Проект урока по трагедии В.Шекспира «Гамлет» на тему «Проблема восприятия образа Гамлета» («О, что за гордый ум сражён…») Учитель Ермолаева С.С.
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Ермолаева Светлана Сергеевна

Разработка проекта по зарубежной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka-_gamlet.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

по трагедии В.Шекспира «Гамлет»

на тему «Проблема восприятия образа Гамлета»

(«О, что за гордый ум сражён…»)

Учитель Ермолаева С.С.

Тип урока – обзор с элементами анализа эпизодов и стихотворных текстов.

Основополагающий вопрос: почему у каждого читателя (будь то актёр или поэт, учитель или школьник) «свой» Гамлет?

Цели урока:

  1. Развитие познавательного интереса.
  1. Выработка навыков группового сотрудничества.
  1. Развитие умения самостоятельного поиска информации, связанной с исследуемой проблемой.
  1. Формирование умения обобщать собранный материал и представлять в виде оформленного результата деятельности.
  2. Развитие уровня читательского восприятия.

Основные методы:

  1. Поисковый
  1. Исследовательский
  1. Проблемный

В качестве эпиграфа к уроку предлагаются слова Офелии:

 «О, что за гордый ум сражён

 Вельможи, бойца, учёного взор, меч, язык,                                                                                  Цвет и надежда радостной державы…»

Концепция.

Образ Гамлета многосторонний, многоплановый, многогранный. В Гамлете есть всё: и падение духа, и переходы к деятельной, активной жизни, и отчаяние, пессимизм, и безграничная вера в будущее, в жизнь. Гамлет воплощает порывистость и страстность людей Ренессанса. В нём много нежного и наивного; печальная, любвеобильная душа сочетается с предельной яростью и гневностью бойца.

После прочтения трагедии каждый читатель должен осознать, каким же Гамлет представляется ему: действительно ли герой «сражён» или он вышел победителем; является ли Гамлет сильной личностью, способной на поступок, или это бледное подобие собственного отца, образ вечно сомневающегося мыслителя, который оказался побеждённым уже в том, что «пролил кровь, как все».

Особенно интересным представляется нам взгляд на образ Гамлета людей творческих, тонко чувствующих, представителей  искусства. Так, художники разных эпох по-своему представляли себе Гамлета (много над созданием портрета литературного героя работал, например, Врубель).

Писатели вступали в диалог, даже в спор с Шекспиром, по-своему трактуя «вечный образ». Тургенев противопоставлял Гамлета Дон Кихоту как воплощению добра и самоотверженности. Гамлета же он называл «предтечей Мефистофеля».

Гёте был убеждён, что Гамлет – это прекрасное существо, гибнущее под бременем священного долга, который он не смог вынести.

Каждое из мнений имеет право на существование, главное – точно, веско аргументировать свою точку зрения. В формировании своего взгляда на образ Гамлета ученикам помогут трактовки этого образа на сцене и в поэтическом творчестве.

Отбор содержания:

  1. «Быть иль не быть?» (монолог)
  1. А.Блок «Я - Гамлет»
  1. Б. Пастернак «Гамлет»
  1. В.Высоцкий «Мой Гамлет»
  1. Образ Гамлета, созданный актёрами (В.Качалов, М.Чехов, Эд.Марцевич, И Смоктуновский, В.Высоцкий)

Этапы работы над проектом:

  1. Предварительная подготовка в группах:
  1. Театроведы
  1. Художники
  1. Критики
  1. Чтецы
  1. Обсуждение на  уроке проблемных вопросов, способствующих формированию в

сознании учащихся собственного взгляда на образ Гамлета:

1)        Какова роль эпизода «Появление призрака» в композиции трагедии и в судьбе Гамлета?

2)        В чём смысл монолога «Быть иль не быть?»

3)        Каковы представления Гамлета о человеке, как они меняются? (чтение и анализ монолога «Что за мастерское создание - человек!»)

4)        Какова роль Офелии в раскрытии образа Гамлета?

5)        Почему мы, читатели, из века в век обращаемся к образу Гамлета?

6)        Что делает Гамлета «вечным образом»?

  1. Творческие отчёты групп (чтение наизусть, доклады, презентации)
  1. Сведение работы отдельных групп в единое выступление (презентацию)
  1. Итогом всей работы может стать сочинение на тему «Мой Гамлет» или рассуждение по поводу высказывания И.-В. Гёте: «Чистая и благородная натура, Гамлет не обладает волей и энергией, необходимой для выполнения столь тяжкого долга, и падает под тяжестью ноши: в дорогую вазу, предназначенную для нежных цветов, посадили дуб, корни дуба разрослись, и ваза разбилась».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Смиряться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивленье?» Нравственные проблемы в трагедии В. Шекспира "Гамлет".

Урок знакомит учащихся с бессмертной трагедией В.Шекспира "Гамлет". Даётся глубокий анализ содержания трагедии. Урок способствует повторению теории литературы, сочинение -миниатюра (развёрнутый ответ ...

Урок английского языка в 9 классе по теме: «Проблемы здорового образа жизни» Учитель: Н.А. Бутусова

Цели:социокультурный аспект — знакомство с особенностями школьного питания в различных странах;развивающий аспект — развитие способностей к догадке, сравнению, объяснению, развитие зрительной и слухов...

Знакомство с трагедией У. Шекспира «Гамлет»

Тема урока: Знакомство с трагедией У. Шекспира «Гамлет»Тип урока: урок изучения новых знанийВид урока: практикумИспользуемые технологии: технология развивающего метода, здоровьесбережениеЦели урока: О...

Тест по трагедии У.Шекспира "Гамлет"

Тест на знание текста по трагедии У.Шекспира "Гамлет"....

Конспект урока "Дыши в суровом мире"( по трагедии У. Шекспира "Гамлет")

Данный учебный материал посвящен трагедии великого драматурга У. Шекспира "Гамлет". Он раскрывает  сущность главного героя, "вечность" и глубину его образа....

Образ Гамлета на сцене и в кино. Урок в 11 классе

Сыграть Гамлета - все равно что защитить диссертацию по актерскому мастерству. Это знает каждый актер. Но вот что интересно: каждое десятилетие предлагает "своего" Гамлета. На примере о...

Конспект урока литературы на тему "Смиряться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивление?" Нравственные проблемы в трагедии В. Шекспира "Гамлет". 9 класс

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием трагедии В.Шекспира  «Гамлет», обозначить «вечные проблемы» в  творчестве В.Шекспира, развить представление о драматиче...