Интерактивная игра по творчеству А.Н.Островского. Пьесы "Свои люди - сочтёмся!", "Гроза", "Бесприданница". Критика о творчестве драматурга.
презентация урока для интерактивной доски по литературе (10 класс)

Тимур Кабулов

Интерактивная игра-урок разработана на основе игры "Своя игра". Можно ипользовать в качестве повторения пройденных тем по творчеству А.Н. Островского. 

В игре учащиеся вспомнят три пьесы драматурга, которые включены в школьную программу за 10 класс общеобразовательных и специализированных школ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoya_igra_ostrovskiy.pptx1016.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ДРАМАТУРГА А.Н. ОСТРОВСКОГО С В О Я И Г Р А

Слайд 2

Творчество А.Н. Островского 100 200 300 400 500 Пьеса «Свои люди - сочтемся!» 100 200 300 400 500 Пьеса «Гроза» 100 200 300 400 500 Пьеса «Бесприданница» 100 200 300 400 500 Критики о творчестве А.Н. Островского 100 200 300 400 500

Слайд 3

Творчество А.Н. Островского - 100 - Годы жизни драматурга, в каком городе родился А.Н. Островский? ОТВЕТ

Слайд 4

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Годы жизни: 1823 – 1886 гг., Москва, Российская империя.

Слайд 5

Творчество А.Н. Островского - 200 - Первая пьеса А.Н. Островского, принесшая ему литературную известность? В каком году эта пьеса была издана? ОТВЕТ

Слайд 6

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Пьеса «Свои люди сочтёмся!» («Банкрот»), 1850 год.

Слайд 7

Творчество А.Н. Островского - 300 - Самое известное не драматическое произведение А. Островского, основанное на народной сказке? ОТВЕТ

Слайд 8

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Сказка «Снегурочка»

Слайд 9

Творчество А.Н. Островского - 400 - Назовите 40-ую по счету пьесу Островского. ОТВЕТ

Слайд 10

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Пьеса «Бесприданница»

Слайд 11

Творчество А.Н. Островского - 500 - Почему А.Н. Островского называют «отцом русской драматургии»? Создал театр, где действие развивается в диалогах и монологах персонажей, в них же заложен конфликт между героями - это более тонкий инструмент для познания, изображения человека, мира его чувств, тончайших, неуловимых движений человеческой души.. Первый из русских драматургов вышел за рамки классицизма, разрушил систему «трёх единств: единство места, времени и действия» Драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки и в пьесах изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. ОТВЕТ

Слайд 12

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Почему А.Н. Островского называют «отцом русской драматургии»? Создал театр, где действие развивается в диалогах и монологах персонажей, в них же заложен конфликт между героями - это более тонкий инструмент для познания, изображения человека, мира его чувств, тончайших, неуловимых движений человеческой души.. (А.П. Чехов) «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад». Первый из русских драматургов вышел за рамки классицизма, разрушил систему «трёх единств: единство места, времени и действия». (А.С. Пушкин) «Борис Годунов». Драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки и в пьесах изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. (А.Н. Островский) – все пьесы автора.

Слайд 13

Пьеса «Свои люди – сочтёмся!» - 100 - Назовите положительных героев пьесы ОТВЕТ

Слайд 14

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ В этой пьесе нет положительных героев

Слайд 15

Пьеса «Свои люди – сочтёмся!» - 200 - «Что ж это такое со мной делают? Воспитывали, воспитывали, потом и обанкрутились !» Чьи эти слова? ОТВЕТ

Слайд 16

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Олимпиада Большова (Липочка)

Слайд 17

Пьеса «Свои люди – сочтёмся!» - 300 - С какой целью Самсон Силыч затевает фиктивное банкротство и переписывает всё имущество на Лазаря Подхалюзина. ОТВЕТ

Слайд 18

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Цель банкротства – не отдавать весь долг по кредитам.

Слайд 19

Пьеса «Свои люди – сочтёмся!» - 400 - … - подлый, хитрый человек. Его работники обманывают, обвешивают покупателей в лавках, но он это не только не осуждает, но и приветствует… … - подлый, нечестный человек, "нечистый на руку". Так, например, он советует своим подчиненным-продавцам обманывать, обсчитывать покупателей, когда есть возможность Перед вами два определения персонажей. Определите, кому они принадлежат? ОТВЕТ

Слайд 20

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ … - подлый, хитрый человек. Его работники обманывают, обвешивают покупателей в лавках, но он это не только не осуждает, но и приветствует… ( Самсон Силыч ). … - подлый, нечестный человек, "нечистый на руку". Так, например, он советует своим подчиненным-продавцам обманывать, обсчитывать покупателей, когда есть возможность. ( Лазарь Подхалюзин).

Слайд 21

Пьеса «Свои люди – сочтёмся!» - 500 - Почему у пьесы два названия, объясните. ОТВЕТ

Слайд 22

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Первоначально пьеса имела несколько других названий: "Банкрот" и "Несостоятельный должник", но в печать ушла, якобы по политическим соображениям, с названием "Свои люди -- сочтемся!", именно такую фразу сказал Подхалюзин Большову.

Слайд 23

Пьеса «Гроза» - 100 - В каком городе развиваются события пьесы? ОТВЕТ

Слайд 24

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ В вымышленном городе Калинове, на берегу Волги

Слайд 25

Пьеса «Гроза» - 200 - Этот персонаж любуется видом на Волгу в начале пьесы. Один из положительных персонажей пьесы. Кто это? Чем занимается? ОТВЕТ

Слайд 26

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Кулигин является одним из жителей города Калинов. Ему около 50 лет. Кулигин - мещанин, простой человек, механик и часовщик-самоучка. Он мечтает изобрести "вечный двигатель", или перпетуум-мобиле (от лат. perpetuum mobile ). Он в душе поэт, любит природу и ценит красоту окружающего мира. Кулигин читает книги, любит поговорить на разные темы и поделиться своей мудростью с другими.

Слайд 27

Пьеса «Гроза» - 300 - Сколько дней проходит между третьим и четвертым действиями? ОТВЕТ

Слайд 28

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ 10 дней

Слайд 29

Пьеса «Гроза» - 400 - Основной конфликт в пьесе? Чем он завершается? ОТВЕТ

Слайд 30

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Конфликт между Катериной и «тёмным царством» в лице Кабановой, Дикого и прочих жителей города. Конфликт разрешается самоубийством Катерины.

Слайд 31

Пьеса «Гроза» К О Т В МЕШКЕ

Слайд 32

Пьеса «Гроза» - 500 - Основные действующие лица пьесы. Фамилии или имена и род деятельности! ОТВЕТ

Слайд 33

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Савел Прокофьевич Дико́й , купец, значительное лицо в городе. Борис Григорьевич , племянник его, молодой человек, порядочно образованный. Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха ), богатая купчиха, вдова. Тихон Иваныч Кабанов , ее сын. Катерина , жена его. Варвара, сестра Тихона. Кулигин , мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Ваня Кудряш , молодой человек, конторщик Дикова. Шапкин, мещанин. Феклуша , странница. Глаша, девка в доме Кабановой. Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая. Городские жители обоего пола.

Слайд 34

Пьеса «Бесприданница» - 100 - В каком городе развиваются события пьесы? Где он находится? ОТВЕТ

Слайд 35

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ В вымышленном городе Бряхимове , на реке Волга.

Слайд 36

Пьеса «Бесприданница» - 200 - Перечислите мужские персонажи пьесы и род деятельности этих героев ОТВЕТ

Слайд 37

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Мокий Парменыч Кнуров , из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием. Василий Данилыч Вожеватов , очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец. Юлий Капитоныч Карандышев , молодой человек, небогатый чиновник. Сергей Сергеич Паратов , блестящий барин, из судохозяев , лет за 30.

Слайд 38

Пьеса «Бесприданница» - 300 - Выберите из приведенных вариантов темы и проблемы, которые не затрагивал драматург в пьесе: 1. Положение женщины в обществе; 2. Социальное неравенство; 3. Положение крестьян в Российской империи; 4. Нравственные ценности; 5. Проблема крестьянских детей; 6. Пути развития общества; 7. Проблемы провинциальной России. ОТВЕТ

Слайд 39

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ 1. Положение женщины в обществе; 2. Социальное неравенство; 3. Положение крестьян в Российской империи; 4. Нравственные ценности; 5. Проблема крестьянских детей; 6. Пути развития общества; 7. Проблемы провинциальной России.

Слайд 40

Пьеса «Бесприданница» - 400 - По какой причине Сергей Сергеевич Паратов решает «наказать» Карандышева? ОТВЕТ

Слайд 41

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Поводом послужил спор между Паратовым и Карандышевым. Реальная причина – унизить Карандышева, за то что, осмелился жениться на дворянке. За то, что Карандышев решил: он ровня дворянам, купцам, промышленникам.

Слайд 42

Пьеса «Бесприданница» - 500 - Образ Ларисы Огудаловой . Расскажите о ней: характер, её мечты, внешность, чего она хочет от жизни. ОТВЕТ

Слайд 43

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Лариса Дмитриевна Огудалова – молодая бедная дворянка, красивая и образованная девушка. Лариса – тонкая, чувствительная натура. У нее много поклонников, но мало кто предлагает ей выйти замуж. Лариса влюблена в Паратова , но тот не собирается на ней жениться. В отчаянии она соглашается выйти замуж за господина Карандышева.

Слайд 44

Критики о творчестве А.Н. Островского - 100 - Как называются статьи Добролюбова и Писарева на пьесы А.Н. Островского? Когда они были написаны? ОТВЕТ

Слайд 45

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ «Тёмное царство»(1859), «Луч света в тёмном царстве»(1860) Н.А. Добролюбова «Мотивы русской драмы»(1864) - Д.И. Писарева.

Слайд 46

Критики о творчестве А.Н. Островского - 200 - Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я поставил нумер четвертый»… Чьи эти слова? ОТВЕТ

Слайд 47

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Писатель, издатель В. Ф. Одоевский

Слайд 48

Критики о творчестве А.Н. Островского - 300 - "Интрига комедии г. Островского - совершенство по замыслу и по блеску исполнения. Она истинна, проста, всеми сторонами соприкасается действительной жизни, без усилия принимает в себя несколько комических и характерных эпизодов, обнимает собою значительнейшие моменты в быте русского торгового класса, ни на один миг не замедляется в своем течении, вполне захватывает собой внимание читателя и, наконец, на последних страницах произведения, как громовым ударом, разражается катастрофой, в которой не знаешь, чему более удивляться - потрясающему ли драматизму положений, или простоте средств, какими этот драматизм достигнут. Оттого вся драма, взятая в целости, производит впечатление, какое только могут производить первоклассные творения.« Чьи эти слова? ОТВЕТ

Слайд 49

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ критик А. В. Дружинин, Сочинения Островского, «Библиотека для чтения», 1859 г.

Слайд 50

Критики о творчестве А.Н. Островского - 400 - "Все мое внимание и все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года тому назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю кончить ее в этом же году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет … … мое оригинальное произведение»… … «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «…….» лучшим из всех моих произведений." О какой пьесе говорит А.Н. Островский ОТВЕТ

Слайд 51

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Пьеса «Бесприданница»

Слайд 52

Критики о творчестве А.Н. Островского - 500 - Кто из критиков считал Катерину светлым пятном, лучом света в тёмном царстве. Идеализирует образ Катерины и находит вполне оправданным её самоубийство? Критик и статья. Какой критик высказал противоположную вышеуказанному тексту мысль, что Катерина совершает опрометчивый поступок, под влиянием мелких, не столь важных причин, что Катерина не герой, идеализация её ошибочна. Критик и статья. ОТВЕТ

Слайд 53

НАЗАД ВЫХОД ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Кто из критиков считал Катерину светлым пятном, лучом света в тёмном царстве. Идеализирует образ Катерины и находит вполне оправданным её самоубийство? Добролюбов «Луч света в тёмном царстве» Какой критик высказал противоположную вышеуказанному тексту мысль, что Катерина совершает опрометчивый поступок, под влиянием мелких, не столь важных причин, что Катерина не герой, идеализация её ошибочна. Писарев «Мотивы русской драмы»

Слайд 54

ПРОЙТИ ЗАНОВО ВЫХОД СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ИГРЕ!

Слайд 55

ВЫХОД Для создания вопросов были использованы материалы со следующих ресурсов: http://az.lib.ru/ https://www.literaturus.ru/ Литература. 10 класс. В 2 ч. Миркурбанов Н.М., Голева Г.Ф. Ташкент: 2017: - Ч.1 Автор – составитель игры: Т.Кабулов , преподаватель русского языка и литературы. АЛ УМЭД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-педмастерская "Поговорим о странностях любви"( по пьесам А.Н.Островского "Гроза", "Бесприданница"

Урок литературы в 10 классе в системе уроков по творчеству А.Н.Островского построен по типу французской педмастерской. На уроке используется материал пьес "Гроза", "Бесприданница" для повторения и обо...

А.Н.Островский «Свои люди - сочтёмся!»

Работа ставит своей целью познакомить учащихся с началом творческого пути А.Н.Островского, с историей создания пьесы «Свои люди - сочтёмся!» на уроках литературы в 9 классе....

А.Н.Островский "Свои люди-сочтёмся!"

Тест даёт возможность проверить знания старшеклассников по пьесе Островского на уроке литературы, не затрачивая на проверку большого количества времени. Тестовое задание мобильно. По мере необходимост...

Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....