Конспект урока по литературе на тему "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон" (8 класс)
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Иванова Анна Александровна

Урок литературы в 8 классе "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон". 

Цель: познакомить учащихся с поэзией Эдгара По на примере поэмы «Ворон», проанализировать мистический план поэмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

НА ТЕМУ:

МИСТИЧЕСКОЕ В ПОЭМЕ ЭДГАРА АЛЛАНА ПО «ВОРОН»


Тема: «Мистическое в поэме Эдгара Аллана По «Ворон»

Место в программе: творчество Эдгара По изучают в 8 классе по программе В.Г. Маранцмана. Но поэма «Ворон» в программе по литературе не представлена.

Аудитория: 8 класс

Время: 1 урок (45 минут). 

Цели урока: познакомить учащихся с поэзией Эдгара По на примере поэмы «Ворон», проанализировать мистический план поэмы.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с биографией Эдгара По.

2. Сформировать навык анализа поэтического текста.

3. Раскрыть мистический план поэмы.

4. Развить творческие способности учащихся.

Материалы к уроку: текст поэмы «Ворон» в переводе К. Бальмонта у каждого ученика (предварительно прочитанный), презентация о биографии Эдгара По, иллюстрации к поэме, аудиозаписи прочтений стихотворений (Бориса Ветрова и Макса Фривинга).

Методы: чтение художественного текста и его анализ, анализ разных прочтений поэмы, сопоставление поэмы с другими видами искусства.

                                                                   Ход урока

Этап

Действия учителя

Предполагаемые действия ученика

Организационный (1 минута)

Учитель приветствует учеников.

Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя.

Установка на восприятие, сообщение темы урока

(2 минуты)

- Ребята, в творчестве какого русского писателя, произведения которого мы недавно читали, есть мистика?

- А в каких именно произведениях?

- А сталкивались ли вы с чем-то мистическим в своей жизни?

- А сегодня мы с вами познакомимся с творчеством великого американского мистика Эдгара Аллана По.

Итак, тема нашего урока «Мистика в поэме Эдгара Аллана По «Ворон».

- В творчестве Н.В. Гоголя.

- В цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки», в повести «Вий».

Ученики отвечают на вопрос.

Ученики записывают тему урока.

Основная часть

(38 минут)

Учитель с помощью презентации сообщает ученикам наиболее значимые факты биографии писателя (3 минуты):

- Эдгар Аллан По родился 19 января 1809 года в Бостоне, США в семье актеров. Он рано осиротел и был усыновлен зажиточным купцом Джоном Алланом.

Эдгар По был талантливым учеником, рано проявил интерес к литературе и начал сочинять стихи ещё в детстве.

У Эдгара были напряженные отношения с опекуном, которого раздражало пылкое увлечение По искусством.

В 1826 году произошел разрыв между Эдгаром и Джоном. Последний лишил его материальной поддержки и с этих пор По ведет скитальческую жизнь.

Эдгар По становится профессиональным литератором, издает стихи, пробует себя в прозе, что приносит ему долгожданный успех.

В 1836 году он женится на Вирджинии Клемм, у которой вскоре обнаруживают чахотку. В 1847 году она умирает.

По никак не мог вырваться из бедности, искал забвения в вине, опиуме.

Последние годы жизни Эдгара По, 1847—1849, были годами метаний, полубезумия, успехов, падений и постоянной клеветы.

Учитель рассказывает о мистических обстоятельствах смерти писателя.

- Как видите, в жизни Эдгара По тоже была окутана мистикой.

Сейчас мы с вами прочитаем самую известную и мистическую поэму поэта «Ворон» в переводе К. Бальмонта, написанную в 1845 году.

Учитель читает поэму.

- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? Почему?

- Какие чувства, по-вашему, испытывает автор поэмы? Как это проявляется в тексте?

- Какое настроение преобладает в поэме?

Неудивительно, что у вас остались такие впечатления после прочтения. Лирика По – суггестивная, она призвана внушать читателю эмоции.

- Давайте теперь послушаем два разных прочтения этого стихотворения и сопоставим их.

Аудиозаписи с прочтением Бориса Ветрова и Макса Фривинга.

- Какое прочтение вам показалось наиболее удачным? Почему?

Как вы считаете, почему и то и другое прочтение сопровождается фоновой музыкой?

- К этой поэме было нарисовано множество иллюстраций.

Учитель демонстрирует иллюстрации, подготовленные в презентации.

Сравните предложенные иллюстрации.

Что общего у всех иллюстраций? Как вы думаете почему? Иллюстрации соответствуют стихотворению или нет? Почему?

- О чем или о ком тоскует лирический герой?

- Какой  мистический образ является самым важным в стихотворении? Почему именно эта птица и что этот образ символизирует?

- С помощью чего автор создает мистический план поэмы?

- В чем заключается композиционная особенность поэмы?

Как называется такой прием?

В оригинале ворон повторяет слово «Nevemore». Если прислушаться то, мы поймем, что оно напоминает карканье вороны. Как называется этот прием? Как вы считает, русский перевод добился такого эффекта?

- Какой приговор выносит ворон герою в конце поэмы?

Ученики слушают учителя и записывают наиболее важную информацию.

Ученики слушают прочтение поэмы.

Ученики отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями.

Дети внимательно слушают аудиозаписи.

Ученики выбирают одно из прочтений и защищают его, тем самым начинают анализировать текст.

Ученики рассматривают иллюстрации к стихотворению. Сопоставляют их друг с другом и со стихотворением.

Он тоскует по своей возлюбленной, которая умерла.

Дети отвечают на вопросы.

Самый значимый мистический образ – ворон. Ворон ассоциируется в сознании человека со смертью. Его связывают с загробным миром, неслучайно ему герой задает вопрос о погибшей возлюбленной. Ворон является символом черной тоски и злого рока, безнадежности.

Дети отвечают на вопрос. Автор вводит в стихотворение образ Вещего Ворона, появившегося из ниоткуда, который на все вопросы герой отвечает лишь «никогда». Более того, все происходит темной ночью, когда все порождает страх.

В постоянном повторении слова «Никогда».

Рефрен.

Данный прием называется аллитерация или звукоподражание.

Дети высказывают свои мнения по поводу удачности русского перевода центрального слова в поэме.

На вопрос суждено ли герою встретить свою возлюбленную после смерти, ворон отвечает «никогда».

Итоги урока

(2 минуты)

Поэма «Ворон» стала одним из самых известных произведений в творчестве  Эдгара Аллана По. А птица-ворон стала постоянным спутником писателя и поэта.

В чем же заключается мистический план поэмы?

Дети отвечают на вопрос учителя, используя знания полученные в ходе урока.

Домашнее задание

(2 минуты)

На выбор:

- Сравните разные переводы этого стихотворения (Д. Мережковского, К. Бальмонта, В. Брюсова и т.д.). Какой перевод вам нравится больше всего?

- Сопоставьте разные прочтения этой поэмы Борисом Ветровым и Максом Фривингом (можно использовать и другие прочтения).

Ворон

          Как-то в полночь, в час угрюмый, полный тягостною думой,

          Над старинными томами я склонялся в полусне,

          Грезам странным отдавался, - вдруг неясный звук раздался,

          Будто кто-то   постучался - постучался в дверь ко мне.

          "Это, верно, - прошептал я, - гость в полночной тишине,

                   Гость стучится в дверь ко мне".

          Ясно помню... Ожиданье... Поздней осени рыданья...

          И в камине очертанья тускло тлеющих углей...

          О, как жаждал я рассвета, как я тщетно ждал ответа

          На страданье без привета, на вопрос о ней, о ней -

          О Леноре, что блистала ярче всех земных огней, -

                  О светиле прежних дней.

          И завес пурпурных трепет издавал как будто лепет,

          Трепет, лепет, наполнявший темным чувством сердце мне.

          Непонятный страх смиряя, встал я с места, повторяя:

          "Это только гость, блуждая, постучался в дверь ко мне,

          Поздний гость приюта просит в полуночной тишине -

                  Гость стучится в дверь ко мне".

          "Подавив свои сомненья, победивши спасенья,

          Я сказал:  "Не осудите замедленья моего!

          Этой полночью ненастной я вздремнул, - и стук неясный

          Слишком тих был, стук неясный, - и не слышал я его,

          Я не слышал..." Тут раскрыл я дверь жилища моего:

                  Тьма - и больше ничего.

          Взор застыл, во тьме стесненный, и стоял я изумленный,

          Снам отдавшись, недоступным на земле ни для кого;

          Но как прежде ночь молчала, тьма душе не отвечала,

          Лишь - "Ленора!" - прозвучало имя солнца моего, -

          Это я шепнул, и эхо повторило вновь его,  -

                  Эхо - больше ничего.

          Вновь я в комнату вернулся - обернулся - содрогнулся, -

          Стук раздался, но слышнее, чем звучал он до того.

          "Верно, что-нибудь сломилось, что-нибудь пошевелилось,

          Там, за ставнями, забилось у окошка моего,

          Это - ветер, - усмирю я трепет сердца моего,  -

                  Ветер - больше ничего".

          Я толкнул окно с решеткой, - тотчас важною походкой

          Из-за ставней вышел Ворон, гордый Ворон старых дней,

          Не склонился он учтиво, но, как лорд, вошел спесиво

          И, взмахнув крылом лениво, в пышной важности своей

          Он взлетел на бюст Паллады, что над дверью был моей,

                  Он взлетел - и сел над ней.

          От печали я очнулся и невольно усмехнулся,

          Видя важность этой птицы, жившей долгие года.

          "Твой хохол ощипан славно, и глядишь ты   презабавно, -

          Я промолвил, - но скажи мне: в царстве тьмы, где ночь всегда,

          Как ты звался, гордый Ворон, там, где ночь царит всегда?"

                  Молвил Ворон: "Никогда".

          Птица ясно отвечала, и хоть смысла было мало.

          Подивился я всем сердцем на ответ ее тогда.

          Да и кто не подивится, кто с такой мечтой сроднится,

          Кто поверить согласится,  чтобы где-нибудь, когда -

          Сел над дверью говорящий без запинки, без труда

                  Ворон с кличкой: "Никогда".

          И взирая так сурово, лишь одно твердил он слово,

          Точно всю он душу вылил в этом слове "Никогда",

          И крылами не взмахнул он, и пером не шевельнул он,  -

          Я шепнул: "Друзья сокрылись вот уж многие года,

          Завтра он меня покинет, как надежды, навсегда".

                  Ворон молвил: "Никогда".

          Услыхав ответ удачный, вздрогнул я в тревоге  мрачной.

          "Верно, был он, - я подумал, - у того, чья жизнь - Беда,

          У страдальца, чьи мученья возрастали, как теченье

          Рек весной, чье отреченье от Надежды навсегда

          В песне вылилось о счастьи, что, погибнув навсегда,

                  Вновь не вспыхнет никогда".

          Но, от скорби отдыхая, улыбаясь и вздыхая,

          Кресло я свое придвинул против Ворона тогда,

          И, склонясь на бархат нежный, я фантазии безбрежной

          Отдался душой мятежной:  "Это - Ворон, Ворон, да.

          Но о чем твердит зловещий этим черным "Никогда",

                  Страшным криком: "Никогда".

          Я сидел, догадок полный и задумчиво-безмолвный,

          Взоры птицы жгли мне сердце, как огнистая звезда,

          И с печалью запоздалой головой своей усталой

          Я прильнул к подушке алой, и подумал я тогда:

          Я - один, на бархат алый - та, кого любил всегда,

                  Не прильнет уж никогда.

          Но постой: вокруг темнеет, и как будто кто-то веет, -

          То с кадильницей небесной серафим пришел сюда?

          В миг неясный упоенья я вскричал: "Прости, мученье,

          Это бог послал забвенье о Леноре навсегда, -

          Пей, о, пей скорей забвенье о Леноре навсегда!"

                  Каркнул Ворон: "Никогда".

          И вскричал я в скорби страстной: "Птица ты - иль дух ужасный,

          Искусителем ли послан, иль грозой прибит сюда, -

          Ты пророк неустрашимый! В край печальный,  нелюдимый,

          В край, Тоскою одержимый, ты пришел ко мне сюда!

          О, скажи, найду ль забвенье, - я молю, скажи, когда?"

                  Каркнул Ворон: "Никогда".

          "Ты пророк, - вскричал я, - вещий! "Птица ты - иль  дух зловещий,

          Этим небом, что над нами, - богом, скрытым навсегда, -

          Заклинаю, умоляя, мне сказать - в пределах Рая

          Мне откроется ль святая, что средь ангелов всегда,

          Та, которую Ленорой в небесах зовут всегда?"

                 Каркнул Ворон: "Никогда".

          И воскликнул я, вставая: "Прочь отсюда, птица злая!

          Ты из царства тьмы и бури, - уходи опять туда,

          Не хочу я лжи позорной, лжи, как эти перья, черной,

          Удались же, дух упорный! Быть хочу - один всегда!

          Вынь свой жесткий клюв из сердца моего, где скорбь - всегда!"

                 Каркнул Ворон: "Никогда".

          И сидит, сидит зловещий Ворон черный, Ворон вещий,

          С бюста бледного Паллады не умчится никуда.

          Он глядит, уединенный, точно Демон полусонный,

          Свет струится, тень ложится, - на полу дрожит всегда.

          И душа моя из тени, что волнуется всегда.

                 Не восстанет - никогда!

          (1894)

          Перевод К. Бальмонта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе. 8 класс. Идейно-тематическая связь поэмы "Мцыри" с лирикой М.Ю. Лермонтова.

Характеристика героев. Связь проблематики поэмы с центральными темами лирического творчества М.Ю. Лермонтова, темой одиночества....

Конспект урока по литературе 10 класс "В каком году - рассчитывай..." Жанр и проблематика поэмы-эпопеи Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Тема урока: «В каком году - рассчитывай…» Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо»Цель урока:    1) раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющи...

конспект урока по литературе. 8 класс А.Т. Твардовский Поэма "Василий Теркин"

Конспект урока по литературе. 8 класс А.Т. Твардовский Поэма "Василий Теркин" Цель урока - показать роль поэмы в годы ВОВ...

Конспект урока по литературе по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака" 7 класс

Урок с использованием дифференцированного подхода....

Конспект урока по литературе "Помещичья Русь в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Целью данного урока является закрепление знаний учащихся  посредством презентации среднесрочных проектов о помещике Манилове, о Коробочке, Ноздрёве, Собакевиче. Литературоведческая пауза предпола...

Конспект урока по литературе для 9 класса Тема : И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». Печальная история любви.

Конспект урока по литературе для 9 класса Тема : И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». Печальная история любви. p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; background: transparent } ...