"Отцы" и "дети" в романе И.С.Тургенева (10 кл.)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Климина Ангелина Игоревна

Конспект урока по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit._10_ottsy_i_deti.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

 «Отцы» и «дети» в романе.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Как отразилась политическая борьба 1860-х годов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»?
  2. В чём смысл названия? Нравственная проблематика произведения.
  3. Как автор показывает общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей»?

Тезаурус

Композиция рассказа предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Контраст — резкая противоположность.

Конфликт — столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Нигилист — человек, отрицающий общепринятые духовные ценности, моральные нормы, формы общественной жизни.

Роман — произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в их развитии.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

Сюжет — совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012. — 367 с.

Теоретический материал

В России 60-х годов XIX века общественные взгляды на развитие событий в стране разделены. Часть населения поддерживает мировоззрение консерваторов — сторонников привычного уклада. Представители революционно-демократической оппозиции призывают народ к решительным движениям и свержению старого режима.
Иван Сергеевич Тургенев задаётся вопросом, какова дальнейшая судьба страны: «Я напряжённо прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намёка не встречал на то, что мне чудилось повсюду…».
Свои размышления писатель выражает в романе «Отцы и дети», который заканчивает в 1861 году. Название не случайно: образы «отцов» и «детей» воплощают черты разных общественных интересов.
«Дети» — это представители демократического поколения. Они не желают и не могут жить по-старому, призывают разрушить давно существующие ценности. Такие действия автор называет «нигилизмом». По словам литературоведа Никиты Ивановича Пруцкова, нигилисты «готовы были отрицать прекрасное искусство, эстетику… Называли себя “ужасными реалистами”, сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента».

Носителем революционных демократических идей в романе становится главный герой — будущий доктор Евгений Базаров. Его антипод — аристократ Павел Петрович Кирсанов.

Противоположные взгляды и ненависть друг к другу вспыхивают чуть ли не с самого начала их знакомства. Евгений называет Павла Петровича «феодалом», «архаическим явлением», жизнь его — «пустота и распущенность», его принципы — пустые слова человека, который «сидит сложа руки».

«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса», — так поясняет сам Тургенев, считая основным конфликтом в произведении споры Базарова и Кирсанова, то есть, демократов и либералов.
Молодой нигилист — сын лекаря, а дед его пахал землю. Он из простой среды, из людей, которым знакома крестьянская доля, поэтому хочет изменить тяжёлое положение простых тружеников. Но почему Базаров изображён равнодушным к судьбе народа? Недоверчивые мужики называют самоуверенного Базарова «вроде шута горохового». По мнению писателя, герою нет дела до того, как будут жить крестьяне после реформ, он считает, что простой люд находится на низшей ступени развития.
Евгений образован и твёрдо уверен, что знания и опыты нужны для того, чтобы понять и объяснить явления окружающего мира, болезни людей, пороки современного общества. Искусство молодой человек считает бесполезной тратой времени, не видит в нём «никакого практического смысла», для него «природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Он отрицает отжившие формы общественной жизни, аристократические принципы, Бога, обычаи народа, любовь, дружбу.
Тургенев поясняет: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, … сухостью и резкостью, …я (как писатель) не достиг своей цели». То есть, герой идеологически чужд автору, но в то же время представляет собой личность очень серьезную и достойную уважения.
Аркадий Кирсанов, молодой дворянин, приятель и ученик Базарова, хочет походить на Евгения, но из этого ничего не выходит. Впоследствии молодой дворянин разочаровывается в идеях нигилизма.

Хотя Кирсанов молод, автор ставит его в один ряд с представителями консервативного лагеря вместе с дядей Аркадия, Павлом Петровичем, и его братом Николаем Петровичем. Все они ничего не хотят менять в своём образе жизни. О прототипах представителей «отцов» Тургенев пишет: «Николай Петрович — это я, Огарёв и тысячи других; Павел Петрович — Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».

К группе «отцов» можно отнести и любящих родителей, стариков Базаровых, простых людей, доживающих свой век в родной деревне. Отец Базарова в своё время отдал землю крестьянам и очень этим гордился. Тургенев описывает мать Евгения «настоящей русской дворяночкой». Базаров очень любит родителей, хоть и не показывает этого. Он говорит: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать».
Отец и мать прививают сыну истинные нравственные ценности, которые не в силах поколебать никакие новые веяния, зарождающиеся в обществе. Таким образом, автор подчёркивает ценность связи между поколениями, которую необходимо беречь.

Писатель не обходит стороной и тему любви. Молодой нигилист презирает людей, теряющих голову от чувств: «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни...».
Богатая молодая вдова Анна Одинцова симпатична Евгению, но он старается этого не показывать. Отрицая любовь, смеясь над Павлом Петровичем, Базаров попадает в подобную ситуацию: «Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество» ... «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно. Вот чего вы добились».

Тургенев намеренно вводит в роман таких анекдотических персонажей, как Виктор Ситников и Евдоксия Кукшина. Они считают себя учениками Базарова, а нигилизм для них — это просто модное развлечение. Друзьями Евгения их тоже назвать нельзя: он — одинокая личность.

В конце романа молодой человек начинает сомневаться в смысле собственной деятельности и взглядов на жизнь.
Сам Тургенев — дворянин и либерал, поэтому он имеет не очень чёткое представление о демократической молодежи 60-х годов. В своём знаменитом произведении он показывает революционеров-демократов. Согласно сюжету, они уже появились в русской жизни, но их время ещё не пришло.
Почему же автор обрекает на смерть своего героя? Не принимая попытки преобразования общественного строя, которое предлагает молодое поколение, он показывает их несостоятельность. Жизнь перерождает нигилиста Базарова, обладающего высокими духовными качествами от рождения, и ставит всё на свои места.

Работа с карточками. Впишите пропущенные слова.

«Зовут его Николаем Петровичем Кирсановым. У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с ______________ и завёл «ферму», — в две тысячи десятин земли. Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в ___________, где в силу своего чина играл довольно значительную роль. Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу, о котором речь впереди, и воспитывался до четырнадцатилетнего возраста дома, окружённый дешёвыми ___________, развязными, но подобострастными адъютантами и прочими полковыми и штабными личностями».

Слова:

Крестьянами

Провинции

Гувернёрами

Хотя Кирсанов молод, автор ставит его в один ряд с представителями консервативного лагеря вместе с дядей Аркадия, Павлом Петровичем, и его братом Николаем Петровичем. Все они ничего не хотят менять в своём образе жизни. О прототипах представителей «отцов» Тургенев пишет: «Николай Петрович — это я, Огарёв и тысячи других; Павел Петрович — Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература.Самостоятельная работа по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" (10 класс)

Эту работу можно провести перед подготовкой к сочинению по роману. Она состоит из 6 вариантов по 3 вопроса в каждом....

Урок-проект "Нигилизм и его последствия" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Данный урок является конечныи результатом исследования краткосрочного учебного проекта по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". Цель урока- презентовать готовый исследовательский продукт....

Урок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не вс...

Методическая разработка к уроку литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель...

Презентация к методической разработке урока литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Обобщение и систематизация знаний ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе....

Проблема поколений (урок литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Урок литературы в 10 классеПроблема поколений(по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)...

Тест по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Для контроля знаний по прочитанному произведению на уроках литературы...