Методическая разработка по литературе для 7класса.Сценарий "Своя литературная игра"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Данная разработка поможет выявить уровень знаний обучающихся 7класса на конец учебного года. Игра состоит из 7 рубрик. Вопросы составлены по учебникам "Литература" (5,6,7классы) под редакцией В.Коровиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия «Своя литературная игра».

Цель: выявить уровень литературного образования обучающихся 7класса на конец учебного года

 Правила игры аналогичны телевизионной игре Своя игра». Одновременно могут играть от 2-х до 5человек, потом состав может меняться. Игроки убирают по очереди каждый раз по одной рубрике, пока не останется 2. Каждый правильный ответ приносит игроку  от 5 до 35баллов. Задача игрока: дать правильный ответ  быстрее других. Победителем считается набравший большую сумму баллов. Игра идет до последнего вопроса выбранных рубрик.  В финале играют победители.

РУБРИКИ:

  1. Вы меня знаете!
  2. Назовите произведения
  3. Узнай героя
  4. Вспомни ситуацию
  5. Продолжи строчку
  6. Чему учит произведение?

1.ВЫ МЕНЯ ЗНАЕТЕ

1) Этот писатель, поэт родился в 1799г и умер от ран в 1837г; автор строк «Мой первый друг, мой друг бесценный…»(А.С.Пушкин)

2.Писатель, поэт первой половины 19века. Годы жизни 1814-1841г; автор строчек «Да, были люди в наше время! Не то, что нынешнее племя…» (М.Ю.Лермонтов)

3. Прототипом барыни в рассказе «Муму» стала мать этого писателя. (И.С.Тургенев)

4После смерти его отца остался сундук с книгами. Мать давала ему деньги за то, что он в положенные часы будет читать их. А чтобы сын не стал жадным, мать придумала хорошее средство; она замечала, что у него изорваны перчатки или старый картуз и советовала на свои деньги купить это. Так она воспитала в нем любовь к литературе, языку и самостоятельность, практичность. Во взрослую жизнь будущий баснописец вступал с широким кругом интересов, с большими знаниями и начитанностью (И.А.Крылов.

5.Кто из писателей писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли?» (А.П.Чехов)

6.Писатель, чье 200-летие мы отметили в декабре 2021г.Ему принадлежат строки «Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит…» (Н.А.Некрасов)

 7.Автор трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты» ( М Горький)

2.НАЗОВИТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

1.-Господи! Господи! Как хорошо всё! Нет, вы глядите, как хорошо-то всё!                                                        Это был крик её сердца, лозунг всей жизни(«Детство» л.Н.Толстой)

2.Теперь жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились между ними                                                                  («Юшка» А.Платонов)

3.Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь?...Ведь у тебя их, наверное, теперь много?                                                                                                                                                                                         –Нет, не много. Я только рубль выигрываю                                                                                                                      –И больше не играешь?                                                                                                                                                     –Нет  -А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?                                                                                                   - Покупаю молоко.                                                                                                    («Уроки французского» В.П.Распутин)

4 Списывать у него было почти бесполезно, потому что он сразу узнавал списанную работу и начинал высмеивать её. Так что списывали мы только в самом крайнем случае, если уж никакого выхода не было                             («Тринадцатый подвиг Геракла» Ф.Искандер)

5.-Иди же теперь ко мне, моя Затравка!  Услыхав такой голос, такие слова, Травка бросила все свои колебания,-перед ней стоял прежний прекрасный Антипыч                                                                                                                                       ( «Кладовая солнца» М.Пришвин)

6.»,,,она знала, что если теперь кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у неё отняли её непримиримую злобу»(«Кусака» Л.Андреев)

7. «И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…»                                                                                                                   («Данко» отрывок из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»)

3 УЗНАЙ  ГЕРОЯ

1.Красавица, миру на диво,                                                                                                                                          Румяна, стройна, высока,                                                                                                                                                     Во всякой одежде красива,                                                                                                                                                  Ко всякой работе ловка (О русской женщине. Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»)

2.Голубушка, как хороша!                                                                                                                                                     Ну что за шейка, что за глазки!                                                                                                                            Рассказывать, так, право, сказки!                                                                                                                                 Какие пёрышки! Какой носок!                                                                                                                                             И, верно, ангельский быть должен голосок!(лисица о Вороне И.А.Крылов «Лисица и Ворона»)

3.Струя света падала на её белокурую голову, заливая её всю, но. Несмотря на это, она как-то слабо выделялась на фоне серого камня странным и маленьким туманным пятнышком, которое, казалось, вот-вот расплывётся и исчезнет. Когда там. Наверху, над землёй, пробегали облака, затеняя солнечный свет, стены подземелья тонули совсем в темноте…(Маруся из повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)

4. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота её меня поразила. «это твоя дочка?» спросил я смотрителя. «Дочка-с,- отвечал он с видом довольного самолюбия4 да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать»( Дуня из повести «Станционный смотритель» А.С.Пушкина)

5. Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста; со всем тем он романтически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями. Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце… (Владимир Дубровский  из повести «Дубровский» А.С.Пушкина)

6.Ему, казалось, на роду написан был  битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. (Остап из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

7.А родился я от честнова отца, И жил я по закону Господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, не таился от света небесного ( Степан Калашников. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов)

4.ВСПОМНИ СИТУАЦИЮ

1.Почему тетя Оля из рассказа Е.И.Носова «Живое пламя» стала выращивать маки?

2.Почему царь Матвей не позвал на пир весёлый 12-ую чародейку?(старая, злая. У царя 12 блюд было, но 12-украдено)

3.Почему Юшка из рассказа А.П.Платонова говорит о людях: «Они не умеют любить»?

4. «Разве недостаточно этого для счастья собаки?» О каком счастье говорит Леонид Андреев?(Принадлежать людям и служить им)

5.»Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!» Откуда же эти искры, по мнению М.Горького ?( «Только один осторожный человек, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно. Рассыпавшись в искры, угасло…»)

6.О чем идет речь в начале рассказа И.С.Тургенева «Муму»:  «День её нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер её был чернее ночи»? (О периодах жизни барыни)

7.Что придавало Кириле Петровичу из повести «Дубровский» А.С.Пушкина  «большой вес в губернии»?(Богатство, знатный род и связи)

5.ПРОДОЛЖИ СТРОЧКУ

1.У лукоморья дуб зелёный…. (А.С.Пушкин Руслан и Людмила»)

2.Мороз и солнце! День чудесный….( А.С.Пушкин «Зимнее утро»)

3.Скажи-ка, дядя, ведь недаром…(М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

4.Однажды в студёную зимнюю пору…(Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»)

5.Подруга дней моих суровых,…(А.С.Пушкин «Няне»)

6.Славная осень! Здоровый, ядрёный… (Н.А.Некрасов «Железная дорога»)

7.Еще в полях белеет снег, …..(Ф.И.Тютчев «Весенние воды»)

6.ЧЕМУ УЧИТ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?

1.Назовите тему рассказа Е.И.Носова  «Живое пламя» (Память о погибших должна жить в сердцах людей)

2,О чем тревожится Ф Абрамов в рассказе «О чем плачут лошади»?(В современной жизни не нужны не только лошади, но и люди искренние, любящие, близкие к природе).

3.Чему учит рассказ И.А.Бунина «Лапти»?( Готовности самопожертвования ради других. Доброте и бескорыстии)

4.Над чем смеётся А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»? ( над лицемерием)

5.Чему учит  стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога»? (Уважать человека труда, трудолюбию).

6.Назовите основную тему повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (Тема патриотизма, преданности Родине).

7. Назовите основные черты характера купца Калашникова из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова. (Честь и долг)

Название рубрики

Баллы

  1. Вы меня знаете!

5

10

15

20

25

30

35

  1. Назовите произведения

5

10

15

20

25

30

35

  1. Узнай героя

5

10

15

20

25

30

35

  1. Вспомни ситуацию

5

10

15

20

25

30

35

  1. Продолжи строчку

5

10

15

20

25

30

35

  1. Чему учит произведение?

5

10

15

20

25

30

35



Предварительный просмотр:

Заявка

на Муниципальную научно-практическую конференцию

«Сегодня павшим и живым

Спасибо говорит Россия»,                                                                                                            посвященную 77-летию Победы в Великой Отечественной войне

Ф.И.обучающегося

Алемешева Айгирим

Название секции

2.Исследовательская работа, сочинение: «Никто не забыт и ничто не забыто»(об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла)

Тема работы

Подарившие счастье

Класс, образовательная организация

5класс, МОУ «СОШ п.Трудовик Питерского района Саратовской области»

Район

Питерский

Село

П.Трудовик

Ф.И.О.руководителя

Гришкова Татьяна Николаевна

e-mail

tgrischkova@yandex.ru

Наша страна интернациональная: в ней живут представители многих национальностей. Живут в мире и согласии, потому что уважают обычаи и традиции друг друга. Потому и победил наш народ в Великой Отечественной войне фашизм, что встал на защиту Отчизны плечом к плечу. Мы -поколение , не знающее войны. Но в нас течет кровь наших предков, и мы должны о них помнить всегда.

  Я хочу рассказать о моём прапрадеде Попове Павле Ивановиче. В нашей семье свято берегут воспоминания о нём. В возрасте 32лет с первых дней войны он был призван на фронт Краснокутским РВК. С июня 41г по апрель 1942 служил санитаром на санитарном поезде. Из всех сохранившихся фотографий только одна военная, самая дорогая, та, что прислана в сентябре 1941-ого. На оборотной стороне его рукой написано: «Маруся, шлю я вам фото на память, берегите и помните. И не забывай меня».

  Потом прапрадедушку перевели в 392стрелковый полк, затем в 14-ую механизированную бригаду шофёром. Был дважды ранен, лечился в эвакогоспитале №2142 с декабря по февраль 1945г. Войну он закончил миномётчиком в составе 109-огострелкового полка. Освобождал Польшу. Победа застала его в  городе Росток(Германия). Всю войну прошел рядовым.

  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13.09 1945г Попов Павел Иванович награжден орденом Красной Звезды. Также у Павла Ивановича было много медалей.

  Уроженец села Питерка 1909г.р. До войны работал трактористом. Он был очень весёлым и общительным человеком.  В 1934г женился на моей прапрабабушке Марии Фёдоровне. Дважды его хоронили. В первый раз пришла похоронка, а во второй – письмо, в котором утверждалось, что рядовой П.И.Попов пропал без вести. Но Мария Федоровна верила и ждала своего мужа, и дождалась! В 1945г он вернулся домой, построил дом. У них  родился четвертый ребенок, мой дедушка.

Умер Павел Иванович в 4марта 1976, но до последнего дня, как говорят, «Все бежал куда-то во сне»

Память о моём прапрадеде навсегда останется в наших сердцах. И я с большой гордостью участвую в шествии Бессмертного полка с портретом Попова Павла Ивановича - моего родного прапрадедушки. А рядом со мной идут мои одноклассники, друзья, и мы едины, как когда-то были едины наши предки, подарившие нам счастье - жить в мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методической разработке урока литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Обобщение и систематизация знаний ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе....

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе на тему «Портрет литературного героя» (на материале глав из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Структура урока соответствует современным требованиям к уроку. Урок способствует формированию духовных ценностей, нравственных законов, по которым живут герои художественного произведения, понима...

Методическая разработка по литературе "Кто есть кто?" Литературный кокурс

Литературный конкурс посвящен году Литературы в России. Презентация составлена из красочных слайдов. Дается пояснение игры....

Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".

План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по математике "Своя игра"

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по математике среди студентов 1 курса СПО "Своя игра". В работе представлен сценарий,  а также грамоты для участников....