Игра "Умники и умницы " по творчеству А.Н. Островского и Л.Н.Толстого для учащихся 10х классов
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Эльвира Норбожаповна Цыбикжапова

Игра проводится по принципу интеллектуальной игры "Умники и Умницы". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Умники и умницы» по творчеству А.Н.Островского

для учащихся 10-х классов.

Игра проводится по принципу интеллектуальной игры "Умники и Умницы". Правила этой игры описаны ранее.

Вопросы отборочного тура.

  1. раунд.

а). Какой театр любил посещать А.Н.Островский в юности. ( Московский Малый театр)

б). Какую пьесу-сказку создал А.Н.Островский в имении Щелыково? («Снегурочка»).

в). Какой театр в нашей стране называют «Домом Островского»? (Московский Малый театр).

2 раунд.

а). Как называется статья, которую посвятил Добролюбов Драме «Гроза»? («Луч света в тёмном царстве»).

б). Кому принадлежат слова: «Гроза» - есть, без сомнения, решительное произведение Островского. В «Грозе» есть даже что-то освежающее и бодрящее». (Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»).

в). «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений» - кому и по какому поводу были адресованы эти слова? (пьеса «Бесприданница», начальнику репертуарной части петербургских театров Фёдорову; опус 40).

Определение дорожки – выразительное чтение монолога Кулигина из драмы А.Н.Островского «Гроза».

1 агон –

«Знаете ли вы персонажей драмы «Гроза»?

красная дорожка - …будучи человеком образованным, беспрекословно подчинялся самодуру. (Борис, племянник Дикого).

Жёлтая дорожка - …при упоминании, что должен кому-то долг отдать, свирепел и ругался. (Купец Дикой)

Зелёная дорожка - … утверждал, что «Литва на нас с неба упала». (Один из гуляющих по набережной).

2 агон –

 Кому из персонажей драмы «Гроза» принадлежат слова:

Красна дорожка – «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». (Варвара).

Жёлтая дорожка – «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!.. Ничего-то не знают, никакого порядка… что будет, как будет свет стоять? Уж и не знаю!» (Кабанова)

Зелёная дорожка –  "Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!" (Кулигин).

3 агон

Пьеса «Бесприданница».

Красная дорожка – Вы Харита Игнатьевна Огудалова – что говорит о Вас ваше имя?

Жёлтая дорожка – Вы Юлий Капитоныч Карандышев – о чём говорит ваше имя?

Зелёная дорожка – Вы Лариса – что скрывается за вашим именем.

4 агон – «Кто Я?»

Красная дорожка – он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а Вожеватов ему говорит: «Ну зачем я тебя туда возьму, с какой стати? Клетку, что ли , сделать да показывать тебя?» Одет в плащ, правая пола закинута на левое плече, мягкая высокая шляпа надета на бок. Называет Паратова – Серж. (Робинзон)

Жёлтая дорожка – он учился русскому языку у бурлаков, а французскому -  у английского лорда;

-ему 30 лет; он «блестящий барин» (Паратов).

Зелёная дорожка – она вещь, дорогой бриллиант, требующий дорогой оправы и хорошего ювелира. (Лариса)

Финал.

Красная дорожка – Паратов: - Хочу продать свою волюшку.

Харита Игнатьевна: - Понимаю: выгодно жениться хотите! А во сколько вы цените свою волюшку?

Паратов: - Какова цена воли Паратова? (Полмиллиона).

Жёлтая дорожка –

Харита Игнатьевна: - Мне завтра хотелось бы дочери сюрприз сделать.

Кнуров: - ну, что там такое? Что это стоит?

Харита Игнатьевна: - Оцените, Мокий Парменыч!

Кнуров: - Что тут ценить? Пустое дело!

-О чём идёт речи, и сколько за это заплатил Кнуров? (Подарок Вожеватова – брошь. Триста рублей это стоит).

Зелёная дорожка:

Вожеватов: - Гаврило, дай-ка нам чайку моего, понимаешь?

О каком «Чае» идёт речь? («Да всё то же шампанское, только в чайники он разольёт и стаканы с блюдечками подаст»).

«Умники и умницы»

(викторина по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 10 класс.

Оборудование: портреты Толстого, файловые папки по творчеству писателя, высказывания, три дорожки, цилиндры, ордена.

Ход игры.

Игра состоит из трех агонов («агон» в переводе с греческого «соревнование», «состязание»).

Ведущий. Объясняет правила игры:

Красная дорожка – самый короткий путь к победе. Но и самый трудный. 2 вопроса, но нельзя ошибаться.

Желтая дорожка – 3 вопроса, допустима одна неточность в ответе.

Зеленая дорожка – длиннее предыдущих: 4 вопроса, можно ошибаться дважды.

Судит Высокий ареопаг.

Слово учителя о теме игры.

        Сегодня мы вновь будем говорить о величайшей фигуре XIX века, писателе и философе, который всю жизнь жил честно, путался, ошибался, начинал и бросал, и опять начинали опять бросал, и вечно боролся и лишался. Потому что считал, что «спокойствие – душевная подлость». Ваше мнение о любом герое романа.

Вопросы для розыгрыша.

  1. Где провел Толстой большую часть своей жизни? (Имение Ясная Поляна).
  2. Обратите внимание на свойственные великому писателю напряженную духовную работу, поиски смысла жизни, стремление к нравственному самоусовершенствованию. Кому из героев Толстого свойственно это? (кн. Андрей, Пьер Безухов).
  3. Яснополянская школа. Какие ее принципы и методы заслуживают уважения?
  4. Осажденный Севастополь. Что там делал Толстой?
  5. Рассказ «Кавказский пленник» переписывался 100 раз. А сколько раз переписывался роман «Война и мир»?
  6. Перечислите крупные сражения, описанные в романе «Война и мир». (Шенграбенское, Аустерлицкое)
  7. Перечислить рода войск русской армии в 1812г. (пехота, артиллерия, уланы, гусары, драгуны, кавалерия).
  8. Для чего Лёвушка Толстой искал зеленую палочку?

Первый агон.

КТО ВЫ?

желтая дорожка

  1. Умен, вечно занят делом, деспотичен иногда до самодурства, часто мучит своих домашних, особенно дочь. Кто вы? Представьтесь.(старый князь Болконский).
  2. Расскажите о себе. Почему и где вы живете, какая у вас семья?
  3. Провожая сына на войну, вы даете ему наказ? Какой?
  4. Кто из героев русской литературы тоже дает детям наказы и какие? (отец Гринева, Молчалина, Чичикова).
  5. Опишите свой рабочий день.
  6. А что, мадмуазель Бурьен действительно пленила ваше сердце?
  7. Почему вы так неровно относитесь к людям: Пьеру даже предлагали свою «дуру» дочь, а вот с богатым Анатолием Курагиным долго не говорили?
  8. Княжна Марья засиделась в невестах, а вы еще так сватов плохо встретили. Кстати, как?

Первый агон. (Багратион (красная дорожка)).

  1. Любимый ученик Кутузова, который посылается на самые трудные участки фронта. Кто вы?
  2. Да, «Бог, рати он», как звали вас солдаты? Почему вам памятник стоит в Тбилиси?(Грузинский князь).
  3. Как вы спасли русскую армию в кампании 1805-1807 годов. Чего это вам стоило?
  4. На поле боя вы бог, а почему так стеснялись на обеде в Английском клубе Москвы?
  5. Где же Кутузов потеряет своего любимого ученика?

Первый агон. (Наташа (зеленая дорожка)).

  1. «Казак», «зелье девка». О ком так сказала Марья Дм. Ахросимова? Узнайте себя. (Наташа Ростова.)
  2. Итак, вы Наташа. Расскажите о своей семье. (С кем вы близки? Чем увлечены?)
  3. Кто из героев романа делал вам предложение? (а) был роман с Борисом Друбецким, б)Василий Денисов, в) кн. Андрей Болконский, г) Анатоль Курагин.)

4.        Охарактеризуйте себя, что вы любите, что нет.

5.  Как вы относитесь к музыке? Где проявляется ваша музыкальность? Кстати, а где вы научились так прекрасно танцевать?

  1. Станцуйте нам, пожалуйста, танец, который вы танцевали у дядюшки.
  2. Сколько раз вас судьба сводила с Андреем Болконским? (Отрадное, бал, помолвка, встреча в обозе)
  3. Давайте разберемся в вашем чувстве к Анатолию. Вы что, действительно его любили?
  4. Что вас больше всего убило в его поведении?
  5.  Почему все-таки тайком вы пошли в палатку к раненому князю Андрею?

Второй агон. (князь Андрей (зеленая дорожка)).

  1. «Твоя дорога – дорога чести». Так вам сказал ваш непосредственный начальник великий Михаил Илларионович. Кто же вы? (кн. Андрей Николаевич Болконский)
  2. Расскажите о себе, своей семье до встречи с Наташей Ростовой.
  3. А кто вам на балу ее представил и какими словами? Расскажите об этом событии.
  4. Андрей Николаевич, вы достойный сын своего отца. Почему же вы защищаете на военном совете человека не своего круга Тушина, а представителя своего сословия Жеркова уличаете в неправде?
  5. При каких обстоятельствах вы встретились с Наполеоном? Какое значение имела эта встреча в вашей жизни?
  6. В каких крупных сражениях вы участвовали?
  7. Какие удары нанесла вам судьба? (разочарование в Наполеоне, смерть жены, разочарование в Сперанском, измена Наташи).
  8. Кстати, а почему вы потеряли Наташу? (В его чувстве больше эгоизма, чем любви).
  9. Где вы встретились с Курагиным, почему не отомстите, как мечталось?
  10.  Как часто вы писали отцу с войны?
  11.  Сколько вам лет, когда вы встречаете Наташу Р.?

Второй агон. (Наполеон(желтая дорожка)).

  1. «Корсиканское чудовище», «французский император», блестящий военачальник. Отзывы разные, а ответ один. Какой?
  2. До похода на Россию где вы набирались опыта?
  3. Согласны ли вы с характеристикой, какую вам дал граф Толстой: ничтожный и бездарный полководец, вам свойственны бессердечность и актерство, презрение к людям? Таковы ли вы на самом деле?
  4. Что вас удивляло в тактике Кутузова в Отечественной Войне 1812г.?(отступал, оставил Москву, не дал генерального сражения)
  5. Почему на Аустерлицком поле вы среди убитых и раненых выделили именно князя Андрея?
  6. Почему же, захватив Москву без боя, вы бросили свою армию и позорно бежали?
  7. Где вы закончили свои дни?
  8. Почему вы были так популярны у молодого поколения России первой половины XIX столетия?
  9. Как вы моментально прославились?

Второй агон. ( Анатоль Курагин (красная дорожка)).

  1. Вы блестящий светский денди, проматывающий в год баснословные деньги отцовского состояния, у вас красавица сестра Элен и идиот брат Ипполит. Вы…
  2. Что вас связывало в начале романа с Пьером Безуховым?
  3. Как вы думаете, какие слухи ходили про вас в свете?
  4. Любая красавица столица готова была вам ответить (и отвечала) взаимностью. Для чего вам нужен был роман с графиней Ростовой?
  5. Расскажите историю вашей женитьбы.

Третий агон. (Пьер(зеленая дорожка)).

  1. «Глупый муж красивой жены», незаконнорожденный сын екатерининского вельможи. Это…
  2. Расскажите немного свою биографию. Она достойна описания.
  3. Чем же вы занимаетесь в Петербурге?
  4. Чем вы встревожили хозяйку салона Анну Павловну Шерер?
  5. Как произошло, ваше сватовство к Элен Курагиной? Неужели она действительно влюбилась в вас без памяти?
  6. Вы человек мирный. Даже не знаете. Как и куда целиться, как же вы посмели вызвать Долохова на дуэль, ведь он  - ваш больший приятель по кутежам?
  7. Что привлекло вас в масонстве и что оттолкнуло?
  8. Что вы испытали в 1812г.? (участие в Бородинском сражении, плен, близость к н-ду)
  9. С кем вы наконец обрели счастье? Сколько у вас детей?
  10. Чем закончились ваши поиски смысла в жизни? Чему вы решили посвятить свою жизнь?

Третий агон. (княжна Марья(желтая дорожка)).

  1. Неуклюжая, с тяжелой походкой, но замечательными лучистыми глазами – такой мы запомнили…
  2. Расскажите о своей жизни в Лысых Горах.
  3. Какое место занимала в вашей жизни религия?(…странники, божьи люди)
  4. Почему вы отказали Анатолию, по вашим верованиям, мужа дает Бог, значит надо его принимать таким, какой он есть. Это что – бунт против Бога?
  5. Как сложились ваши отношения с Наташей Ростовой?
  6. О чем вы просите брата Андрюшу, когда он после измены Наташи идет на войну с французами? (не мстить Анатолию).
  7. Какой по-вашему,  самый тяжелый грех князя Андрея (гордость мысли).
  8. Как вы познакомились с Николаем Ростовым?
  9. Вы счастливы с ним в браке. Но какие поступки мужа вас всегда возмущают?

Третий агон. (Кутузов(красная дорожка)).

  1. Любимый ученик Суворова, «старый хитрый лис», по оценке Наполеона, имеющий … ранен.
  2. Итак, Михаил Илларионович, как вы думаете. Как восприняли в России разные слои общества ваше назначение на пост главнокомандующего?(Светское общество - , Народ - , Передовые люди - )
  3. А зачем оно вам надо было на старости лет рисковать своей репутацией на возглавление русской армии?
  4. Почему вы спали на военном совете перед Аустерлицким сражением, а на совете в Филях бодрствовали?
  5. А как вы объясните свое поведение на Бородинском поле?
  6. Какие люди вам симпатичны и почему? (Багратион, Князь Андрей)

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....

Тест по творчеству А.Н.Островского, 10 класс

В данном тесте содержатся вопросы, касающиеся жизни, творчества писателя  и содержания его пьесы "Гроза"...

Специфика школьного анализа драматического произведения. Изучение творчества А. Н. Островского в 10 классе

Изучение восприятия учащимися содержания пьесы при самостоятельном чтении на первом этапе их знакомства с этим родом литературы показывает почти полное отсутствие умения читать и понимать драматически...

Презентация для учащихся 10 класса по теме "Очерк жизни и творчества А.Н.Островского"

Данная презентация содержит краткий обзор жизни и творчества А.Н.Островского, новаторство драматурга...

Интеллектуальная игра " Умники и умницы " по пьесам А.Н.Островского " Гроза" и " Бесприданница".

Интеллектуальная игра " Умники и умницы" в игровой форме обобщает изученный материала по теме «Жизнь и творчество А.Н.Островского», актуализирует и пополняет знания в области тео...

Интерактивная игра по творчеству А.Н.Островского. Пьесы "Свои люди - сочтёмся!", "Гроза", "Бесприданница". Критика о творчестве драматурга.

Интерактивная игра-урок разработана на основе игры "Своя игра". Можно ипользовать в качестве повторения пройденных тем по творчеству А.Н. Островского. В игре учащиеся вспомнят три пьесы...