Знакомство с трагедией У. Шекспира «Гамлет»
методическая разработка (9 класс) на тему

Войницкая Татьяна Алексеевна

Тема урока: Знакомство с трагедией У. Шекспира «Гамлет»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Вид урока: практикум

Используемые технологии: технология развивающего метода, здоровьесбережение

Цели урока:

Обучающие:

- организовать деятельность учащихся по обучению анализу художественного текста;

- учить детей самостоятельно оценивать свою работу на уроке.

Развивающие:

- развивать познавательную активность учащихся;

- развивать стремление к достижению успеха через самореализацию;

- развивать художественное мышление и речь учащихся.

Воспитательные:

- формировать культуру человеческих взаимоотношений;

- воспитывать внимательного, вдумчивого читателя;

- прививать интерес к чтению и анализу художественных произведений.

Оснащение урока: портрет У. Шекспира, пьеса У. Шекспира «Гамлет», доклады учащихся, рабочие карты урока, иллюстративный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_9.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока литературы в 9 «А» классе

Тема урока: Знакомство с трагедией У. Шекспира «Гамлет»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Вид урока: практикум

Используемые технологии: технология развивающего метода, здоровьесбережение

Цели урока:

Обучающие:

- организовать деятельность учащихся по обучению анализу художественного текста;

- учить детей самостоятельно оценивать свою работу на уроке.

Развивающие:

- развивать познавательную активность учащихся;

- развивать стремление к достижению успеха через самореализацию;

- развивать художественное мышление и речь учащихся.

Воспитательные:

- формировать культуру человеческих взаимоотношений;

- воспитывать внимательного, вдумчивого читателя;

- прививать интерес к чтению и анализу художественных произведений.

Оснащение урока: портрет У. Шекспира, пьеса У. Шекспира «Гамлет», доклады учащихся, рабочие карты урока, иллюстративный материал.


Ход урока

I. Вступительное слово учителя (1 минута)

- Мы познакомимся сегодня с одним из лучших произведений английской классической литературы, шедевром мировой литературы — пьесой Уильяма Шекспира «Гамлет». Вы уже прочитали самостоятельно это произведение. Сегодня мы рассмотрим, как развивается действие в трагедии, и поделимся впечатлениями от прочитанного. На уроке вы будете оценивать себя сами, ставя отметки за каждый этап работы в рабочую карту.

II. Анализ читательского восприятия (5 минут)

Обсуждение в группах следующих вопросов:

Каковы ваши первые впечатления от прочитанного произведения?

Были ли трудности в восприятии и понимании текста, если да, то какие?

Какие вопросы вам хотелось бы обсудить в классе?

Время обсуждения — 2 мин.

На каждый вопрос отвечает представитель группы, на ответ отводится не более 1 мин. Вопросы для каждой группы одинаковы. При ответе нельзя повторяться, выражая лишь согласие или несогласие, нужно добавить что-то новое к уже прозвучавшему ответу.

Ответы учащихся на первый вопрос:

- Мы пришли к единому мнению: в «Гамлете» заложен глубокий смысл, отражены истинные человеческие чувства. Интересно было следить за развитием сюжета.

- Мы согласны с ответом первой группы. Мы обратили внимание на язык трагедии. С одной стороны, он лаконичен, прост, с другой — выразителен и даже афористичен.

- Мы обратили внимание на четкость композиции. В главных героях привлекают искренность чувств, способность к глубоким переживаниям.

- Трагедия интересна своей нравственной проблематикой. Понравилось, что характер главного героя показан в развитии. Гамлет в каждом действии разный. Было интересно проследить, как меняется его характер.

Ответы учащихся на второй вопрос:

- У ребят нашей группы не было трудностей в восприятии и понимании пьесы.

Остальные группы согласились с такой точкой зрения первой группы.

Ответы учащихся на третий вопрос:

- Ребятам нашей группы хотелось бы обсудить в классе такие вопросы: «Любил ли Гамлет Офелию? Как Гамлет относится к матери: любит ее или ненавидит?»

- Имел ли право Гамлет посылать своих товарищей на верную гибель, даже если они получили приказ смотреть за ним?

- Офелия искренне любила Гамлета. Почему он начал сомневаться в ее любви? Почему он так жестоко поступает с ней?

- Нас тоже интересует вопрос о том, любил ли Гамлет свою мать. И еще два вопроса: «Имел ли герой право мстить королю? Поведение Гамлета — это поведение "разумного" человека или обычного "ненормального"?»

Учитель - Мы обязательно обсудим все ваши вопросы на последующих уроках. Они интересны и говорят о вашем неравнодушии к изучаемому произведению. Ответы помогут нам разобраться в характере героя и понять авторскую позицию. Вы работали хорошо, оценим эту часть нашего урока по следующим критериям (они записаны на доске): если вы прочитали пьесу дома, поняли в общем содержание трагедии, сумели самостоятельно ответить на все поставленные в ходе урока вопросы и активно работали в группе, то оцените свою работу на «пять»; если вы прочитали трагедию, но не выполнили одно из вышеназванных условий, то поставьте себе «четыре»|; не выполнены два условия — «три»; если не читал трагедию, то отметку не ставьте.

Результат: «пять» — 13 человек, «четыре» — 11, «три» — 3.

III. Прослушивание информационного сообщения учащихся, подготовленного самостоятельно по материалам дополнительной литературы (8 минут)

Один ученик делает доклад, а другой выступает как содокладчик (общее время на выступление —9 мин).

Задания группам при прослушивании: 1-я группа анализирует содержание ответа; 2-я — форму изложения, готовит один-два вопроса и оценивает выступающего ученика; 3-я определяет, какое словосочетание из рассказа может быть использовано в качестве названия выступления. Группа, от имени которой выступает ученик, готовится к его защите.

Ученик сделал сообщение по теме «Старый спор и вечно живые вопросы: Гамлет в оценке В. Г. Белинского и И. С. Тургенева». Содокладчик дополнил ответ эпиграфом и рассказал о современном звучании пьесы.

После выступления докладчика и содокладчика группам дается время на его обсуждение.

IV. Обсуждение прослушанного сообщения (5 минут)

Варианты ответов:

-Тема правильно понята и удачно раскрыта. В ответе не было лишних фактов, ненужных подробностей, точно подобраны цитаты. Наша группа согласна с мыслями докладчика и оценивает выступление на «пять».

-Группа удовлетворена ответом. Выступающему удалось последовательно расположить материал. В докладе можно проследить такие части: вступление, основная часть, заключение. Между ними есть переходные «мостики». Выступление по жанру напоминает устное сочинение-рассуждение. Мы заметили речевые ошибки. Например, «выражать свое мнение к Гамлету», «каждое время диктует энергичное выступление», «наибольшая утрата», «пишет публицистическую речь». Большинство ребят согласны с точкой зрения докладчика. А по поводу оценки мнения разделились. Одни считают, что можно поставить отметку «четыре», другие (их меньшинство) — «пять».

-Сообщение интересное. Рассказано о двух взглядах на личность Гамлета и вечном споре поколений. Выражена и доказана своя точка зрения. Ребята поддерживают оценку «отлично».

-Мнения в группе разделились. Одни предлагают назвать сообщение «Современность диктует отношение к литературным героям». Они считают, что именно это предложение помогает понять сущность спора и заключает в себе главную мысль выступления. Название, предложенное другими ребятами, — «Зеркало поколений». Большинство согласны с точкой зрения докладчика. Остальные имеют на этот счет собственное мнение. Наша отметка «пять».

Учитель - Ребята, вы хорошо работали, и пришло время оценить ваш труд. Критерии самооценки таковы: если вы были внимательны при слушании, все поняли и сможете пересказать основные положения доклада, то поставьте себе «пять»; если ваше внимание было неустойчиво, но вы поняли материал и сможете передать его содержание, то поставьте себе «четыре». Если вы были невнимательны, плохо поняли материал доклада, то поставьте себе «три».

Результат: «пять» — 12 человек, «четыре» — 15.

V. Исследовательская работа в группах (15 мин).

Учащимся предлагается провести самостоятельный анализ произведения, работая с текстом и отвечая на вопросы.

I вариант

Назовите сцены I акта трагедии, в которых наиболее ярко проявляется характер Гамлета.

В чем вы видите внутренние противоречия характера Гамлета? В чем его главное отличие от других героев пьесы?

Каким предстает Гамлет в I акте трагедии? Чем заканчивается I акт?


II вариант

Назовите сцены II акта, которые, на ваш взгляд, помогают понять и объяснить, почему Гамлет надевает маску безумия?

Какие изменения происходят в характере Гамлета после свершившихся событий (I—II акты)?

Чем заканчивается II акт?

III вариант

Назовите самую важную для понимания характера Гамлета сцену III акта.

Почему вы так считаете?

Почему Гамлет сразу не убивает короля?

Чем заканчивается III акт трагедии?

IV вариант

Какие важные события происходят в IV акте? Что нового они дают для понимания характера Гамлета? Каким вы видите Гамлета в конце трагедии?

После подготовки групп к ответу учитель сообщает, что сейчас будет заслушана вся информация без обсуждения по группам, а затем, когда выскажутся все группы, можно будет выразить свое отношение ко всем высказываниям сразу.

Ответы учащихся.

- Гамлет мстит за смерть короля. Он задумывается над тем, справедливо ли устроен мир или нет, какими качествами должен обладать настоящий монарх. Характер героя меняется. Он как бы прозревает, более критически оценивает себя, становится осторожным. II акт заканчивается монологом Гамлета, в котором он призывает себя к решительным действиям.

- Мы считаем в III акте самой важной 4-ю сцену. Это разговор Гамлета с королевой. В этой сцене Гамлет по-настоящему искренен: он не пытается скрыться под маской безумия, а открывает свое истинное лицо. Ему хочется, чтобы мать встала на путь раскаяния, прозрения, но королева не слышит сына. Гамлет готов простить мать, если она раскается. Возможно, это изменило бы его намерение. Но королева не желает понять своей ошибки, и Гамлет приближается к принятию окончательного решения.

- Призрак сообщает Гамлету, что смерть отца не была случайной. Но Гамлет хочет еще раз убедиться в своих подозрениях. Он устраивает «мышеловку», и король попадает в нее. Интересна сцена молитвы. В ней Гамлет получает возможность убить своего врага. Нашу группу интересовал вопрос: почему же принц не сделал этого?

- Гамлет религиозен. Он знает, что во время молитвы человек очищается от грехов. И если он убьет короля именно в этот момент, то душа короля уйдет на небо, будет безгрешной. А он хочет заставить короля страдать.

- III акт очень важен. Здесь главная сцена — убийство Полония. И еще важно: Гамлет пытается открыться матери, дать объяснение своим поступкам.

- Происходит очень много событий. Горацио обвиняет короля, говорит, что Гамлет является преступником, потому что убил Полония. Погибает Офелия. Гамлет еще более ожесточается. Разыгрывается трагедия. Финал пьесы символичен: герой просит Горацио рассказать всю правду.

Общий вывод: Гамлет в начале и в конце трагедии – это два совершенно разных человека.

Учитель - К сожалению, заканчивается урок. Вы высказали много интересных, во многом спорных суждений. Иногда допускали фактические ошибки, которые говорят о том, что вы были не всегда внимательны к тексту трагедии.

VI. Рефлексия (5 минут)

Учитель - Прошу каждого из вас ответить на вопрос: «На чьей стороне ваши симпатии и почему? Поясните свою точку зрения».

- Моя точка зрения основывается на мнениях Белинского и Тургенева. Да, герой кажется странным, немного безумным, но он сильная личность и мог бы изменить мир, если бы не был одинок в своем стремлении. Гамлет одержим идеей справедливости — это высокое чувство. Он имеет право вершить суд над убийцей. Мне хотелось бы, чтобы мы потом в классе обсудили проблему «сильной» личности.

- Гамлет — сильный человек. Но его сила определяется его сверхэгоизмом и огромным тщеславием. В герое это развито сильнее, чем в остальных. При благоприятном стечении обстоятельств он сумел бы изменить мир.

Учитель - Давайте оценим этот этап урока: если на данном этапе вы получили четкое представление о развитии действия трагедии, сможете сформулировать и обосновать свою точку зрения, то поставьте себе отметку «пять»; если имеете представление о развитии действия трагедии, но испытываете затруднения в формулировке своей собственной позиции, то поставьте «четыре»; если имеете слабое представление о развитии действия трагедии и не сформулировали своей точки зрения, то поставьте отметку «три».

Результат: «пять» — 20 человек, «четыре» — 7.

Учитель - Спасибо. Теперь поставьте себе итоговую отметку за урок в целом. Ваша отметка — результат работы на всех трех этапах урока, но она не должна быть выше той, которую вы получили за работу с текстом. Если вы не хотите, чтобы эту отметку я поставила в журнал, планируете повысить свою оценку за тему, то обведите ее кружочком.

Учащиеся ставят отметки в рабочие карты урока.

Результат «пять» — 20 учащихся и «четыре» — 7.

VII. Домашнее задание (1 минута)

Напишите эссе на тему: «Шекспировское в Чацком» или «Гамлет и Печорин».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Смиряться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивленье?» Нравственные проблемы в трагедии В. Шекспира "Гамлет".

Урок знакомит учащихся с бессмертной трагедией В.Шекспира "Гамлет". Даётся глубокий анализ содержания трагедии. Урок способствует повторению теории литературы, сочинение -миниатюра (развёрнутый ответ ...

План-конспект урока английского языка 8 класс "В. Шекспир. Гамлет"

План-конспект урока английского языка по теме "В. Шекспир. Гамлет", ориентировочный уровень Pre-Intermediate....

Тест по трагедии У.Шекспира "Гамлет"

Тест на знание текста по трагедии У.Шекспира "Гамлет"....

Сценарий выступления учащихся 8 а класса в рамках внеклассного мероприятия "Дни британской культуры" У. Шекспир "Гамлет"

Данная сцена из пьесы У. Шекспира "Гамлет" была представлена учащимися 8 а класса в 2015 году в рамках внеклассного мероприятия "Дни британской культуры", проведенного мной и моими коллегами - учителя...

Конспект урока "Дыши в суровом мире"( по трагедии У. Шекспира "Гамлет")

Данный учебный материал посвящен трагедии великого драматурга У. Шекспира "Гамлет". Он раскрывает  сущность главного героя, "вечность" и глубину его образа....

Конспект урока литературы на тему "Смиряться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивление?" Нравственные проблемы в трагедии В. Шекспира "Гамлет". 9 класс

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием трагедии В.Шекспира  «Гамлет», обозначить «вечные проблемы» в  творчестве В.Шекспира, развить представление о драматиче...