методическая разработка урока "Урок мужества" 7 класс
методическая разработка по литературе (7 класс)

Иванова Елена Михайловна

урок мужества "Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, О.Берггольц, А.Твардовского и др.".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pobedy.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Тулуна

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Методическая разработка урока литературы

7 класс

                 

Тема:

Трудности и радости грозных лет Великой Отечественной войны в стихотворениях  А.А. Ахматовой,  О.Ф. Берггольц,  А.Т. Твардовского, К.М. Симонова

                   

2019


Тема: Трудности и радости грозных лет Великой Отечественной войны в стихотворениях  А.А. Ахматовой,  О.Ф. Берггольц,  А.Т. Твардовского, К.М. Симонова

Цель:  

- ознакомление учащихся с особенностями лирических произведений о Великой Отечественной  войне;  особой ролью поэзии военных лет; подготовка интервью с поэтом- участником Великой Отечественной войны.

Задачи:

Предметные:

- познакомиться  с биографией поэтов военной поры, формировать умение выразительно читать стихотворение  патриотического направления; учиться составлять вопросы для интервью с «поэтом»;

Личностные:

- осознавать трудности, с которыми сталкивались люди в военную годину: воспитывать чувство гордости за Великую Победу, патриотизм;

Метапредметные:

Познавательные:-

-учиться анализировать поэтический текст, материал, необходимый для рассказа. Обобщать;

Регулятивные:

-уметь управлять своей деятельностью; составлять презентацию, планировать алгоритм выступления группы; контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности;

Коммуникативные:

-учиться работать в группе; строить монологическое высказывание; слушать выступающих; преодолевать страх выступления перед аудиторией.

-

Оборудование: презентации для выступления групп, иллюстрации, книжка-раскладушка с фотографиями поэтов и их краткой биографией, отрывками из стихотворений; плакаты для кластеров; цветной мел для написания слов «трудности» -темного цвета, «радости»-оранжевого, остальные слова темы – белого цвета;

- оформление стола, за которым сидят учащиеся группы: 2-х цветов скатерти –темного и светлого разделяют стол на 2 половины, также находятся портреты писателей которых должна рассказывать группа, книги со стихами;

- листы с фамилиями учащихся для оценки и самооценки, небольшой листок для написания SMS, карточка с домашним  заданием для каждого учащегося.

( на доске записана тема, но слова  «Трудности» и «Радости» закрыты – их учащиеся будут определять самостоятельно)

Тип урока: информационно-творческий проект

Форма : групповая

Используемые технологии:

-технология критического мышления;

-педагогика сотрудничества;

-информационно – коммуникационные

                                                 СТРУКТУРА  УРОКА

1. Вызов.

Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Проверьте свои рабочие места. Все ли необходимое для сегодняшнего урока у вас имеется на столах: ручки, листы, стихи, презентации, костюмы. Поднимите руки, если готовы. Итак, начинаем наш урок.

-Ребята, сегодня мы проведем не обычный урок, а какой – определите сами. Я прочитаю вам несколько отрывков из стихотворений.

Муса Джалиль          Умирая, не умрет герой-

                                   Мужество останется в веках.

                                   Имя прославляй своей борьбой,

                                   Чтоб оно не молкло на устах.

Анна Ахматова                       Мы знаем, что ныне лежит на весах

                                                 И что совершается ныне.

                                                 Час мужества пробил на наших ,

                                                 И мужество нас не покинет.

- Это урок Мужества (отвечают ребята)  учитель на доске открывает это слово).

-С каким, самым жестоким, самым трудным периодом в жизни нашей страны  связано это слово?  

( период Великой Отечественной войны)

-Урок связан с темой  Великой Отечественной войны. Мы будем говорить о поэзии военных лет. А как вы думаете, какая тема была самой насущной, самой волнующей в поэзии этого периода? Чему поэты посвящали свои стихи?

-(это Победа  и тяжесть военных лет) (отвечают ребята)

-Ребята, у вас и столы сегодня оформлены необычно: 2 цвета - темный и светлый-делят их пополам, на доске 2 иллюстрации ( на одной- изображение Победного салюта, на другой – оборонительные сооружения), которые тоже отражают 2 противоположности. Что это символизирует? С какими моментами это связано?

 - Салют – это Победа – радость, счастье, а военные действия, оборона – это тяжесть, неимоверные трудности (отвечают ребята)  ( учитель под двумя иллюстрациями подписывает слова: «трудности», «радости».

- Определите тему урока ( ребята отвечают, учитель открывает все закрытые на доске слова ).

-Как вы думаете, ребята, а поэзия сыграла  какую-то роль  в приближении Победы, в преодолении трудностей?

-Конечно, да!

-Какова цель урока?

-Определить роль поэзии военных лет в преодолении трудностей военного лихолетья и в приближении Победы, в поддержке духа людей ( отвечают дети).

-Запишите тему урока (на доске тема).

2. Осмысление.

Сегодня, ребята, вы  работаете в группах. Каждой группой была проделана основная часть работы по подготовке к этому уроку самостоятельно: отобран материал по биографии поэта,  подготовлены к почтению стихи; созданы презентации, распределены роли и очередность выступления и задания.

Ваше выступление должно отразить несколько этапов:

  1. Рассказ о военной биографии поэта.
  2. Чтение стихов или фрагментов из произведений.
  3. Вопросы для  интервью с поэтом (стилизация)

Все остальное - это ваше творчество (т.е. каждая группа может по-своему представить поэта и его творчество ( несколько стихов военной тематики, в которых нашли отражение трудности и радости военной поры).

По окончании своего выступления каждая группа дополняет кластеры «Трудности» и «Радости» ( на доске).

После выступления вы оцените выступления каждой из групп, дадите оценку себе (насколько каждый из вас плодотворно потрудился), а также руководитель группы оценит работу каждого участника.

Сейчас 5 минут на подготовку к выступлению ( учитель включает тихую музыку, пока команды готовятся).

Слово учителя.

-Годы Великой Отечественной войны никогда не изгладятся из народной памяти. Эта война против гитлеровской Германии была священной, освободительной и общенародной. Победа была завоевана ценой величайших лишений и жертв, ценой самоотверженного подвига на фронте и в тылу. Литература тех  лет была духовным оружием, воспитывала патриотизм, прославляла героев, укрепляла веру в Победу. А поэзия приобрела особое значение, потому что быстро откликалась  на все события и в яркой, образной форме выражала чувства и настроения каждого человека. Стихи легко запоминались и часто превращались в песни.

Навсегда вошли в историю литературы имена поэтов военной поры: А.А.Ахматовой, Е.М.Винокурова, С.П.Гудзенко, Ю.В.Друниной, М.В.Исаковского, А.Т.Твардовского, А.А.Сурковаи многих других.

К сегодняшнему уроку вы  готовили рассказ об одном из этих поэтов.

Послушаем, что вы приготовили.

Выступление групп ( по 6 человек)

Первая группа рассказывает об А.А.Ахматовой .

  1. Краткий рассказ о биографии Анны Андреевны периода Великой Отечественной войны, сопровождающийся показом нескольких слайдов об этом периоде.
  2. Чтение стихотворений «Мужество».
  3. Интервью с поэтом (стилизация:  девочка, одетая в стиле 40-х годов представляет А.А.Ахматову. Ей задает вопросы наша современница – не более 3-х.) Основная задача этого этапа – учиться «брать» интервью, составлять и задавать вопросы.

 Стихотворение «Клятва» читает «сама Ахматова и говорит о том, что она посвящает его всем ждущим кого-то людям»

  1. Руководитель группы пишет в кластеры слова: «трудности» - испытания, жестокость времени, «радости» - вера в Победу, укрепление боевого духа людей.

Вторая группа свое выступление готовила об О.Ф.Берггольц.

  1. Краткий рассказ о военной биографии Ольги Федоровны ( показ небольшой презентации, сопровождающей рассказ. Слышим голос Ольги Федоровны – голос блокадного Ленинграда –аудиозапись).
  2. Интервью с Берггольц ( ребята составляли вопросы без помощи учителя).
  3. Чтение отрывков из стихотворения «Февральский дневник»
  4. Запись слов в кластер: «трудности» - блокада, смерть, голод, бомбежки; «радости» - надежда, вера, поддержка, пробуждение внутренней силы народа.

Третья группа рассказывает о А.Т.Твардовском.

  1. Свой рассказ о военном времени в жизни Твардовского ребята сопровождают не только презентацией, но и рисунками из «Василия Теркина».
  2. Инсценировка эпизода из книги «Василий Теркин» (глава «На привале», «Переправа» - отрывки) ( костюмы, гармошка).
  3. Исполнение песни «В лесу прифронтовом»-2 куплета.
  4. Запись в общий кластер: «трудности»- жестокие бои, смерть, испытания на «прочность»,  «радости»- нет унынию, нельзя победить такой народ.

 Четвертая  группа повествует о К.М.Симонове.

  1. Выступление ребята начали с чтения стихотворения «Жди меня».
  2. Интервью с поэтом ( какие  вопросы задали  бы сегодняшние школьники известному поэту).

- Константин Михайлович, кому Вы посвятили это стихотворение?

- Военный корреспондент действительно должен был «бежать»  вместе с солдатами в бой, чтобы снять боевые действия или это было как-то по-другому?

- Какие самые жестокие бои, в которых вам приходилось участвовать, вам запомнились?

       3) Краткий рассказ о военном времени в жизни поэта.

       4) Заполнение кластера: «трудности» - смерть товарищей, невозможность ничем             помочь, «радости» - верность, преданность близких, кто-то ждет домой.

6. Обобщение.

Итак, поэзия военного времени освещала не только страшное время войны (перечисление из кластера тем, о которых писали поэты), но и другую (светлую) сторону жизни – это надежду, веру в Победу, в стойкость народа, его духовные силы.

К.М.Симонов считал, что « поэзия всегда должна звать людей к мужеству, к решимости не отступать ни перед препятствиями, ни перед угрозами,  ни перед необходимостью отдать свою жизнь за правое дело. Без этого поэзия не заслуживала бы своего назначения ни в дни войны, ни  в дни мира» ( эти слова выведены на отдельный слайд).

- Какова роль поэзии военных лет?

(поэзия - это духовное оружие народа, она помогала укреплять веру народа в Победу-  отвечают учащиеся)

 

7. Рефлексия.

-Ребята, поставьте себе отметки за работу на уроке в лист самооценки, а руководители групп оцените работу каждого участника группы.

- Все участники урока напишите короткую SMS  о ваших впечатлениях об уроке: 1-2 слова( на отдельном листочке).

8. Домашнее задание каждому учащемуся на карточке.

1.Составить синквейны  со словами «Трудности», «Радости».

2. Нарисовать рисунок -  коллаж на данную тему.

                                                Всем спасибо за урок

Учитель, суммируя свою отметку и отметки детей (взаимооценки), выставляет  общую отметку на следующий день.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету

Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"

В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...