Конспект урока по литературе на тему "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон" (8 класс)
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Урок литературы в 8 классе "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон".
Цель: познакомить учащихся с поэзией Эдгара По на примере поэмы «Ворон», проанализировать мистический план поэмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_po_teme_misticheskoe_v_poeme_e.a.po_voron.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе
НА ТЕМУ:
МИСТИЧЕСКОЕ В ПОЭМЕ ЭДГАРА АЛЛАНА ПО «ВОРОН»
Тема: «Мистическое в поэме Эдгара Аллана По «Ворон»
Место в программе: творчество Эдгара По изучают в 8 классе по программе В.Г. Маранцмана. Но поэма «Ворон» в программе по литературе не представлена.
Аудитория: 8 класс
Время: 1 урок (45 минут).
Цели урока: познакомить учащихся с поэзией Эдгара По на примере поэмы «Ворон», проанализировать мистический план поэмы.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с биографией Эдгара По.
2. Сформировать навык анализа поэтического текста.
3. Раскрыть мистический план поэмы.
4. Развить творческие способности учащихся.
Материалы к уроку: текст поэмы «Ворон» в переводе К. Бальмонта у каждого ученика (предварительно прочитанный), презентация о биографии Эдгара По, иллюстрации к поэме, аудиозаписи прочтений стихотворений (Бориса Ветрова и Макса Фривинга).
Методы: чтение художественного текста и его анализ, анализ разных прочтений поэмы, сопоставление поэмы с другими видами искусства.
Ход урока
Этап | Действия учителя | Предполагаемые действия ученика |
Организационный (1 минута) | Учитель приветствует учеников. | Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя. |
Установка на восприятие, сообщение темы урока (2 минуты) | - Ребята, в творчестве какого русского писателя, произведения которого мы недавно читали, есть мистика? - А в каких именно произведениях? - А сталкивались ли вы с чем-то мистическим в своей жизни? - А сегодня мы с вами познакомимся с творчеством великого американского мистика Эдгара Аллана По. Итак, тема нашего урока «Мистика в поэме Эдгара Аллана По «Ворон». | - В творчестве Н.В. Гоголя. - В цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки», в повести «Вий». Ученики отвечают на вопрос. Ученики записывают тему урока. |
Основная часть (38 минут) | Учитель с помощью презентации сообщает ученикам наиболее значимые факты биографии писателя (3 минуты): - Эдгар Аллан По родился 19 января 1809 года в Бостоне, США в семье актеров. Он рано осиротел и был усыновлен зажиточным купцом Джоном Алланом. Эдгар По был талантливым учеником, рано проявил интерес к литературе и начал сочинять стихи ещё в детстве. У Эдгара были напряженные отношения с опекуном, которого раздражало пылкое увлечение По искусством. В 1826 году произошел разрыв между Эдгаром и Джоном. Последний лишил его материальной поддержки и с этих пор По ведет скитальческую жизнь. Эдгар По становится профессиональным литератором, издает стихи, пробует себя в прозе, что приносит ему долгожданный успех. В 1836 году он женится на Вирджинии Клемм, у которой вскоре обнаруживают чахотку. В 1847 году она умирает. По никак не мог вырваться из бедности, искал забвения в вине, опиуме. Последние годы жизни Эдгара По, 1847—1849, были годами метаний, полубезумия, успехов, падений и постоянной клеветы. Учитель рассказывает о мистических обстоятельствах смерти писателя. - Как видите, в жизни Эдгара По тоже была окутана мистикой. Сейчас мы с вами прочитаем самую известную и мистическую поэму поэта «Ворон» в переводе К. Бальмонта, написанную в 1845 году. Учитель читает поэму. - Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? Почему? - Какие чувства, по-вашему, испытывает автор поэмы? Как это проявляется в тексте? - Какое настроение преобладает в поэме? Неудивительно, что у вас остались такие впечатления после прочтения. Лирика По – суггестивная, она призвана внушать читателю эмоции. - Давайте теперь послушаем два разных прочтения этого стихотворения и сопоставим их. Аудиозаписи с прочтением Бориса Ветрова и Макса Фривинга. - Какое прочтение вам показалось наиболее удачным? Почему? Как вы считаете, почему и то и другое прочтение сопровождается фоновой музыкой? - К этой поэме было нарисовано множество иллюстраций. Учитель демонстрирует иллюстрации, подготовленные в презентации. Сравните предложенные иллюстрации. Что общего у всех иллюстраций? Как вы думаете почему? Иллюстрации соответствуют стихотворению или нет? Почему? - О чем или о ком тоскует лирический герой? - Какой мистический образ является самым важным в стихотворении? Почему именно эта птица и что этот образ символизирует? - С помощью чего автор создает мистический план поэмы? - В чем заключается композиционная особенность поэмы? Как называется такой прием? В оригинале ворон повторяет слово «Nevemore». Если прислушаться то, мы поймем, что оно напоминает карканье вороны. Как называется этот прием? Как вы считает, русский перевод добился такого эффекта? - Какой приговор выносит ворон герою в конце поэмы? | Ученики слушают учителя и записывают наиболее важную информацию. Ученики слушают прочтение поэмы. Ученики отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями. Дети внимательно слушают аудиозаписи. Ученики выбирают одно из прочтений и защищают его, тем самым начинают анализировать текст. Ученики рассматривают иллюстрации к стихотворению. Сопоставляют их друг с другом и со стихотворением. Он тоскует по своей возлюбленной, которая умерла. Дети отвечают на вопросы. Самый значимый мистический образ – ворон. Ворон ассоциируется в сознании человека со смертью. Его связывают с загробным миром, неслучайно ему герой задает вопрос о погибшей возлюбленной. Ворон является символом черной тоски и злого рока, безнадежности. Дети отвечают на вопрос. Автор вводит в стихотворение образ Вещего Ворона, появившегося из ниоткуда, который на все вопросы герой отвечает лишь «никогда». Более того, все происходит темной ночью, когда все порождает страх. В постоянном повторении слова «Никогда». Рефрен. Данный прием называется аллитерация или звукоподражание. Дети высказывают свои мнения по поводу удачности русского перевода центрального слова в поэме. На вопрос суждено ли герою встретить свою возлюбленную после смерти, ворон отвечает «никогда». |
Итоги урока (2 минуты) | Поэма «Ворон» стала одним из самых известных произведений в творчестве Эдгара Аллана По. А птица-ворон стала постоянным спутником писателя и поэта. В чем же заключается мистический план поэмы? | Дети отвечают на вопрос учителя, используя знания полученные в ходе урока. |
Домашнее задание (2 минуты) | На выбор: - Сравните разные переводы этого стихотворения (Д. Мережковского, К. Бальмонта, В. Брюсова и т.д.). Какой перевод вам нравится больше всего? - Сопоставьте разные прочтения этой поэмы Борисом Ветровым и Максом Фривингом (можно использовать и другие прочтения). |
Ворон
Как-то в полночь, в час угрюмый, полный тягостною думой,
Над старинными томами я склонялся в полусне,
Грезам странным отдавался, - вдруг неясный звук раздался,
Будто кто-то постучался - постучался в дверь ко мне.
"Это, верно, - прошептал я, - гость в полночной тишине,
Гость стучится в дверь ко мне".
Ясно помню... Ожиданье... Поздней осени рыданья...
И в камине очертанья тускло тлеющих углей...
О, как жаждал я рассвета, как я тщетно ждал ответа
На страданье без привета, на вопрос о ней, о ней -
О Леноре, что блистала ярче всех земных огней, -
О светиле прежних дней.
И завес пурпурных трепет издавал как будто лепет,
Трепет, лепет, наполнявший темным чувством сердце мне.
Непонятный страх смиряя, встал я с места, повторяя:
"Это только гость, блуждая, постучался в дверь ко мне,
Поздний гость приюта просит в полуночной тишине -
Гость стучится в дверь ко мне".
"Подавив свои сомненья, победивши спасенья,
Я сказал: "Не осудите замедленья моего!
Этой полночью ненастной я вздремнул, - и стук неясный
Слишком тих был, стук неясный, - и не слышал я его,
Я не слышал..." Тут раскрыл я дверь жилища моего:
Тьма - и больше ничего.
Взор застыл, во тьме стесненный, и стоял я изумленный,
Снам отдавшись, недоступным на земле ни для кого;
Но как прежде ночь молчала, тьма душе не отвечала,
Лишь - "Ленора!" - прозвучало имя солнца моего, -
Это я шепнул, и эхо повторило вновь его, -
Эхо - больше ничего.
Вновь я в комнату вернулся - обернулся - содрогнулся, -
Стук раздался, но слышнее, чем звучал он до того.
"Верно, что-нибудь сломилось, что-нибудь пошевелилось,
Там, за ставнями, забилось у окошка моего,
Это - ветер, - усмирю я трепет сердца моего, -
Ветер - больше ничего".
Я толкнул окно с решеткой, - тотчас важною походкой
Из-за ставней вышел Ворон, гордый Ворон старых дней,
Не склонился он учтиво, но, как лорд, вошел спесиво
И, взмахнув крылом лениво, в пышной важности своей
Он взлетел на бюст Паллады, что над дверью был моей,
Он взлетел - и сел над ней.
От печали я очнулся и невольно усмехнулся,
Видя важность этой птицы, жившей долгие года.
"Твой хохол ощипан славно, и глядишь ты презабавно, -
Я промолвил, - но скажи мне: в царстве тьмы, где ночь всегда,
Как ты звался, гордый Ворон, там, где ночь царит всегда?"
Молвил Ворон: "Никогда".
Птица ясно отвечала, и хоть смысла было мало.
Подивился я всем сердцем на ответ ее тогда.
Да и кто не подивится, кто с такой мечтой сроднится,
Кто поверить согласится, чтобы где-нибудь, когда -
Сел над дверью говорящий без запинки, без труда
Ворон с кличкой: "Никогда".
И взирая так сурово, лишь одно твердил он слово,
Точно всю он душу вылил в этом слове "Никогда",
И крылами не взмахнул он, и пером не шевельнул он, -
Я шепнул: "Друзья сокрылись вот уж многие года,
Завтра он меня покинет, как надежды, навсегда".
Ворон молвил: "Никогда".
Услыхав ответ удачный, вздрогнул я в тревоге мрачной.
"Верно, был он, - я подумал, - у того, чья жизнь - Беда,
У страдальца, чьи мученья возрастали, как теченье
Рек весной, чье отреченье от Надежды навсегда
В песне вылилось о счастьи, что, погибнув навсегда,
Вновь не вспыхнет никогда".
Но, от скорби отдыхая, улыбаясь и вздыхая,
Кресло я свое придвинул против Ворона тогда,
И, склонясь на бархат нежный, я фантазии безбрежной
Отдался душой мятежной: "Это - Ворон, Ворон, да.
Но о чем твердит зловещий этим черным "Никогда",
Страшным криком: "Никогда".
Я сидел, догадок полный и задумчиво-безмолвный,
Взоры птицы жгли мне сердце, как огнистая звезда,
И с печалью запоздалой головой своей усталой
Я прильнул к подушке алой, и подумал я тогда:
Я - один, на бархат алый - та, кого любил всегда,
Не прильнет уж никогда.
Но постой: вокруг темнеет, и как будто кто-то веет, -
То с кадильницей небесной серафим пришел сюда?
В миг неясный упоенья я вскричал: "Прости, мученье,
Это бог послал забвенье о Леноре навсегда, -
Пей, о, пей скорей забвенье о Леноре навсегда!"
Каркнул Ворон: "Никогда".
И вскричал я в скорби страстной: "Птица ты - иль дух ужасный,
Искусителем ли послан, иль грозой прибит сюда, -
Ты пророк неустрашимый! В край печальный, нелюдимый,
В край, Тоскою одержимый, ты пришел ко мне сюда!
О, скажи, найду ль забвенье, - я молю, скажи, когда?"
Каркнул Ворон: "Никогда".
"Ты пророк, - вскричал я, - вещий! "Птица ты - иль дух зловещий,
Этим небом, что над нами, - богом, скрытым навсегда, -
Заклинаю, умоляя, мне сказать - в пределах Рая
Мне откроется ль святая, что средь ангелов всегда,
Та, которую Ленорой в небесах зовут всегда?"
Каркнул Ворон: "Никогда".
И воскликнул я, вставая: "Прочь отсюда, птица злая!
Ты из царства тьмы и бури, - уходи опять туда,
Не хочу я лжи позорной, лжи, как эти перья, черной,
Удались же, дух упорный! Быть хочу - один всегда!
Вынь свой жесткий клюв из сердца моего, где скорбь - всегда!"
Каркнул Ворон: "Никогда".
И сидит, сидит зловещий Ворон черный, Ворон вещий,
С бюста бледного Паллады не умчится никуда.
Он глядит, уединенный, точно Демон полусонный,
Свет струится, тень ложится, - на полу дрожит всегда.
И душа моя из тени, что волнуется всегда.
Не восстанет - никогда!
(1894)
Перевод К. Бальмонта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе "Элементы фольклора в поэме М.Ю.Лермонтова "Песнь ... про купца Калашникова"
Урок-исследование...
Конспект урока по литературе. 8 класс. Идейно-тематическая связь поэмы "Мцыри" с лирикой М.Ю. Лермонтова.
Характеристика героев. Связь проблематики поэмы с центральными темами лирического творчества М.Ю. Лермонтова, темой одиночества....
Конспект урока по литературе 10 класс "В каком году - рассчитывай..." Жанр и проблематика поэмы-эпопеи Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Тема урока: «В каком году - рассчитывай…» Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо»Цель урока: 1) раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющи...
конспект урока по литературе. 8 класс А.Т. Твардовский Поэма "Василий Теркин"
Конспект урока по литературе. 8 класс А.Т. Твардовский Поэма "Василий Теркин" Цель урока - показать роль поэмы в годы ВОВ...
Конспект урока по литературе по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака" 7 класс
Урок с использованием дифференцированного подхода....
Конспект урока по литературе "Помещичья Русь в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
Целью данного урока является закрепление знаний учащихся посредством презентации среднесрочных проектов о помещике Манилове, о Коробочке, Ноздрёве, Собакевиче. Литературоведческая пауза предпола...
Конспект урока по литературе для 9 класса Тема : И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». Печальная история любви.
Конспект урока по литературе для 9 класса Тема : И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». Печальная история любви. p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; background: transparent } ...