Урок по рассказу Пришвина "Кладовая солнца"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Лысова Лилия Леонидовна

Урок по рассказу Пришвина "Кладовая солнца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_prishvina_kladovaya_solntsa.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы:   Лысова Лилия Леонидовна

Класс : 6

Тема урока: У каждого своя тропа. (по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца»).

Цели  урока:                

  • Образовательные: осмысление конфликта между детьми, его причин и следствий; выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину;                                                                                  
  • Развивающие: роль описания природы, её одухотворённость, участие в судьбе героев;                                                
  •  Воспитательные:  воспитывать культуру речевого общения во время спора, умение просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, уметь выслушать другого                                

     Результаты:                                                                                                                                              

  • Предметные: на  основе  прочитанного текста научиться анализировать, раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора.                                                                                                            
  • Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать .                                                                                                  

 Метапредметные:  воспитывать любовь к природе, развивать  в  детях  чувство  доброты, внимания  к  другим   людям                                                                                                                                                                    Тип урока: Урок открытия новых знаний.                                                                                                                                                                    Методы: беседа, самостоятельная работа.                                                                                                                                                         Оборудование: презентация, видеофрагмент, корзина для дидактической игры.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Установление  контакта с детьми.

Создание эмоционального настроя учащихся.

Слово о произведении «Кладовая солнца».

О чем мы говорили на предыдущем уроке? С каким произведением познакомились?

Прием «Ассоциации».

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА: « ВОЛШЕБНОЕ  ЛУКОШКО»

Я сегодня принесла на урок лукошко. Почему?Что в нем может лежать 

Угадайте, какой предмет лежит в « Волшебном лукошке»?

Подготовка  класса  к  работе.

Мы познакомились  с удивительным произведением о детях, сказкой – былью «Кладовая солнца» М.М. Пришвина.  

В лукошке могут лежать вещи, которые взяли с собой Настя и Митраша, отправляясь за клюквой

(картошка, хлеб, компас).

Личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

познавательные (логические): решение проблемы творческого характера.

личностные:

формирование потребности в самовыражении

коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли, готовность к обсуждению разных точек зрения.

II.

1 Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы будем говорить о «Кладовой солнца» М. Пришвина.  И чтобы проверить, насколько  хорошо вы знаете данное произведение, я предлагаю небольшой блиц-опрос.

БЛИЦ-ОПРОС:

1.В каком году написана сказка – быль « Кладовая солнца»?

2.  Имена героев произведения ?

3. Название болота, возле которого жили дети?

4. Назание самого топкого и опасного места  в болоте?

5. Что случилось с родителями Насти и Митраши?

6.О какой  Отечественной войне идёт здесь речь?

7.Какое хозяйство досталось детям после родителей?

8. Почему автор называет это хозяйство «богатством» .

Итак, мы познакомились с замечательным произведением, героями которого являются дети, Настя и Митраша. Несмотря на все заботы и трудности, которые выпали на их долю,  они живут дружно. пока не собрались  в лес…

1.В 1945 году

2 Настя и Митраша.

3. Блудово болото.

4. Слепая Елань.

5. Мать умерла то болезни , а отец погиб на Отечественной войне.

6. О Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

7. Изба пятистенная , корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен.

8. Во время ВОвойны сохранилось крестьянское хозяйство.

Регулятивные: самостоятельно ответы на поставленные вопросы, активно анализируя прочитанный отрывок.

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: формирование познавательного интереса учащихся к чтению;

Познавательные: изложение содержания  прочитанного текста подробно, сжато, выборочно; умение

строить рассуждения.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

Сейчас мы с вами посмотрим маленький видеофрагмент  и  сформулируем тему и цели нашего урока.

Просмотр видеофрагмента.

Выполняют задание.

Познавательные:активизация мышления при просмотре видеофрагмента.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Постановка учебной задачи. 

О чем этот фрагмент? О чем спорят Настя с Митрашей у Лежачего камня?

Почему поссорились Настя с Митрашей?

О чем мы будем говорить на уроке?

Мы сегодня проведем урок –расследование: почему поссорились Настя  с Митрашей?

 Кто из них прав? Как избежать ссоры?

Активно участвуют в целеполагании. Отвечая на вопросы учителя, они высказывают  разные предположения. Формулируют тему урока. и цели: Ссора главных героев. Цель: осмыслить причину ссоры и ее последствия.  

Познавательные: овладение навыками самоорганизации, целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать .                                                                                                    

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока.

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Тема нашего урока: У каждого своя тропа. Ссора Насти и Митраши. Кто из них прав?

Цель нашего урока:

осмысление конфликта между детьми, его причин и следствий; выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину.

Чтобы разобраться в причине конфликта, мы проведем небольшое расследование, сопоставим  характеры героев, их поступки и  причины таких поступков. Для этого   мы должны ответить на ряд вопросов.

 Отвечают на вопросы.

Познавательные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать.

Регулятивные: формулирование  и аргументирование своих мыслей;

привлечение нового и изученного материала;

Коммуникативные :создание устных монологических высказываний разного типа; умение вести диалог.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Анализ произведения с применением приема: «Таксономия Блума».

Отвечая на вопросы, мы будем собирать лепестки ромашки. Когда соберем все лепестки, сделаем выводы.

Простые вопросы.

Опишите внешность Насти и ее внутренние качества. Митраши.

Уточняющие.

Если я правильно поняла, автор с симпатией относится к героям?

Какие слова передают это отношение? Приведите примеры из текста.

Автор  описывает детей с большой любовью и нежностью. Настя -«золотая курочка на высоких ножках», Митраша- «мужичок в мешочке».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы.

Почему всегда дружные  Настя и  Митраша поссорились, когда отправились за клюквой?  (Каждый хотел идти по своей тропе,  каждый считал, что прав, никто не хотел уступать).

Почему 4 глава, в которой рассказывается о ссоре Насти и Митраши, начинается с описания сосны и ели?

Почему Настя, идя «по общей тропе» забыла о брате? Почему даже лесные обитатели перестают ее замечать?

 Почему Митраше, попавшему в беду, удалось спастись.?

Почему собака пришла ему на помощь?

Творческие вопросы.

Как вы думаете, что бы было, если бы дети не ссорились, а пошли вместе?

Хотели бы вы изменить сюжет произведения? Где именно?

Оценочные вопросы.

Как вы считаете, кто из них прав? На чьей стороне автор?

Практические вопросы.

Как бы поступили вы, оказавшись в такой ситуации? Что бы взяли с собой, отправляясь в лес?

Отвечают на вопросы.

Настя.

Внешний портрет.

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Внутренний портрет.

Трудолюбивая: как мать,

 вставала далеко до солнца…

 хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь,

чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается,

стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку.

Митраша.

Внешний портрет.

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Внутренний.

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос.

Каждый из них считал, что прав.

В начале главы мы встречаем описание ели и сосны, «их корни с малолетства сплелись», и они постоянно борются за самоутверждение, но их нельзя разделять, потому что они умрут друг без друга.

Через описание сосны и ели  автор хочет предупредить героев, что может с ними произойти, если  они разойдутся в пути. Деревья, как будто хотят

предупредить их об опасности.

 С самого начала девочку занимала только мысль о том. Как бы собрать побольше клюквы. Она проявила такое плохое качество, как жадность.

Ничего не видя, кроме своей клюквы, она ползает, передвигает корзинку, вся грязная, даже лось перестает узнавать в ней человека. Она уподобилась лесному обитателю, ищущему пропитание.

Он вспомнил все, что знал о болоте и о том, как надо вести себя в случае беды. Мальчик не впадает в панику, собирает все свое мужество и  начинает думать о том, как выбраться из болота.

Травка признала в нем настоящего охотника, своего хозяина Антипыча.

(Варианты ответов:  Мирташа, потому что шел, ориентируясь по компасу. Настя, потому что она нашла эту палестинку. Автор  ни на чьей стороне, потому что и Настя, и Митраша повели себя в данной ситуации неправильно. Следуя за Настей, автор не раз с огорчением вздыхает, что нужно было бы вспомнить ей о брате. И о Митрашиных  действиях он говорит с неодобрением из-за того , что он,  не зная  тропы точно, пошел один. Автор как бы  предупреждает детей, потому что ссора  могла привести к трагедии).

Познавательные: формирование умения извлекать информацию из учебной литературы; формирование  умения выявлять особенности текста; формирование  умения на основе анализа объектов делать выводы; формирование  умения находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; формирование  умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование  умения оформлять свои мысли в устной форме; формирование  умения работать самостоятельно.

Регулятивные: формирование  умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование  умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формирование  умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные: формирование умения выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование  умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

6. Самостоятельное  применение знаний.

Итак, мы с вами проанализировали сказку-быль «Кладовая солнца» и давайте сделаем вывод : Чему учит нас история Насти и Митраши?

Учитель предлагает составить  синквейн: девочки про Настю,  мальчики –про Митрашу.:

История Насти и Митраши учит тому, что главными в человеческих отношениях  являются  взаимопонимание, любовь, умение уступить, прийти друг другу на помощь.

Составляют синквейн, читают, анализируют.

Познавательные: использование символических средств для решения задач;

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

Личностные: формирование умения выказывать своё отношение к событиям.

III. Итог урока.(стадия рефлексии)

Выставляет оценки.

Дает дифференцированное дом.задание.

Подводят итоги урока, выбирают домашнее задани

Познавательные: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

 Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 5 класс «Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда»

Открытый урок по окружающему миру 5 класс "Звезды. Солнце- ближайшая к нам звезда"...

Урок "Япония - страна восходящего солнца" (11 класс)

На примере Японии дается характеристика азиатско-тихоокеанской модели развития экономики в условиях рыночных отношений в сравнении с ранее изученными странами Китаем, Индией....

Раздел 2. Вселенная Тема 4. Земля и Солнце. урок на тему "Энергия Солнца"

познакомить  школьников с  понятием «энергия»;   выяснить природу и многообразие энергии;   рассмотреть природу  солнечных  лучей....

Конспект урока развития речи.Изложение «Солнце и Ветер»

Конспект урока развития речи.Изложение «Солнце и Ветер» в 5 классе.Учебник Т.А.Ладыженской...