методическая разработка урока "Урок мужества" 7 класс
методическая разработка по литературе (7 класс)
урок мужества "Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, О.Берггольц, А.Твардовского и др.".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pobedy.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Тулуна
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Методическая разработка урока литературы
7 класс
Тема:
Трудности и радости грозных лет Великой Отечественной войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, О.Ф. Берггольц, А.Т. Твардовского, К.М. Симонова
2019
Тема: Трудности и радости грозных лет Великой Отечественной войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, О.Ф. Берггольц, А.Т. Твардовского, К.М. Симонова
Цель:
- ознакомление учащихся с особенностями лирических произведений о Великой Отечественной войне; особой ролью поэзии военных лет; подготовка интервью с поэтом- участником Великой Отечественной войны.
Задачи:
Предметные:
- познакомиться с биографией поэтов военной поры, формировать умение выразительно читать стихотворение патриотического направления; учиться составлять вопросы для интервью с «поэтом»;
Личностные:
- осознавать трудности, с которыми сталкивались люди в военную годину: воспитывать чувство гордости за Великую Победу, патриотизм;
Метапредметные:
Познавательные:-
-учиться анализировать поэтический текст, материал, необходимый для рассказа. Обобщать;
Регулятивные:
-уметь управлять своей деятельностью; составлять презентацию, планировать алгоритм выступления группы; контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности;
Коммуникативные:
-учиться работать в группе; строить монологическое высказывание; слушать выступающих; преодолевать страх выступления перед аудиторией.
-
Оборудование: презентации для выступления групп, иллюстрации, книжка-раскладушка с фотографиями поэтов и их краткой биографией, отрывками из стихотворений; плакаты для кластеров; цветной мел для написания слов «трудности» -темного цвета, «радости»-оранжевого, остальные слова темы – белого цвета;
- оформление стола, за которым сидят учащиеся группы: 2-х цветов скатерти –темного и светлого разделяют стол на 2 половины, также находятся портреты писателей которых должна рассказывать группа, книги со стихами;
- листы с фамилиями учащихся для оценки и самооценки, небольшой листок для написания SMS, карточка с домашним заданием для каждого учащегося.
( на доске записана тема, но слова «Трудности» и «Радости» закрыты – их учащиеся будут определять самостоятельно)
Тип урока: информационно-творческий проект
Форма : групповая
Используемые технологии:
-технология критического мышления;
-педагогика сотрудничества;
-информационно – коммуникационные
СТРУКТУРА УРОКА
1. Вызов.
Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Проверьте свои рабочие места. Все ли необходимое для сегодняшнего урока у вас имеется на столах: ручки, листы, стихи, презентации, костюмы. Поднимите руки, если готовы. Итак, начинаем наш урок.
-Ребята, сегодня мы проведем не обычный урок, а какой – определите сами. Я прочитаю вам несколько отрывков из стихотворений.
Муса Джалиль Умирая, не умрет герой-
Мужество останется в веках.
Имя прославляй своей борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах.
Анна Ахматова Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших ,
И мужество нас не покинет.
- Это урок Мужества (отвечают ребята) учитель на доске открывает это слово).
-С каким, самым жестоким, самым трудным периодом в жизни нашей страны связано это слово?
( период Великой Отечественной войны)
-Урок связан с темой Великой Отечественной войны. Мы будем говорить о поэзии военных лет. А как вы думаете, какая тема была самой насущной, самой волнующей в поэзии этого периода? Чему поэты посвящали свои стихи?
-(это Победа и тяжесть военных лет) (отвечают ребята)
-Ребята, у вас и столы сегодня оформлены необычно: 2 цвета - темный и светлый-делят их пополам, на доске 2 иллюстрации ( на одной- изображение Победного салюта, на другой – оборонительные сооружения), которые тоже отражают 2 противоположности. Что это символизирует? С какими моментами это связано?
- Салют – это Победа – радость, счастье, а военные действия, оборона – это тяжесть, неимоверные трудности (отвечают ребята) ( учитель под двумя иллюстрациями подписывает слова: «трудности», «радости».
- Определите тему урока ( ребята отвечают, учитель открывает все закрытые на доске слова ).
-Как вы думаете, ребята, а поэзия сыграла какую-то роль в приближении Победы, в преодолении трудностей?
-Конечно, да!
-Какова цель урока?
-Определить роль поэзии военных лет в преодолении трудностей военного лихолетья и в приближении Победы, в поддержке духа людей ( отвечают дети).
-Запишите тему урока (на доске тема).
2. Осмысление.
Сегодня, ребята, вы работаете в группах. Каждой группой была проделана основная часть работы по подготовке к этому уроку самостоятельно: отобран материал по биографии поэта, подготовлены к почтению стихи; созданы презентации, распределены роли и очередность выступления и задания.
Ваше выступление должно отразить несколько этапов:
- Рассказ о военной биографии поэта.
- Чтение стихов или фрагментов из произведений.
- Вопросы для интервью с поэтом (стилизация)
Все остальное - это ваше творчество (т.е. каждая группа может по-своему представить поэта и его творчество ( несколько стихов военной тематики, в которых нашли отражение трудности и радости военной поры).
По окончании своего выступления каждая группа дополняет кластеры «Трудности» и «Радости» ( на доске).
После выступления вы оцените выступления каждой из групп, дадите оценку себе (насколько каждый из вас плодотворно потрудился), а также руководитель группы оценит работу каждого участника.
Сейчас 5 минут на подготовку к выступлению ( учитель включает тихую музыку, пока команды готовятся).
Слово учителя.
-Годы Великой Отечественной войны никогда не изгладятся из народной памяти. Эта война против гитлеровской Германии была священной, освободительной и общенародной. Победа была завоевана ценой величайших лишений и жертв, ценой самоотверженного подвига на фронте и в тылу. Литература тех лет была духовным оружием, воспитывала патриотизм, прославляла героев, укрепляла веру в Победу. А поэзия приобрела особое значение, потому что быстро откликалась на все события и в яркой, образной форме выражала чувства и настроения каждого человека. Стихи легко запоминались и часто превращались в песни.
Навсегда вошли в историю литературы имена поэтов военной поры: А.А.Ахматовой, Е.М.Винокурова, С.П.Гудзенко, Ю.В.Друниной, М.В.Исаковского, А.Т.Твардовского, А.А.Сурковаи многих других.
К сегодняшнему уроку вы готовили рассказ об одном из этих поэтов.
Послушаем, что вы приготовили.
Выступление групп ( по 6 человек)
Первая группа рассказывает об А.А.Ахматовой .
- Краткий рассказ о биографии Анны Андреевны периода Великой Отечественной войны, сопровождающийся показом нескольких слайдов об этом периоде.
- Чтение стихотворений «Мужество».
- Интервью с поэтом (стилизация: девочка, одетая в стиле 40-х годов представляет А.А.Ахматову. Ей задает вопросы наша современница – не более 3-х.) Основная задача этого этапа – учиться «брать» интервью, составлять и задавать вопросы.
Стихотворение «Клятва» читает «сама Ахматова и говорит о том, что она посвящает его всем ждущим кого-то людям»
- Руководитель группы пишет в кластеры слова: «трудности» - испытания, жестокость времени, «радости» - вера в Победу, укрепление боевого духа людей.
Вторая группа свое выступление готовила об О.Ф.Берггольц.
- Краткий рассказ о военной биографии Ольги Федоровны ( показ небольшой презентации, сопровождающей рассказ. Слышим голос Ольги Федоровны – голос блокадного Ленинграда –аудиозапись).
- Интервью с Берггольц ( ребята составляли вопросы без помощи учителя).
- Чтение отрывков из стихотворения «Февральский дневник»
- Запись слов в кластер: «трудности» - блокада, смерть, голод, бомбежки; «радости» - надежда, вера, поддержка, пробуждение внутренней силы народа.
Третья группа рассказывает о А.Т.Твардовском.
- Свой рассказ о военном времени в жизни Твардовского ребята сопровождают не только презентацией, но и рисунками из «Василия Теркина».
- Инсценировка эпизода из книги «Василий Теркин» (глава «На привале», «Переправа» - отрывки) ( костюмы, гармошка).
- Исполнение песни «В лесу прифронтовом»-2 куплета.
- Запись в общий кластер: «трудности»- жестокие бои, смерть, испытания на «прочность», «радости»- нет унынию, нельзя победить такой народ.
Четвертая группа повествует о К.М.Симонове.
- Выступление ребята начали с чтения стихотворения «Жди меня».
- Интервью с поэтом ( какие вопросы задали бы сегодняшние школьники известному поэту).
- Константин Михайлович, кому Вы посвятили это стихотворение?
- Военный корреспондент действительно должен был «бежать» вместе с солдатами в бой, чтобы снять боевые действия или это было как-то по-другому?
- Какие самые жестокие бои, в которых вам приходилось участвовать, вам запомнились?
3) Краткий рассказ о военном времени в жизни поэта.
4) Заполнение кластера: «трудности» - смерть товарищей, невозможность ничем помочь, «радости» - верность, преданность близких, кто-то ждет домой.
6. Обобщение.
Итак, поэзия военного времени освещала не только страшное время войны (перечисление из кластера тем, о которых писали поэты), но и другую (светлую) сторону жизни – это надежду, веру в Победу, в стойкость народа, его духовные силы.
К.М.Симонов считал, что « поэзия всегда должна звать людей к мужеству, к решимости не отступать ни перед препятствиями, ни перед угрозами, ни перед необходимостью отдать свою жизнь за правое дело. Без этого поэзия не заслуживала бы своего назначения ни в дни войны, ни в дни мира» ( эти слова выведены на отдельный слайд).
- Какова роль поэзии военных лет?
(поэзия - это духовное оружие народа, она помогала укреплять веру народа в Победу- отвечают учащиеся)
7. Рефлексия.
-Ребята, поставьте себе отметки за работу на уроке в лист самооценки, а руководители групп оцените работу каждого участника группы.
- Все участники урока напишите короткую SMS о ваших впечатлениях об уроке: 1-2 слова( на отдельном листочке).
8. Домашнее задание каждому учащемуся на карточке.
1.Составить синквейны со словами «Трудности», «Радости».
2. Нарисовать рисунок - коллаж на данную тему.
Всем спасибо за урок
Учитель, суммируя свою отметку и отметки детей (взаимооценки), выставляет общую отметку на следующий день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"
Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету
Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"
В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...