План- конспект урока по литературе на тему "Идейно- художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник".
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Нерушева Марина Геннадьевна

Данная методическая разработка описывает методику подготовки и проведения урока по литературе на тему  "Идейно- художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник". Цель данного занятия- мотивировать познавательную деятельность обучающихся , стимулировать их творческое начало, что способствует повышению качества образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_mednyy_vsadnik.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели занятия:

1. Познавательный аспект:

- Изучить поэту А.С. Пушкина «Медный всадник»;

- Научить обучающихся производить комплексный анализ текста;

2. Развивающий аспект:

- Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализа текста;

3. Воспитательный аспект:

- Привить любовь к Родине, родной культуре, истории.

Задачи урока:

  • Постижение идейно-художественного своеобразия поэмы.
  • Раскрыть противостояние Медного всадника и Евгения в поэме;
  • Развить навыки аналитической работы с художественным текстом,

умение анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои;

  • Показать учащимся непреходящую ценность поэмы и интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России.

Тип занятия: Урок обобщения и систематизация знаний

Вид урока: урок-исследование с использованием ИКТ.

Методы: слово учителя, беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, дедуктивный метод, индуктивный метод, метод сплошной выборки текста.

Межпредметные связи:

Русский язык, история, ОБЖ.

Учебно- методическое обеспечение:

Текст произведения А.С. Пушкина «Медный всадник»;

Презентация темы с использованием мультимедийной установки

Ожидаемый результат:

 В результате полученных знаний учащиеся смогут:

- анализировать текст;

- оценить знания одногруппников, аргументировать результаты.


Ход урока

1. Организационный момент

(Приветствие обучающихся, отметка отсутствующих) Слайд 1

Видеозаставка на экране: памятник «Медный всадник». 

Сообщение темы (Слайд 1)

2. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке мы изучим  поэму А.С. Пушкина «Медный всадник», которая является одной из самых «зашифрованных», нагруженных тайнами произведений поэта, имеющих множество интерпретаций. Выясним основной конфликт в поэме.  (Слайд № 2)

3. Изучение нового материала

Слово учителя: Поэма «Медный всадник» создана болдинской осенью 1833 года, напечатана полностью после смерти Пушкина.

«Медный всадник» был настолько дорог Пушкину, что, когда рукопись, отданная цензору Николая I, вернулась с пометками высочайшей особы, поэт решил не изменять ни одного слова, тем самым отрезав путь к публикации.

Сам А.С.Пушкин определил «Медный всадник» как Петербургскую повесть, дав поэме «Предисловие».

- Почему эта повесть является Петербургской? Что вы знаете о петербургском мифе? Правда ли, что Петербург является проклятым городом?

(Слайд № 3)

Чтобы понять поэму, надо рассмотреть те исторические события, которые отразились в повести.

Работа с текстом поэмы "Медный всадник

А теперь посмотрим, как эту тему воплотил в своей поэме А.С.Пушкин. Для этого перечитаем «Медный всадник» так, как предложил нам сам автор, - как повесть из петербургской жизни, как происшествие, основанное на истине. Для понимания поэмы обращаю ваше внимание на сдайд.

(Слайд 4)

Среди записанных слов есть старославянизмы, давайте определим их роль в тексте.

Одическая лексика подчеркивает величие Петра, его мудрость, патриотизм.

Читая поэму, вы обратили внимание, что она состоит из трех частей: вступления и двух частей.

-Итак, обратимся к тексту.

Вступление (читает ученик.)

- Зачем дано вступление?

- О чем думал Петр I, стоя на берегу пустынных волн? (слайд № 5)

Величие Петра в патриотизме, понимании исторической необходимости, Петром руководит идея блага отечества.

- Что представлял из себя пейзаж, предшествующий основанию Петербурга?

(Картина дикого пустынного места, широкой реки, на которой виден лишь одинокий челн).

- Но вот город заложен, утвердился, «вознесся пышно, горделиво», а с ним утвердилась и слава России.

Прошло 100 лет…

Пушкин слагает гимн Петру и его «творенью». Давайте этот гимн зачитаем

Обратимся к 1 части поэмы.

- Поэт переходит к печальному рассказу, ужасной поре.

- Что это за событие?

- Наводнение 1824 года. 19 ноября 1824 года состоялось самое знаменитое наводнение в истории Санкт-Петербурга. Перед нами другой Петербург – омраченный, снята позолота, ноябрь, осень, Нева металась, как больной..., крепость, осажденная Невой.

Появляется герой – Евгений.

- Каково его социальное положение?

- О чем он думает? Мечтает?

- Почему именно такого человека (один из многочисленных чиновников без призванья) взял Пушкин?

Евгений мечтает о простом счастье «маленького» человека. Но ничего постыдного в его желаниях нет, хотя нет и бурного жизненного порыва.

- Затем автор дает ужасную картину тех событий

Ужасный день! Нева…

Как зверь остервеняясь, на город кинулась.

И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воде погружен.

Все гибнет: кров и пища!

Неразбериха, горе.

Зачем в повесть введен образ царя Александра?

(И молвил: «С божией стихией царям не совладать»)

- Евгений не за себя страшится, волнуется о своей невесте.

- В конце первой части – первая встреча с Медным всадником.

(Слайд № 12)

- Разъяренная стихия, беды людские не касаются его! Он в неколебимой вышине, обращен спиною к Евгению.


Державный город – над ним парит

«Кумир на бронзовом коне»

- Евгений – антипод кумира. У него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа!

Обратимся ко второй части поэмы.

- Что же стало с Евгением?

- Что ощущает он?

- Как сложилась его судьба после наводнения?

- Наводнение закончилось. Беспокойство, тревога, душевный надлом…

- Обратимся к тексту поэмы.

И так он свой несчастный век

Влачил, ни зверь, ни человек…

- Страшная боль за Евгения: от событий становится жутко: героя бьют, живет подаянием, ночует, где придется, бедность, нищета…

- Так проходит год…

… он очутился под столбами.

Евгений вздрогнул…

Память о пережитом приводит его на Сенатскую площадь.

Итак, переходим к кульминации поэмы.

- Прав ли Евгений, обвиняя в своем несчастье Медного всадника?

- Меняется отношение автора к Евгению, это уже соперник грозного царя. Бунт Евгения, мятеж оказался недолгим, истукан оживает перед его взором, в его больном воображении. Это уже конфликт не героев, а идеи, конфликтуют государство и личности. Бессмысленная и безрезультативная погоня имеет глубокий философский подтекст: человек и власть всегда связаны между собой. И судьба одного человека зависит от государства, государственной личности.

- А вы как считаете? (Рассуждения учащихся)

Обратимся к заключительным строчкам поэмы.

(Слайд № 8)

- К какому пейзажу возвращает нас автор и почему?

- Найдите слова и словосочетания, которые перекликаются с начальными строками поэмы, выделите их.

(слайд 16)

Поэма заканчивается описанием все той же природы с ветхим домишкой и рыбаком. Евгений – дитя этого великолепного города – находит свой конец на берегу пустынного острова. Город, детище Петра, отверг бедняка, и его приняла та стихия, которая, бросив вызов городу, явилась непосредственной причиной гибели человека.

- А вы как считаете: «Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение?»

Поделитесь своим мнением. Это и будет вашим домашним заданием. (Слайд № 19)

Экология и ОБЖ

Учитель: Как вы знаете, в мире происходит множество стихийных бедствий, будь то наводнения, землетрясения или что-то другое, не менее важное. Как видите, наше наводнение тоже входит в состав наиболее сильных бедствий в истории, также он было самым крупным в истории Петербурга. И все же, какой вред приносят наводнения? Как вы думаете, что от них страдает больше всего?

Ученики: Прежде всего страдает инфраструктура местности: разрушаются дороги, здания, размываются кладбища и канализации, что способствует развитию различных инфекций. И, конечно, самое ценное – человеческие жизни.

Учитель: Правильно. Так, наводнение 1824 года, когда вода поднялась более чем на четыре метра, было смыто около трехсот зданий, унесено 570 жизней, пострадали тысячи человек.

Учитель: Но что же делать, если наводнение застало вас врасплох или до его приближения остались считанные часы? Что бы вы сделали?

Ученики:

1.        Если у нас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три), медикаменты, перевязочные материалы.

2.        Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо быстро постараться выйти на возвышенное место, забраться на дерево или попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на воде.

3.        Если на вашем пути разлившаяся река, проявите максимум осторожности, когда будете переправляться через нее.

5. Подведение итогов:

выставление и комментирование оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме""Нищий". Тематика, художественное своеобразие стихотворения в прозе"

конспект урока, который может быть проведен как в рамках программы, так и в качестве урока внеклассного чтения....

План- конспект урока по литературе" В.Г.Распутин" Уроки французского": гуманистический пафос произведения".

План-конспект урока по литературе"В.Г.Распутин" Уроки французского":гуманистический пафос произведения"....

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

план-конспект урока по литературе Анализ эпизода "Встреча с вожатым" (Разработка урока) Выполнили - Алтухова И.В., Яременко М.Я.

Проследить за становлением личности Петра Гринева, определить роль личности Пугачева в истории Российского государства и в раскрытии основного конфликта повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», просл...

Конспект урока по литературе на тему "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон" (8 класс)

Урок литературы в 8 классе "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон". Цель: познакомить учащихся с поэзией Эдгара По на примере поэмы «Ворон», проанализировать мист...