесс преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» на второй ступени обучения.«Метод п...

План работы по выявлению, развитию и оценке способностей учащихся по английскому языку

План работы по выявлению, развитию и оценке способностей учащихся по английскому языку...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся по русскому языку и литературе.

В программе представлены педагогические методики по выявлению способностей обучающихся по русскому языку и литературе. Предлагаются методы по развитию способностей обучающихся....

План работы по выявлению, развитию и оценке способностей учащихся по английскому языку Реализуемые цели:

План работы по выявлению, развитию и оценке способностей учащихся по английскому языкуРеализуемые цели: выявление, развитие и оценка способностей учащихся по английскому языку с помощью изученных...

Критериальная оценка достижений обучающихся по русскому языку и литературе

Современное критериальное оценивание, в соответствии с Федеральными государственными требованиями, с ФГОС,  не предусматривает никакого соперничества между учащимися, но осуществляется по заранее...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя русского языка и литературы Овчинниковой Валентины Григорьевны

Проблема детской одаренности становится все более актуальной. Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям глубокие знания, но и развивать творческие способности каждого ребенка....

Программа по выявлению, развитию и оценке способностей обучающихся

Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по...