Образ Гамлета на сцене и в кино. Урок в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Ирина Викторовна Володина

Сыграть Гамлета - все равно что защитить диссертацию по актерскому мастерству. Это знает каждый актер. 

Но вот что интересно: каждое десятилетие предлагает "своего" Гамлета. На примере одного  текста можно посмотреть, как меняется трактовка образа в связи с историческими (или социальными?) реалиями. Гамлет Смоктуновского, совсем не похож на Гамлета Высоцкого, который, в свою очередь, сильно отличается от Гамлета Авилова. Три разных Гамлета, которым рукоплескали, заставляют думать о времени и о себе.

А вот Гамлет Баширова мог появиться только в конце девяностых - нулевых. Почему он вызывает отвращение? Только ли время виновато? И почему сейчас нет ни одной громкой постановки этой пьесы, несмотря на то что спектакли идут и пьеса востребована? Над этими и другие вопросами можно будет порассуждать в ходе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gamlet.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Володина Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ Раменской СОШ № 19, МО, Раменское

План-конспект урока литературы

 

«Образ Гамлета в интерпретации актеров театра и кино», 2 часа. 11 класс.

В свете модернизации образовательного процесса сегодня приоритет отдается уроку-мастерской, уроку-проекту. Данная разработка представляет собой один из вариантов урока-проекта, несколько нетрадиционного, поскольку ориентирован такой проект на разноуровневый синтез приобретенных учащимися навыков, умений, компетенциий как узкопредметных, так и метапредметных; кроме того, мною была предпринята попытка организовать не просто самостоятельную работу отдельных групп с публичной презентацией «продукта» - необходимо было на финише объединить эти начальные «продукты» в итоговый общий. Таким образом, на мой взгляд, удалось выстроить интересную вертикаль решения проблемы на разных ее уровнях, связав с историческим контекстом, социокультурным, морально-этическим.

Класс общеобразовательный. Урок – последний в курсе литературы, вариативная часть программы.

Оборудование: ноутбуки, интерактивная доска (не экран).

Техническое обеспечение: видеоролики отрывков; интерактивная презентация.

Цели урока:

Определить взаимосвязь между личностью актера и воплощённым им сценическим образом.

Выявить основные черты образа Гамлета, позволяющие говорить о вневременной его значимости.

Заставить задуматься, как понятие «время» соотносится с понятием «личность» (кто кому диктует и всегда ли).

Задачи урока:

1. Рассмотреть трактовку образа Гамлета в исполнении Высоцкого, Смоктуновского, Авилова (признанные лучшими исполнителями этой роли в России).

2. Выявить актерские приемы, служащие для создания образа героя.

3. Соотнести основную идею образа Гамлета с личностью актера – исполнителя.

4. Соотнести представленные трактовки с основной идеей образа.


Ход урока.

  1. Оргмомент.

  1. Вхождение в тему.

а) Читается стихотворение Марка Львовского

Репертуар

В театре есть репертуар,
Играет театр одно и то же,
Воскликнут зрители «О, Боже!
За что им платят гонорар?

А где же новенький спектакль,
Когда же новая премьера,
Настанет ли другая эра?»
И спрячет зритель свой бинокль!

Не надо Гамлета играть,
До полного изнеможенья,
Искусство - это есть движенье,
Иначе в театре будут спать!

Это стихотворение (не знаю, когда оно было написано; случайно встретила его в сети, цитируемое другим автором) позволяет начать урок с постановки проблемы: устарел ли Шекспир? Что есть искусство вообще и театральное искусство в частности? (Вопрос актуален, потому как все чаще слышатся упреки и в адрес классической художественной литературы).

Вопрос можно задать и широко – не о театре, а о классике вообще. Узнать, что такое «движение» в искусстве, в чем оно должно выражаться: во внешних ли проявлениях, в создании ли новых сюжетов, в трактовке ли существующих образов. В ключе моего урока это движение как раз и будет выявлено, актуальность классического произведения будет доказана (сила игры, экспрессия актеров не дадут уснуть точно), кроме прочего, возникнет сожаление, что две постановки из трех анализируемых уже никогда не увидим – не только вживую, но и в записи.)

б) Предварительная беседа, постановка целей и задач.

- Согласны ли вы с позицией, сформулированной в стихотворении? Почему?

- Сегодня все более становится востребован образ героя литературного произведения, который создаётся актером на сцене или на экране. Как вы полагаете, с чем это связано?

-  Впервые пьеса «Гамлет» была поставлена в 1600 году, с тех пор не проходит года, чтобы какой-нибудь новый театр вновь не попробовал прочесть Шекспира, переосмыслив его. В чём секрет постоянного успеха данных постановок? Как можно объяснить постоянное обращение режиссеров, актеров, поэтов, писателей к пьесам В.Шекспира? Почему именно Гамлет?

- Сегодня мне бы хотелось предложить вам проанализировать сценические обработки образа Гамлета ведущими актерами Российской сцены и ответить на вопросы, почему исполнение данной роли для актера становится «защитой диссертации», чем этот образ так привлекателен на протяжении 4 столетий. Как вы полагаете, какие задачи нам предстоит решить в ходе анализа?

Выслушиваются ответы учащихся, их аргументация.

Предположения учащихся. (Вероятно, не только от того, что читать «не хочется», «не модно». На мой взгляд, это еще и проверка собственного читательского восприятия произведения, собственной оценки героя. Если речь заходит о пьесе, то разговор особый: она ведь и пишется в расчете на зрителя, а не на читателя. Тогда актерская работа по созданию образа выходит на передний план.)

Предположения учащихся. (Ответить на этот вопрос будет не так-то просто. Ребята делают достаточно много предположений, перечислять которые не стану: получите удовольствие от вариантов собственных учеников. Цель данного вопроса – вывести на проблему урока, помочь осознать, очертить круг «сложностей» и сформулировать задачи, потому как целью урока как раз и станет ответ на данный вопрос.

Ясно будет одно: секрет успеха – в образе главного героя произведения – принца Датского Гамлета. Вернее, в его трактовке.  В разное время роль эту исполняют лучшие, ведущие актеры театра и кино, среди них: Лоуренс Оливье, Мел Брукс, Мел Гибсон, Высоцкий, Смоктуновский, Авилов, ещё нельзя не отметить выдающуюся актрису Сару Бернар, которая тоже играла Гамлета.

Бытует мнение, что «сыграть Гамлета – это всё равно, что защитить диссертацию в науке» (В.С.Высоцкий), иначе: роль эта – проверка актерского мастерства и силы актерского таланта. Но разве эта роль важна только лишь для актера? Разве каждый из нас не решает ежедневно чисто Гамлетовские вопросы: сделать или не сделать? быть или не быть? и т.д.)

Я предлагаю три наиболее интересные, на мой  взгляд, яркие актерские воплощения Гамлета - работы Смоктуновского (фильм «Гамлет», 1964 год), Высоцкого (спектакль театра на Таганке « Гамлет», 1976 год) и Авилова (спектакль Театра на Северо-западе «Гамлет», 1986 год). Мне кажутся интересными не только имена актеров, сыгравших главную роль, но и время постановок: 60-е, 70-е, 80-е годы XX века.

Ребята дают свои формулировки задач, мой вариант приведен в начале конспекта.

  1. Проработка темы (групповая работа.  Необходимо 3 ноутбука, чтобы была возможность просмотреть каждой группе свой эпизод.)

- Работу мы будем выполнять в группах. Каждой из групп необходимо просмотреть свой отрывок из пьесы (монолог Гамлета «Быть или не быть») и провести анализ по следующим критериям:

а) время постановки, основные особенности общественно-политической жизни страны в тот период;

б) средства создания сценического образа (костюм, мимика, жесты, манера речи /темп, тон, ритм, интонация, паузы…/, движения и т.д.;

в) каков характер создаваемого образа, как он соотносится с выбранными средствами и временем создания?

  1. Представление результатов работы (каждая группа).

 В процессе представления группами результатов делаются опорные записи. Как минимум – промежуточные выводы по каждой трактовке образа героя, например:

  • Гамлет Смоктуновского надломлен, но не сломлен до конца, он ещё способен бороться, но уже не хочет, он не агрессивен, воспринимает происходящее с ним как должное. Гамлет Смоктуновского просто устал, но не сдался. Вероятно, образ отражает особенности настроений, ощущений, имевших место быть в период Хрущевской «оттепели».
  • 70-е годы – период бунтарского движения молодежи во всем мире. Высоцкий – «актер Протеста». В Гамлете Высоцкого скрыт политический протест, социальный гротеск, эмоциональное напряжение, при виде его игры мы ни на секунду не можем отвести взгляд в сторону или подумать о чем- то другом: он заставляет напрягать мысли и эмоции. Образ Гамлета, созданный Высоцким, построен на противоречиях и вопросах, на которые актер-герой  знает ответ, но почему-то продолжает их себе задавать. Он силен в своем сознании, он не сломлен, но не в силах больше бороться. Образ создается простой и скорбный.
  • Гамлет В.Авилова. Это самая поздняя из представленных интерпретаций образа (80-е годы). В этот  период резко обострилось политическое противостояние в стране, на авансцену выходит герой, способный противостоять мощному натиску, выбирать самостоятельный путь, не испытывая сомнений в выборе. Гамлет, воплощенный Авиловым, словно находится на краю двух бездн: судьбы, стремящейся смять человека, лишить его права морального выбора, и собственного взрывного характера, неизменно толкающего на действие, но скованного всеобщей манекенной безропотностью. Этот Гамлет не выбирает – он выбран и протестует от того, что выбор этот не самостоятелен, оттого и мучителен.
  1. Вывод.

- Как связаны все три образа между собой?

Гамлет Авилова во многом опирается на образ, созданный Высоцким, и полемизирует с Гамлетом-Смоктуновским.

- Что в трактовке образа героя остается неизменным?

Неизменным в трактовке классического образа Гамлета остается  его трагизм, раздвоенность, ситуация выбора, которая диктует определенные действия.

- Чем продиктованы особенности философского прочтения этого образа разными актерами?

Философское прочтение образа диктуют в большей степени характер, темперамент актера, а также ключевые веяния времени, в которое осуществляется постановка пьесы.

- Таким образом, в чем вневременная актуальность образа, созданного Шекспиром? Что привлекает актеров в данной роли?

Шекспир своей пьесой словно испытывает метод актера, способ его игры на высшую прочность, он вновь и вновь заставляет делать самый важный выбор. В результате Гамлет 60-х  устает и отступает,  Гамлет 70-х – неутомимый борец и мыслитель – в состоянии самостоятельно сделать выбор и идти до конца, Гамлет 80-х мучительно противостоит бесчеловечности бытия, напрягая последние душевные силы в этом противостоянии…

  1. Проблемная ситуация (вместо послесловия)

- А сейчас мне хотелось бы предложить вам прослушать еще одно стихотворение и ответить на вопрос, как связано оно с темой урока. Это стихотворение Владимира Маслакова, актера Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке.

Имяреку

«Весь мир – театр, а люди в нем – актеры…» -

Выходит так, что мы с тобою – в кубе,

И неприятность вырастает в форму горя,

И под улыбкою просвечивают зубы.

Не заступи лишь за кулисы правды

И не оглохни от аплодисментов.

О, сколько в оркестровой яме яда

Скрипичного от недостатка света!

А этот вечный ужас монолога…

И одиночество на публике – край смерти.

Не верьте в жизни, но на сцене – верьте

В счастливую усмешку эпилога.

И вот уже двухсотый раз на сцене,

И кажется, что все одно и то же:

Слова, боль, интонации, движенья –

Все так знакомо, но так непохоже.

Спектакль заполняет нишу «время»

И с ним уходит, следующий снова

Не повторяется – идет с другой ступени,

И главное, чтоб прозвучало слово

Живое. Даже если ты усталый,

Больной, с похмелья и не в настроении,

Ты должен выйти, взять пространство зала

И увести его в другое измеренье. (22 марта 2007)

Почему именно это? На мой взгляд, здесь слились воедино несколько идейных центров урока: а) гамлетовские вопросы о смысле жизни и роли человека в ней, о правде и лжи, о выборе; б) роль личности актера в создании образа, его мастерстве «проживания роли»; в) повторяемость сюжета во времени «Слова, боль, интонации, движенья – Все так знакомо»; г) неповторимость созданного образа, идеи спектакля «не повторяется – идет с другой ступени»; д) значении и силе сценического действа во времени и пространстве «Ты должен выйти, взять пространство зала И увести его в другое измеренье».

 Кроме того, именно это стихотворение (быть может, потому что написано актером) создает своеобразную аллюзию: словно произносят его «Гамлеты» Смоктуновский, Высоцкий, Авилов – темперамент и судьба каждого находят отражение в словах, динамике стихотворения, цитирование Шекспира в начале «тянет» за собой мысль о Гамлете, его монологе…

- И еще один Гамлет. На этот раз в исполнении Александра Баширова (конец 90-х). Что вы сможете сказать об этой интерпретации?

Как правило, остается без комментариев, потому что адекватно воспринять такую подачу образа сложно, либо вызывает бурю эмоций, поскольку эстетическое чувство оскорблено. В любом случае рефлексия наступает мгновенно и вывод по уроку еще ни разу не был другим…(см. следующий этап)

  1. Итог урока.

Каждое время (поколение) достойно того Гамлета, которого имеет…

Что касается оценок, то обычно они положительные у всего класса.

  1. Задание на дом (не было, так как это был последний урок литературы)

Приложение.

 

Ссылки, по которым можно отыскать использованные мною эпизоды постановок:

http://www.youtube.com/watch?v=GRF3DlQ34JQ - для вводной части
http://www.youtube.com/watch?v=Iaa-AQ3RQiA - рассказ Высоцкого о роли
http://www.youtube.com/watch?v=2-39ojFdnio - монолог Гамлета (Высоцкий)
http://video.yandex.ru/users/super-shwejk2011/view/30/?cauthor=super-shw... - монолог Гамлета (Смоктуновский)
http://www.youtube.com/watch?v=oXoNgDXyalo - Гамлет-Авилов, но другой монолог, потому что в спектакле самый знаменитый монолог не используется
http://www.youtube.com/watch?v=QE9WMVHCT0Q - ... это Баширов

Была бы рада указать использованную литературу, но такой не имеется.

Урок полностью авторский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый обобщающий урок по теме "Всё о кино" в 11 классе

Урок разработан  мною самостоятельно, с использованием  дополнительной литературы из методических журналов, интернет ресурсов (оболчка презентации в формате игры), применён личный оп...

Обобщающий урок французского языка по теме "Кино" в 9 классе

Данная разработка может быть использована для проведения обобщающего урока по теме "Кино" на уроке французского языка....

Урок с элементами сингапурской системы обучения по теме "Кино" в 11 классе по УМК Кузовлева В.П.

Тип урока  -  урок систематизации и обобщения знаний и умений. На уроке обобщаются  и систематизируются знания по истории кинематографии, активизируется  речевая деятельность учащи...

Урок по английскому языку на тему "Кино" для 8 класса

План урока английского языка для  8 класса с использованием интернет- ресурса на тему "Cinema"УМК: учебник Rainbow English 8 класс Афанасьева, Баранова.Цель:  развитие коммуни...

Образ Гамлета в русской поэзии 20 века (материалы к уроку)

Обращаясь к русской литературе, русской поэзии, убеждаешься в том, что образ Гамлета переосмыслен русскими писателями и поэтами, "вписан" в историю литературы, ее традицию. Каждая новая эпоха снова и ...