Конспект урока тема: Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Бодагова Дарья Геннадьевна

Конспект урока 9 класс "Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_1.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 9  а классе (по УМК С. А. Зинина и др.)

Тема: Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Цель:  создание условий для знакомства с особенностями вольнолюбивой лирики А.С.Пушкина. 

Задачи:1. Познакомиться со свободолюбивой лирикой Пушкина, узнать об истории написания стихотворений этой тематики, выяснить, в чем особенности свободолюбивой лирики А.С.Пушкина и что вдохновило его на написание этих стихов, почему А.С. Пушкина привлекала тема свободы.

2. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе решения образовательных задач.

3. Формировать средствами урока адекватное  отношение к моральным ценностям, развитие интереса к творчеству Пушкина, литературе, патриотизм.

Планируемые результаты в ходе урока:

Предметные:

Знание фактов биографии А. С. Пушкина и определение их соотношения со свободолюбивой лирикой Пушкина.Знание истории написания стихотворений этой тематики. Знание особенностей свободолюбивой лирики А.С.Пушкина. Владение теоретико-литературными терминами и понятиями. Совершенствование  навыков анализа лирического текста.

Личностные: Формирование средствами урока нравственно – эстетических представлений учащихся, адекватное  отношение к моральным ценностям.
Метапредметные:
 познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

регулятивные УУД:  целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска

Наглядно-демонстрационные материалы: презентация

п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организационный момент.

Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности

Приветствует учащихся.

Проверка готовности к уроку. Настраивает на урок.

- Друзья мои! Я очень рада

 Войти в приветливый ваш класс.

 И для меня уже награда

 Вниманье ваших умных глаз.

 Я знаю: каждый в классе гений,

 Но без труда талант не впрок.

 Скрестите шпаги ваших мнений -

 Мы вместе сочиним урок!

  - Давайте улыбнёмся друг другу и новым открытиям и начнём наш урок.

Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку.

2.

Актуализация опорных знаний.

Цель: актуализировать  мыслительные операции

Нацеливает учащихся на  изучение темы

-С творчеством какого писателя мы с вами начали знакомство?

-Составьте в тетради кластер «А.С.Пушкин»

 Проверка д.з. – чтение наизусть стихотворений о природе

Александр Сергеевич Пушкин

Составляют кластер, отражающий жизнь и творчество писателя

чтение наизусть 3-4 учащихся

3.

Определение темы урока.

Цель: согласование темы и цели урока

Организовывает вывод темы  и целеполагание.

Поклон тебе, поэт! А было время, гнали

Тебя за речи смелые твои,

За песни, полные тревоги и печали,

За проповедь свободы и любви.

Прошли года. Спокойным, ясным взором

История, взглянув в былые времена,

Ниц пала пред тобой, покрыв навек позором

Гонителей суровых имена...

А ты пред нами здесь один царишь над троном,

Тебе весь этот блеск восторженных очей,

Один ты окружен бессмертным ореолом

Неугасающих лучей!

В. Гиляровский

- Как вы понимаете первое четверостишие произведения?

С какими темами лирики А.С.Пушкина мы с вами познакомились ранее?

О какой теме лирики  Пушкина говорит поэт?

Обобщает предположения учащихся.

Попробуйте сформулировать тему урока. Запишите (слайд ).

Давайте сформулируем цель урока.

Слушают стихотворение

Лирика любви и дружбы, природы

О вольнолюбивой лирике Пушкина

Записывают тему  в тетрадь.

Формулируют цель урока

4.

«Открытие» нового знания.

Цель: узнавание нового материала

Организует деятельность учащихся по изучению нового материала.

  1. Слово учителя.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы, условие творчества. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

- Как вы понимаете, что такое свобода?

- Подберите синонимы  слову «свобода».

- Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» — ключевые слова пушкинского «словаря».

Организует работу над материалом учебника стр 27-31

В петербургский период творчества свобода открылась Пушкину прежде всего как абсолютная, общечеловеческая ценность. Свобода — вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней поэт нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенства

Организует работу групп над анализом стихотворений

1 группа – ода «Вольность»

2 группа – «Анчар»

3 группа – «К морю»

4 группа  - «К Чаадаеву»

5 группа – «Во глубине сибирских руд»

Обобщение.

Ведущей темой лирики Пушкина можно назвать тему свободы. Именно свобода — социальный, политический и нравственный идеал его поэзии. Мотив политической свободы звучит в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Во глубине сибирских руд...» (1827) и др. Осуждение тирании, служение общественным идеалам — главные идеи этих стихотворений, близкие идеалам декабристов. Мотив личной свободы выражен в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Романтический призыв бегства из неволи-темницы усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.В стихотворении «Анчар» (1828) дается философское осмысление рабства как противопоставления свободе личности. Поэт убежден, что угнетение человека человеком недопустимо, потому что противоестественно и порождает зло. Здесь надо обратить внимание на двойственное отношение автора к рабу. С одной стороны, он ему сочувствует, но с другой — негодует против его «послушливости», которая губит человека и способствует распространению зла. Мотив свободы творчества проявляется в стихотворении «Поэту» (1830), «Из Пивдемонти» (1836). И наконец, свобода как всеобъемлющее понятие, духовный идеал личности, ищущей совершенства, — этот мотив найдем в стихотворении «Пора, мой друг, пора...» (1836

Высказывают свои мнения.

Знакомятся с материалом,  представленном в учебнике. Тезисы записывают в тетрадь

Работают в группе по анализу стихотворений

Каждая группа получает стихотворение, вопросы для анализа, дополнительную литературу, возможность использования Интернет – источников.

Группа готовит анализ стихотворения и выступление по алгоритму

5

Задавание домашнего задания

Цель: Определение деятельности

Чтение стихотворения наизусть (по выбору учащегося)

Записывают д. з.

6

Рефлексия

Подведение уроков

Цель: организация самооценки учениками учебной деятельности

-Особенности какой темы лирики А.С.Пушкина мы сегодня рассмотрели?

Удалось ли достичь поставленной цели?

Высказывают свое мнение

Самоанализ урока литературы

Дата проведения урока:

Учитель: Бодагова Д.Г

Класс: 9 а

УМК под ред. Г. С. Меркина.

Тема: Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.         В классе 18 учащихся.  На данном уроке присутствовало 18.  8 учащихся имеют достаточно высокий уровень усвоения знаний и положительную мотивацию к учению,  активно работают на уроках, регулярно готовят домашнее задание, могут развернуто ответить на поставленные вопросы. 6 учащихся имеют  хорошею познавательную активность, развитое стремление к пополнению знаний, могут ответить на поставленные вопросы, готовятся к урокам. Остальная часть  класса  ( 4 человека)  имеет низкую мотивацию к учению, низкий познавательный интерес. К урокам готовятся не регулярно, на уроке отвлекаются от выполнения заданий.

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является 2 уроком раздела «Из литературы XX века». На предыдущем уроке ребята познакомились с некоторыми биографическими сведениями из жизни  И.А.БунинаЦель: создать условия для знакомства с произведением И.А.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги» и выявления приемов реализации темы природы.

Задачи: 1)  Организовать деятельность учащихся для  актуализации знаний о  биографических  сведениях  жизни и творчестве И.А.Бунина и выявления  художественной идеи и подтекста стихотворения;

2) формирование навыков выразительного чтения, лингвистического анализа текста, самостоятельной исследовательской работы с учебником и дополнительным материалом;

3)воспитание любви к родной природе, нравственно- эстетических представлений о красоте;

Планируемые результаты в ходе урока:

Предметные: Знание фактов биографии И.А.Бунина, анализ стихотворения, знать приемы реализации темы в тексте, формирование навыка осмысленного чтения и адекватного восприятия. Владение литературоведческими терминами.  

Личностные: Формирование средствами урока нравственно – эстетических представления учащихся, адекватное  отношение к моральным ценностям. Личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные:
 познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

регулятивные УУД:  целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Дидактические задачи урока сформулированы в соответствии с содержанием материала и местом урока по данной теме. Содержание учебного материала соответствует цели урока.

   Структура урока

1.Организационный момент. Психологический настрой.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Определение темы урока. Целеполагание.

4.«Открытие» нового знания.

5. Первичное знакомство с текстом

6. Анализ и чтение текста

7. Физминутка

8.Проверка понимания текста

6.Задавание домашнего задания

7.Рефлексия

8.Подведение итогов урока

Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных задач. Все этапы урока логично связаны

На уроке используются ИКТ – технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества.

        Формы работы: индивидуальная, групповая,  коллективная.

На уроке удалось реализовать все поставленные задачи. Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками.        

        На организационном этапе учащиеся были замотивированы  на работу, для определение темы был использован портрет писателя и просмотр видеоролика. Анализ стихотворения учащиеся выполняли по группам, учащиеся оказывали взаимопомощь друг другу.

        На этапе проверки понимания текста учащиеся работали в парах, осуществляли взаимоконтроль.

Высокая работоспособность обучающихся обеспечивалась многократной сменой деятельности. В классе сложилась благоприятная психологическая атмосфера,  все учащиеся были вовлечены в деятельность.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Тема любви в лирике А.С.Пушкина".

Урок с элементами интеграции (литература-музыка)....

Урок литературы в 10 классе Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина

Урок литературы в 10 классе Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина...

Конспект урока:ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА. «НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА»

ТЕМА: ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА.«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА» ЦЕЛЬ: создать условия для раскрытия красоты, благородства, искренности чувств поэта; содейств...

презентация к уроку "Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина"

презентация к уроку литературы "Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина"...

Презентация "Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина"

Презентация будет полезна на уроках литературы при изучении лирики А.С. Пушкина...

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина. Дополнительный материал к уроку.Анализ стихотворений....