Конспект урока по литературе в 11 классе. Тема суда времени и исторической памяти в поэме А. А. Ахматовой ,,Реквием”
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Однобокова Лилия Анатольевна

Тема суда времени и исторической памяти в поэме               

 А. А. Ахматовой  ,,Реквием”

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literature_11_klass.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

      Тема суда времени и исторической памяти в поэме              

 А. А. Ахматовой  ,,Реквием” Слайд 1. 

Цели урока:

  1. Личностный результат – осознавать трагедию страны в эпоху сталинских репрессий, необходимость сохранения памяти о страшных годах                     в истории страны, ценность демократического общества.
  2. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
  3. Предметный результат – знать историю создания поэмы А. Ахматовой ,,Реквием”, жанровые и композиционные особенности произведения, связанные               с особенностями повествования, видеть связь поэмы с произведениями устного народного творчества, соотносить оценку критиков с собственной оценкой, строить развёрнутое связное высказывание.

Слайд 3   Эпиграфы к уроку:

                     Анна Ахматова — целая эпоха в поэзии нашей страны.
                  Она щедро одарила своих современников человеческим достоинством,
                своей свободной и крылатой поэзией — от первых книг о любви
                до потрясающего по своей глубине  ,,Реквиема”.

                                                                                                К. Паустовский.

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью был…

А. Ахматова.

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель этапа: Создание рабочей обстановки на уроке, формулировка темы и цели. 

 Вступительное  слово учителя.

Анна Ахматова... Какое гордое, величественное имя! Это имя пытались вычеркнуть из скрижалей русской литературы, стереть из памяти народной, но оно всегда оставалось эталоном порядочности и благородства, маяком для ослабших и разуверившихся.

 Мы уже изучали творчество этой поэтессы. Какой она вам запомнилась?      

Ответы  обучающихся. 

          Действительно, вы запомнили её лиричной, несколько экстравагантной, окутанной загадочной любовной дымкой. Сегодня мы поговорим об иной Ахматовой, той, что взяла на себя смелость стать голосом  ,,стомиллионного народа”, той, чья материнская скорбь, отлитая в лаконичные строки, потрясает силой своего страдания и сегодня. Голос  ,,стомиллионного народа” – голос А. А. Ахматовой звучит в  поэме  ,,Реквием”.

Деятельность обучающихся. Формулировка темы и  целей урока на основе объявленной темы.

Формулируем и записываем тему урока. ,,Тема суда времени и исторической памяти в поэме  А.А. Ахматовой ,,Реквием”.

Учитель: используя  тему урока, эпиграф к уроку сформулируйте его цель.

Возможные ответы  обучающихся.  Так как поэма называется ,,Реквием”, в теме обозначены понятия ,,суд времени”, ,,историческая память”, необходимо на примере художественного текста показать большую значимость нравственных ориентиров для человека, особенно в трагические годы.

2.  Проверка домашнего задания  (выяснить значение слова ,,реквием”               и определить роль топонима Фонтанный Дом в жизни Ахматовой).  Обоснование выбора названия поэмы.

Прежде чем приступить к анализу  поэмы, обратимся к названию произведения, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.

— Что обозначает слово  ,,реквием”? Слайд 4

     Деятельность  обучающихся основана на выполнении домашнего задания – работа со словарём, со справочной литературой.

Возможные ответы  обучающихся.

Реквием – католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное  произведение – Во́льфганга  Амадéя Моцарта.

Ахматова нередко называет поэму по латыни – ,,Requiem”. Латинский текст: ,,Requiem aeternam dona eis, Domine» (,,Вечный покой даруй им, Господи!”)

  1. Актуализация знаний. Слайд 5

           Учитель: Разумеется, Анна Ахматова  не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам легче будет воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из ,,Реквиема” Моцарта — ,,Лакримозу”. Это одно из любимых произведений Анны Андреевны.

Звучит музыка.

—  Ваше впечатление? Как вы можете охарактеризовать это музыкальное произведение? Какие эмоции оно рождает? (Это  торжественная,  грустная,

скорбная музыка...)

— Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само заглавие предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено памяти кого-нибудь, либо трагическим событиям; таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, утраты, поминовения.)

− Объясните, почему в окончательном варианте поэма носит название ,,Реквием” (не  ,,Requiem”, не  ,,Фонтанный Дом”)?

− Почему Ахматова остановилась на таком названии? Как вы думаете?

Возможные ответы обучающихся. Фонтанный Дом – так называлась усадьба графа Шереметева (чтобы отличать её от других петербургских), это место жительства Ахматовой в Ленинграде. Сейчас это дом-музей Ахматовой. Фонтанный  Дом воспринимался современниками не как реальное место обитания Ахматовой, а как образ, непосредственно связанный с её поэзией. Это понятие не столько географическое, сколько поэтическое. Вероятно, использовался как символ творчества для поэтессы. Здесь был написан  ,,Реквием”.

Очевидно, в названии  ,,Фонтанный Дом”  было бы очень много личного, а значит, неясного для читателя. В латинском варианте много отстранённости. Русский вариант, не нарушая широких культурных ассоциаций, содержит в себе обобщение, символ Смерти и Памяти.

       5.  Изучение нового учебного материала. Чтение  и анализ произведения.

    Слайд 6    5.1. Исторические и литературные параллели. Учитель:                          А. А. Ахматова − поэтесса неординарная. Чтобы глубже понять содержание поэмы, необходимо знать особенности того времени. Вы на уроках истории говорили о страшных годах сталинизма, о массовых репрессиях 1937—1938 годов. Эти годы траурной лентой вплетены в историю России. Я прошу сделать небольшой экскурс в историю, чтобы вы почувствовали атмосферу того времени.

Индивидуальное домашнее задание.  Историческая справка. 

Цель этапа: индивидуальные выступления позволяют создать проблемную ситуацию на уроке, что способствует повышению мотивации учащихся, повысить интерес к личности А. Ахматовой, к событиям, описанным в поэме.

Слово ученицы. К концу 30-х годов сформировалась целостная общественная система, определяемая как ,,государственный социализм”. Собственность и власть по существу оказались в руках партийно-государственного аппарата во главе со Сталиным. Осуществлялся жестокий контроль за всем и всеми. Человек становился механизмом, ,,винтиком”, который можно было всегда легко и быстро заменить. За малейшее нарушение и инакомыслие полагалось наказание. Страна осуществляла своё правосудие не только с помощью судебной системы, а и особыми совещаниями при НКВД и ОГПУ,  ,,двойками и тройками”.

В первую очередь, расправы проводились над лицами, пользующимися популярностью и авторитетом.

По стране прокатились три волны сталинских репрессий:

Первая − коллективизация и индустриализация. Пик ее приходился на 1928-31 годы и захватил от 250 тысяч до 1 миллиона семей, сосланных на стройки, в лагеря и поселения. В 1929 - 32 годах было закрыто 90% церквей и высланы их священнослужители. Около 3 миллионов человек, занятых при НЭПе, стали ,,лишенцами”. Для ученых создавались ,,шараги”, спецлагеря по проведению научных исследований и изысканий.

Вторая − (1932-33 и 1939-40 годы) захватила простых тружеников.

Третья − захватила народнохозяйственные, партийные, государственные, военные, научно-технические кадры и остатки старой творческой интеллигенции. Обвинения им предъявлялись в основном по пунктам 58-й статьи Уголовного кодекса (преступления против государства). Срок от 5 до 25 лет лагерного заключения, а каждый десятый осужденный в 1936-38 годах приговаривался к смертной казни. Количество заключенных в СССР на конец 30-х годов практически не поддается точному исчислению. Большинство исследователей

склоняются к цифре 35 миллионов человек.

Учитель:  Самыми страшными годами  ,,большого террора”    были 1936−1938 годы, время, когда наркомом  внутренних дел  был Николай Иванович Ежов, в народе время его управления в НКВД  прозвали  ,,ежовщиной”.

− Вспомним, какими были 30-е годы для А. А. Ахматовой? Ответы обучающихся.

Слайды  7, 8, 9, 10

           5.2   Слово учителя (с обобщением ответов обучающихся). Рассказ об истории создания и публикации поэмы ,,Реквием”. История создания поэмы ,,Реквием” связана с  тяжелыми годами для русского народа. В 1935 году был арестован за антисоветскую деятельность сын Ахматовой и Николая Гумилева – Лев Гумилев. Тогда Анне Андреевне удалось быстро освободить сына, написав письмо лично Сталину. Но в 1938 году последовал второй арест, тогда Гумилева-младшего приговорили   к 10 годам.    А  в 1949 году был произведен последний арест, после которого его приговорили  к расстрелу, заменённому позднее ссылкой. Через несколько лет Лев Гумилев был полностью реабилитирован, а обвинения признаны необоснованными. Это были годы сталинских репрессий. Как и другие матери, жены, сестры, Ахматова много часов стояла в молчаливой очереди, что вела к петербургской тюрьме ,,Кресты”. Слайды  11,12,13.

           Слайд 14. О замысле ,,Реквиема” Анна Андреевна Ахматова сообщила читателю в предисловии перед началом поэмы: ,,В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то ,,опознал” меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): 
− А  это вы можете описать? И я сказала: 
− Могу. 
          Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом.

Поэма  Ахматовой  ,,Реквием”  воплотила в себе все те горести, что вынесла за эти страшные годы поэтесса. Но не только семейная трагедия отразилась в произведении. В нём выразилось горе всего народа, пострадавшего в то страшное время.

Слайды 15,16,17 ,,Реквием” заучивался наизусть людьми, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десяти. Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году Ахматова передала поэму в редакцию ,,Нового мира”. К этому времени поэма уже имела широкое хождение среди читателей в самиздатовских списках   (в некоторых списках поэма носила конкурирующее название: ,,Фонтанный дом”). Один из списков попал за границу и впервые был опубликован отдельной книгой в 1963 году в Мюнхене.

С публикацией ,,Реквиема” творчество Ахматовой обретает новый историко-литературный и общественный смысл. Это увековечивание памяти обо всех людях, погибших в годы репрессий, вечная молитва о них. 

Слайд 18 5.3.  Работа над жанром поэмы.

 Цель этапа: Развитие навыков анализа поэтического текста.

− Подумаем над жанром: О жанре ,,Реквиема” высказываются разные суждения. Одни исследователи называют ,,Реквием” лирическим циклом                  (В. А. Черных, В. Г. Адмони). Другие считают, что это поэма (С. Лесневский).

− Как вы восприняли ,,Реквием” − как поэму или как цикл отдельных стихотворений?

         Лирический цикл − объединение ряда произведений на основе идейно-тематического сходства, общности жанра, места и времени, формы и стиля повествования.

         Поэма − крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Она имеет определённую кольцевую композицию.  

         Слайд 19,20  Особенности поэмы.

Слово учителя. Работа над композицией поэмы. ,,Реквием” складывался постепенно. Он состоит из отдельных стихов, написанных в разное время. Но, готовя эти стихи к изданию, Ахматова называет цикл поэмой.

Слайды 21   5.4. Работа над композицией поэмы. Обучающиеся приходят к выводу, что композиция   трёхчастная: поэма  состоит из пролога, основной части, эпилога, но при этом имеет сложную структуру. Поэма начинается с эпиграфа. Далее следует предисловие, написанное прозой и названное Ахматовой  ,,Вместо предисловия”.  Пролог состоит из двух частей (,,Посвящение” и ,,Вступление”). Основная часть  состоит  из 10 небольших глав, три из которых имеют название – это седьмая: ,,Приговор”, восьмая:                      ,,К смерти”, десятая: ,,Распятие”, состоящая из двух частей. Остальные главы идут по названию первой строки. Поэма заканчивается Эпилогом, тоже состоящим из двух частей.

         − Обратите внимание на даты написания глав. Они явно соотносятся со временем арестов сына. Но Предисловие и Эпиграф  обозначены гораздо более

поздними годами.

        − Подумайте, как это может объяснить? (Эта тема, эта боль не отпускала Ахматову многие годы).

    Слайд 22  Роль эпиграфа.

            − Поэма многоголоса. Сегодня перед нами стоит задача: услышать голоса, звучащие в поэме: голос матери, голос поэта и голос историка. На этот счёт исследователями творчества Ахматовой высказаны различные точки зрения. Одни, такие как  Н.Н. Скатов, утверждают, что ,,при необычайной конкретности переживаний это не только человек конкретной судьбы и биографии, вернее, это носитель бесконечного множества биографий и судеб…то есть голос поэта”.  Другие, например, А. И. Солженицын, говорят о том, что ,,Это была трагедия народа. А у вас – только трагедия матери и сына”.

          Попробуем проанализировать поэму с разных точек зрения. И подумаем, зачем автору понадобилось такое многоголосие?

Деятельность обучающихся.  Работа в группах

Рассмотреть, в каких главах наиболее остро звучит проблема исторической памяти и суда времени (в главах, написанных от лица матери, от лица историка, от лица поэта).

          − Какие литературные традиции продолжает Ахматова в своей поэме.

На данном этапе урока во время работы с текстом формируется  читательская  компетенция обучающихся (умение выбирать материал, соответствующий задачам, анализировать, выделять главное). Кроме того, работая в группах, обучающиеся общаются между собой, обрабатывая информацию, доносят её до каждого члена группы (формирование коммуникативной компетенции).

Для более успешного выполнения задания обучающимся предлагается заносить результаты наблюдений в тетрадь.

Каждой группе предлагаются опорные вопросы.

1 группа. Голос поэта.  Слайды 23, 24, 25 

− В каких главах слышится голос поэта?

− Чьи традиции продолжает А. Ахматова, говоря о роли поэта в жизни общества?

− Как названо место и время в этих главах? Почему опосредованно?

− Какие общекультурные образы появляются в этих главах? Какова роль этих образов?  Найдите  средства художественной выразительности к образу.

Возможный вариант ответа 1 группы (Приложение 1)

Вторая группа.  Голос матери.  Слайд 26

− В каких главах мы слышим голос матери?

− Какова жанровая особенность глав, написанных от лица матери?

− Какую лексическую особенность глав можете отметить?

− Какие литературные ассоциации можете назвать? 

 − Найдите средства художественной выразительности к образу.

Возможный вариант ответа 2 группы (Приложение 2)

Третья группа. Голос историка

− Как представлена эпоха, описываемая историком? В каких главах?

− Какие реалии подчёркивают достоверность описываемых событий?

Найдите средства художественной выразительности к образу.

Возможный вариант ответа 3 группы (Приложение 3)

          Результат наблюдения всех групп может быть следующим:

В поэме заметно противоречие: мать мечтает о забвении – это единственная возможность перестать страдать, поэт и историк призывают память на помощь – без неё нельзя сохранить верность прошлому ради будущего.

Слайд 27.   5. Закрепление учебного материала

Цель этапа:

Закрепление материала, формирование ценностно-смысловых компетенций.

Обучающимся предлагается сделать вывод на основе проведённых наблюдений, ответить на проблемный  вопрос:     К какой точке зрения Н. Н. Скатова  или   А.И. Солженицына склоняетесь вы? Ответ мотивировать.

− Зачем автору понадобилось такое многоголосие?

− Какие литературные традиции продолжает Ахматова в своей поэме?          

Возможно, обучающимся сложно будет однозначно ответить: чей ,,голос” в поэме является определяющим, и этот факт лишний раз доказывает: поэма не                   о личной трагедии женщины, как утверждает А.И. Солженицын. Поэма                            о трагедии всего народа. И решалась она в соответствии с традициями литературы (перекличка с поэзией Пушкина, с устным народным творчеством). Память является определяющим фактором.

Две тысячи лет назад народ осудил на казнь сына Божьего, предав его.                    А теперь весь народ, предавая друг друга, спешит казнить. По сути,  палачи – сами люди. Они молчат, они терпят, они страдают, они предают. Поэт описывает происходящее, испытывая чувство вины за народ.

Слова  ,,Реквиема” обращены ко всем согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объёму поэме показана горькая страница жизни народа. Три голоса, звучащие в ней, сплетаются с голосами целого поколения, всего народа. Автобиографическая линия только делает картины всеобщей глобальной более проникновенными и личными.

 6. Рефлексия:

Сегодня на уроке я узнал…, понял…, осознал…, задумался…

 7. Подведение итогов урока, выставление оценок.

          Слайд 28   8. Задание на дом.

           Цель этапа:  Соотнести рассмотренный на уроке материал со своими чувствами, мыслями, впечатлениями. Изложить свои выводы в творческой форме.

2)  Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:

1.  И. Семибратова считает, что величаво и трагично начинает Ахматова своё свидетельство очевидца о том времени − подлинный документ эпохи”.

− Как вы понимаете определение ,,документ эпохи”? Правомерно ли, на ваш взгляд, использование этого определения относительно поэмы ,,Реквием”? Почему?

 2.   О ,,Реквиеме” трудно говорить и писать. Каждое слово, каждая строка поэмы кровоточит. Её невозможно читать без боли и содрогания. Эта поэма могла быть написана только  женщиной, матерью, женой. Крик, вопль, плачь, проклятия – все слилось, невозможно разобрать, где голос автора, а где стоны живых и мольба об отмщении мёртвых. (А.С.Крюков)

− Расскажите о своих чувствах при чтении поэмы. Они совпадают с теми, о которых пишет учёный?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Конспект урока по литературе 10 класс "В каком году - рассчитывай..." Жанр и проблематика поэмы-эпопеи Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Тема урока: «В каком году - рассчитывай…» Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо»Цель урока:    1) раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющи...

Поэма А. Ахматовой "Реквием". Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти.

На уроке анализируются исторические события и биографические из жизни А. Ахматовой. На примере отдельных отрывков из поэмы анализируются языковые средства художественной выразительности. Прослеживаетс...

Конспект урока по информатике 8 класс Тема: «Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы»

Тема урока: Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.Цели урока:Образовательные:познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере;научить определять числовые...