Конспект для 10 класса к уроку Н.С. Лескова "Очарованный странник"
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Урок поможет подготовиться  к уроку по данной теме в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature_v_10_klasse.docx54.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время»

 (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)

Учитель: Седымова Е.В

Предмет, класс

Литература, 10 класс

УМК

Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX в.: 10 класс: В 2 ч.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2013 г.

Программа

Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.– 7-е изд. М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2012 год.

Тема урока

«Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время» (второй урок)

Урок по счёту

В КТП урок № 62, всего на изучение отведено 3 часа

Тип урока

Урок - обобщение и углубление знаний  

Технология

Личностно – ориентированного обучения, проблемного обучения. 

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, иллюстрация.

Методы, используемые на уроке

  • объяснительно-иллюстративный (анализ произведения; ответы на вопросы, работа с кластером,  материалом презентации)
  • частично - поисковый (самостоятельная работа; ответы на вопросы теста)

Цель урока

Раскрыть смысл названия повести и понятия «праведник»; выявить суть души русского человека в понимании Н. С. Лескова, показать роль образа Ивана Флягина в раскрытии идеи произведения.

Задачи урока:

1)  Проанализировать произведение Н.С.Лескова «Очарованный странник».    

2) Формировать умение работать с текстом изучаемого произведения, самостоятельно находить необходимый материал, систематизировать его, обобщать и делать выводы;

3) Развивать познавательную активность учащихся и умение выражать свои мысли и чувства правильным литературным языком; повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности через использование ИКТ.

4) Воспитывать чувство гордости за русскую землю, народ.

Характеристика учебной группы 10-7 класса

    В 10-7 классе всего 15 обучающихся. Трое из них обладают учебными возможностями выше среднего. Они работают на занятиях активно и плодотворно, могут давать полные, содержательные ответы на поставленный вопрос, умеют определять проблему текста и организовывать свою деятельность самостоятельно. Достаточно часто эти обучающиеся получают за работу на уроке оценку «4».

     Остальные обучающиеся обладают средними способностями. Эти учащиеся могут отвечать на вопросы, но не всегда их ответы полные и основательные. Затруднения вызывают те вопросы, которые требуют логического мышления, знания материала повышенного уровня.

     В целом же, состояние учебной деятельности удовлетворительное. Уровень учебных знаний и навыков учащихся можно охарактеризовать как средний.

     Домашние задания в КОУ «Средняя школа № 4 (очно-заочная)»  не предусмотрены в связи с режимными требованиями исправительного учреждения. Именно поэтому обучающимся в процессе урока необходимо давать как можно больше сведений и отрабатывать их усвоение.

      Урок литературы в 10 классе

     Предварительная подготовка: одному ученику дается задание подготовить сообщение по теме: «Тема праведничества в русской литературе». К уроку необходимо приготовить словари С.И. Ожегова и В.И.Даля.

     На изучение повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» в 10 классе по программе В.И. Сахарова, С.А. Зинина отводится 3 часа. Данный урок является вторым в теме. На предыдущем уроке обучающиеся познакомились с творчеством Н.С. Лескова, анализировали отдельные эпизоды и композицию повести. На уроке используется технология проблемного обучения. Работа организуется в группах смешанного состава. Одним из приемов работы на уроке является составление кластера «Очарованность Ивана Флягина». Учителю необходимо подвести учащихся к постижению русского национального характера через образ данного героя. Составление кластера помогает школьникам обратить внимание на подтекст данной повести, увидеть в разрозненных эпизодах общее – любовь Ивана Флягина к своей Отчизне и черты праведника в человеке, прошедшем нелегкий жизненный путь.

Структурные элементы урока, цели

        Деятельность учителя

            Деятельность учащихся

Приложение№1 ( слайдов)

Организационный этап

Приветствие

Знакомство с оборудованием и материалами к уроку. Учитель обеспечивает положительную обстановку на уроке: психологический настрой, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности, выражает надежду на то, что все они активно включатся в учебную деятельность.

Готовятся к занятию.

Актуализация знаний

Вступительное слово:

Вы имеете право определить свое отношение к тому, что будет сейчас происходить. Вы можете делать вид, что присутствуете  на уроке, а можете принять, чего бы мне очень хотелось, участие в его организации. Итак, следуя нашей давней традиции, я приглашаю вас к диалогу:

- диалогу со мной;

- диалогу с самим собой;        

- диалогу друг с другом;

- диалогу с Лесковым и его «очарованным» героем Иваном Флягиным,  о котором мы будем говорить сегодня на уроке.

Слушают слово учителя.

Создание проблемной ситуации

 Учитель:

- А сейчас ответьте мне на вопрос, который, на первый взгляд, не относится к теме.

- Трудно ли быть человеком? Были ли у вас в жизни минуты, когда хотелось быть кем-нибудь, но только не человеком?

-А вот мнение одного поэта на этот счет:

Человек не хочет быть цветком,

Даже если б светлая пчела

Из него умелым хоботком

Сладость для грядущего брала.

Паучок волшебно тянет нить,

Слышит волк все шорохи во мгле-

Человек никем не хочет быть,

Только человеком на земле.

Спрашивал цветы и пауков,

Спрашивал зверей, какие есть:

Кто из вас, живущие, готов

В человечью шкуру нашу влезть.

Все качали головой подряд:

Дескать, лучше в поле иль дупле.

Ведь чертовски трудно, говорят,

Зваться человеком на земле.

Учитель:

- О чем это стихотворение? Назовите главные строки, где заключен основной смысл сказанного.

- В чем трудность человеческого бытия?

- Трудно ли быть русским человеком?

Учитель:

- Откройте тетради и запишите тему нашего урока «Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время»

Учитель:

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывания святого И. Сирианина «Сердце – корень, а если корень свят, то и ветви святы» и Д.И Фонвизина «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете данные высказывания. Что их объединяет?

- Мы с вами на сегодняшнем уроке продолжим изучение произведения Н.С.Лескова. Прочитав стихотворение - посвящение  и эпиграфы к нашему уроку, ПОПРОБУЙТЕ сформулировать ЦЕЛИ нашего урока:

-Да, действительно, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о человеке, русском народе, о смысле жизни, попытаемся почувствовать себя очарованными и ощутить боль за наш несчастный и гордость за наш великий народ...  В настоящее время с экранов телевизора, со страниц газет и журналов виднейшие учёные, политики, писатели ведут разговоры о гибели русской культуры, о вырождении русского народа. За вами – будущее нашей страны. Но без осознания Родины и своей национальности каждым человеком это будущее не может быть достойным нас. Нам нужно понять, какие мы, русские, в чем  наша сила и слабость, иначе не будет развития.

 Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас поработал и читателем,  и  философом, и экспертом. Поистине говорил великий русский писатель:

Умом Россию не понять….

…В Россию можно только верить…                                                        Ф.И.Тютчев

Ответы учащихся

Отвечают на вопросы, высказывая свое мне.

Записывают тему урока в тетрадь.

- О том, что русская душа самобытна, её нужно уметь видеть.

Формулируют цели урока (по сложившемуся алгоритму)

- Раскрыть смысл названия повести и понятия «праведник»;

- Выявить суть души русского человека в понимании Н. С. Лескова,

- Показать роль образа Ивана Флягина в раскрытии идеи произведения.

Слайды № 1-2

 

 

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд №5

Обращение к имеющимся знаниям обучающихся

 «Мозговой штурм» (блиц-опрос с последующей самопроверкой заданий) по творчеству Н.С.Лескова

Дано утверждение, вам необходимо ответить одним слово «да» или «нет».

Критерии оценки: за пять – шесть правильных ответов вы можете получить «3», за семь – восемь правильных ответов - «4», за 9 - 10 правильных ответов - «5».

Вопросы – утверждения:

1.Правда ли, что Н.С.Лесков родился в селе Горохово Орловского уезда? (слайд №1, на слайде изображен дом- музей автора)

2.Правда ли, что Н.С.Лесков учился в московской гимназии? (слайд №2, на слайде изображена гимназия, где учился писатель).

3. Правда ли, что Н.С.Лесков в Киеве в 1849 году работал в университете? (слайд №3, на слайде изображен кабинет писателя)

4. Правда ли, что Н.С.Лесков стал печатать свои произведения в  20 лет? (слайд №4) 

5.Правда ли, что Н.С.Лесков печатал свои первые  произведения под псевдонимом М.Стебницкий? (слайд №5)

6. Правда ли, что Н.С.Лесков работал с журналом «Южная пчела»? (слайд №6)

7.Правда ли, что Н.С.Лесков был автором произведения «Леди Макбет Мценского уезда»? (слайд №7)

8.Правда ли, что Н.С.Лесков написал повесть «Очарованный странник»? (слайд №8)

9. Правда ли, что  Н.С.Лесков был автором рассказа «Левша»? (слайд №9)

10. Правда ли, что Н.С Лесков умер в Санкт-Петербурге в 1895 году? (слайд №10) 

Ответы на вопросы: «да» или «нет» в порядке их поступления. (Работа ведётся в рабочих листах)

Самопроверка ответов по творчеству Н.С.Лескова

Выставление результатов и оценок в оценочный лист. Каждый правильный ответ – балл.

    Оценка      Баллы

   «2»      -     менее 5 баллов

   «3»      -    5-6 баллов

   «4»      -    7-8 баллов

   «5»      -    9-10 баллов

Слайды

 № 6-16

Слайды №17-18

Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы

1. Проблемный вопрос.

Учитель:

-Давайте, поразмышляем над названием «Очарованный странник», проанализируем лексическое значение слов «очарованный» и «странник». Как вы их понимаете?  (Анализ словарных статей С.И.Ожегова и В.И.Даля)

- Почему автор называет Ивана  Северьяныча Флягина странником?

2. Работа с  экранизацией произведения Н.С.Лескова «Очарованный странник» (1990 год)

Учитель:

- Посмотрите данный отрывок и ответьте на вопрос «Зачем Иван Флягин заявил себя  на «перепор»?

- Как этот поступок характеризует главного героя?

 3. Обращение к имеющимся знаниям обучающихся и расширение знаний. Составление кластера «Очарованности  Ивана Флягина».

Учитель:

- Сейчас мы с вами будем составлять кластер, который поможет вам разобраться в характере главного героя. Так чем же очаровывается Иван Флягин, артист и художник в душе?

(а) природой (зачитываются необходимые для аргументации фрагменты текста)

б) живностью (история с голубями, анализ эпизода, речевая характеристика героя)

в) привязанностью к маленькой девочке (анализ эпизода, речевая характеристика героя)    

 

г) чужими нравами и обычаями 

(д) музыкой (эпизод с гармонью) и песней

е) лошадьми, их красотой и совершенством (работа с текстом)

ж) женщиной и любовью (эпизоды, связанные с Грушенькой),

з) тишиной приобщения к Богу.

Кластер «Очарованность  Ивана Флягина»

(составленный кластер)

Учитель.

- Вот этим всем очарован главный герой повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Это все характеризует его душу.

4. Выявление личностного отношения к изучаемому материалу. Работа с характеристикой героя.

Учитель:

- Какие черты русского национального характера подчёркивает Лесков в образе своего героя? Какие основные черты характера Ивана Флягина вы можете назвать? Запишите их в тетрадь, а мы с вами обсудим.

5. Работа с текстом произведения (самостоятельно). Взаимопроверка.

Учитель:

- Вставьте  в текст следующие пропущенные слова

Это был новый пассажир, который ни для кого из нас не заметно присел с Коневца. Од до сих пор молчал, и на него никто_____никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно____его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был ___ постриженный монах* - этого отгадать было невозможно, потому что____с ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются_____.Этому новому нашему_____, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ______ходить, а сидеть бы ему на "чубаром" да ездить в лаптищах по лесу и _____нюхать, как "смолой и земляникой пахнет темный бор".

1) не обращал  5) отливала

2) ряске         6) монахи

3) лениво         7) сопутнику

4) или              8) колпачками

 

Уже в названии зашифрован определенный смысл. Считается, что странничество – важный элемент русского национального самосознания.

Странник   - это не турист, не искатель происшествий на новых местах. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни. Н. Бердяев считал, что странничество, являясь важным элементом русского национального самосознания, традиционно, и за ним стоит поиск смысла жизни - не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности - ничто в сравнении с высокой идеей Бытия в Боге. Итак, странничество не только физическое перемещение в пространстве, сколько духовное - в постижении высшего смысла жизни.

Смотрят видеофрагмент фильма.

Высказывают свое мнение, записывают в тетради.

А Флягину это дано в высшей мере. Ивана Северьяновича, артиста и художника в душе, прежде всего, покоряет природа. Когда он попадает к монахам, он восторгается дорогой, по краям которой выросли "саженые березы", "и от тех берез такая зелень и дух, а вдаль полевой вид обширный... Словом сказать — столь хорошо, что вот так бы при всем этом и вскрикнул..." Это детское воспоминание он пронес до своих поздних лет. А вот как он рассказывает о курской ночи: "По небу звезды как лампады навешаны, а понизу темнота такая густая, что словно в ней кто-то тебя шарит и трогает". Даже в плену он может залюбоваться степью: "Ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется".            

Восхищается Флягин и всякой живностью, встречаемой им. Таково его увлечение голубями. Какие нежные слова находит он для них: "Голубь был глинистого пера, а голубочка беленькая, и такая красноногенькая, прехорошенькая!"

Иван Северьянович волею судьбы оказывается нянькой ребенка, и нет границ его привязанности к маленькой девочке. Это слабое существо Флягин защищает сколько может, пока не приходит время отдать его матери. Странник способен оценить по достоинству чужие нравы и обычаи, совершенно не разделяя при этом взглядов "инородцев". "Я все эти любопытные примеры на ум взял", — говорит Голован.

схватка татар под названием "перепор" показалась ему редким чудом

А как он умеет слушать песню, "томную-претомную, сердечнейшую", которая "так за душу и щиплет, так и берет в полон".

И все же самым большим очарованием лесковского странника долго оставались лошади. Он восторгается сильным характером лошади, ее "веселой фантазией", ее тяготением к степной воле, ее грустью, но более всего — ее красотой и совершенством. "Я в лошади красоту понимаю", — признается лесковский герой.

Когда Иван встречает цыганку Грушеньку, он переживает очарование женщиной и любовью. Он говорит: "Вот она, где настоящая-то красота, что природы совершенством называется".

Все очарование объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони - все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины - родной народ. И все это - достойно очарования. Вот отчего Флягину-Головану, богатырю и очарованному страннику, за них " очень помереть хочется ".

Характерные черты:

Бездумность

Бесстрашие

Смелость

Наивность, простодушие

Слепой азарт

Смекалка

Доброта

Любовь

Вставляют пропущенные слова. Взаимопроверка  (учитель объявляет правильный вариант, а ученики проверяют вариант). Выставление баллов в оценочный лист.

Самопроверка ответов по тексту Н.С.Лескова

Выставление результатов и оценок в оценочный лист. Каждый правильный ответ – балл.

    Оценка      Баллы

   «2»      -     менее 4 баллов

   «3»      -    4-5 баллов

   «4»      -    6-7 баллов

   «5»      -    8 баллов

Слайды

№ 19-20

Слайд № 21

Слайд № 22

Слайд № 23

Поиск ответов на поставленные проблемные вопросы

Сообщение заранее подготовленного учащегося по теме:  «Тема праведничества в русской литературе».

Задание учащимся: прослушайте сообщение, ответьте на проблемные вопросы:

-Кого и почему называют в русской литературе «праведником»?

-В каких произведениях русских писателей встречаются образы персонажей, воплощающих идею «праведничества»?

- Каковы общие черты всех праведников?

Тезисы сообщения:

Так кто же такой праведник?

Праведник-это человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-либо религии; добрый человек, любящий людей больше самого себя.

(Толковый словарь Ф.Ф.Ушакова)

Тема праведничества не является для нас новой, об этом речь шла в произведениях у Чехова, Лескова, Платонова, Солженицына.

Очень широко эта тема раскрыта в творчестве Н.С. Лескова.  Например, в его произведениях «Маланья-голова баранья», «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», «Христос в гостях у мужика» Н.С. Лескова, «Дурачок», «Пугало», «Очарованный странник».

Иван Северьяныч – главный герой повести «Очарованный странник», воплощение русского национального характера. Он за свою жизнь совершил немало поступков как хороших, так и плохих. Он забивает до смерти монаха, отрубает хозяйской кошке хвост, а в борьбе за кобылу забивает татарского князя и по желанию Груши, скидывает ее с обрыва. Он идет навстречу своей, уже предопределенной судьбе, и все жизненные испытания, как и их исход, тоже предопределены не столько роком, сколько складом характера главного героя: в большинстве случаев он просто не может поступить иначе. Читая произведение Лескова, мы можем задаться вопросом: Флягин - грешник или праведник? Очарованный странник был сам заложником несчастий, и все его благородные поступки были совершены неосознанно, решения которых связаны с порывом чистой души. Именно после гибели любимой Грушеньки, он сильно раскаивается в своих грехах и называет себя «большим грешником». И только в монастыре уже вспоминает о своих грехах со спокойной душой. Хоть Иван Северьяныч и совершил много нехороших поступков, но все же раскаялся за них и молился за каждого. Этого героя можно назвать праведником, потому что на его примере Лесков воспевает красоту души простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям.

Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор"

  • Матрена-сильная русская женщина, с несчастной судьбой. Много горести и печали было в ее жизни, но она смогла выстоять и осталась доброй и бескорыстной женщиной. Все ее дети умирали, не прожив и трех месяцев. Вся деревня твердила, что Матрена «порченая», потому что вышла замуж за брата своего жениха.
  • Всю свою жизнь она прожила не для себя, а для других. Она работала не покладая рук: жала сено, пахала, трудилась на колхоз, на соседей, выполняла «мужицкую» работу, но никогда при этом не просила денег. О таких женщинах, как Матрена, писал Некрасов: «Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет!»
  • Она помогала всем без отказа, а у самой в доме было все вверх дном. Люди считали ее глупой, не понимающей ничего в жизни, женщиной. Ее не уважали, не подражали ее доброте и отзывчивости. Именно в этом, по мнению А.И. Солженицына, заключалась беда русского народа.
  • Без таких женщин-праведников, как Матрена, «не стоит ни село, ни город. Ни вся Земля наша»
  • Именно такие как она, составляют гордость русского народа.

- Каковы общие черты всех праведников?

Слушают и отвечают на поставленные вопросы.

 

  • Деятельное и самоотверженное добро — главная идея праведника
  • Праведники никогда не смешивают любовь к Отечеству с выполнением распоряжением начальства. Норма поведения для них - независимое, достойное служение своему народу, а не царю.
  • Полное отсутствие эгоизма, заботятся о спасении других и находят радость в утешении и помощи близким. Добры и скромны.
  • Сила духа и твердость помогают им предотвратить конфликты между людьми
  • Ум в ладу с сердцем. Не требуют внимания к себе, не стремятся, чтобы их благородство было замечено, не ожидают наград за совершенное ими добро.

Слайд № 24

  Этап

закрепления полученной информации через самовыражение и самооценку.

1.Самостоятельная работа  – на партах

 (с последующей самопроверкой). Тест. 

1. С каким былинным богатырем сравнивает автор Флягина?

а) Алеша Попович, б) Добрыня Никитич,

в) Илья Муромец, г) Никита Кожемяка.

2. Как звали в детстве Ивана Северьяныча Флягина?

а) Измаил, б) Монах, в) Голован, г) Казачок,
д) Иван.
 

3. Почему Флягин бежал в степь?

а) в поисках приключений,
б) по предложению англичан,
в) вслед за возлюбленной,

г) из–за убийства татарина,
д) был взят в плен.

4. Как удерживали главного героя в степи?

а) богатыми подарками, б) отдали Флягину

в жены самую красивую девушку,

в) держали в колодках в яме,

г) «подщетинили» пятки.

5. Сколько времени провел Иван Флягин в плену?

а) один год, б) три месяца, в) пять лет,
г) три года, д) десять лет.

Работа над вопросами теста. Учащиеся отмечают в   листе с тестом (распечатаны, находятся на партах) правильные ответы.  

Проверка выполненного теста и выставление оценок в оценочный лист.

Критерии оценки:

«5» -5 правильных ответов;

«4» - 4 правильных ответа;

«3» - 3 правильных ответа;

«2» - один-два правильных ответов.

Ответы:

               1 – в; 2 – в; 3 – г; 4 – г; 5 - д

Слайд № 25-30

Слайд № 31

(проверка ответов на вопросы)

Целостное осмысление полученной информации.  Обобщение материала и выводы.

Целостное осмысление полученной информации: обобщение, выводы по теме ««Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время»

Слово учителя:  

- На сегодняшнем уроке мы, через образ Ивана Флягина попытались разобраться в особенностях русского национального характера. В чем эта особенность?

Ответьте на вопрос:

Как вы думаете, как-то связаны проблемы сегодняшнего русского человека с теми вопросами, которые мы сегодня обсуждали?

Учитель:

- Вы молодцы, сумели точно определить главное в поученной информации и сделать выводы.

 

Русский человек со всем справится. Через образ русского крепостного человека показал Н С.Лесков нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность всегда прийти на помощь слабому, любовь к своему народу, Родине, природе. Это основные черты русского национального характера.

В современном мире нужны люди, которые будут помогать своей стране во всем, а чтобы они приносили пользу государству, нужно иметь в каждом из нас тот самобытный русский характер, который заложили в нас предки.

Учащиеся осмысливают полученную на уроке информацию,    формулируют её обобщение, записывают краткие выводы в тетради.

 

Слайд №23

  Рефлексия.  Выслушивание   различных точек зрения.

Контроль.

 

  • Я сейчас предлагаю вам написать эссе (3-4 минуты): «Нужны ли сегодняшней России праведники?». Заслушать несколько.  
  • О чём мы с вами говорили сегодня на уроке?

  • Актуальны ли эти проблемы для нашего времени?

  • Достигли ли мы поставленных целей?  

Итак:

На сегодняшнем уроке состоялся серьёзный разговор. Очень хотелось бы, чтобы он не прошёл бесследно. Также мне хочется, чтобы вы постоянно помнили слова Исаака Сирианина: «Сердце – корень, а если корень свят, то и ветви святы». Ведь вы уже во взрослой жизни. Вы сейчас «оступились», а когда вы освободитесь, то вам как раз предстоит наращивать «эти ветви»

Не забывайте о тех крыльях, которые есть в вас, в нас, во всём нашем народе. Не нужно забывать о национальном достоинстве, о своих корнях, о своей истории, о своей культуре. Как говорил герой нашего  сегодняшнего урока Н.Лесков: «Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Чудная вещь старая сказка! Горе тому, у кого её не будет под старость».

Учитель комментирует устные ответы учащихся;

предлагает подвести итог и выставить в оценочных листах отметку за урок.

Учитель:

- Благодарю вас за активное участие в уроке, если у вас есть неверные ответы, не переживайте. На следующем уроке мы вернёмся к работе над этими заданиями.

 Пишут в тетради.

- Мы говорили о русском характере Ивана Флягина, который изобразил в своем произведении Н.С.Лесков.

-Да, актуальна. В настоящее время с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов виднейшие ученые, политики, писатели ведут разговоры о гибели русской культуры, о вырождении русского народа. За вами – будущее нашей страны. Но без осознания Родины, осознания принадлежности к своему народу это будущее не может быть достойным нас. Нам нужно понять, какие мы, русские, в чем наша сила и слабость, иначе не будет развития.

-Да, достигли, мы вспомнили основные события жизни и творчества Н.С.Лескова, проанализировали  черты русского характера.

Обмениваются мнением о полученной в процессе работы информации, высказывают собственную позицию относительно итогового утверждения, представленного учителем.

Соотносят полученную информацию с имеющимися знаниями. Выставляют оценки за урок в оценочные листы, сдают их учителю.

 

Слайд № 32

Слайд № 33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме:" Наглядное представление статистической информации"

В ходе урока учащиеся повторят построение круговых и столбчатых диаграмм, а также построение кусочно-линейной функции. Знакомятся спонятиями "гистограмма", "диаграмма рассеивания"  и "полиго...

Конспект открытого интегрированного урока по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.

Интегрированный урок по биологии и химии в 8 классе "Элементы жизни" проведен в месячник естественно - математического цикла. Данный урок содержит обширный материал о жизненно важных химических элемен...

Конспект и презентация урока геометрии в 7 классе по теме "Треугольник. Признаки равенства треугольников"

Урок обобщения и систематизации знаий по теме"Признаки равенства треугольников" Цели урока:  Образовательные:  - закрепить, обобщить и систематизировать материал по теме «Треугольн...

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

Мультимедийная разработка цикла уроков "Световые явления"(презентация,план-конспект, карта заданий уроков)

Источники света. Распространение света.Отражение света. Законы отражения света.Плоское зеркало.Преломление света.Планкарты заданий к темам....

Конспекты для проведения уроков физической культуры (8 конспектов)

Конспекты уроков (баскетбол, лыжная подготовка, легкая атлетика, гимнастика)....