Чудо в прозе жизни
творческая работа учащихся по литературе (8 класс)

Григорьева Оксана Борисовна

А Вы сможете найти чудо в ежедневных реалиях жизни? Антон Павлович учит нас этому. Светуем прочитть рассказы " В Рождественскую ночь" и "Елка" и выбрать подарок для души.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shevchenko_alena._chehov.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка

на участие в конкурсе «Мой Чехов»

Фамилия, имя, отчество участника

Шевченко Алена Сергеевна

Возраст

09.11.2007, 14 лет

Школа, класс/ ВУЗ/

МАОУ СОШ №31, 8 «А» класс

Название представленной работы

Чудо в прозе жизни.

Контактный телефон, эл.почта, указать муниципалитет

89527970580, г. Калининград

Фамилия, имя, отчество учителя

Григорьева Оксана Борисовна

Контактный телефон, эл.почта, указать муниципалитет

89017939537, г. Калининград

oksanahryushkina@mail.ru

Все верят в чудо. Каждый описывает его по-разному. Кто-то говорит о нём с упоением, кто-то с сожалением. Одни высмеивают чужую надежду, а другие нелепо отметают варианты, предложенные судьбой.

Чаще всего чудо встречается в сказках. Те, кто верят в чудо, с надеждой читают чужой вымысел и не понимают, насколько оно может оказаться противоречивым, как например, в рассказах Чехова. Антон Павлович дает нам понять, что чудо может подарить как счастье, так и боль. Его рассказы «Ёлка» и «В рождественскую ночь» повествуют об одном и том же празднике, но с совершенно разным смыслом и определённо разными проблемами.

«Ёлка»

Все «взрослые дети» ждут новогодние подарки судьбы: корыстные, оттаптывая друг другу ноги, пытаются забрать богатства, а те, кто считает, что это не самое важное, выбирают доброту и счастье. «Высокая, вечно зеленая елка судьбы увешана благами жизни... От низу до верху висят карьеры, счастливые случаи, подходящие партии, выигрыши, кукиши с маслом, щелчки по носу и проч. Вокруг елки толпятся взрослые дети. Судьба раздает им подарки...»

Люди дерутся за носовые платки, получают целые библиотеки, отбирая «….себе "Оракул", "Сонник", "Письмовник", "Настольную книгу для холостяков"..., остальное же бросают на пол...»  Удостаиваются чести быть прочитанными только самых примитивные, не содержащие в себе ничего чудесного и захватывающего. Вместо того, чтобы выбрать чувственность и поэтичность, масса людей считает, что материальное наследие им нужнее, чем духовное, вообще не принимая его за «чудо».

Но есть и те, которым не досталось ничего, им просто не хватило денег (ведь за всё нужно платить), удачи — потому что за счастье, на которое все так рассчитывают, нужно бороться, и в конце остаётся лишь «один кукиш с маслом» или вечные страдания. Таким людям, чаще всего, приходится надеяться на везение в следующем году.

«…— Мне же что? — спрашивает он (Юморист) судьбу…— Все получили по подарку, а мне хоть бы что. Это свинство с твоей стороны!

-Всё разобрали, ничего не осталось…Остался, впрочем, один кукиш с маслом… Хочешь?

— Не нужно, мне и так уже надоели эти кукиши с маслом….

…Юморист машет рукой и уходит восвояси с надеждой на ёлку будущего года…»

            Перенесемся «В рождественскую ночь». Во время прочтения этого произведения многие испытывают противоречивые чувства. Сначала — непонимание происходящего. Потом — шок и неверие. А в конце и вовсе — боль и чувство сожаления.

Девушка надеется на «чудо», которое убьёт её нелюбимого мужа. Все вокруг думают, что она беспокоится о нём и ждёт возвращения, но отнюдь, все как раз наоборот. Она не находит себе места, всё время смотрит вдаль, не появится ли муженёк на горизонте. А его всё нет и нет. В тот момент, когда в её голову прокрадывается мысль, что ее столь частые молитвы услышаны, героиня начинает истерически смеяться.

«…— Пожалуйте наверх, сударыня! Вы и так вымокли.

И люди, стоявшие на берегу, услышали тихий смех, смех детский, счастливый… Смеялась бледная женщина…

— Тронулась в уме-то! — шепнул он тёмному силуэту мужика…

… Барыня отстранила рукой Дениса и, бодро подняв голову, пошла к лестнице. Она уже не была так смертельно бледна; на щеках её играл здоровый румянец, словно в её организм налили свежей крови; глаза не глядели уже плачущими, и руки, придерживавшие на груди шаль, не дрожали как прежде…».

Но муж вернулся, чуда для героини не произошло, а мужчина был счастлив. Он посчитал, что жена беспокоилась о его жизни. «И по его опьяневшему от счастья и вина лицу разлилась мягкая, детско-добрая улыбка… Его ждали на этом холоде, в эту ночную пору! Это ли не любовь? И он засмеялся от счастья…».

Наталья Сергеевна начала кричать от горя, а Литвинов, разгадав, в чём причина её страданий, недолго думая, решил облегчить их ей и покончить с собой. «Пронзительный, душу раздирающий вопль ответил на этот тихий, счастливый смех. Ни рев моря, ни ветер, ничто не было в состоянии заглушить его. С лицом, искаженным отчаянием, молодая женщина не была в силах удержать этот вопль, и он вырвался наружу. В нем слышалось всё: и замужество поневоле, и непреоборимая антипатия к мужу, и тоска одиночества, и наконец рухнувшая надежда на свободное вдовство. Вся ее жизнь с ее горем, слезами и болью вылилась в этом вопле, не заглушенном даже трещавшими льдинами. Муж понял этот вопль, да и нельзя было не понять его...

- Тебе горько, что меня не занесло снегом или не раздавило льдом! пробормотал он.

Нижняя губа его задрожала, и по лицу разлилась горькая улыбка. Он сошел со ступеней и опустил жену наземь.

- Пусть будет по-твоему! - сказал он. И, отвернувшись от жены, он пошел к лодке…»

    В этот момент к героине приходит прозрение: вот на что способен ради неё любящий муж, она просит его остановиться. Но было поздно… Её долгожданное «чудо» свершилось, а страдания так и не окончились. «В ночь под Рождество она полюбила своего мужа…»

Такова цена всем известного «чуда». Вы мечтаете, надеетесь, а оно поворачивается к Вам боком и приносит лишь боль и разочарования.

Нужно понимать, что роскошь и богатство — не всегда хорошо. Статус — лишь оценка общества. Ненависть — одна из форм любви, которая может проявиться в самый неподходящий момент и принести вам слишком много страданий. Чехов советует учиться на историях выдуманных персонажей, чтобы не допустить фатальных ошибок.

 Всегда мечтайте только о хорошем для себя и окружающих вас людей! И верьте в лучшее, только верьте по - настоящему, истово и искренне. Как та старуха, что ждала единственного сына и верила, что море не может отнять его у матери. «…Я так понимаю, что вера есть способность духа. Она всё равно что талант: с нею надо родиться. Насколько я могу судить по себе, по тем людям, которых видал на своем веку, по всему тому, что творилось вокруг, эта способность присуща русским людям в высочайшей степени… Вера - это способность сердца видеть свет, в то время когда глаза видят темноту...»

                                       

Использованная литература:

Чуковский К. И. «О Чехове». Москва, «Русский путь» 2008

Чехов А. П. «Драма на охоте. Рассказы». Москва, «Правда»

Чехов А. П. «Цитаты». Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...

Чудо в жизни христианина

Урок в 5 классе по модулю "Основы правосланой культуры"...

"Добро есть цель нашей жизни" (на примерах произведений писателей "деревенской прозы" XX века) ). Духовно-нравстенное воспитание на уроках литературы.

Одним из основных факторов нравственного воспитания в образовательном учреждении инновационного типа является осознание нравственных понятий и отношений, переживание (сопереживание, сочувствие), эмоци...

Интеллектуальный турнир "Проза жизни" (5 класс)

Материал представляет внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое трём произведениям. изучаемым в пятом классе: "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого, "Хирургия" А.П. Чехова, "Муму" И.С. Тургенева...

Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь" и "Класс коррекции" для учащихся 8 класса.В произведениях

В произведениях Е. Мурашовой поднимаются важные социально-нравственные проблемы милосердия, толерантности, дружбы, взаимопонимания. Дети познакомятся с биографией писательницы, поразмышляют о современ...

Александр Валентинович Вампилов (1937-1972). Обзор жизни и творчества. Проза «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын».

Александр Валентинович Вампилов (1937-1972). Обзор жизни и творчества. Проза «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын»....