Использование инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка по литературе


Предварительный просмотр:

 «Использование  инновационных образовательных технологий  на уроках русского языка и литературы».

     Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.

   В современных условиях к учителю предъявляется целый ряд требований. Учитель должен владеть различными формами и методами обучения, осваивать и применять современные психолого-педагогические технологии с опорой на знание законов развития личности, использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, владеть ИКТ-компетентностями.

В рамках реализации  Государственного Образовательного Стандарта особое внимание уделяется методике подачи материала. В своей практике я исхожу из того, что новые знания ученик должен добывать сам, а не получать в готовом виде. Из урока в урок моя основная задача — научить ребенка получать знания, сформировать у него представление о том, что русский язык — единая система, в которой все взаимосвязано.

Среди множества педагогических технологий наиболее эффективными применительно к русскому языку и литературе я считаю следующие:

1. Проектная деятельность. Работа над проектом стимулирует интерес к изучаемой теме, дает возможность обобщить сведения, выйти за рамки школьной программы.

    2. Составление кластеров, алгоритмов, применение приема «фишбоун». Такие технологии подходят как для анализа информации, так и для обобщения изученного. Они особенно эффективны при подготовке учащихся к написанию творческих работ на Едином Государственном Экзамене и Основном Государственном Экзамене. При написании экзаменационных сочинений от учащихся требуется детальный анализ текстов и понятий, заключающих в себе ценностный смысл. С этой точки зрений кластер и «фишбоун» - незаменимые приемы, позволяющие выявить основную информацию и систематизировать ее.

      3. Технология «Инсерт». Чтение с пометками — прием, который эффективно работает при обучении детей анализу текста. Важно ориентировать учеников на объяснение каждого знака. То есть просто знаков «!», «?», «+», «-», «V»  недостаточно, школьник должен объяснить, что именно вызвало эмоции и почему. 

4. Урок-экскурсия. Такая форма работы особенно уместна при знакомстве с новым для школьников писателем, так как она позволяет сформировать необходимый эмоциональный отклик, заинтересовать детей. 

Темы моих уроков-экскурсий:

1)      Урок-экскурсия «Путешествие в страну Гринландию (по мотивам феерии А.С. Грина «Алые паруса»)» (литература, 6  класс).

2)      Урок-экскурсия «Литературные места Кировской области» (литература, 8 класс).

3)Урок-экскурсия ( " Поэты родного края" ( литератуура, 9-10 класс)

         5. Игры на уроках русского языка и литературы. Данный вид работы эффективен при обобщении и повторении материала, особенно в сильном классе. Специфика преподаваемых предметов делает выбор игр необычайно широким: викторина, игра по станциям, орфографическое лото, шарады.

Пример игры на моём уроке: «КВН по теме «Лексика» (русский язык, 6 класс).

Примеры заданий:

        Жестами объясните своей команде значение фразеологизмов «обвести вокруг пальца», «сесть в калошу», «зарубить на носу», «лить крокодиловы слёзы». Побеждает команда, участники которой быстрее назвали загаданный фразеологизм. 

  • Составьте рассказ, употребив в нем представленные в карточке фразеологизмы
  • Подберите архаизмы к изображениям

     6. Инсценирование литературного произведения. 

   Театральные постановки по мотивам произведений классиков литературы всегда вызывают у детей живой интерес. Чтобы такая работа была эффективной с дидактической точки зрения, важно особое внимание уделить подготовительному этапу: обсудить культурологические аспекты, продумать костюмы, выявить уровень смыслового восприятия текста.

     

  7. ИКТ-технологии: использование электронных презентаций, видеороликов, интерактивных пособий, разработка авторских Электронных Образовательных Ресурсов. 

      8. Использование интеллект – карт, СЛС

                     Каждый из нас знает, что лучше запоминается систематизированный, структурированный материал, выстроенный в логическую цепочку, тот материал, в котором прослеживаются причинно-следственные связи. Очень хорошо, если перед глазами ученика изучаемая тема предстает в виде целостной картины. В своей практике я всегда стремилась это реализовать, но не всегда это было легко. я узнала о методе интеллект - карт и поняла - это то, к чему я интуитивно шла на протяжении всей своей работы.

      По словам распространителя этой технологии в России Михаила Евгеньевича Бершадского, учителя-новатора, ученого, метод этот может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются познавательные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт.

    Дело в том, что способ воспроизведения информации, который технология предлагает, максимально приближен к естественной форме функционирования мозга. С левым полушарием психологи  связывают операции с последовательностями, перечнями и числами, линейные представления, анализ, логику и речь. Правое полушарие ответственно за пространственную ориентацию и трёхмерное восприятие, воображение, целостное восприятие , ритм и цвет. Не трудно догадаться, что мышление наиболее эффективно тогда, когда мы используем и правое, и левое полушария мозга.                                        

А   отличительными особенностями  интеллект-карты как раз и являются визуализация структуры и образности излагаемой информации, активное использование цвета и многомерных объектов, графическое представление информации, максимальное использование пространства листа бумаги. Конспект, оформленный определённым образом, содержит в себе информацию об объекте сжато, целостно, и в то же время, во всей совокупности его свойств и особенностей.

 Очевидны преимущества такого вида конспектирования перед традиционным.  Стандартное конспектирование в виде однообразных перечней пунктов обедняет ассоциативный ряд, создаёт ощущение его законченности, в то время как потенциально он является бесконечным, образуя основу для выхода за пределы известного.

     Рассмотрим  особенности процедуры построения интеллект-карты:
• всегда строится вокруг центрального объекта (центральной идеи, главной темы);
• первичные идеи, связанные с объектом внимания (изучения), расходятся от центрального образа в виде ветвей;
• ветви обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т.д.;
• ветви формируют связанную систему, несущую определённую информацию.

      А   отличительными особенностями  интеллект-карты как раз и являются визуализация структуры и образности излагаемой информации, активное использование цвета и многомерных объектов, графическое представление информации, максимальное использование пространства листа бумаги. Конспект, оформленный определённым образом, содержит в себе информацию об объекте сжато, целостно, и в то же время, во всей совокупности его свойств и особенностей.

 Очевидны преимущества такого вида конспектирования перед традиционным.  Стандартное конспектирование в виде однообразных перечней пунктов обедняет ассоциативный ряд, создаёт ощущение его законченности, в то время как потенциально он является бесконечным, образуя основу для выхода за пределы известного.

     Рассмотрим  особенности процедуры построения интеллект-карты:
• всегда строится вокруг центрального объекта (центральной идеи, главной темы);
• первичные идеи, связанные с объектом внимания (изучения), расходятся от центрального образа в виде ветвей;
• ветви обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т.д.;
• ветви формируют связанную систему, несущую определённую информацию.

      Конечно, интеллект - карта не какое-то чудодейственное средство, но то, что этот метод заслуживает внимания педагогов, на мой взгляд, бесспорно.

      Таким образом, ведущей педагогической идеей является применение  современных образовательных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе и, как следствие,  повышения эффективности обучения.

       На своих уроках я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования, не забывая при этом о физическом и психическом здоровье обучающихся.

        Применение ИКТ  на уроках русского языка и литературы повышает интенсивность и результативность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество учебного материала, чем это происходило за то же самое время в условиях традиционного обучения. Использование компьютера благотворно влияет на качество усвоения знаний учащимися.

       Я убедилась, что использование  современных образовательных технологий  на уроках русского языка и литературы  даёт высокие результаты: 

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний  в  системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

       Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

- наполнить уроки новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

- формировать элементы информационной культуры;

- прививать навыки рациональной работы с компьютерными  программами;

- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

- идти в ногу со временем.

        Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.В соответствии с новыми Федеральными государственны...

Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока

Самообобщение опыта использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности....