Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока
электронный образовательный ресурс по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Шадрина Ирина Савельевна

Самообобщение опыта использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шадрина Ирина Савельевна , НРМОБУ « Усть-Юганская СОШ» Тема самообразования: Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока

Слайд 2

Актуальность Мы живем в цифровую эпоху, где процессы цифровизации носят глобальный характер. Цифровизация затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе образование, и становится базой развития общества и общественных отношений. Образование играет особую роль в процессе цифровой трансформации, выступая как фактор обеспечения необходимых условий для уверенного перехода в цифровую эпоху, где приоритетной задачей становится подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующих «цифровому» времени. Это влечет за собой необходимость кардинальных изменений в системе образования: преобразование образовательных программ, методов и организационных форм обучения, широкое внедрение и применение цифровых инструментов и коммуникаций в учебной деятельности посредством цифровой среды, обучение людей по индивидуальному плану в течение всей жизни в удобных для них времени и месте.

Слайд 3

Работа по теме самообразования носит системный характер и включает: постановку цели и задач самообразования, прохождение курсов повышения квалификации и участие в вебинарах , конференциях, разработку практико-ориентированных задач как средств обучения, их апробацию, конструирование уроков с их применением в интеграции с инновационными технологиями, участие в педагогических олимпиадах и конкурсах, публикации по теме самообразования.

Слайд 4

Индивидуальный план Профессиональное развитие осуществляется в соответствии с индивидуальным планом: Индивидуальный план по теме самообразования «Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока» https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/410204-individualnyj-plan-po-teme-samoobrazovanija-c Перечень вопросов по самообразованию Содержание деятельности по теме самообразования Ожидаемые результаты Формы самообразования Источники самообразования Интернет-ресурсы

Слайд 5

Цель: повышение эффективности урока посредством развития мотивационной сферы через использование ЦОР Если технология не освобождает людей от рутины, чтобы они могли преследовать более высокие цели…, тогда весь технический прогресс бессмыслен. Жак Фреско Машины должны работать. Люди должны думать. https://smsta.ru/say/techno

Слайд 6

Задачи: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников; Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителя; Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий; Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий; Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей; Воспитание у учащихся познавательной активности, умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета; Создание условий для формирования умения самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке; Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов, сосредоточение основных усилий МО на создании научной базы у учащихся выпускных классов для успешного продолжения образования.

Слайд 7

Системность профессионального развития Мероприятие Дата Тема Результат Всероссийское тестирование « Педжурнал » Июль 2016 Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности Диплом победителя (I степени) № 41593 Курсы повышения квалификации Август 2019 Цифровая школа. Образовательные технологии на уроках русского языка и литературы, 72 ч. Сертификат о прохождении курсов повышения квалификации ООО «Корпорация «Российский учебник» № 297668195

Слайд 8

Системность профессионального развития Мероприятие Дата Тема Результат Участие в региональном конкурсе «Учитель будущего ХМАО – Югра» Май – июнь 2019, г. Ханты-Мансийск Два этапа участия: эссе «Цифровые помощники учителя» + технологическая карта цифрового урока Диплом победителя Благодарность директору образовательной организации Публикация авторских материалов в печатном сборнике «Академия педагогических знаний» Август 2019 Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы Свидетельство о публикации № 5655200 Сертификат по ИКТ-компетентности Участие в региональном конкурсе «Лидер цифровой школы» Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского АО – Югры и ООО «Открытая школа» Май – июнь 2020, г. Ханты-Мансийск Два этапа участия: эссе «Цифровые помощники учителя» + технологическая карта цифрового урока Диплом победителя Благодарность директору образовательной организации

Слайд 12

Системность профессионального развития Работа на образовательной платформе « ЯКласс ». Освоение образовательного контента Сертификат учителя ЯКласс Сертификат № 459117 от 24.03.2020 Сертификат « Апробатор электронных образовательных технологий » Сертификат №850227 от 16.04.2020 Сертификат, подтверждающий участие в реализации образовательной программы с применением инновационного цифрового ресурса « ЯКласс » Сертификат № 202000023678 Сертификат администратора ЯКласс в НРМОБУ « Усть -Юганская СОШ» Сертификат № 60050202001857

Слайд 13

Системность профессионального развития Всероссийский вебинар , 27 марта 2020 Прямой эфир с экспертами ЯКласс Сертификат № 27032037 Всероссийский вебинар , 2 апреля 2020 г. Дистанционные уроки с ЯКласс и MicrosoftTeams Сертификат № 20410879 Всероссийский вебинар , 8 апреля 2020 г. Как преодолеть себя в условиях самоизоляции Сертификат № 8042247 Всероссийский вебинар , 8 апреля 2020 г. Цифровая безопасность в условиях дистанционного обучения Сертификат № 8443221 Всероссийский вебинар,14 апреля 2020 г. Цифровая среда: педагогическая практика Сертификат № 14043377 Всероссийский вебинар , 17 апреля 2020 г. Проверочные работы на ЯКласс. Базовый уровень Сертификат № 17042739 Всероссийский вебинар , 17 апреля 2020 г. Проверочные работы на ЯКласс. Продвинутый уровень Сертификат №170421925 Всероссийский вебинар,23 апреля 2020 г. Создаем свой контент на ЯКласс Сертификат №23041484 Всероссийский вебинар,22 апреля 2020 г. Я+ возможности Сертификат № 2204144032 Всероссийский вебинар, 21 апреля 2020 г. Итоговые контрольные работы с ЯКласс Сертификат № 21042289 Всероссийский вебинар, 29 апреля 2020 г. «Мой контент на «ЯКласс»: алгоритм создания и возможности» Сертификат №29041839

Слайд 14

Системность профессионального развития Работа на образовательной платформе « ЯКласс ». Освоение образовательного контента Благодарность администратору ОУ От 17.12.21 Семинар «Как играючи решить серьёзные учебные задачи в свете обновлённых ФГОС» Свидетельство №1102222016 от 11.02.22 Семинар «Анимация на уроке: мотивируем школьников и проводим интересные занятия» Свидетельство №1602221322 от 16.02.22 Всероссийская конференция «Профессиональные компетенции педагога. Профстандарт и нестандартный учитель» Свидетельство №2502224023 от 24.02.2022

Слайд 15

Спасибо за внимание! Желаю успехов!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

Лексические нормы русского литературного языка

Учебник

  1. предмет «Русский родной язык», 7 класс - учебник  отсутствует;
  2. занятие элективного курса по русскому языку в 10-11 кл. - учебник  отсутствует;
  3. предмет «Русский язык»,10-11 класс, Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин,М.А.Мищерина – 9-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

Автор урока

Шадрина Ирина Савельевна

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Цель урока

Создание условий для формирования языковой, лингвистической, культурологической компетенций учащихся.

Задачи урока

Овладение знаниями об орфоэпических и лексических нормах,

развитие и совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,

что будет способствовать формированию познавательного интереса, любви, воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты

Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, стилистическими); приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка.

Соблюдение основных акцентологических и лексических норм современного русского литературного языка.

Организация пространства

(смена рабочих зон, "перевернутый урок", традиционное обучение)

Модели «смена рабочих зон» (частично) и «перевёрнутый урок»: теоретическая часть пройдена учащимися дома по материалам сайта http://www.tetradka.ru/ege/blog/russ/9inogjemvs84nybm8t9q4g8qj (конспект + видеоурок), практическая часть – выполнены задания презентации сайта «Видеоуроки.нет»

https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-lieksichieskiie-normy.html

Виды деятельности на уроке

(коллективная (фронтальная) работа,

кооперативно-групповая работа,

индивидуальная (самостоятельная) работа, практическая (лабораторная) работа, творческая и/или исследовательская работа, реферирование материала)

Коллективная (фронтальная) работа,

кооперативно-групповая работа,

индивидуальная (самостоятельная) практическая работа.

Необходимое оборудование и программное обеспечение

Проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер с возможностью выхода в интернет, компьютеры (для каждого учащегося), доступная сеть Wi-Fi. 

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого

государственного экзамена 2019 года по русскому языку

Организационная структура урока

Этапы урока

Длительность

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учебные материалы (ссылки на цифровые ресурсы)

Организационный этап

учащихся

2 минуты

Приветствует учащихся. Включает видеоролик, начиная с 15-ой секунды, и останавливает его на акцентологической ошибке В. Познера.

После исправления ошибки просмотр продолжается и останавливается на шуточном четверостишии о языковой норме. Учитель задаёт вопросы:

- Какую тему мы изучаем?

- Какими бывают языковые нормы?

Настраиваются на восприятие материала урока и продуктивную работу.

Исправляют ошибку: языковОй, языковАяи отвечают на вопросы учителя.

- Языковые нормы.

- Нормы бывают орфоэпическими, лексическими, грамматическими.

https://www.youtube.com/watch?v=2wdORw2UNxE

Актуализация знаний

7-8 минут

Организовывает фронтальную работу,

включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Применяя приём «просмотр с остановками», просит учащихся назвать и исправить ошибки, допущенные телеведущими.

Включает ещё один видеоролик, где ошибки допускают министры, депутаты и председатели.

Учитель одобряет действия учеников и подводит их к выводу о практической значимости полученных на прошлых уроках знаний:

- Вы успешно справились. Что вам помогло?

Во время остановки ролика исправляют и классифицируют ошибки телеведущих: пожарник – пожарный речевая(смешение паронимов), сто двадцать грамм -сто двадцать граммОВ –грамматическая ошибка, на доскУ – на дОску – орфоэпическая (акцентологическая) ошибка.

Учащиеся очень эмоционально реагируют на безграмотную речь.  

Исправляют и классифицируют ошибки известных политиков:

миллионер – миллионщик - лексическая (смешение паронимов), глюкомЕтр - глюкОметр, Оптовый -оптОвый, дОбыча -добЫча, трубопрОвод -трубопровОд, газопрОвод -газопровОд, сОзыв - созЫв, повтОрите -повторИте, довЕдены –доведенЫ, обеспечЕние -обеспЕчение- орфоэпические ошибки.

- Акцентологические нормы мы изучали на предыдущих уроках.

- Мы часто пользовались словарём.

- Мы произносили хором трудные слова.

- Мы выполняли тесты на знание этих норм.

https://www.youtube.com/watch?v=2wdORw2UNxE

https://www.youtube.com/watch?v=od_Qy1z52DE

Мотивация учебной деятельности

1 минута

- Для чего нам нужно соблюдать эти нормы?

- Как выглядят политики, которые постоянно ошибаются?

Обращает внимание учащихся на Демонстрационный вариант ЕГЭ и просит назвать задание на акцентологические нормы

- Чтобы не выглядеть безграмотным человеком.

- Если говоришь неграмотно, то этим показываешь неуважение к родному языку и к самому себе.

- Безграмотный министр выглядит глупо и вызывает негативное отношение.

Называют задание 4.

Постановка цели и задач урока

1-2   минуты

Просит назвать вторые по частотности ошибки и сформулировать тему урока:

- Какие ещё ошибки довольно часто делают известные люди, да и вы, ребята?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Просит записать названную тему и осмыслить задачи.

- Какие задачи стоят перед нами?

Обращает внимание учащихся на Демонстрационный вариант ЕГЭ и просит назвать номера заданий на лексические нормы.

Называют речевые ошибки.

Формулируют тему и задачи урока:

- «Речевые ошибки и их предупреждение».

- «Лексические нормы».

Записывают тему урока в тетрадях.

- Мы должны знать нормы употребления слов в речи, чтобы не допускать смешных ошибок.

- Мы будем учиться соблюдать лексические нормы, чтобы не выглядеть смешными.

- Мы должны научиться вести себя достойно и уважать свой родной язык.

- Нам нужно успешно сдать экзамен.

Называют задания 5-6.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

4-5 минут

Задает учащимся вопросы по домашнему заданию:  

- Дома вы внимательно смотрели видеоурок, изучили теорию, выполнили практические задания презентации. С какими трудностями столкнулись?

- С большинством заданий вы справились успешно, так как они были несложными. К тому же презентация содержит ответы для самоконтроля.

- Давайте проверим те задания, к которым ответов нет.  

- Как отредактировали предложения, в которых допущены речевые ошибки?

Предлагает оценить одной группе работу другой группы.

Делятся впечатлениями, называют трудные задания, задают вопросы.

Выступают по группам, зачитывая отредактированные предложения.

Учащиеся другой группы внимательно слушают и предлагают свои варианты исправления ошибок.

Оценивают работу группы по 10-балльной шкале

1) теоретическая часть (конспект + видеоурок)http://www.tetradka.ru/ege/blog/russ/9inogjemvs84nybm8t9q4g8qj- пошаговая инструкция и разбор задания 5.

2) практическая часть –задания презентации сайта

https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-lieksichieskiie-normy.html

Физкультминутка

1 минута

Включает видео «Физкультминутка с Крошем» и делает упражнения вместе с детьми

Делают упражнения

https://www.youtube.com/watch?time_continue=51&v=wje-YR3r-7I

Закрепление с проговариванием во внешней речи

15 минут

Предлагает учащимся занять свои рабочие места у компьютера, инструктирует:  

- А теперь поработаем в режиме онлайн индивидуально. Откройте свою электронную почту и пройдите по ссылке, которую я вам прислала. Прочитайте условия задачи и предложения. В них допущены лексические ошибки.

Будьте внимательны! Это довольно трудные задания!

Результат выполнения вы увидите сразу.

Организует, направляет, контролирует

- Оцените свою работу: нет ошибок – «отлично», 1-2 ошибки – «хорошо», 3-4 ошибки – «нужно потрудиться», 5 и более ошибок – «нужно хорошенько потрудиться!»

Выполняют задания в соответствии с инструкцией учителя.

Самооценка.

https://2035school.ru/examer/

Ссылка на работу для учащихся:

https://t.examer.ru/c725a

Включение изученного в систему знаний

3-4 минуты

Предлагает учащимся занять свои обычные места и написать по памяти в исправленном виде те словосочетания и предложения, в которых они допустили ошибки. Разрешается ещё раз подойти к компьютеру, если забыл какую-нибудь ошибку.

Каждый записывает свои словосочетания и предложения, например:  «целостное впечатление, перечитывать абзац, конный завод» и др.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

1 минута

Подводит итоги.

- Был ли полезным для вас этот урок?

- Насколько? Что вы узнали, запомнили, чему научились?

- Что для вас было самым трудным?

- Что – самым интересным?

- Понравилось ли работать на новом сайте?  

Учащиеся делятся впечатлениями: какие ошибки сделали и какую норму усвоили, как было весело и интересно выполнять задания на сайте «Открытая школа»:

- Это похоже на игру: тебя хвалят и подбадривают: «Прекрасно – изумительно – поразительно – класс – восхитительно – отлично – великолепно»

- Нам дарят виртуальные «вкусняшки» за правильные ответы.

- Это вдохновляет и придаёт уверенности в себе.

- Ошибиться не страшно, пишет: «Ошибочка» и смешную картинку показывает.

Информация о домашнем задании, инструктаж

1 минута

Предлагает учащимся продолжить тренинг дома.

- Хотите ещё потренироваться?

- Каждый из вас на электронную почту получит индивидуальную  ссылку, по которой вы пройдёте, чтобы выполнить домашнее задание.

Задания будут составлены индивидуально с учётом допущенных вами ошибок.

Выражают согласие.

Лексические нормы. Задание 5. https://t.examer.ru/0df1d

Русский язык ЕГЭ. Задание 6

https://t.examer.ru/315c0

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ (ЭОР) “Открытой школы”

Название объекта ЭОР (как указано на страницах ресурса)

Тип, вид объекта (текст, иллюстрация, видеофрагмент, тренажер, симулятор и т.д.)

Ссылка на ЭОР из Открытой школы

Комментарий, какую роль он играет на данном уроке (например, отработка вычислительных навыков, повторение материала и т.п.)

Тренажёр ЕГЭ – ЭКЗАМЕР – мои работы

тренажёр

https://2035school.ru/examer/

отработка навыков правильного словоупотребления, предупреждение речевых ошибок



Предварительный просмотр:

Технологическая карта цифрового урока

Тема урока

Знаки препинания при вводных конструкциях

Учебник

Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. - 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2016

Автор урока

Шадрина Ирина Савельевна

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока

Создание условий для формирования языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций учащихся

Задачи урока

Овладение знаниями о пунктуационных нормах,

развитие и совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,

что будет способствовать формированию познавательного интереса, любви, воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Овладение основными нормами русского литературного языка (пунктуационными, орфографическими); приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.

Соблюдение пунктуационных норм современного русского литературного языка.

Организация пространства

(смена рабочих зон, "перевернутый урок", традиционное обучение)

Модель «смена рабочих зон»:  зона работы с учителем, зона групповой работы, зона онлайн

Виды деятельности на уроке

(коллективная (фронтальная) работа,

кооперативно-групповая работа,

индивидуальная (самостоятельная) работа, практическая (лабораторная) работа, творческая и/или исследовательская работа, реферирование материала)

Коллективная (фронтальная) работа,

кооперативно-групповая работа,

индивидуальная (самостоятельная) практическая работа

Необходимое оборудование и программное обеспечение

Проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер с возможностью выхода в интернет, интерактивная доска, компьютеры (для каждого учащегося), доступная сеть Wi-Fi. 

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого

государственного экзамена 2020 года по русскому языку

Организационная структура урока

Этапы урока

Длительность

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учебные материалы (ссылки на цифровые ресурсы)

Организационный этап

2 минуты

Приветствует учащихся.

Читает шуточное стихотворение Александра Кушнера:

Возьмите вводные слова.

От них кружится голова,

Они мешают суть сберечь

И замедляют нашу речь.

И всё ж удобны потому,

Что выдают легко другим,

Как мы относимся к тому,

О чём, смущаясь, говорим.

Мне скажут: "К счастью..."

                      И потом

Пусть что угодно говорят,

Я слушаю с открытым ртом

И радуюсь всему подряд.

Меня, как всех, не раз, не два

Спасали вводные слова,

И чаще прочих среди них

Слова "во-первых, во-вторых".

Они, начав издалека,

Давали повод не спеша

Собраться с мыслями, пока

Бог знает где была душа.

Учитель задаёт вопросы:

- Какую тему мы изучаем?

- Какие слова называются вводными и почему?

- Зачем они нужны?

Настраиваются на восприятие материала урока и продуктивную работу.

Отвечают на вопросы учителя.

- Вводные слова.

- Вводные слова помогают выразить отношение говорящего к ситуации.

- «Вводные» - от слова «вводить» дополнительную информацию в предложение, т.е. выразить свою мысль, уверенность или предположение, привести мысли в порядок.

https://www.askbooka.ru/stihi/aleksandr-kushner/vvodnye-slova.html 

Постановка цели и задач урока

1 минута

Открывает учащимся страницу портала.  – На прошлом уроке мы узнали, что такое вводные конструкции, на какие группы они делятся по значению. Каковы задачи сегодняшнего урока?

Формулируют цель и задачи урока (на слайде):

- Сегодня на уроке мы повторим сведения о вводных конструкциях;

- Узнаем об обособлении вводных конструкций;

- Научимся применять полученные знания на практике.

https://2035school.ru/htmllesson/rus_8_52/ 

Мотивация учебной деятельности

1-2   минуты

- Зачем нам это нужно?

Обращает внимание учащихся на Демонстрационный вариант ЕГЭ и просит назвать задание на пунктуационные нормы «Предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения»

- Чтобы грамотно оформлять высказывания.

- Чтобы не выглядеть безграмотным человеком.

- Если пишешь неграмотно, то этим показываешь неуважение к родному языку и к самому себе.

- Безграмотный человек выглядит глупо и вызывает негативное отношение.

- Мы должны научиться вести себя достойно и уважать свой родной язык.

- Чтобы сдать успешно экзамен.

Называют задание №18.

- Это обязательно пригодится при написании сочинения, где с помощью вводных слов можно выразить своё отношение к проблеме.

Актуализация знаний

8-10 минут

Предлагает учащимся выполнить

Задание на повторение 1:

- Сопоставьте предложенные варианты:

Соотнесите вводную конструкцию с группой по значению.

Предлагает учащимся выполнить

Задание на повторение 2: орфографический практикум (правописание причастий)

Пока ученик работает на доске, учитель приглашает учащихся перейти в зоны  групповой работы и выполнить задание по группам:

- Перед каждой группой ребят – большая «куча» вводных слов и выражений. Их нужно упорядочить – «разложить по полочкам».

Предлагает проверить и оценить одной группе работу другой группы.

Обращается к ученику, работавшему индивидуально, с просьбой самостоятельно оценить свою орфографическую работу по критериям словарного диктанта: нет ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3»,  4 и более – «2».

Один из учеников выполняет задание на интерактивной доске: приводит  в соответствие смысловые группы вводных слов и примеры, остальные помогают (фронтальная работа).  

Один из желающих выполняет задание на интерактивной доске.

Работают по группам  (2 группы), раскладывая слова «по полочкам».

Учащиеся меняются местами.

Учащиеся проверяют, насколько верно выполнили задание ребята из другой группы.

Оценивают работу группы по 10-балльной шкале. Аргументируют оценку.

Ученик оценивает себя.

https://2035school.ru/htmllesson/rus_8_52/ 

Приложение 1.

Слова и выражения напечатаны на отдельных карточках.

https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/vvodnye-slova-primery-predlozheniii.html 

Первичное усвоение новых знаний

3-5 минут

Обращает внимание учащихся на теоретическую часть темы «Знаки препинания при вводных конструкциях».

Задаёт вопросы:

- Как выделяются вводные конструкции в устной речи?

– А в письменной?

– Приведите примеры.

Перелистывает слайд и продолжает беседу:

- Чем отличаются вводные предложения от вводных слов?

- А что между ними общего?

- Прочитайте примеры с вводными предложениями.

- В каких случаях для обособления вводных предложений используется тире, а не запятая? 

- К какой смысловой группе относятся вводные предложения в данных примерах?

Отвечают на вопросы, используя слайдовый материал,  и приводят свои примеры.  

 - Вводные предложения от вводных слов отличаются тем, что имеют грамматическую основу.

- Одинаковые смысловые группы.

Ученик читает вслух.

- Ставится тире, если вводная конструкция стоит в середине предложения и на неё обращается особое внимание, то есть она имеет большое значение для автора.

- Они обозначают источник сообщения.

https://2035school.ru/htmllesson/rus_8_52/ 

Физкультминутка

Не требуется, поскольку в течение урока учащиеся находятся в движении при смене рабочих зон

Первичная проверка понимания

5-6  минут

Смена рабочих зон

Предлагает учащимся занять свои рабочие места у компьютера, инструктирует:  

- А теперь поработаем в режиме онлайн индивидуально.

- Пройдите по ссылке на платформу «Открытая школа» и выполните тесты 1-7 нашего урока.  

Организует, направляет, контролирует

 - Оцените свою работу: нет ошибок – «отлично», 1-2 ошибки – «хорошо», 3-4 ошибки – «нужно потрудиться», 5 и более ошибок – «нужно хорошенько потрудиться!»

Выполняют задания в соответствии с инструкцией учителя.

Самооценка.

https://2035school.ru/htmllesson/rus_8_52/ 

Первичное закрепление

12 минут

- Откройте свою электронную почту и пройдите по ссылке, которую я вам прислала.

Внимательно читайте условия задачи и предложения.

Результат вы увидите сразу.

Оценки за это задание будут выставлены в журнал.

Учитель выставляет оценки в зависимости от процента выполнения.  

Выполняют задания в соответствии с инструкцией учителя.

Выполнив задания, возвращаются на свои рабочие места.

Ссылка на работу для учащихся:

https://t.examer.ru/34c22 

Рефлексия (подведение итогов занятия)

1 минута

Учитель:

Подведём итог урока.

- Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

- Был ли полезным для вас этот урок?

- Насколько? Что вы узнали, запомнили, чему научились?

- Что для вас было самым трудным?

- Что – самым интересным?

- Нравится ли работать на сайте?  

Зачитывают эти предложения, аргументируют ответ.

Учащиеся делятся впечатлениями:

- Сегодня мы усвоили пунктуационную норму.

 - Мы допустили ошибки…  (называют, какие)

- Было интересно выполнять задания в «Открытой школе», потому что тебя хвалят и подбадривают: «Прекрасно – класс – здорово – отлично – обалдеть – гениально – поразительно»

- Нам дарят виртуальные сладости за правильные ответы.

- Это придаёт уверенности в себе.

- Мы не боимся ошибиться.

https://2035school.ru/htmllesson/rus_8_52/ 

Информация о домашнем задании, инструктаж

1 минута

Предлагает учащимся продолжить тренинг дома.

- Хотите ещё потренироваться?

- Каждый из вас на электронную почту получает ссылку для выполнения  домашнего задания.

Выражают согласие.

Ссылки на домашнюю работу для учащихся:

https://t.examer.ru/9398b  (для успешных, сильных учащихся)

https://t.examer.ru/455af  (для слабоуспевающих)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ (ЭОР) “Открытой школы”

Название объекта ЭОР (как указано на страницах ресурса)

Тип, вид объекта (текст, иллюстрация, видеофрагмент, тренажер, симулятор и т.д.)

Ссылка на ЭОР из Открытой школы

Комментарий, какую роль он играет на данном уроке (например, отработка вычислительных навыков, повторение материала и т.п.)

1

Урок «Знаки препинания при вводных конструкциях».

Русский язык

Урок по теме из 12 слайдов: введение (формулировка задач урока); 2 задания на повторение, 2 теоретических слайда, 7 тестов, итог урока.

https://2035school.ru/htmllesson/rus_8_52/ 

Постановка цели и задач урока.

Актуализация знаний (два задания на повторение).

Первичное усвоение новых знаний (теория).

Первичная проверка понимания (тестирование).

Подведение итогов урока.

2

Тренажёр ЕГЭ – ЭКЗАМЕР – мои работы

тренажёр

https://2035school.ru/examer/ 

Первичное закрепление: отработка навыков грамотного письма, предупреждение пунктуационных ошибок.

Домашнее задание

Приложение 1.

1 группа

2 группа

Оценка степени реалистич-ности: уверенность, возможность, достоверность

Различные чувства говорящего

Общий экспрессивный характер высказывания

Источник сообщения

Связь мыслей и последовательность изложения

Привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование и  подчёркивание

Оценка меры, степени того, о чём говорится; степень обычности излагаемых фактов

Оценка стиля высказывания, манеры речи, способов оформления мыслей

Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, в самом деле, правда, само собой, само собой разумеется, подлинно.

Наверное, кажется, как кажется, вероятно, по всей вероятности, право, чай, очевидно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть, думается, думаю, полагаю, надо полагать, надеюсь, некоторым образом, в каком-то смысле, положим, предположим, допустим, если хотите, так или иначе

К счастью, на счастье, к радости, на радость, к удовольствию кого-либо, что хорошо, что ещё лучше.

К несчастью, по несчастью, к сожалению, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, как на беду, как нарочно, грешным делом, что ещё хуже, что обидно, увы.

К удивлению, удивительно, удивительное дело, к изумлению, странно, странное дело, непонятное дело.

Неровен час, чего доброго, не дай бог, того и гляди

По совести,

по справедли-вости, по сути, по существу, по душе, по правде, правда, по правде сказать, надо правду сказать, если правду сказать, смешно сказать, сказать по чести, между нами говоря, нечего зря говорить, признаюсь, кроме шуток, в сущности говоря

По сообщению кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, по словам кого-либо, по выражению кого-либо, по слухам, по пословице, по преданию, с точки зрения кого-либо, помнится, слышно, дескать, мол, говорят, как слышно, как думаю, как считаю, как помню, как говорят, как считают, как известно, как указывалось, как оказалось, как говорили в старину, на мой взгляд

Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, значит, таким образом, напротив, наоборот, например, к примеру, в частности, кроме того, к тому же, в довершении всего, вдобавок, притом, с одной стороны, с другой стороны, впрочем, между прочим, в общем, сверх того, стало быть, главное, кстати, кстати сказать, к слову сказать.

Видишь (ли), знаешь (ли), помнишь (ли), понимаешь (ли), веришь (ли), послушайте, позвольте, представьте, представьте себе, можете себе представить, поверьте, вообразите, признайтесь, поверите, поверишь ли, не поверишь, согласитесь, заметьте, сделайте милость, если хочешь знать, напоминаю, напоминаем, повторяю, подчеркиваю, что важно, что ещё важнее, что существенно, что ещё существенней

По меньшей мере, по крайней мере, в той или иной степени, в значительной мере, по обыкновению, по обычаю, бывает, случается, как водится, как и всегда, как это бывает, как это случается, как это случается иногда

Словом, одним словом, другими словами, иначе говоря, прямо говоря, грубо говоря, собственно говоря, собственно, короче говоря, короче, вернее, лучше сказать, прямо сказать, проще сказать, так сказать, как бы сказать, если можно так выразиться, что называется



Предварительный просмотр:

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Из опыта работы

Шадрина Ирина Савельевна

Нефтеюганское  районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  «Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа»

учитель русского языка и литературы

Если технология не освобождает людей от рутины, чтобы они могли преследовать более высокие цели…, тогда весь технический прогресс бессмыслен. 

Жак Фреско

Машины должны работать. Люди должны думать.

  https://smsta.ru/say/techno 

Помнится, как лет пятнадцать назад захватывало дух на представлении урока с мультимедийной презентацией, а проектор был мечтой и казался роскошью, доступной только избранным…

Сегодня урок невозможно представить без презентации, заменившей громоздкую, изрядно потрёпанную бумажную наглядность. На смену привычным методичкам пришли готовые разработки уроков с различных образовательных интернет-порталов. Изменился и сам процесс подготовки учителя к урокам: находит уроки по определённой теме – выбирает понравившийся – скачивает – редактирует при необходимости – распечатывает конспект и дидактический материал – и идёт на урок.  

На помощь учителю пришли цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

Каковы же они, наши цифровые помощники?

Во-первых, это видеоуроки порталов «Открытая школа»  http://2035school.ru/lessons/?subject=5b76c3f64ec1cd3415d7d90e&limit=20, «Видеоуроки.нет» https://videouroki.net, «Инфоурок»  https://infourok.ru/videouroki, «Интернетурок» https://interneturok.ru/ и др., разработанные с учётом «клипового» мышления современных школьников.

Во-вторых, это различные дистанционные тренинги и задания для контроля и самоконтроля:  ЦОР «ЯКласс» https://www.yaklass.ru,  образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А. https://saharina.ru/, сайт Д. Гущина https://ege.sdamgia.ru/, «Незнайка» https://neznaika.info/ и др.

В-третьих, это дистанционные олимпиады и конкурсы для школьников «Эрудит» https://smartolimp.ru/,  «Инфоурок» https://infourok.ru/backOffice/classroom#/, «Кириллица» http://konkurs-kirillica.ru/ и др.

В-четвёртых, бесплатные обучающие курсы для выпускников, например, «Могу писать» https://mogu-pisat.ru/hameleon/sochinenie2018/ (итоговое сочинение 2018).

И, наконец, учительские и ученические блоги: ютуб-канал Татьяны Гартман «Училка vs ТВ: учимся на чужих ошибках каждый понедельник» https://www.youtube.com/channel/UCOb8k2TxJ8KtSmTZxWVfC2g, Егора Сенцова  https://www.youtube.com/channel/UCUVI7-o_8xhModJHhx1lRVA и др.

Остановлюсь подробнее на некоторых из них.

Видеоуроки портала «Открытая школа» очень ёмки, наглядны, выстроены грамотно, продуманы до мелочей, их продолжительность обычно не превышает трёх минут. Это очень удобно при подготовке выпускников к написанию итогового сочинения. По тематическому направлению «Отцы и дети» удалось структурировать и обобщить материал, определиться с аргументацией благодаря видеоуроку «Повести Белкина». Конфликт отцов и детей».

Уроки порталов «Видеоуроки.нет» и «Инфоурок» довольно содержательны, длятся 10-20 минут, поэтому нужно применить приём «просмотр с остановками» (остановки связаны с разделением информации на известную и неизвестную). Для успешного усвоения материала использую составление плана, конспектирование с последующей беседой: во время просмотра учащиеся делают записи (план-конспект), затем отвечают на вопросы по содержанию видеоурока. Целесообразно применить на этом этапе приём «тонкие и толстые вопросы»: начать с конкретных, предполагающих репродуктивный ответ: «Кто такой Гомер (Агамемнон, Менелай, Ахилл)?», «Как относились в Греции к аэдам?» и завершить проблемным вопросом, требующим глубокого осмысления, рациональных рассуждений: «Каково значение поэмы Гомера?» (урок литературы в 6 классе по поэме Гомера «Илиада»).

На уроках русского языка во время просмотра дети составляют схему-опору: кластер, фишбоун либо заполняют таблицу «Инсерт», «Плюс – минус - интересно».

C:\Users\Виктор\Desktop\кластер.jpg

Рис. 1. Составление кластера

Уроки портала «Интернетурок» рекомендую в основном для домашнего просмотра в случаях пропуска занятия в школе либо недостаточного усвоения материала.

Хочется «доброе слово замолвить» также о дистанционных тренингах, олимпиадах, интерактивных заданиях.

Волею судьбы мне пришлось сменить место работы. Ученики-подростки вначале открыто выражали недовольство: новый учитель очень строг, требует много, оценки занижает.  Интерактивное тестирование по пройденным темам подтвердило все четвертные оценки учащихся, поскольку оно объективно.

Компьютерные тесты – достаточно мощный измеритель, который успешно применяю как для обучения, так и для контроля знаний. Они позволяют упростить и ускорить организацию проведения тестирования, устранить ошибки при обработке результатов, сохранить результаты тестирования и провести их анализ.

Особой популярностью у учителей русского языка и их учеников пользуется сайт Захарьиной. Здесь есть всё: и методическая копилка, и интерактивные задания по всем темам: тесты, диктанты, задания формата ВПР, ЕГЭ и ОГЭ.

Чем привлекательны интерактивные тесты для детей?

Во-первых, они позволяют узнать результат сразу и не томиться ожиданием.

Во-вторых, кардинально меняется отношение к ошибкам, оценкам, учителю: не бояться ошибок, а учиться на них; сконцентрироваться не на оценках, а на знаниях и содержании; понять, что учитель объективен при оценивании.

Работа ведётся в режиме контроля – коррекции обучения.

Очень понравился школьникам блог Татьяны Гартман «Училка vs ТВ: учимся на чужих ошибках каждый понедельник». Автор блога разбирает орфоэпические и грамматические ошибки известных телеведущих и политиков. И, хотя его название сленгово-кричащее, просмотр роликов дал положительный результат: по итогам ВПР и пробного ЕГЭ учащиеся легко справляются с заданиями по орфоэпии. Методика работы с роликом такова: делается остановка после фразы, в которой есть ошибка, во время паузы дети быстро исправляют её (кто быстрее?). Оказалось, им тоже «режет уши» неграмотная речь.

Канал Егора Сенцова популярен у выпускников. Их сверстник делится опытом сдачи ЕГЭ, даёт практические советы, помогает разрядить напряжённую обстановку и преодолеть волнение перед экзаменом.

Электронные  ресурсы созданы для помощи преподавателю и ученикам. Теперь у меня есть возможность проводить интересные, увлекательные уроки. Значительно сократилось время для подготовки к урокам и консультациям.

А главное, обучение стало более доступным и эффективным.



Предварительный просмотр:

Цифровые помощники учителя,
 или 

Моё путешествие по просторам интернета в поисках идеальной образовательной платформы

В конце марта и весь апрель школы округа находились на дистанционном обучении, которое вызвало немало трудностей и проблем.

Оказалось, что ни педагоги, ни ученики не готовы к переходу на этот вид обучения. Сначала «пошли торной тропой» – дети выполняли задания учебника в тетради, фотографировали их и отсылали учителю. Что это были за снимки! Тёмные, нечеткие, а крупным планом – детские пальчики… Оказалось, далеко не у каждого хорошая фотокамера и далеко не каждый умеет фотографировать.

C:\Users\Виктор\Desktop\у.jpgC:\Users\Виктор\Desktop\20200430_220231.jpg

C:\Users\Виктор\Desktop\20200407_165942.jpg

И эти снимки учителю нужно скачать, переименовать для удобства отправления адресату, так как дети обычно их не подписывают, затем открыть в Paint, «взять» красный карандаш, проверить работу и отправить ученику. Трудоёмко. Времязатратно. Зато я застрахована от звонков и сообщений родителей и учеников по поводу поставленной отметки.  В отличие от большинства учителей нашей школы, не владеющих этим методом или игнорирующих его.  

C:\Users\Виктор\Desktop\Д2.jpgC:\Users\Виктор\Desktop\Д1.jpgC:\Users\Виктор\Desktop\Д3.jpg

Однако этот метод нерационален о небезопасен для здоровья, ведь учитель весь день проводит за компьютером и смартфоном. А ещё нужно продумать, каким способом ученик будет осваивать новый материал: обычного учебника теперь недостаточно.

Дистанционное обучение потребовало освоения новых технологий. На помощь учителю пришли цифровые образовательные ресурсы.

Сегодня на просторах интернета довольно богатый выбор образовательных платформ,  и среди них потребовалось найти самую удобную, самодостаточную, «идеальную», то есть с доступным объяснением нового материала и обратной связью. При этом отдавалось предпочтение прикреплённым к ЦОП (цифровой образовательной платформе) контентам «ЯКласс» и «Открытая школа». Заходили также в РЭШ, на «Инфоурок» и «Видеоуроки.net», в «Мою школу в онлайн» и прочие. И у каждой платформы – свои достоинства и недостатки.

Одни, как правило, специализируются на объяснении нового: «Инфоурок», «Видеоуроки. net ». Другие (сайт Елены Захарьиной, сайт Дмитрия Гущина) ориентированы на тренинг и проверочные работы.

Вот, например, сайт Елены Захарьиной по русскому языку и литературе. Часто пользуюсь им на уроках. Разнообразные проверочные работы  - на Ваш вкус (и диктанты, и тесты, и ВПР, и ЕГЭ) почти по всем темам школьной программы. Но для контроля он – увы! – не подойдёт: слишком велики возможность и соблазн списать, ведь время не ограничено, в первый раз можно подписаться чужим именем, а потом, после того как откроются ответы, – своим: учитель-то не видит. Знаю, дети станут хитрить. Но всё же буду использовать. Иногда. Назовём это «созданием ситуации успеха» для ребят.

Другой контент  - сайт Дмитрия Гущина, более известный под названием «Решу ОГЭ/ЕГЭ/ВПР», -  позволяет исправить перечисленные недостатки: можно и время задать, и задания индивидуальные, и списывание если не исключить, то хотя бы минимизировать, однако выполнение работы учащимися включает не любимый ими этап самопроверки. Если ученик его проигнорирует, то учителю придётся проверять работу вручную. Буду использовать частично.

РЭШ. На первом этапе дистанционного обучения зайти в Российскую электронную школу, зарегистрироваться здесь было очень трудно из-за перегрузки.  А платформа хороша! И вступление к каждому уроку, и грамотная постановка цели и задач, и видеоурок, и множество разнообразных заданий к нему… Заданий так много, что на их выполнение потребуется больше часа, а нужно уложиться в 30 минут. И, конечно, не все мои уроки есть на этой платформе. Но те, что есть, буду рекомендовать.

«Моя школа в online», «общедоступная бесплатная платформа, запущенная Министерством просвещения для поддержки школьников и педагогов»*, которая работает даже при низкой скорости интернета. Спасибо. Посетили. Приняли к сведению. Конечно, платформа, где выложены только текстовые файлы, будет работать и при низкой скорости. Однако её уроки не предусматривают обратной связи. Видеоуроков, тестирования - ничего этого нет, лишь текст учебника (а учебники бумажные есть у детей, и от компьютера нужен отдых) и задания, рассчитанные только на ручную проверку. По литературе выложено только по одному уроку на каждый класс, в 8 кл. - 2 урока. А МХК и музыки (я преподаю и эти предметы) нет ни на одной платформе… И всё-таки есть очень интересные задания по работе с цитатами, которые удобно выполнить в Word.

Портал «Открытая школа». В прошлом году он помог моим выпускникам подготовиться к итоговому сочинению (ёмкие, лаконичные видеоуроки по литературе) и к ЕГЭ по русскому языку (Тренажёр ЕГЭ).  А сегодня ищу уроки для 5, 7-8 классов. Увы! Нужных мне уроков не оказалось…  Письма портала о появляющихся там новинках пересылаю коллеге: ей они точно пригодятся, у неё выпускные классы. Однако завуч просит меня поделиться опытом работы на платформе. А там – чудеса. Захожу на свою страницу и… не нахожу моих заданий! Зато есть задания по химии!  Проверяю профиль – там учитель химии из Нижневартовска. Через час в профиле уже оказывается учитель биологии и на моей странице появляются задания по этому предмету, ещё через два часа здесь «хозяйничает» учитель обществознания… «Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно…»*. Портал, скорее всего, не вынес перегрузки. И всё же удаётся показать коллегам, как работать на Экзамере: создавать работы, регулировать настройки и выдавать задания ученикам.

Однако нужно выбрать платформу.

И вот я на «ЯКлассе». Портал работает относительно стабильно. Администраторы позаботились: подключили новое оборудование, привлекли компетентных сотрудников.  Есть и теория, и практика по русскому языку. Других предметов нет, и учителю нужно создать их самостоятельно, что потребует немало сил и времени.  

Оказалось, «идеальной» платформы не существует, и учителю приходится использовать разные образовательные контенты.

У «Открытой школы» и «ЯКласса» есть существенные преимущества: автоматизируя учебный процесс, они экономят наше время, помогают исключить списывание при выполнении контрольных работ. А также  «позволяют построить индивидуальную образовательную траекторию» учащихся: «при назначении…проверочной работы можно выбрать те интерактивные элементы, которые будут соответствовать индивидуальным особенностям восприятия информации… и позволят дифференцировать объем домашнего задания»*. И это прекрасно.

Возвращаюсь в «Открытую школу», которая, к счастью, остаётся по-настоящему  ОТКРЫТОЙ  для педагогов и детей. Чудеса здесь закончились, мой профиль в полном порядке, и я могу конструировать новые задания для своих учеников.

Хочу пожелать создателям платформы: больше видеоуроков! Они нужны нам с ребятами не только на дистанционном, но и на очном обучении.

*В эссе использованы цитаты из писем, пришедших с образовательных порталов на электронную почту, а также слова из песни Ю. Кима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников

"Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников" - презентация из опыта работы учителя русского языка и литературы. На слайдах отраж...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования.

Главным условием для повышения качества образования я считаю раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе мысли и чувства. Если уроки русского языка и литературы станут такими, то р...

"Повышение эффективности уроков русского языка и литературы на основе ИКТ"

В данной презентации представлен опыт работы с интерактивной доской на уроках русского языка и литературы....

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"

laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...