Урок-литературная гостинная «Встреча с поэзией Владимира Высоцкого»
план-конспект занятия по литературе (10 класс)

Форма урока: лекция с элементами беседы, с использованием видеозаписи о   жизни и творчестве В.Высоцкого.

Цели урока:

образовательные:   сформировать у  учащихся представление о творчестве В.Высоцкого, о том, что поэзия Высоцкого – образец реализма и гражданского мужества, показать разнообразие и богатство тематики его  творчества, высокое требование к поэтическому слову;

развивающие: развивать способность учащихся понимать поэтические произведения; способность анализировать, синтезировать, сравнивать; развивать выразительность и эмоциональность  речи;  формировать   умение слушать и слышать собеседника, аргумен­тировать свои мысли, логично их развивать;

воспитательные: воспитывать у учащихся «чувства добрые», приобщать к общечеловеческим ценностям на примере творчества В.Высоцкого.

Виды деятельности учащихся: знакомство с темой ;   подбор материала по теме, анализ стихотворений В.Высоцкого; сравнительный анализ героев произведений; выступление на  уроке; индивидуальные задания;  подготовка книжной выставки и обзора литературы; оформление плакатов и ученических  рисунков по творчеству поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа № 13 города Ставрополя

                 Урок – литературная гостиная:

«Встреча с поэзией Владимира Высоцкого».

Владимир Высоцкий 

                                     Подготовлен  

                                                    учителем русского языка и литературы

                                      МБОУ СОШ № 13 г. Ставрополя

                                     Щеголь Л.А.

                                                    2021 год

Форма урока: лекция с элементами беседы, с использованием видеозаписи о

                         жизни и творчестве В.Высоцкого.

Цели урока:

образовательные:   сформировать у  учащихся представление о творчестве В.Высоцкого, о том, что поэзия Высоцкого – образец                           реализма и гражданского мужества, показать разнообразие и богатство тематики его  творчества, высокое требование к поэтическому слову;

развивающие: развивать способность учащихся понимать поэтические произведения; способность анализировать, синтезировать, сравнивать; развивать выразительность и эмоциональность  речи;  формировать   умение слушать и слышать собеседника, аргументировать свои мысли, логично их развивать;

воспитательные: воспитывать у учащихся «чувства добрые», приобщать к общечеловеческим ценностям на примере творчества В.Высоцкого.

Виды деятельности учащихся: знакомство с темой ;   подбор материала по теме, анализ стихотворений В.Высоцкого; сравнительный анализ героев произведений; выступление на  уроке; индивидуальные задания;  подготовка книжной выставки и обзора литературы; оформление плакатов и ученических  рисунков по творчеству поэта.

Дидактические материалы:

 выставка книг и статей о В. Высоцком;  сборники его стихотворений; фотовыставка  о жизни и деятельности поэта; видеозаписи его концертов; плакаты, нарисованные   учащимися; иллюстрации к его стихотворениям.

Оформление доски: 1.Портрет поэта /1938 – 1980/

                                      2.Запись на доске:

                                       “Артист и Поэт – оба эти определения по отношению
                                        к нему требуют употребления с
 
В.С.Высоцкий на съёмке для телевизионного фильма "Я помню чудное мгновенье…" режиссера Владислава Виноградова  16 апреля 1980 года   большой буквы… Владимир Высоцкий у магазина грампластинок в Москве. Кадр съёмок итальянской компании RAI, 1979 год

                                      …он сделал то, что сегодня настоятельно требуется от
                                     художника и на что раньше отваживались немногие.”

                                                      Ход   урока.

I. Постановка проблемного вопроса.

     Ребята! Сегодня мы продолжим разговор о русской поэзии.

И тема нашего урока – встреча с поэзией В.Высоцкого.

На доске – выдержка из газеты ,,Советская культура”.

Читаю. Из этих слов формулирую основную проблему урока:

      «Доказать, что творчество  В.Высоцкого нужно нам потому, что это поэт и «поэт замечательный», исполненный чувства гражданского долга.

        Доказать, что В.Высоцкий всегда делал то, что настоятельно требовалось в то время от художника.


         Я не случайно провожу этот урок именно сегодня, 25 января. Сегодня у В.Высоцкого день рождения, ему исполнилось бы 77 лет.
« Прекрасный артист, оригинальный поэт и замечательный, любимый народом певец. Как щедро одарила его природа! И как нещедро, жесточайше скупо отпустила ему дней на земле»-, такими словами голосом многих отозвался в 1980 г. на невосполнимую утрату писатель Юрий Трифонов, добавив: «В музыку нашей жизни – 60-х-70-х годов – он внес много печального о времени и о себе, и он же награждал нас – тех, кто с любовью собирал его записи, кто пел вместе с ним его песни, кто слышал их из случайно распахнутых окон, - награждал подлинной поэзией, страстью и мужеством, необходимыми для жизни. Он был поэтом легендарного темперамента, и он ушел – не растратив его, не исчерпав себя, не изменив своему дару».

          Прошло уже 35 лет со дня смерти В.Высоцкого, а все так же, как и при его жизни, на вечеринках и в турпоходах, в молодежных общежитиях и в семьях с  видеокассет и дисков  звучит его голос.

           Предлагаю ребятам вспомнить, когда им встречалось имя В.Высоцкого.

           Прозвучали следующие ответы:


1.Недавно смотрела  документальный  фильм Э.Рязанова «Четыре встречи с В.Высоцким.»
2.Недавно по телевизору демонстрировался художественный фильм «Место
встречи изменить нельзя», где в главной роли – В.Высоцкий.
3.А мне запомнился такой эпизод из фильма «Шла собака по роялю»:
Приезжают в село собиратели устного народного творчества, и одна пожилая
женщина поет им песню «У телевизора». Когда же ей говорят, что эту песню написал Высоцкий, она отвечает : « Ну и что! А песня-то народная».
4.Я прочел недавно книгу  «Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого», в которую вошли воспоминания о нем друзей и родственников, товарищей по театру.

           Из всего этого делаю вывод: В.Высоцкий сегодня с нами, он нужен нам.
          Давайте же просто услышим его голос.
 /включается видеозапись, звучит песня в исполнении В.Высоцкого «Ну вот, исчезла дрожь в руках»./


II.
Учитель:  Ребята, почему я начала урок именно с этой песни Высоцкого? Какие слова особенно важны нам для понимания сути Высоцкого, как поэта?
Ученик: « По-моему, суть Высоцкого прозвучала в словах:
                             А я гляжу в свою мечту поверх голов
                             И свято верю в чистоту снегов и слов.
Здесь показано огромное требование к слову быть чистым, как снег».
Учитель: А кто из великих предшественников Высоцкого предъявлял такие же требования к поэтическому слову, кто в своих стихах говорил о том, каким должно быть слово поэта?

Ученик: « Каким должно быть слово поэта, знал А.С.Пушкин, в своем
стихотворении  «Пророк»  он призывал  « глаголом жечь сердца людей»,

М.Ю. Лермонтов в одном из своих стихотворений говорил, что голос поэта – это «колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».
Учитель: Высоцкий тоже знал, что настоящие поэты  «ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души».  И конечно же, поэт должен писать так, чтобы иметь право сказать о себе:
                                 «Не единою строчкой не лгу!»

Высоцкий очень любил строчки , в своих стихах он нежно обращается к ним:
«Строчечки милые…» Он любил слова, звуки. « Каким-то чудом у него и согласные звучали, как гласные, а порой даже сильнее», - вспоминает Юрий Карякин.
   Возможно, Высоцкий и сам не знал, что его поэтический талант ведает какими-то тайнами, умеющими делать слово вдохновенным, сближающим,

поднимающим, испепеляющим, но всегда правдивым и чистым , как снег.

Время настоятельно требовало этого от поэта!
/включается видеозапись «Песни певца у микрофона”/

Учитель: Ребята, я уверена, вы очень много песен Высоцкого слышали.
                 Скажите, а  каких песен у него больше всего ?
Ученик: песен  о войне, их у него более 60.
Учитель: А почему он обратился к этой теме?
Ученик: Я думаю потому, что война-это такая великая беда, которая на 4 года покрыла нашу землю, и это никогда не должно забываться. И так считал
Владимир Высоцкий, а еще потому, что он родился в военной семье…
/включается видеозапись, рассказывающая о детских годах поэта, о его семье..
Звучит песня, посвященная Евпаторийскому морскому десанту/

Учитель: В.Высоцкий так проникновенно поет о войне, что многие думали: этот человек прошел сквозь ураган военных лет.
Его даже в письмах спрашивали, не тот ли он Высоцкий, который воевал на
1-Украинском фронте или выходил из окружения под Оршей? А он отвечал,
что тогда выходить из окружения не мог, его могли только выносить. Да,
мальчишка, родившийся в 1938 году, не мог воевать. Он жил с матерью в непокоренной Москве, иногда носил песок и воду, чтобы помогать тушить
фугаски, падающие возле дома на Первой Мещанской в конце. Потом он пропоет об этом:

                                               И как малая фронту подмога
                                              Мой песок и дырявый кувшин…

К сегодняшнему уроку многие из вас учили стихи о войне.

/Одна ученица получила к этому уроку индивидуальное задание:
выучить наизусть стихотворение ,,Як-истребитель”, по возможности  проана-
лизировать его художественное достоинство. Вот ее ответ: «Очень часто в своих стихах В.Высоцкий пользуется метафорой. У него есть целый цикл стихов, посвященных лошадям, умным и добрым друзьям человека. Иногда лошади у него говорят. И нам, людям, хочется прислушаться к их словам, задуматься. Разговаривают у него и волки, на которых человек затеял недобрую и злую охоту с вертолетов. У Высоцкого плачут скалы, в которых жило горное эхо, поют корабли, чьи судьбы так похожи на людские.
 А вот заговорил самолет, ЯК-истребитель…Эдуард Володарский вспоминает, как летчики, слушая песню,  говорили, что написать ее мог только летчик-асс, который сам воевал и знает ,,душу” самолета.”
 Затем ученица прочитала это стихотворение/.


 Восхищение присутствующих гостей вызвало выразительное чтение наизусть стихотворения «Мы вращаем землю» учеником 11 кл., который свой выбор объяснил словами Юрия Карякина: «Это стихотворение салюта воинского достойно»


Вывод: Да, прав был Р.Рождественский, сказав, что «…песни Высоцкого о войне – это песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, мужественных, усталых и добрых. Таким людям можно доверять cобственную  жизнь и  Родину…”

Ш. Учитель : Тематика творчества Высоцкого очень разнообразна. По-моему, он писал обо всем прекрасном, чем полна наша жизнь. Он писал прежде всего о человеке. Человек! Ведь это вершина мироздания. И каким бы он ни был, ему свойственно любить жизнь – это чудо природы. Именно такие герои В.Высоцкого. Да, они очень разные: смешные и серьезные, практичные и бесшабашные, наконец,  «башковитые» или слегка «наоборот». Но из всей этой огромной вереницы человеческих характеров мы сразу угадываем тех людей, которые особенно были близки и дороги поэту, о которых он пропел лучшие свои песни. Ну разве можно не восхищаться девчонкой, такой нежной, ласковой и даже «скалоласковой», которая к вершине шла, хотя Эльбрус и из самолета видно здорово! Разве можно не любоваться тем парнем, который не скулил, не ныл, хоть трудно было держать связку. А потом стоял хмельной от счастья покоренной вершины!
Об этом парне песня Высоцкого звучала даже в космосе , ее пели звездным дуэтом наши космонавты, В.Коваленок и А.Иванченков.
  -
Послушаем «Песню о друге» в исполнении автора.
/Индивидуальное задание к этому уроку получил ещё один ученик:
ему нужно было выучить наизусть стихотворение «К вершине» и найти материал, рассказывающий о том, кому посвящено это стихотворение. Вот
его сообщение:

«Это стихотворение посвящено выдающемуся альпинисту Михаилу Хергиани. Он родился в горах Сванетии и знал уже с детства, что «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».
С ними он связал всю свою жизнь, весь свой нелегкий труд альпинистов.
«Восходитель»,  «горный тигр» -так называли его друзья, почитая за честь идти с ним в одной связке».  « Он был каждым дюймом мужчина», -говорил о нем французский альпинист Жан Франко.
Такой не примет мужскую трусость за ум, не бросит друга. А когда  Хергиани  было очень  трудно, он начинал петь сванские песни, пел их горам. И они делали его снова сильным: «каждый камень грудью прикрывал, горы сами подставляли плечи…»

       Он погиб в Италии, при штурме вершины Су-Альто, погиб во время камнепада. А похоронили его в горах Сванетии, дома. Отец не захотел, чтобы
сын покоился в престижном Дедубийском пантеоне. Там он затеряется, в горах никогда! И прежде чем увезти его прах к последнему приюту, самолет
круто взмыл к вершине, совершая круг над Кавказом.
 Не мог Хергиани лечь в землю, не попрощавшись с горами. И они, «вдыхая облака и выдыхая снежные лавины»,склонились над ним самым прочным в мире обелиском».


После этого ученик читает стихотворение «К вершине».

Учитель: Наверное, так уж устроен человек, что небо всегда притягивало его взоры. Там свет далеких звезд. Еще древние греки дали красивые поэтические названия созвездиям. Совсем юный М.Лермонтов услыхал ,,как звезда с звездою говорит”. И это дало ему право быть великим поэтом. В одном стихотворении Высоцкого есть слова: «И звездный знак его Телец холодный Млечный путь лакал». Так сказать может только поэт, и поэт замечательный.

/Ученица читает стихотворение «Знаки зодиака»./

Учитель: Звезды, небо, космос. Оказывается, в области космонавтики Высоцкий тоже был настоящим знатоком. Именно в этом уверяет нас известнейший космонавт, Георгий Гречко, в своем интервью журналистке.
   /включается видеозапись, в которой Георгий Гречко анализирует незаконченную поэму Высоцкого о Юрии Гагарине/.
К сожалению, поэма о Юрии Гагарине была не закончена, поэт не успел ее дописать, как не успел создать еще множество своих замечательных стихов, как не успел сыграть еще десятки своих ролей. Тема «Я не успел…» становилась главной в его стихах.


  /видеозапись песни «Кони привередливые…»./

Учитель: Ребята! Мы говорили с вами обо всем прекрасном, чем богата наша голубая планета земля и что умел видеть В.Высоцкий.
Горы…Небо…Но ведь есть еще и море….Свободная стихия! Сколько песен о ней сложено. Спел свои песни и В.Высоцкий:
                                Кто в океане видит воду,
                                Тот на земле не видит гор.
Послушаем одно из стихотворений. Оно так и называется «Море».
     /ученица стихотворение читает/


Учитель: К сегодняшнему уроку вы  готовили понравившиеся стихотворения В.Высоцкого и их анализ. Что вы выбрали?

 Привожу некоторые ответы.

  1. Я выучила стихотворение В.Высоцкого «Баллада о любви». Оно посвящено прекрасному человеческому чувству. Мне это стихотворение понравилось потому, что из него видно, насколько серьезно и вместе с тем возвышенно, чисто относится Высоцкий к любви. Любовь вечна, даже всемирный потоп не смог унести ее. У любви своя страна, там живут самые счастливые люди- влюбленные. Их души бродят в цветах, дышат вечностью и встречаются на узких перекрестках мирозданья. Мне кажется , это стихотворение должны знать все, кто хочет встретиться с любовью. Оно учит беречь ее.

/ Ученица читает стихотворение «Баллада о любви»/.

  1. Я учила стихотворение «Белое безмолвие». Я еще не знала, что есть такое стихотворение, но мне приходилось слышать, как афоризмы, отдельные его строки. Это такие, как «воронье нам не выклюет глаз из глазниц потому, что не водится здесь воронья»  или « сиянье-в цене». Мне очень нравится Север, описанный В.Высоцким. Суровый край сильных людей, чистый край. И он как-то по особому его описывает-кратко и очень образно: Север, Воля, Надежда…Страна без границ. Даже не верится, что В.Высоцкий никогда не был на Крайнем Севере.

IV. Учитель : Вот и произошла наша встреча с поэзией Высоцкого. Я уверена: слушая его  стихи , песни, вы убедились, что он «поэт , и поэт замечательный», исполненный чувства долга. Он всегда делал то, что настоятельно требовалось от художника: писал правду, говорил правду, пел правду! Любил Родину, народ, хотел видеть человека прекрасным.
Надеюсь, что каждый из вас открыл сегодня для себя своего В.Высоцкого.
Этими открытиями я прошу поделиться Вас в сочинении-миниатюре «Мой
Высоцкий». Это будет вашим домашним заданием. А закончить сегодняшний урок я хотела бы стихотворением А.Вознесенского “Реквием оптимистический…”
           /последние строки стихотворения:
                Гремите,оркестры,
                Козыри-крести.
                Высоцкий воскресе.

                   Воистину воскресе!/


Урок окончен.

                                   
        К следующему уроку ребята написали  сочинение – миниатюру «Мой Высоцкий”. Привожу выдержки из некоторых работ:

1.  « Мне кажется, что у каждого человека, знакомого с творчеством Высоцкого, есть свое представление об этом поэте, есть « свой Высоцкий». К нему невозможно относиться равнодушно. У меня тоже есть «свой Высоцкий», есть стихи, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они мне ближе, родней, в  них я нахожу отражение собственных эмоций и чувств.

                                                                     Я дышу,- и, значит, я люблю!
                                                                    Я люблю,- и, значит, я живу! -
Эти слова заставляют меня задуматься над смыслом жизни и дарить радость людям своей любовью к ним…


2. « Раньше я практически ничего не знала о Высоцком, но после урока о нем я, конечно, что-то для себя взяла. Я поняла, что он волевой, искренний, любящий и очень талантливый человек… Я даже назвала бы его «народным заступником», как герой некрасовской поэмы Григорий Добросклонов, потому что для Высоцкого, как мне кажется, как и для Гриши, собственное счастье – в счастье народа, в благополучии страны, в мире, дружбе и любви… Большое впечатление производят на меня песни о войне, потому что им более глубокий драматизм придает хрипловатый голос Высоцкого, который напоминает мне раненого, больного человека. Когда он поет песни о войне, его душа просто разрывается, а гитара плачет…»

3. «Я не буду утверждать, что Высоцкий лучше и  талантливее других поэтов, что он нравится мне больше всех. Но сейчас именно он интересен мне и как смелый, бескомпромиссный поэт, не  поступившийся совестью в десятилетия застоя, и как раскованный человек, способный на озорство, насмешку, дерзость, умеющий верить в чудо и создать его…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Встреча с поэзией Владимира Высоцкого" Урок внеклассного чтения (10-11класс)

   Цели: познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностьюВладимира Высоцкого;      - развивать интерес к поэзии;      - ...

Внеклассное мероприятие "Литературная гостиная "Живой разговор с Владимиром Высоцким"

Внеклассное мероприятие в форме литературной гостиной посвящено 75-летию со дня рождения В.Высоцкого. Вечер построен в форме диалога с поэтом: учащиеся задают вопросф Высоцкому, а он "отвечает" на них...

Литературная гостиная «Владимир Высоцкий. Прерванный полет».

Данная литературная гостиная позволяет привить интерес к творчеству такого необыкновенного человека. как Владимир Высоцкий. Учащиеся знакомятся и с малоизвестными фактами из биографии поэта, и с творч...

Тема Великой Отечественной войны в поэзии Владимира Высоцкого.

Значение Великой Отечественной войны в творчестве В.Высоцкого, в процессе анализа стихотворений выяснить, в чем заключался особый подход поэта в изображении данной темы....

Литературная гостинная "Живой разговор с Владимиром Высоцким"

В  ВЕЧЕРЕ  ПРИНИМАЮТ  УЧАСТИЕ  УЧАЩИЕСЯ  10-12  КЛАССА.    На  сцене  портрет  В. Высоцкого, высказывания  о  поэте, газеты,...

Дидактический проект урока литературы в 12 классе. Тема урока: Владимир Высоцкий: судьба и поэзия.

Перед учащимися ставилась цель понять, что поэзия Владимира Высоцкого - это выражение восторга красотой,это гимн чувству, возвышающему и облагораживающему человека....

Проект по теме: «Библеизмы в творчестве поэтов-бардов» Объект исследования: поэзия Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы.

Предмет исследования: фразеологические единицы библейского происхождения.Теоретическая значимость проведённого исследования состоит в том, что в нём выявлен состав и особенности функционирования библе...