"Использование ИКТ на уроках литературы. Создание буктрейлера".
опыты и эксперименты по литературе (10 класс)

Морозова Юлия Александровна

В статье представлен обобщенный опыт по использованию буктрейлеров на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_4.2.2.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 4.2.2.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский

Обобщение педагогического опыта в форме выступления на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы Морозовой Ю.А.

на тему:

«Применение ИКТ на уроках литературы. Технология создания буктрейлера».

        Главной проблемой обучения литературе в школе остается низкая читательская активность учащихся и отсутствие мотивации к чтению.  В  решении этой проблемы во многом может помочь использование информационно – коммуникационных технологий на уроке.  К.Д. Ушинский говорил:  «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»

           ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока: для обозначения темы урока, знакомства учащихся с новым материалом, сопровождения объяснения учителя, при контрольно – оценочной деятельности. Включение в урок ИКТ позволяет обеспечить наглядность, возможность творческого развития личности учащихся, организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Одной из наиболее востребованных форм интерпретации художественного произведения выступает буктрейлер.

        Буктрейлер — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Одними из первых, кто использовал буктрейлер, стали специалисты издательства «Азбука Аттикус».  Основная задача буктрейлера – рассказать о книге, заинтересовать, привлечь внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.

        Буктрейлеры можно классифицировать по двум параметрам: 

1)По способу визуального воплощения текста:

- игровые (мини-фильм по книге);

- неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями и т. п.);

- анимационные (мультфильм по книге).

2) По содержанию:

- повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);

- атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);

- концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Основные этапы создания буктрейлера:

  1. Выбор книги для создания буктрейлера. Сюжет вашей рекламы должен раскрывать основные моменты  истории создания, героев, место, конфликт произведения.
  2. Создание сценария к буктрейлеру.  Важно выстроить сюжет таким образом, чтобы в нем присутствовала интрига, которая вызовет у читателя желание прочесть книгу.
  3. Подбор материалов для видеоряда.  Материал может включать в себя картинки, снятое или найденное по тематике в Интернете видео, аудиозаписи.
  4. Определение формата видео и выбор программы для работы.  Для этого подойдет программа Windows Movie Maker. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту.
  5. Монтаж собранных материалов.

В начале видеоролика необходимо пометить значок о возрасте аудитории (не более 16+). Также необходимо указать используемые в ролике видео- и аудио- материалы, если они защищены авторским правом. В буктрейлере  недопустимы оскорбления, нецензурные выражения, материалы, разжигающие расовую, межнациональную или религиозную рознь, нарушающие законы РФ и носящие антисоциальный характер.

Технические средства, необходимые для создания и использования буктрейлера:

  1. Микрофон и камера – для создания собственных видео- и аудиоматериалов;
  2. Программы для работы – Windows Movie Maker, SonyVegas Pro.
  3. Доступ в Интернет.
  4. Персональный компьютер, ноутбук.
  5. Экран, проектор, колонки.

Общие принципы создания и использования буктрейлера:

1. Продолжительность видеоролика – 1-3 минуты.

2. Единообразие иллюстраций.

3. Единство стиля музыки и видеоряда.

3. Краткость и меткость приводимых цитат.

4. Содержание интриги в основе ролика.

5. Разборчивость шрифта в титрах и субтитрах.

6. Использование закона об авторских правах.

        Многие ученые и педагоги-практики позитивно оценивают буктрейлер как методический инструмент и дидактический прием повышения интереса школьников к чтению, усиления познавательной активности, совершенствования читательских компетенций и коммуникативных навыков. Педагогическое использование буктрейлеров реализуется в двух основных формах:

1) просмотр и обсуждение готовых видеороликов;

2) самостоятельное создание и представление вербально-визуальных продуктов.

Опираясь на теоретические основы создания буктрейлера, совместно с учащимися 10 класса был создан  буктрейлер по произведению А.Н. Островского «Гроза», посвященный 200 – летию со дня рождения А.Н. Островского.

Цель  буктрейлера: реклама драмы А.Н. Островского «Гроза».

Задачи:

Образовательные:

  1. Организовать поиск учащимися иллюстративного и видео материала к различным фрагментам произведения.
  2. Познакомить учащихся с биографией писателя, историей создания драмы.

Воспитательные:

  1. Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемой теме урока.
  2. Способствовать развитию коммуникативных навыков через создание буктрейлера.

Развивающие:

  1. Формирование основ грамотности художественного изображения, понимания основ изобразительного языка.

Организация работы над буктрейлером:

  1. Определение объема материала из биографии писателя;
  2. Подбор видеофрагментов к произведению из сети Интернет;
  3. Подбор иллюстраций к произведению из сети Интернет;
  4. Подбор музыкальных фрагментов;
  5. Подбор необходимых цитат из произведения;
  6. Монтаж фильма в программе Movie Maker;
  7. Презентация полученного продукта.

Выводы: процесс создания буктрейлера показал заинтересованность учащихся, позволил проявить их индивидуальные творческие способности, коммуникативные умения. Таким образом, цель данной работы была достигнута, задачи выполнены. Таким образом, на уроках литературы буктрейлер все прочнее закрепляется в качестве особой разновидности медиатекста, являющегося одновременно и предметом изучения, и обучающим средством.

Список использованной литературы:

  1. Как сделать буктрейлер [Электронный ресурс]: практические рекомендации//Алексей Музалёв и Литературный проект LITER-RM : сайт. – Режим доступа: http://liter-rm.ru/kak-sdelat-buktrejler.html, свободный.
  2. Буктрейлеры - современный способ продвижения книг в библиотеках [Электронный ресурс]//СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА: сайт. – Режим доступа: http://sbiblioteka.blogspot.com/2011/10/blog-post_09.html, свободный.
  3. А.Н. Островский, драма «Гроза», цитаты из произведения.
  4. Видеофрагменты, музыкальные фрагменты из открытых источников сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка

Из опыта работы использование информационных технологий на уроках литературы и русского языка...

Использование ИКТ на уроках литературы.

Использование ИКТ делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.  Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную шк...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА

.Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:Создание проектов, презентаций требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов...

Использование алгоритма на уроке литературы

Одним из наиболее важных и сложных видов работы на уроках литературы является анализ эпизода. На наш взгляд, помочь ученику в самостоятельном написании сочинения может работа по алгоритму, особенно в ...

Обобщение опыта «Использование живописи на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся»

На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического   взаимодействия - и ученка и педагога, от которого новые подходы требуютзнани...

Создание и использование аудиороликов на уроках литературы.

Доверие  к цифровым  технологиям  у подростков намного выше , чем  у взрослых.  Именно поэтому  они  с удовольствием  соглашаются   на  уч...