Урок литературы "Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Рассказ В.М.Шукшина «Алеша Бесконвойный»
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Коновалова Екатерина Андреевна

Урок по рассказу В.М.Шукшина "Алеша Бесконвойный"в 11 классе. В ходе урока дети анализируют рассаказ, отвечают на вопросы, работают над понятием "шукшинские чудики" , готовятся к домашнему сочинению по рассказам писателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Рассказ В.М.Шукшина «Алеша Бесконвойный»

Цели и задачи урока: создать условия для:

     Приобретения навыков анализа художественного текста;

     Формирования представлений об особенностях индивидуального стиля автора;

      Приобщения учащихся к творчеству В.М.Шукшина;

      Формирования гуманистического мировоззрения.

      воспитание нравственных качеств: доброты, совестливости, внимательного

     отношения  к людям.

Оборудование и материалы

  Фотографии В.М.Шукшина

         ИКТ (Компьютер, слайд-шоу)

 Ход урока.

 Сегодня мы соприкоснёмся с творчеством писателя, мастера короткого рассказа - В.М.Шукшина. Многогранен был его талант: актёр, режиссёр, сценарист, писатель. За что ни брался Шукшин-художник, всё он делал талантливо, потому что делал честно, не жалея себя.   До обидного мало отпустила ему судьба времени, чтобы тратить его впустую. Всего 45 лет прожил В.М. Шукшин. Но то, что он создал , хватило бы на несколько биографий. Он не щадил себя, торопился , чтобы успеть сказать правду и этой правдой объединить, сблизить людей. Обращаясь к нам, читателям, Шукшин писал: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Мы один раз, уж так случилось, живём на земле. Ну так будьте повнимательнее друг к другу, подобрее.»

- Как человек и как писатель, Шукшин всем своим творчеством пытался не просто показать нам героев особенных: думающих, любящих дом, землю, честных, добрых, совестливых, но писатель прежде всего хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит.
 С появлением первых рассказов В.М. Шукшина в литературной критике вошло в обиход понятие « шукшинский герой» - человек в кирзовых сапогах, т.е. житель сельской глубинки. Люди странные (необычные, непонятные, вызывающие недоумение), особенные, не такие как все _ говорят об этих героях.

«Есть люди, - говорил В.М.Шукшин , -в городе или селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут чудаками. А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Они украшают жизнь, ибо с их появлением, где бы ни были, изгоняется скука».

Есть на Руси еще один тип человека,  

в котором время, правда времени  

вопиет также неистово, как в гении,  

также нетерпеливо, как в талантливом,  

так же потаенно и неистребимо,  

как в мыслящем и умном...  

Человек этот — дурачок.

  В.М. Шукшин «Нравственность есть правда»

Чудо - этим словом народ обозначал и самое знаменательное и самое таинственное в жизни, самое радостное, светлое -чудесное и самое отвратительное , чудовищное.

Чудик - этой меткой люди весьма легко и беззаботно наделяют друг друга в повседневной жизни. Тут слышится и насмешка, и снисходительное любование, и пренебрежение , и восхищение. Для обычных людей чудики - ненормальные какие-то, дураки.

- Какие чудики из прочитанных вами рассказов В.М.Шукшина вам запомнились?

(Моня Квасов «Упорный», Стёпка из одноимённого рассказа; Андрей Ерин «Микроскоп» ; Сёмка Рысь « Мастер»;Спирька Расторгуев «Сураз»; Князев «Чудик» и др.)

- О чём думают, размышляют шукшинские герои?

- Против чего борется Шукшин и его герои?

(С хамством продавцов, чиновников, с трусостью, бесчеловечностью, бесчестностью, равнодушием, бездуховностью, писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных.)

- Что же такого особенного в героях В.М.Шукшина? Чем дороги ему «чудики»?

(У них неспокойная совесть, ум, они добры и искренни, они всегда удивляют, не похожи на других, они духовно одиноки,»чужие среди своих», «любят всё, как дураки»; они любят жизнь, как дети, они ищут в жизни правду.

Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вопроса. Глубоко нравственные и гуманистические проблемы поставлены в произведениях В.М. Шукшина. Снова и снова мы обращаемся к его произведениям, желая узнать, о чем думал писатель, что завещал своим творчеством? Что объединяет героев Шукшина? Какие черты русского национального характера выделяет в них писатель? Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на эти вопросы, а также узнаем, какие художественные приемы использовал писатель в своем творчестве?

Анализ рассказа «Алеша Бесконвойный»

— Какие чувства вызывает у вас герой рассказа в начале и в конце

повествования? Изменилось ли ваше отношение к нему?

— Разделяет ли автор отношение окружающих к Алеше или нет? Как это

проявляется в стилистике повествования?

— Как вы понимаете смысл названия рассказа?  Бесконвойный — это

порицание или похвала? (имя ассоциируется с юродством его натуры, «преподобный»)

— Как меняется душевное состояние Алеши при подготовке бани?  

— Почему Шукшин фокусирует наше внимание именно на подготовке к бане и

практически не описывает сам процесс помывки?

— Случайно ли или нет автор сюжетообразующей основой сюжета сделал

баню? ( Баня-это не просто физиологическая потребность, это ритуал  духовного очищения и обновления, имеющий древние национальные истоки.)

— Чем становится баня для героя? Почему он так яростно отстаивает право на

субботу?

— Какое из размышлений или воспоминаний особенно дорого Алеше и почему?

Минута релаксации . (Тихая моя Родина)

_Какие художественные средства использует автор в рассказе для раскрытия внутреннего мира героя?  (внутренний монолог, метонимия, метафоры)

Своя баня и общественная (гротескный образ общественной жизни)

— На какие вопросы пытается найти ответ герой рассказа? Удается ли ему это?

— Случаен ли отбор частушек, которые вспоминает Алеша?

— Почему последним воспоминанием Алеши становится «стишок» его дочери?

— С каким чувством вы читали финал рассказа? Согласуются ли между собой

последняя реплика героя и последняя авторская фраза?

— Кого из героев русской литературы напомнил вам Алеша Бесконвойный?

-Какие нравственные уроки получили вы , познакомившись с рассказами Шукшина?

( Рассказы Шукшина несут в себе огромный заряд человечности. Его любимые герои призваны пробудить в нас чувство сострадания и уважения к людям, помогают поверить ,что добро незыблемо на земле.)

-Современны ли рассказы Шукшина?
( Да. В своих рассказах писатель затрагивает вечные проблемы духовности, нравственности, они утверждают совестливость, правду, любовь к человеку. Рассказы несут в себе большой заряд человечности. Они пробуждают в нас чувство сострадания и уважения к людям, помогают поверить, что добро не иссякнет на земле).

Кадр из фильма «Калина Красная»

Д.з. -Написать сочинение на тему «Чудики в рассказах В.М.Шукшина»

 









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")

Конспект метапредметного урока по теме:  Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")...

Человеческая жизнь в рассказе Л.Н.Толстого "Алеша Горшок" (урок внеклассного чтения в старших классах)

С чего начать разбор текста, если конкретная цель работы - анализ небольшого эпического произведения? Данный материал - моя поытка ответить на этот вопрос....

Тема. Добру человек у человека учится. Урок внеклассного чтения в 9 классе по повести И. Евсеенко «Вторая учительница». (после изучения рассказов В.М.Шукшина «Крепкий мужик», «Мастер»)

Разработка урока литературы в 9 классе  Учитель.  Давайте, ребята, подумаем, о чём эта повесть: об учителе, о школе, о религии, о человеческих отношениях? Ученик. По-моему. Эта пов...

Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР по теме: "Поиски смысла жизни в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"

Урок носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, сопровождается мультимедийной презентацией, созданной специально для иллюстрации урока. Проза М. Горького изучается после прозы И. А. Бунина...

Конспект урока.Поиск смысла жизни, или « Дорога чести» Андрея Болконского.

Конспект урока по литературе,10 класс.Л.Н.Толстой "Война и мир"...