Методическая разработка на тему: "Социальные и философские основы бунта Раскольникова". Разработчик: Брюшинина Лариса Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы. ГБПОУ "Троицкий технологический техникум".
план-конспект занятия по литературе (10, 11 класс)

Брюшинина Лариса Юрьевна

Данный учебный материал может использоваться на занятиях по литературе, посвященных роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Разработка содержит подробный конспект и презентацию к занятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподаватель: Брюшинина Лариса Юрьевна

Тема урока: Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.

Цели урока:

Обучающая: формирование у обучающихся понимания социальных и философских истоков бунта Раскольникова, обоснование несостоятельности индивидуалистической теории главного героя, раскрытие ее антигуманной, безнравственной сущности

Развивающая: совершенствование навыков логического мышления, развитие познавательной деятельности, совершенствование речи обучающихся

Воспитательная: осознание влияния на человека внешних условий, воспитание непримиримости к антигуманным поступкам, формирование ответственного отношения к соблюдению нравственных норм и законов государства.

Тип урока: комбинированный.

Оснащение урока: тест на закрепление материала предыдущего занятия, отрывки из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», задание на закрепление, ноутбук, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, перекличка.

II. 1. Тестирование по вариантам на закрепление материала предыдущего занятия.

1 вариант.

1. Какое училище закончил Достоевский?

а) медицинское

б) текстильное

в) музыкальное

г) инженерное

2. С переводом какой повести О. де Бальзака Достоевский вступил на литературное поприще в 1844 году?

а) «Евгения Гранде»

б) «Гобсек»

в) «Шагреневая кожа»

г) «Утраченные иллюзии»

3. За что был арестован Достоевский году?

а) за участие в обществе петрашевцев

б) за написание антиправительственной статьи

в) за шпионаж в пользу Франции

г) за отказ доносить на товарищей по литературному кружку

4.  Какие журналы издавал Достоевский совместно с братом?

а) «Вестник Европы» и «Современник»

б) «Русский вестник» и «Беседа»

в) «Время» и «Эпоха»

г) «Отечественные записки» и «Библиотека для чтения»

5. Смерть каких близких людей пережил писатель в 1864 году?

а) сестры и матери

б) брата и жены

в) матери и отца

г) брата и сестры

6. Образ какого города рисует Достоевский в романе «Преступление и наказание»?

а) Петербург

б) Москва

в) Саратов

г) Волгоград

7. Почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы?

а) хочет отомстить старухе за свое положение

б) хочет обогатиться с помощью ее денег

в) хочет вернуть колечко сестры

г) хочет проверить свою теорию: к какому

разряду людей он принадлежит

8. Какое орудие убийства выбрал герой романа?

а) нож

б) топор

в) веревку

г) камень

9. Почему Раскольников не воспользовался награбленным?

а) забыл место, где спрятал добычу

б) в спешке забыл узелок с деньгами

в) деньги не были главной целью преступления

г) кто-то украл ценности из тайника

9. Какой конфликт является основным в романе?

а) социальный (Раскольников – старуха процентщица)

б) психологический (Раскольников – Порфирий Петрович)

в) идейный (Раскольников – Соня Мармеладова)

г) внутренний (происходящий в душе героя)

2 вариант

1.  Кто из родственников был для Достоевского самым близким?

а) отец

б) брат

в) дядя

г) тетя

2. С каким произведением состоялся триумфальный дебют писателя?

а) «Двойник»

б) «Мария Стюарт»

в) «Борис Годунов»

г) «Бедные люди»

3. В кружок какого критика какое-то время был вхож Достоевский?

а) Добролюбов

б) Анненков

в) Белинский

г) Писарев

4. Какое страшное событие пережил писатель, находясь под арестом?

а) смерть отца и матери

б) приговор к расстрелу, а затем замену его на 4 года каторги

в) казнь своих братьев и сестёр

г) убийство жены

5. Какое произведение печатал Достоевский на страницах журнала, выпускаемого вместе с братом?

а) «Двойник»

б) «Идиот»

в) «Бесы»

г) «Униженные и оскорбленные»

6. Кем был Раскольников до событий, описываемых в романе?

а) маляром

б) студентом

в) преподавателем университета

г) следователем

7. Все человечество герой «Преступления и наказания разделяет на два разряда: «собственно люди» и…

а) «твари дрожащие»

б) «нелюди»

в) «животные»

г) «недостойные существа»

8. Как Раскольников именует людей, подобных старухе-процентщице?

а) «блоха»

б) «клоп»

в) «таракан»

г) «вошь»

9. Кого убил герой помимо старухи?

а) ее брата

б) ее сестру

в) ее подругу

г) ее племянницу

10. Какой конфликт является основным в романе?

а) социальный (Раскольников – старуха процентщица)

б) психологический (Раскольников – Порфирий Петрович)

в) идейный (Раскольников – Соня Мармеладова)

г) внутренний (происходящий в душе героя)

2. На экране выводятся ответы на тест и критерии оценивания. Обучающиеся обмениваются работами, производят взаимопроверку и сдают работы.

Ответы:

1 вариант: 1г, 2а, 3а, 4в, 5б, 6а, 7г, 8б, 9в, 10г

2 вариант: 1б, 2г, 3в, 4б, 5г, 6б, 7а, 8г, 9б, 10г

Критерии оценивания: 5-6 правильных ответов – оценка 3

                                       7-8 правильных ответов – оценка 4

                                       9-10 правильных ответов – оценка 5

III. Актуализация знаний.

1. На прошлом занятии мы начали знакомство с романом Достоевского, по праву считающимся одним из лучших его произведений. Как называется этот роман?

Ответ: «Преступление и наказание»

В центре внимания писателя в данном произведении – страшная действительность России середины XIX века, наполненная жестокостью и социальной несправедливостью. Скажите, как называется такое направление в литературе, изображающее действительность без прикрас?

Ответ: реализм

В этих мрачных условиях и предстает перед нами главный герой произведения. Как его зовут?

Ответ: Родион Раскольников

В ходе предыдущего занятия была затронута теория Родиона Раскольникова. Поясните, в чем суть данной теории?

Ответ: Суть теории сводится к тому, что, по мнению главного героя, всех людей можно разделить на два вида:

- «низшие люди», «вши», «твари дрожащие», то есть обычные, заурядные люди, которые годятся только для зарождения себе подобных («материал», по словам Раскольникова). Эти люди послушны и консервативны.

- «собственно люди», «пророки», творцы истории, то есть выдающиеся люди, «Наполеоны», которые двигают мир. Они во имя лучшего могут преступить закон и даже «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».

Что совершил главный герой, желая проверить, к какому разряду относится он сам?

Ответ: убил топором старуху-процентщицу и ее сестру, случайно оказавшуюся дома.

Вы уже знаете о теории Родиона Раскольникова и о страшном преступлении, которое он совершил. А известны ли вам истоки такого бунта против общества главного героя? (на экране выведены определения слов «истоки» и «бунт»)

Ответ: нет

Исходя из этого, как вы думаете, что мы будем разбирать сегодня на занятии?

Ответ: истоки бунта Раскольникова.

Совершенно верно. Как вы знаете, любой человек живет в обществе, которое безусловно влияет на него. Как называется общество по-другому?

Ответ: социум

Соответственно причины, связанные с социумом, называются…

Ответ: социальные

Теория Раскольникова содержит в себе глубокую идею, его мировоззренческую концепцию (пусть и абсолютно неверную), то есть определенную философию. Исходя из этого, причины, уходящие корнями в мировоззренческие вопросы, называются…

Ответ: философские

IV. Раскрытие темы и целей урока.

Таким образом, мы перешли к теме нашего занятия: «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова». (Тема выводится на экран)

(Обучающиеся открывают тетради, записывают число и тему занятия)

Цели занятия (выводятся на экран):

- формирование у обучающихся понимания социальных и философских истоков бунта Раскольникова,

- обоснование несостоятельности индивидуалистической теории главного героя, раскрытие ее антигуманной, безнравственной сущности.

V. Первичное усвоение знаний.

Роман Ф. М. Достоевского можно назвать одним из самых сложных произведений русской классической литературы. Автор талантливо отразил потрясения и терзания главных героев, которые не могут не взволновать человека. Конечно же это очень страшно, когда у человека возникают идеи, подобные теории Раскольникова. И не стоит думать, что это всего лишь вымысел или события дней минувших. За последние годы в стране колоссально вырос уровень убийств, совершенных на бытовой почве. И все это — из-за отсутствия морального стержня у людей, жизнью доведенных до крайности.

Даже если преступные деяния совершаются ради благих целей, все равно ответственности не избежать. Идея, которую проповедует Достоевский в романе, актуальна и по сей день.

Роман «Преступление и наказание» не просто рассказывает нам о судьбах героев, он обличает самые гнусные пороки общества, помогает понять, что есть нравственность и духовность, что они ценны в мире.

1. Характеристика Раскольникова.

Вы уже знаете, что роман «Преступление и наказание» относится к реализму. Соответственно, главный герой является собирательным образом молодого человека из бедного дворянства того времени, а также он имеет вполне конкретные прототипы.

Сообщение обучающегося: Реальный прототип образа Раскольникова — приказчик Герасим Чистов, раскольник 27 лет, убивший топором в январе 1865 г. в Москве двух старух (кухарку и прачку) с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. Из железного сундука были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. Убитые были найдены в разных комнатах в лужах крови (газета «Голос» 1865, 7-13 сентября). Другой прототип — А.Т. Неофитов, московский профессор всеобщей истории, родственник по материнской линии тетки Достоевского купчихи А.Ф. Куманиной и наряду с Достоевским один из ее наследников. Неофитов проходил по делу подделывателей билетов 5%-ного внутреннего займа (ср. мотив мгновенного обогащения в сознании Р.). Третий прототип — французский преступник Пьер Франсуа Ласенер, для которого убить человека было то же, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами (изложение процесса Ласенера 1830-х годов на страницах журнала Достоевского «Время», 1861, №2).

От какого слова происходит фамилия Раскольникова?

Ответ: «раскол», «раскольник»

Как вы думаете, почему он носит такую фамилию?

Ответ: т.к. в его жизни происходит раскол

На экран выводится схема:

                                                             РАСКОЛ

                                 внутренний                             с обществом

Портретная характеристика: «…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.»

На экран выводится портрет Раскольникова из фильма и описание.

2. Социальные истоки бунта Раскольникова

(На партах у обучающихся отрывки из романа)

- Обучающийся 1 читает вслух отрывок «Описание Петербурга»: «…духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу... Нестерпимая же вонь из распивочных … и пьяные …  довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека.»

Такова была обстановка бедных районов Петербурга. Какие впечатление вызвало у вас это описание? Влияет ли подобная обстановка на образ мысли человека? Таким образом, первая причина: гнетущая обстановка Петербурга

1) Гнетущая обстановка Петербурга (на экране выводится слайд)

- Обучающийся 2 читает вслух отрывок «Описание героя»: «…он очень слаб: второй день, как уж он почти совсем ничего не ел.

Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.

Шляпа эта была высокая, круглая, …. , но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону.»

Описание каморки: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, … ; и, наконец, неуклюжая большая софа, … , когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях…»

О чем говорит нам этот отрывок? В каком положении находится герой? Исходя из этого, какова вторая причина бунта Раскольникова? (обучающиеся отвечают)

2) «он был задавлен бедностью» (на экране выводится слайд)

- Слово преподавателя: В распивочной Раскольников знакомится с Мармеладовым, который рассказывает ему свою историю. Мармеладов - став нищим, оскорблен тем, что не может найти работу, обеспечить семью, чувствовать себя уважаемым человеком; не найдя работы, чтобы облегчить душевные страдания, начинает пить и спивается; нищета и трудности ослабили его волю, лишили надежды; изменяется сознание Мармеладова, и он совершает то, чего раньше никогда бы не сделал - крадет вещи из дома, пускает семью по миру; и как следствие - дочь отправляет на панель и не стесняется уже жить за ее счет, на деньги, заработанные ее страшным «трудом». Это его тягчайшее нравственное преступление. Раскольников ведет пьяного Мармеладова домой, где при нем случается семейная ссора. Он отдает нищему семейству едва ли не последние копейки. Позже, выйдя, сам с собой рассуждает о роде человеческом.

Обучающийся 3 читает вслух отрывок «Впечатление от знакомства с Мармеладовым»: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец человек привыкает!»

Он задумался.

– Ну, а коли я соврал, – воскликнул он вдруг невольно, – коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род, то есть человеческий, то значит, что остальное все – предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!..»

О чем рассуждает Раскольников? В чем убеждается? Соответственно, знакомство с Мармеладовым является третьей причиной.

        3) Знакомство с Мармеладовым (на экране выводится слайд)

- Слово преподавателя: Несколько позже Раскольников получает письмо от матери. Мать сообщала, что его сестра Дуня больше не работает гувернанткой в доме господ Свидригайловых, поскольку господин Свидригайлов воспылал к ней страстью и хотел сделать своей любовницей. Жена его, Марфа Петровна, случайно прочитав письмо мужа к Дуне, обвинила девушку в недостойном поведении и выгнала с позором. Но Свидригайлов чуть позже показал жене письмо, в котором Дуня просила его прекратить домогательства.

Честь девушки была восстановлена, к ней даже посватался надворный советник Петр Петрович Лужин, человек благонадежный и обеспеченный. Матери он, правда, показался резким, потому как заявил, что желает жениться на девушке честной, но без приданого, чтобы та считала мужа благодетелем. Перед тем как ответить Лужину на предложение, Дуня не спала и молилась всю ночь, а наутро объявила матери, что решилась.

Еще мать писала. что Петр Петрович направился в Петербург, где может быть полезен сыну в его карьере. Кроме того, они с Дуней надеются, что Лужин поможет Раскольникову деньгами, чтобы тот мог продолжать учебу в университете, хотя об этом они ему еще не говорили. Сейчас они обе собираются в Петербург, где и состоится венчание.

Раскольников читал это письмо, и лицо его было мокрым от слез. Потом ему стало душно, он вышел на улицу и направился куда глаза глядят. Он понимает, что Дуня хочет пожертвовать собой только ради него, и все тверже убеждается в своем намерении, желая освободить сестру.

Письмо от матери выводит Раскольникова из состояния «нерешительности» и подталкивает к принятию ужасного решения.

Таким образом, четвертая причина: письмо от матери.

4) Письмо от матери (на экране выводится слайд)

- Слово преподавателя: Прочитав письмо, Раскольников отправляется бродить по улицам. Там он встречает пьяную девочку, совсем молоденькую лет 15, и по ее растрепанному виду понимает, что кто-то специально напоил ее и воспользовался. Так же он замечает следящего за девочкой господина, который по всей видимости также хочет ею воспользоваться. Раскольников возмущен этой ситуации и зовет на помощь городового, чтобы тот помог добраться девочке домой, и даже отдает ему последние копейки. А потом неожиданно теряет к происходящему интерес и садится на скамью.

Обучающийся 4 зачитывает вслух отрывок «Встреча с пьяной обесчещенной девочкой»: «– Бедная девочка! – сказал он, посмотрев в опустевший угол скамьи. – Очнется, поплачет, потом мать узнает… Сначала прибьет, а потом высечет, больно и с позором, пожалуй и сгонит… А не сгонит, так все-таки пронюхают Дарьи Францовны, и начнет шмыгать моя девочка, туда да сюда… Потом тотчас больница (и это всегда у тех, которые у матерей живут очень честных и тихонько от них пошаливают), ну а там… а там опять больница… вино… кабаки… и еще больница… года через два-три – калека, итого житья ее девятнадцать аль восемнадцать лет от роду всего-с… Разве я таких не видал? А как они делались? Да вот всё так и делались… Тьфу! А пусть! Это, говорят, так и следует… Такой процент, говорят, должен уходить каждый год… куда-то… к черту, должно быть, чтоб остальных освежать и им не мешать. Процент! Славные, право, у них эти словечки: они такие успокоительные, научные. Сказано: процент, стало быть, и тревожиться нечего. Вот если бы другое слово, ну тогда… было бы, может быть, беспокойнее… А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадет!.. Не в тот, так в другой?..»

О чем рассуждает Раскольников, сидя на скамье? Какая ужасная мысль о судьбе его сестры приходит ему в голову? Исходя из этого пятая причина: встреча с пьяной обесчещенной девочкой.

5. Встреча с пьяной обесчещенной девочкой (на экране выводится слайд)

- Слово преподавателя: говоря об истоках бунта Раскольникова, необходимо разобрать и сцену, где главный герой стал невольным слушателем разговора в трактире. Студент и офицер рассуждают как раз о старухе-процентщице. Студент говорит, что старуха эта ничтожная и никому не нужная и что убить такую можно без зазрения совести, забрать ее деньги, а уж потом отдать себя на служение человечеству. На вопрос офицера отвечает, что сам он, конечно же не убил бы, а говорит так, для справедливости.

Обучающийся 5 читает вслух отрывок «О разговоре студента и офицера в трактире».

«Раскольников был в чрезвычайном волнении. Конечно, все это были самые обыкновенные и самые частые, не раз уже слышанные им, в других только формах и на другие темы, молодые разговоры и мысли. Но почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в собственной голове его только что зародились… такие же точно мысли? И почему именно сейчас, как только он вынес зародыш своей мысли от старухи, как раз и попадает он на разговор о старухе?.. Странным всегда казалось ему это совпадение. Этот ничтожный трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела: как будто действительно было тут какое-то предопределение, указание…»

Почему Раскольникова взволновал подслушанный разговор? Шестая причина: разговор студента и офицера в трактире.

6) Разговор студента и офицера в трактире (на экране выводится слайд).

Слово преподавателя: Таковы социальные истоки бунта Раскольникова.

3. Философские истоки бунта Раскольникова.

Рассматривая последнюю причину, мы подошли к раскрытию истоков философских. Раскольникова не напрасно поражает разговор офицера и студента. Ведь их речи совпадают с его собственной теорией. Вспомним, что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс. Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов. Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они «право имеющие». Остальная масса людей – материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных».

Так откуда же возникла его теория?

1) угнетение и подавление личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия

2) брожение в обществе того времени бунтарских идей

3) нигилизм

(На экран выводится слайд)

Теория Раскольникова носит антигуманный характер, т.к. оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие, произвол, убийство. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы.

Мысль о праве сильной личности родила у Родиона желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решил проверить себя – кто он? Убийство – своеобразная проверка героя: способен ли он «преступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих», переступить через кровь «по совести».

Согласны ли вы с теорией Раскольникова?

VI. Первичная проверка понимания.

1. Назовите причины преступления, совершенного Раскольниковым.

2. Сформулируйте сжато идею Раскольникова о праве сильной личности.

VII. Первичное закрепление.

Игра на закрепление: обучающиеся делятся на 3 команды. Им раздаются карточки с наименованием причин бунта и плакат с типами причин (социальные и философские). Обучающимся необходимо вклеить причины под соответствующий тип. Каждая команда представляет свой плакат.

VIII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Обсуждение готовых плакатов команд.

IX. Подведение итогов занятия.

Проверка выполнения целей занятия.

Выставление оценок.

X. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о двойниках Раскольникова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ответы на тест. 1 вариант: 1г, 2а, 3а, 4в, 5б, 6а, 7г, 8б, 9в, 10г 2 вариант: 1б, 2г, 3в, 4б, 5г, 6б, 7а, 8г, 9б, 10г Критерии оценивания: 5-6 правильных ответов – оценка 3 7-8 правильных ответов – оценка 4 9-10 правильных ответов – оценка 5

Слайд 2

Истоки – причины, основы чего-либо. Бунт – проявление неповиновения, непокорности, несогласия .

Слайд 3

Тема занятия: Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.

Слайд 4

Цели занятия: Формирование у обучающихся понимания социальных и философских истоков бунта Раскольникова. Обоснование несостоятельности индивидуалистической теории главного героя, раскрытие ее антигуманной, безнравственной сущности

Слайд 5

Раскольников Раскол внутренний с обществом

Слайд 6

«…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.»

Слайд 7

Социальные истоки бунта Раскольникова. 1. Гнетущая обстановка Петербурга . картины бедных районов Петербурга

Слайд 8

Социальные истоки бунта Раскольникова. 2. «Он был задавлен бедностью». Каморка Раскольникова

Слайд 9

Социальные истоки бунта Раскольникова. 3. Встреча с Мармеладовым. Мармеладов (слева) семья Мармеладова Катерина Ивановна (жена Мармеладова)

Слайд 10

Социальные истоки бунта Раскольникова. 3. Письмо от матери. Раскольников целует письмо Пульхерия Александровна (мать Раскольникова) Дуня (сестра Раскольникова)

Слайд 11

Социальные истоки бунта Раскольникова. 5. Встреча с пьяной обесчещенной девочкой. на скамье

Слайд 12

Социальные истоки бунта Раскольникова. 6. Разговор студента и офицера в трактире. в распивочной

Слайд 13

Философские истоки бунта Раскольникова 1. Угнетение и подавление личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия. 2. Брожение в обществе того времени бунтарских идей. 3. Нигилизм.

Слайд 14

Задание на закрепление. Наклеить карточки с причинами бунта в соответствующие колонки Социальные причины Философские причины

Слайд 15

Домашнее задание Подготовить рассказ о двойниках Раскольникова .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня преподавателя русского языка и литературы Асхадуллиной Гульнар Мансуровны

Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Стратегические ...

методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.

Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...

Видеоурок по творчеству А.П.Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М. (15.10.2015)

Видеоурок по творчеству А.П.Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М. (15.10.2015)Полное видео = http://www.youtube.com/watch?v=JldBE9ltV-...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня преподавателя русского языка и литературы Корниловой Светланы Семеновны

Индивидуальный план работы  по повышению профессионального уровня преподавателя русского языка и литературы Корниловой Светланы Семеновны...

Доклад на заседании Саратовского областного методического объединения преподавателей русского языка и литературы «Развитие поэтических способностей у студентов колледжа»

С этим докладом я выступила на заседании Саратовского областного методического объединения преподавателей русского языка и литературы в 15 сентября 2017 года.Литература и искусство в России всегда в ц...