Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
план-конспект урока по литературе (9 класс)

АКАЕВА ТАМАРА ВАХАЕВНА

Классицизм, писатели классицисты, сентиментализм, основные черты сентиментализма, повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярчайший пример сентиментального направления, возникшего в литературе конца XVIII века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_karamzinu._bednaya_liza.docx47.54 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литература.

Класс: 9

Тема урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

Тип урока: изучение нового материала (1 урок)

Подготовила: Акаева Т.В.

Педагогические цели урока:

-знакомство с новым направлением в литературе 18 века на примере произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;

-содействовать формированию устойчивых знаний теории литературы;

-содействовать формированию навыков осмысленного чтения и анализа произведений нового для учащихся направления.

Планируемые результаты:

Личностные:

-выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать;

-формирование осознанного, уважительного отношения к мнению другого человека, способности к определению своей позиции в отношении различных литературных произведений;

-умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Предметные:

-способность применять понятийный аппарат и приемы литературного анализа для определения особенностей  развитии литературного процесса;

-умение анализировать художественное творчество писателя в контексте развития литературного направления;

-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления личности героев и их поступков в контексте человеческого развития

Метапредметные:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять результаты своей деятельности;

-владение умением работать с учебной информацией различного типа (анализировать и обобщать факты, формулировать тезисы, обосновывать выводы);

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями

Основное содержание темы урока:

Классицизм, писатели классицисты, сентиментализм, основные черты сентиментализма, повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярчайший пример сентиментального направления, возникшего в литературе конца XVIII века.

Межпредметные и внутрикурсовые связи:

«География», «Обществознание», «Изобразительное искусство».

Образовательные ресурсы и оборудование:

-Н.М.Карамзин. Избранные сочинения. Т.1. – М. – Л.: «Художественная литература», 1964.

-Е.И.Осетров Три жизни Н.М.Карамзина. – М., 1985.

-И.И.Аркин Уроки литературы в 9 классе: Практ. методика: Кн. для учителя. - .М.: «Просвещение», 1998.

-А.Н.Архангельский. Беседы о русской литературе. Конец 18века – первая половина 19 века. – М.,1990.

-Н.А.Миронова Литература: 9-й класс.: метод. пособие для учителя по литературе: к учебнику хрестоматии «

-мультимедийное оборудование

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

характеристика

основных видов деятельности

формируемые УУД

Организационное начало

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя. Организация рабочего места.

Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Актуализация знаний

Организация фронтальной беседы.

- Мы с Вами изучили литературное направление классицизм, являющееся основным в литературе XVIII века. Назовите основные признаки классицизма как литературного направления.

- Назовите писателей классицистов XVIII века.

Основные признаки классицизма:

-воспитание человека в духе верности государству, культ разума

-гражданская и общественная тематика

-строгое деление на положительных и отрицательных.

-роль пейзажа вспомогательная

-основные жанры трагедия, ода, эпопея, басня, комедия, сатира….(называют)

К классицизму относились произведения М.Ю.Ломоносов, Г.Р.Державина. (рассказывают о героях и тематике их произведений)

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников; определяют качество и уровень усвоенного материала

Введение в проблему урока; постановка учебной задачи

- Мы еще раз вспомнили с вами основные особенности классицизма, поговорили о стихотворениях М.В. Ломоносова, Державина. Вы верно отметили, что в своих произведениях они прославляли деяния монархов, закон, высшую справедливость, а ведущим жанром в их творчестве назвали оду.

А сейчас я познакомлю Вас со стихотворением Н.М. Карамзина «К соловью».

Внимательно послушайте и ответьте на вопрос: Это пример произведения классицизма или нет? Обоснуйте свой ответ.

Пой во мраке тихой рощи,

Нежный, кроткий соловей!

Пой при свете лунной нощи!

Глас твой мил душе моей.

Но почто ж рекой катятся

Слезы из моих очей?!(читаю)

Что же нового Вы увидели в тематике этого стихотворения? Можно ли его отнести к классицизму?

Все верно. Это стихотворение действительно было не  традиционно для классицизма XVIII века. Все современники и литературные потомки видели в Карамзине первооткрывателя и реформатора, совершившего переворот в русской литературе.

Как вы считаете, что предстоит нам сегодня выяснить на уроке?        

Постановка проблемы урока.

Карамзин пришел в русскую жизнь одновременно с проникновением первых сентименталистских веяний в русскую литературу. Действительно, творчество Н.М.Карамзина неразрывно связано с понятием нового для вас направления – русским сентиментализмом.

 Тема нашего урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

Почему же именно эти слова стали темой урока?

Верно. Слова Е. Осетрова очень точно отражают глубинный смысл повести писателя: «Бедная Лиза» - …образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе».

Главное на что обращает внимание автор - чувства лирического героя. Перед нами романтическая картина: ночь. луна, поющий соловей.

Это никак не отвечает канонам классицизма.(размышление о принадлежности в литературному направлению)

Нам необходимо выяснить «Почему творчество Н.М.  Карамзина не вписывалось в классицистическую традицию? »

Отвечают на вопрос: писатель обращался к человеку живому, чувствующему, как в прочитанном стихотворении, так и в повести «Бедная Лиза»(на дом было задано чтение повести)

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждения

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников

Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и осознания того, что еще неизвестно

Познавательные:

строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Физкультминутка

Организация физкультминутки.

- Нам предстоит сейчас напряженная и серьезная интеллектуальная работа, давайте поможем нашему организму справиться с ней.

Все ребята дружно ВСТАЛИ

И на месте ЗАГАШАЛИ

На носочках  ПОТЯНУЛИСЬ

И вперед слегка НАГНУЛИСЬ

Как пружинки мы ПРИСЕЛИ

И тихонько разом СЕЛИ.

Выполнение упражнений в соответствии с текстом стиха.

Регулятивные: быстро переключаются от умствен-ной деятельности к физической и обратно

Усвоение новых знаний и способов действий

Организация исследовательской работы в процессе изучения нового учебного материала

- Напоминаю проблему нашего урока «Почему произведение Н.М.Карамзина не вписывалось в традиционные каноны классицизма, а было ярким представителем нового сентиментального направления в литературе XVIII века?».

Чтобы ответить на волнующий нас вопрос, мы должны рассмотреть само понятие «сентиментализм» 

Название «сентиментализм» (от англ. sentimental - чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. Сентиментализм - литературное направление, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Сентименталисты по-новому оценивали человека: способен ли он на большие, искренние и глубокие переживания.

Особенности сентиментализма как литературного направления:

-природа - средство психологической характеристики героев

-отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

-основная тематика любовная

-стремление представить человеческую личность в движении души

-основные жанры: элегия, психологическая драма, роман, повесть, дневник, путешествие

Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II. Автор одного из них - художник-классицист, автор другого - сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения (показ слайдов).

Повесть Карамзина «Бедная Лиза», написанная в 1792 году, стала самым ярким произведением русского сентиментализма. Она отразила в себе все черты нового литературного направления, стала потрясением для читателей XVIII века, привыкших к высокому слогу, строгости формы и однозначности в понимании поступков героев.

Это произведение принесло автору известность и популярность. За короткое время она переиздавалась 6 раз. Показателем того литературного потрясения, каким явилась его повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русскую литературу на рубеже XVIII - XIXвв. Одна за другой появляются повести, варьирующие карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова и др.

 Почему же повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика? В чем смелость, новизна позиции автора? - на все эти вопросы мы постараемся ответить, проанализировав текст произведения, но уже на следующем уроке.

А сейчас проверим, насколько вы внимательно читали текст. На листочках - СР на знание текста.

Запись теоретического материала.

Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а произведение В. Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете.

Запись информации о произведении в читательский дневник.

Вопросы С.Р.:

1.Город, в котором происходят описываемые события? (Москва)

2.Главные герои повести. (Лиза, Эраст, мать Лизы)

3.Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? (ландыши, 5 копеек)

4.Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери? (молоко)

5.О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город? (о продаже ее работ Эрасту)

6.Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы? (сватовство сына богатого крестьянина из соседней деревни)

7.Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?(5)

8.Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого  отсутствия? (он идет на войну, отправляется в поход)

9.Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день? (Лиза встретила Эраста)

10.Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»? (поправить свое материальное положение)

11.Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст? (отправила их матери вместе с известием о своей смерти)

12.Как сложилась жизнь Эраста? (он до конца дней своих был несчастлив)

Регулятивные: понимают важность подаваемых знаний, фиксирование их для дальнейшего изучения

Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации,  анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников

Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации,  анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и информативность своих записей

Регулятивные:воспринимают задание, выполняют его, следуя определенным задачам

Рефлексия

Фронтальная беседа, направленная на проверку качества усвоения изученного материала, выявления проблем усвоения и определения новой учебной задачи, предлагаемой для самостоятельного решений в процессе выполнения домашнего задания.

- Получили ли вы на уроке представление о сентиментализме как новом литературном направлении, зарождавшемся в конце XVIII века в русской литературе? Каковы основные черты сентиментализма?

- С вашей точки зрения успешна ли была наша работа? В чем успешна или нет и почему вы так считаете? С какими трудностями вы столкнулись?

Оценивание работы всего класса и отдельных учащихся в процессе решения учебной задачи.

- Какой вопрос необходимо еще рассмотреть в рамках изучения нашей темы?

Дают обобщенный ответ, полученный в результате исследования представленных на уроке материалов.

Анализируют способы и средства, используемые для решения учебной задачи (рассказ учителя, иллюстрации, презентации).

Анализируют качество проведенной учебной работы. С помощью учителя формулируют новую учебную задачу - «определение почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму? »

Познавательные: воспроизводят, анализируют, систематизируют и обобщают по памяти информацию, полученную в процессе работы; с помощью учителя формулируют новую учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и осознания того, что еще неизвестно

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют решение учебной задачи и принимают новую учебную задачу

Информация о домашнем задании

Постановка учебной задачи для самостоятельного решения.

Ответьте на вопрос, аргументируйте текстом повести:  - Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»?

Записывают домашнее задание в дневник, уточняют непонятное.

Регулятивные:воспринимают задание

Заключение

В.Г. Белинский выдающийся литературный критик говорит, что Карамзин создал русскую публику, которой до него не было, создал читателей - а так как без читателей литература немыслима, то смело можно сказать, что литература, в современном значении этого слова, началась у нас с эпохи Карамзина и началась именно благодаря его знаниям, энергии, тонкому вкусу и незаурядному таланту: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество... повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта», повести, в которых «как в зеркале, верно отражается жизнь сердца... как она существовала для людей того времени».

Вот в чём видел секрет литературного творчества Карамзин: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…»

Воспринимают слова учи-теля, осмысливают инфор-мацию

Личностный результат:осмысление социально-нравственного значения осуществившихся изменений в сознании русского человека на рубеже веков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина...

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя.

   В каждой девушке скрывается «бедная Лиза». Говорят, «от любви до ненависти – один шаг». Любовь и разочарование часто идут в «одну ногу», но не стоит допускать таких ситуаций, когда...

Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

В плане расписаны все этапы современного урока, отвечающего требоаниям ФГОС. В нетрадиционной форме представлен этап актуализации знаний, также урок включает работу с интерактивной доской....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "И крестьянки любить умеют!" (по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза")

Урок проведен в соответствии в требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления, с элементами метода "Шесть шляп мышления"...