Методическая разработка урока литературы "Разоблачение лицемерия и чинопочитания в рассказе "Толстый и тонкий"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Крюкова Людмила Владимировна

Данный урок является частью серии уроков, посвящённых изучению творчества А.П. Чехова в средних классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov_tolstyy_i_tonkiy_2022.docx42.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное   общеобразовательное  учреждение

«Хохольский лицей»

Хохольского муниципального района Воронежской области

Тема методической разработки:

«Разоблачение лицемерия и чинопочитания в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

6 класс

разработала:

 Крюкова Людмила Владимировна,

учитель русского языка

и литературы МБОУ «Хохольский лицей »

2021-2022 у. г.

Цель урока: показать ценность рассказов А.П. Чехова, актуальность поставленных проблем

Задачи урока: выяснить особенности стиля А. П. Чехова, раскрыть мастерство слова, детали, подтекста; научить видеть красоту и меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию, чинопочитанию; поработать над диалогом; инсценировать эпизод; воспитывать чувство собственного достоинства в детях.

Планируемые результаты.

Познавательные:

-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения);

-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации);

-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания);

Коммуникативные:

-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Личностные:

-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев

Технологии: технология развития критического мышления

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал

  1. Оргмомент.
  2. Мотивация - Кластер- Чехов

Ребята, когда вы слышите – АП Чехов. Какие ассоциации у ваз возникают?

(На слайде при помощи анимации по очереди открываются предметы)

- Перед вами появился 1 предмет. Какой? (сирень)

-Догадайтесь, какое отношение имеет сирень к А. П. Чехову.

 (Учитель: Сам Чехов все свободное время проводил в саду: он успел

посадить 60 вишен, 80 яблонь и 100 кустов сирени.

Сирень и сегодня – «визитная карточка» имения.

«Мне кажется, что я, если бы не литература, мог бы быть садовником»,- говорил Чехов.

-Смотрим на следующий предмет (медицинские инструменты). Из музея

(Учитель: Антон Павлович Чехов учился на медицинском факультете Московского университета. Всю жизнь проработал земским врачом).

-Марки. 

(Учитель: Чехов коллекционировал марки. Он собрал приличную коллекцию. Чехов покупал марки во всех городах, где бывал, и даже отклеивал марки с писем).

-(Саквояж). – музейный экспонат

(Учитель: Антон Павлович путешествовал по Западной Европе.  Чехов побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Монте-Карло и Париже. Во время путешествия по Европе Чехов совершил восхождение на Везувий).

-Деньги (Учитель: Всю жизнь Чехов много занимался благотворительностью«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные», - писал Чехов в рассказе «Крыжовник». Он занимался и сбором средств для нуждающихся, и строительством школ, и общественной деятельностью.

А вы слишите музыку, очаровтельную? Это Чайковский.

(Учитель: Сам Чехов не раз признавался, что «ужасно любит» музыку Чайковского. «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Чайковский, вот до какой степени я его уважаю», - писал он.  Чехов посвятил Чайковскому один из сборников рассказов
Почему Голубь с перьями кофейного цвета?

Он утверждал, что это помесь голубя с кошкой, которая живёт в соседнем дворе – и молодая, наивная писательница верила в это. Так какой же он, Чехов?

- Опишите его словесно. (составление словесного портрета)

Вот он , Чехов,как он воплощается в рассказах?

  1. Постановка проблемного  вопроса

 Скажите, пожалуйста, какие качества в людях вам не нравятся?

Ложь

Притворство

Неискреннесть

Жадность

Трусость

Предательство

Подхалимство

Зависть

Хамство

Демонстрация слайда  с масками – какую отрицательную черту характера иллюстрирует этот слайд?

- Лицемерие!

Интересен тот факт, что это слово,  появившись  в эпоху Древнего Рима, использовалось по отношению к театральным актерам, которые в буквальном смысле примеряли на себя маски (лица), чтобы изображать на сцене различных персонажей.

- Давайте обратимся к значению слова, к  истории его образования.

ЛицемерДревнерусское — лицемеръ. Слово появилось в русском языке путем преобразования общеславянских слов lice (лицо) и menъ (мена). Перевод этих слов — «человек, который меняет свое лицо». Современное значение слова не изменилось. Производные: лицемерить, лицемерный, лицемерно

- Как вы думаете, что такое лицемерие?

-Приведите синонимы- ложь, двуличность , притворство, лукавство, фальшь.

4. Работа по теме урока.

- Ребята, а какой рассказ вы прочитали дома?

-  Лицемерие имеет отношение к рассказу?

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Узнать что такое лицемерие, и как Чехов разоблачает это качество в рассказе). 

- Сегодня, размышляя над рассказом «Толстый и тонкий», мы постараемся не только дать оценку героям, но и понять удивительную выразительность чеховской детали, будем, как всегда, вдумчиво работать с текстом.

- На основе задачи урока мы ставим проблемный вопрос «Как А.П.Чехов разоблачает лицемерие в рассказе «Толстый и тонкий» при помощи некоторых деталей описания внешности, речи и поведения героев?»

- А.П.Чехов, мастер слова, умел в малую форму уместить большое содержание. Его рассказы полны доброты, ума, это россыпь юмора. Как же удавалось писателю это? Некоторые секреты Чеховского мастерства мы сегодня откроем, ведь недаром у нас урок открытий. А сосредоточим свое внимание на очередном «маленьком рассказе» «Тонкий и толстый»

5.Актуализация опорных знаний

- Итак, вокзал Николаевской железной дороги. (СЛАЙД )

-Шум, сутолока, крики носильщиков – и вдруг приятная неожиданность. Встреча двух друзей .Как она проходит?

-Что произошло на вокзале?

-Эта нестандартная ситуация? Такое бывает редко?

- Сперва Чехов хотел изобразить, как встречу омрачает то, что Толстый грубо обращается с Тонким, но потом совсем изменил сюжет... А как изменился сюжет, мы с вами уже знаем.

- Назовите имена главных героев. (Порфирий и Миша).

- Они уже не дети, а взрослые. У каждого своя жизнь.

-Скажите, пожалуйста, кто окружает вас? ( Семья, друзья, одноклассники, учителя )

- Все это можно объединить словами «общество», «окружение». А можно еще одним словом сказать «социум».

-Как вы думаете, у главных героев одинаковое окружение? То есть социум? - - Да, ребята, их разделяет социальный статус, т.е. положение в обществе.

- Кто из героев по социальному статусу, по вашему мнению, выше?

- Чтобы показать читателю положение героев в обществе, Чехов обращает внимание читателя на художественную деталь. Вспомним, что это за термин.

(Художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя.) 

 -Когда вы читали дома рассказ, я думаю, обратили внимание на малознакомые слова.

-Как зовут главных героев? Почему имена героев только раз встречаются ?

- На этот вопрос ответим позже

6. Работа с текстом

-А теперь посмотрим, как описал Толстого Чехов? 

- Одна – две детали -  и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек. Чем от него пахнет? (Флакон духов)

– Представьте теперь Тонкого, который только что вышел из вагона. Составьте его словесный портрет.

– А как у Чехова?

– Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительны? (Тонкий навьючен.)

- Итак, ребята , Чехов – мастер ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ. (СЛАЙД)

– Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу своё воображение. Что же это означает? (Герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, коробками, он жалок.)

- Что мы можем сказать о героях по их внешнему описанию?

– Какой композиционный приём использует чехов, рисуя героев? Один- толстый, другой- тонкий, Один- губы- спелые вишни, - и чемоданы, узлы, корзины

- Какие чувства испытывают? Приятно ошеломлены

- Кто больше говорит? Что тонкий вспоминает о школьном детстве. Какие клички?

. (Антитеза.)- определение. – слайд

– Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению: бедный – богатый.

- Что рассказывает о своей службе тонкий?
(
В ответ на вопрос о своих достижениях он перечисляет: служит коллежским асессором (в табели о рангах это чин, по достижении которого давалось личное дворянство – вот причина торжествующего тона Порфирия!), имеет орден, жена подрабатывает уроками музыки, а сам, чтобы прокормиться, делает дома портсигары на продажу чуть ли не оптовыми партиями – «перебиваемся кое-как»).

- В какой момент читатель узнает о разном социальном положении героев?
(«Небось, уже статский? А?». В этих пока еще шутливых словах Порфирия слышится слабая надежда на то, что Миша с ним примерно одного социального положения. Ответ толстого приятеля (Нет, милый мой, поднимай повыше, - сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился… две звезды имею.) – переворачивает весь ход разговора, наносит тонкому удар сокрушительный. Далее уже тонкий морально полностью уничтожен и на глазах превращается из самодовольного отца семейства в пресловутую «тварь дрожащую». Но это не поражение в обычном смысле – это возвращение к исходному состоянию души Порфирия, каким он был от рождения – любителем порядка, подхалимом и трусом. Жизнь замыкается, сюжет закольцовывается.).

- Таким образом, литературный приём, который использует Чехов разделяет этих героев, создаёт между ними пропасть

Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников – но эти несколько строчек превратились в пропасть , и эту пропасть создал сам Тонкий, показав, что , что для него – главное не человеческие отношения, а служебная лестница.

-  На сколько частей можно разделить рассказ?

Меняется ли поведение героев во второй части?

7. Работа по рядам-группам/творческое задание

1ряд - заполняет 1 столбик.

2 ряд- 2 столбик.

3 ряд получает творческое задание - подготовить рецепт для тонкого/ толстого

Линии сравнения

Толстый” во 2-ой части рассказа

Тонкий” во 2-ой части рассказа

1. Глаголы внутреннего состояния героев.

 

 

2. Мимика, жесты, поза.

 

 

3. Знаки препинания в конце предложений.

 

 

4. Обращение героев друг к другу.

 

 

Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?

– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.

– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?

– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?

-Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”? (Тонкий теряет дар речи, униженно, подобострастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)

– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения? (Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)

– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.)

– Как вы понимаете это словосочетание?

– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?

– А какие в конце слов тонкого? Почему? (Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)

– Как обращаются друг к другу герои?

– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?

Комментирование таблицы..

Линии сравнения

Толстый” во 2-ой части рассказа

Тонкий” во 2-ой части рассказа.

1. Глаголы внутреннего состояния героев.

Хотел возразить…стошнило”

Захихикал”, “приятно ошеломлён”.

2. Мимика, жесты, поза..

поморщился”

Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”.

Сам он съёжился, сгорбился, сузился”.

“…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты”

3. Знаки препинания в конце предложений.

Восклицательный знак

Многоточие.

4. Обращение героев друг к другу.

Мы с тобой друзья”

“…ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”

-Что необычного появилось в речи этого персонажа? Кто знает, с чем связана эта особенность в речи? Он стал добавлять букву «-с» в конце слов.

СЛАЙД Словое́рс (словое́р, словое́рик) — название частицы , прибавляемой к концу слов в определённых ситуациях:

  • в XIX веке — в знак почтения к собеседнику;
  • в конце XIX века прибавилось значение демонстративного самоунижения;
  • в XX веке словоерс используется для выделения особо значимых высказываний, также для подчёркивания иронии.

Вначале использовалось как сокращение от слова сударь, государь: вместо извольте, сударь — извольте-с.

-Ребята, чем заканчивается Рассказ? Ребята, пожмите друг другу руки. Медики считают, что крепкое рукопожатие улучшает кровоснабжение и тем самым улучшает иммунитет. А вот японские старцы верят, что руки отражают душу человека. Поэтому, если человек сжимает ладонь собеседника сильно, значит у него крепкий характер, а пожатие кончиками пальцев означает, что человек не уверен в себе.

-Значит можно сделать вывод, что тонкий был каким? - Неуверенным в себе.

- Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? 
- Правильно. Ведь и тонкий, и его семья  раскланиваются не перед другом и товарищем по школьному детству, а  перед тем местом, которое тот занимает. И в этом рассказе огромная роль принадлежит и Нафанаилу,  гимназисту и сыну тонкого. Ведь даже он стал вести себя по – другому, узнав,  какой пост занимает друг его отца.  А это значит, что в то время уже с детских лет воспитывалось  это чинопочитание.

- Так почему же тонкий заискивает перед толстым?

- Какая проблема является центральной в рассказе: проблема социального неравенства или человеческого достоинства?

СЛАЙД – Бах- Юмор /САТИРА

Включить Бах «Шутка» Как вы думаете, как можно назвать это произведение Баха. Это шутка. Какое чувство испытываешь, когда слышишь звуки флейты- лёгкость, перение.

-А от прочтения этого рассказа остаётся такое впечатление лёгкости, парения. Нет, а почему.

 -Мы понимаем, что здесь речь идёт не о простой шутке. Этот рассказ одновременно и смешной, и грустный.

-Значит, рассказ Чехова – сатирический.

8. Подведение итогов

 К каким произведениям — юмористическим или сатирическим — правомерно отнести рассказ Чехова? Докажите.

– Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким? Какие чувства вызвал у вас каждый из них?

— К какому же выводу подводит нас А. П. Чехов? 

-Автор показывает «маленьких людей», которые никогда не восстают против царящего миропорядка и унижают сами себя. Просто потому, что жизнь уже сформировала из них рабов. В первой редакции рассказа герой, которому повезло в жизни больше, сам вынуждал бывшего друга пресмыкаться. Но Чехов понял, что при таком повороте сюжета замысел его рушится. Дело ведь не в том, что человека заставляют быть рабом, а в том, что он сам им хочет бытьТонкий  лишён чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего человеческого. Он остался только мелким чиновником.

Ребята, пришло время для небольшой сценки. ВРАЧ, медсестра , рецепт

- Почему Чехов отказался от первоначального замысла?  Как изменился от этого смысл рассказа?  Что важно показать – он не имеет определённых людей в виду, для него важна ситуация и поведение героев

-Итак, давайте ещё раз скажем, какой порок обличает А. П. Чехов?

Антон Чехов писал: «Ничтожество своё сознавай знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек. Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность» (слайд)

- А какой же рецепт выписал доктор нашему больному.

- Вспомните, в 5 классе мы определяли заболевания героев рассказов «Хирургия». Вот так, мы вместе с Чеховым определяем те недуги, которыми больно общество.

9.Рефлексия

- Представьте, что к вам позвонил ваш одноклассник и попросил рассказать, что сегодня изучили на уроке?

- Что вы ему расскажете?

10. Домашнее задание: подумать, что бы рассказал Нафанаил  об этой встрече?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...