Проектная деятельность учащихся на уроках литературы (на примере изучения повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»).
статья по литературе (5 класс)

Исаченко Елена Львовна

Проектная деятельность учащихся на уроках литературы на примере изучения повести  А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_bagazh.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

         Проектная деятельность учащихся на уроках изучения повести

А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Статья учителя литературы ГБОУ

школы №413 Исаченко Е.Л.

«Мир девичьей мечты»

(за строкой пушкинской повести «Станционный смотритель»)

     А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» рассказывает  историю  несчастного чиновника четырнадцатого класса (низший чин) Самсона Выринапо названию места нахождения вверенной ему почтовой станции – (социальная сторона конфликта).

 Горька была его судьба не только тяготами службы станционного смотрителя, но и несчастной долей оставленного дочерью отца. Его дочь Дуня составляла единственную радость в жизни старого смотрителя, являлась предметом гордости отца.  Она было удивительно хороша собой и достаточно разумна: «курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался…».  В один несчастный  день она была обманом увезена «молодым, стройным гусаром»,  ротмистром Минским в Петербург. От ямщика несчастный отец узнал, что «во всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте». Придя пешком в Петербург на квартиру, которую снял Минский для своей наложницы, Вырин застал  свою Дочь не в цепях, голодною и в слезах, а вполне благополучною: «Дуня, одетая со всею роскошью моды сидела на ручке кресел… Она с нежностью смотрела наМинского, наматывая чёрные его кудри на свои сверкающие пальцы».

       Понятно состояние несчастного смотрителя, потерявшего дочь (общечеловеческая проблема), тем более мы знаем (и он это знал), чем заканчивалась судьба многих девушек, оказавшихся на месте Дуни. Но какая альтернатива  у красивой и умной девушки, принадлежащей к низшему сословию?

       Идея проекта была подсказана также известным стихотворением Н.А. Некрасова «Тройка»:

Что ты жадно глядишь на дорогу…

……………………………………..

На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьётся алая лента игриво

В волосах твоих, чёрных как ночь.

…………………………………………

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдёшь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж превередник

И свекровь в три погибели гнуть…

Мы сформулировали идею проекта словами «Мир девичьей мечты», потому что думаем, что одна из центральных тем повести – тема библейской притчи о блудном сыне (картинки на стенах бедного жилища смотрителя). Каждая девушка мечтает о любви и удачном замужестве. Во времена Пушкина осуществление такой мечты было делом сложным и даже  маловероятным. Но Дуня, общаясь с проезжающими чиновниками и их жёнами, безусловно, грезила и о блестящем кавалере, влюбившемся в неё без памяти, и о Петербурге (Выра стоит на дороге из Петербурга в Псков, Киев и т.д.). Это естественно. Наказанием ей за позднее раскаяние (сцена на могиле отца в конце повествования) – чувство вины и муки совести на всю жизнь.

В свою экспозицию, иллюстрирующую идею проекта «Мир девичьей мечты» мы включили следующие предметы:

  1. Ларец-подголовник дорожный (бук, дуб: резьба)  с предметами женского туалета и украшениями (подарки проезжающих, постояльцев). Этот предмет показывает её стремление покинуть дом отца.
  2. Вышивка «Голубки» (техника – простой крест). Сюжет вышивки – естественная мечта женщины о семейном гнёздышке.
  3. Носовой платок (батист, кружево – крючок, вышивка с инициалами), Дуня видела такие платкиу проезжающих и сделала себе такой.
  4. Сумочка дамская (украшена вышивкой из бисера и кружевной обвязкой, ручка под бронзу, могли приобрести в лавке, заказать кому-то из проезжающих) изготовлена Дуней, мечтающей о судьбе светской дамы.
  5. Пояс дамский (объёмное плетение из бисера). Дуня сплела его для бального платья.

Все предметы, кроме броши, гребня, заколки, зеркала, изготовлены учащимися 6,7 классов, занимающихся в отделении дополнительного образования школы под руководством педагогов дополнительного образования.

Создание презентации к проекту

Слайд 1 Проект "Литературный багаж" (за строкой школьного учебника: изучение повести  А.С. Пушкина «Станционный смотритель»). Разработчики - ученики 7 класса: Трач Егор, Бабошев Александр, Бутылова Полина, Ким Юлия, Гарашкина Милена, Митрофанова Наташа, ОхуновШахзод, Кныш  Тимофей; ученики 6 класса: Погуляй Егор, Яблонская Настя, Андреева Юлия; ученик 8 класса НъематовАлижон.

Руководители:Исаченко Е.Л, Черешниченко Г.И., Курдюкова Л.И., Киселёва В.Н.

Слайд 2 Цель: формирование читательской грамотности за счет расширения контекста литературного произведения.

Задачи:

  • получение новых знаний по отечественной литературе и  истории,
  • совершенствование навыков проектно-исследовательской деятельности, работа в vk.com над образовательной задачей.
  • воспитание внимательного и уважительного отношения к наследиям отечественной культуры.

Слайд 3Начали мы работу над проектом с поездки в посёлок Выру (47й километр Киевского шоссе), где находится музей "Дом станционного смотрителя" в честь пушкинского героя Самсона Вырина). Это помогло нам больше узнать  о России времени Пушкина, а музей стал нашим партнёром в городском проекте "Литературный багаж", организованном кафедрой культурологии АППО.

Слайд 4Чтобы погрузиться в атмосферу произведения и глубже понять чувства героев пушкинской повести, на уроке литературы мы посмотрели фильм Сергея Соловьёва. Обучаясь рецензии на фильм, многие написали о сильной игре актёра Пастухова, исполняющего роль несчастного чиновника 14 разряда и обманутого отца. (Вставить цитату)

Слайд 5  Темы исследовательских работ расширили наше представление об эпохе, в которую жил Пушкин, раздвинули границы повести. Полученные в процессе работы над темами знания  помогут не только глубже осмыслить повесть, но и пригодятся в дальнейшем изучении литературы и истории.

Слайд 6Александр Сергеевич Пушкин много ездил по России, исколесив более 35 тысяч километров отечественных дорог. Это сопоставимо с кругосветным путешествием. Были места любимые, посещавшиеся и описанные Пушкиным не раз. Были и такие, в которых он побывал только проездом и которые упоминает лишь вскользь (за границу его не выпускали). Может быть, последние не оставили значительного следа в сердце поэта, но по ним можно во всех подробностях проследить, а кое-где и восстановить маршруты пушкинских странствий.

Слайд 7  Карта пушкинских поездок по России отражает данная карта. На ней красным цветом выделена Выра (77 километр от Санкт-Петербурга).  Мы видим, что миновать эту станцию, следуя в Михайловское и в южную ссылку, Пушкин не мог.

Слайд 8 Шоссейных дорог в то время было мало. В редких случаях болотистое место покрывалось бревнами, связанными между собой; поверх накладывался хворост, усыпанный землей. Такие дороги требовали частых ремонтов, в противном случае при движении экипажа бревна раздвигались и подскакивали вверх, грозя обрушиться на путников. 
   Вот случай, происшедший с Пушкиным в Псковской губернии: "Выехал я тому пять-шесть дней из моей проклятой деревни на перекладной, в виду отвратительных дорог. Псковские ямщики не нашли ничего лучшего, как опрокинуть меня. У меня помят бок, болит грудь, и я не могу двигать рукою... Как только мне немного станет лучше, буду продолжать мой путь
почтой..." (Из письма к В. П. Зубкову, 1 декабря 1826 г.). 

Слайд 9  Пушкин жил в эпоху до создания железных дорог. Он не дожил несколько месяцев до пуска первого поезда на Царское Село.В 1820-х годах в России появились первые почтовые дилижансы. В них следовали пассажиры и почта.  В 1840 году в Санкт-Петербурге официально было  открыто «отделение почтовых карет и бричек». Лишь конкуренция со стороны железной дороги постепенно свела на нет перевозку пассажиров на почтовом транспорте.

Слайд 10. В 1831 году вышло «Положение об учреждении вольных почт в России».

 В 1833 году в Санкт-Петербурге открылась первая в России внутригородская почта, о чём 29 января 1833 было сообщено в «Санкт-Петербургских ведомостях». Город был поделён на 17 почтовых округов. Существовало 45 пунктов приёма писем. Корреспонденцию забирали 3 раза в день, доставляли на почтамт, сортировали и доставляли адресатам.

Слайд 11 До конца 1840-х годов письма от населения принимали только в почтовых конторах. Позднее корреспонденцию стали принимать в мелочных лавках, а потом, после появления в 1857 году почтовых марок, и просто через почтовые ящики. К 1896 году число почтовых ящиков превысило 15,2 тыс. штук.

Долгое время основной объём почтовой пересылки составляла казённая (служебная) корреспонденция. Только в годы реформ 1860-х годов частная пересылка стала преобладать над государственной.

Слайд 12

Широкое производство почтовых конвертов началось в 1820 году в Англии. Распространение конвертов в России относится к первой четверти XIX в., но долгое время продолжали обходиться без них, складывая письма соответствующим образом.

Слайд 13

У нас в Стрельне есть почтовая станция, где в 1828 году провожал за границу своего приятеля Киселёва Пушкин. Киселёв отправлялся с дипломатическим поручением в Вену, но собирался и на воды заехать в Карлсбад. Именно в Стрельне (об этом свидетельствует подпись) пишет невыездной Пушкин напутствие приятелю:
Ищи в чужом краю здоровья и свободы,
Но север забывать грешно...

Слайд 14 Петровская табель о рангах насчитывала 263 должности, каждая из которых с момента издания указа являлась также и ранжированным чином. Впоследствии многие из указанных в табели должностей были упразднены, а названный статус из табели исключён. К началу XIX века  осталось 14 рангов для чиновников статских и военных. Указ содержал 19 пояснительных пунктов к табели.

Слайды 15, 16  Пётр лично принимал участие в редактировании указа, в основу которого легли заимствования из «расписаний чинов» французского, прусского, шведского и датского королевств. Указ рассматривался также в Военной и Адмиралтейской коллегиях, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга.

За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и в официальных собраниях полагался штраф.

Табель в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий.

Сыновья титулованных лиц не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут".

Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их".

Наш герой, станционный смотритель, стоял на самой низшей ступени иерархии, мы понимаем теперь, почему так обращались с ним проезжающие чиновники. (Могли и побить).

Слайд 17 В XVIII веке в русском дворянском быту еще доминировали традиционные формы вступления в брак: жених добивался согласия родителей, после чего уже следовало объяснение с невестой. В 1829 году Пушкин посватался к 16-летней красавице Гончаровой, но родителями был принят холодно, так как Гончаровы по положению стояли  выше Пушкиных, хотя так же обеднели.

Слайд 18 Предварительное объяснение в любви, да и вообще романтические отношения между молодыми людьми хотя и вторгались в практику, но по нормам приличия считались необязательными или даже нежелательными. Очень частым явлением в обществе были неравные браки по возрасту, так как бедные родители мечтали выдать дочь за богатого, пусть и старика.

Наша героиня, дочь смотрителя Дуня, не могла выйти замуж за Минского из-за большой социальной разницы. Она могла быть его наложницей или содержанкой.

Слайд 19 Ключевым лицом в семейной иерархии был глава семьи. Он отвечал за представительство семьи в обществе и представлял общество в семье. Женщина социальных прав не имела. Только в случае смерти мужа она обретала какие-то права. Дети содержанок и наложниц не наследовали титул и имущество отца.

Продукты данной проектной работы могут использоваться при изучении произведений русской литературы и на  литературы  и уроках истории

Санкт-Петербург, 2020 год



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроке литературы.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном о...

Урок литературы в 7 классе. А.С.Пушкин "Станционный смотритель"

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"...

проектная деятельность учащихся на уроках литературы

Все активнее ставится вопрос о различного вида интеграции в современной школе. К настоящему времени гуманитарные интегрированные курсы развиваются во многих странах. Активно использует...

Проектная деятельность учащихся на уроках химии. На примере темы «Окислительно-восстановительные реакции»

Изучения курса химии в 11 классе, раздел «Окислительно-восстановительные реакции». Руководство работой учащихся по этой теме осуществляется через их проектно-исследовательскую деятельность....

Развитие познавательных способностей учащихся на уроках литературы (на примере изучения творчества Ф.И. Тютчева)

Статья посвящена развитию познавательных способностей учащихся на уроках литературы на примере изучения творчества Ф.И. Тютчева...

Конспект урока литературы в 7 классе "А.С. Пушкин "Станционный смотритель"

Конспект урока литературы по произведению А.С. Пушкина "Станционный смотритель"...