Открытый урок литературы в 10 классе с использованием ИКТ на тему: Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды» Л.Н. Толстой
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Цель урока: сравнить образы Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир»; узнать, как раскрываются они автором в романе, соответствуют ли реальным историческим личностям, рассмотреть вопрос о роли личности в истории;
отрабатывать умение анализировать фрагменты, вычленять эпизоды и компоновать материал романа с целью построения связанного высказывания по заданной проблематике, развивать умение анализировать и рецензировать ответ учащегося, воспитывать чувство патриотизма, чувство уважения к  героям Отечественной войны 1812 года, воспитывать непримиримость к жестокости, равнодушию, позёрству, мании величия.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury._kutuzov_i_napoleon.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

   Открытый урок литературы в 10 классе с использованием ИКТ.

                                                  ( 2 часа)

                                                                                 Учитель:Кенжебаева Л.И.

        2021 год

                                                Тема урока:

Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

                   И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

                                                                                          Л.Н. Толстой

Цель урока: 1) сравнить образы Наполеона и Кутузова в романе

                         «Война и мир»; узнать, как раскрываются они автором

                           в романе, соответствуют ли реальным историческим

                           личностям, рассмотреть вопрос о роли личности в

                           истории;

                       2) отрабатывать умение анализировать фрагменты,

                       вычленять эпизоды и компоновать материал романа

                       с целью построения связанного высказывания по

                       заданной проблематике, развивать умение анализиро-

                       вать и рецензировать ответ учащегося.

                       3) воспитывать чувство патриотизма, чувство уважения      

                        к  героям Отечественной войны 1812 года, воспитывать  

                       непримиримость к жестокости, равнодушию, позёрству,

                       мании величия.

Оборудование: 1) компьютер, проектор, экран,

                             2) презентация к уроку.

                       

                           

                                                     Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

Объявление темы и цели урока:

     Героями романа Л.Н.Толстого являются как реальные

     исторические личности, так и вымышленные герои. Кто относится

     к реальным историческим личностям?

     ( Наполеон, М.И.Кутузов, Багратион, Раевский  и др.)

    - Кто такой Наполеон Бонапарт?

  1. Историческая справка:

   ( ученики отвечают) 1 слайд- портрет Наполеона.

Наполеон Бонапарт- французский полководец, человек необычной

судьбы.Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове

Корсика, принадлежащем Франции.

 Сын бедного дворянина окончил военную академию в Париже,

когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем

стал правителем Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили

императором.

В течении 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция

почти непрерывно воевала. В конце концов Наполеон стал

властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир.

« Через три года я буду господином всего мира …Осталась

Россия, но я раздавлю её»,- заявил Наполеон перед вторжением

в Россию. Рассказывают, что он приказал выбить медаль с

изображением Бога и с надписью « Тебе небо,мне земля».

-Кто такой Михаил Илларионович Кутузов? Что вы о нём знаете?

( ученики отвечают) 2 слайд-портрет Кутузова.

М.И.Кутузов-русский полководец родился 16 сентября 1745 года

в Санкт-Петербурге. Его отец был известным военным инженером,

начавшим службу при Петре I. По его стопам пошёл и сын Михаил.

В 1757г. будущий полководец был отправлен в Петербургскую

инженерно-артиллерийскую школу. Там он отлично учился, осваивая военные науки и иностранные языки: французский,

немецкий, латынь. А впоследствии Кутузов овладел шведским,

английским и турецким языками. Вскоре  после окончания инженерно- артиллерийской школы он получил офицерский чин и стал командиром роты Архангельского полка, которым тогда

командовал А.В.Суворов. При взятии Измаила Кутузов отличился

храбростью и умением. Суворов в донесении писал о нём:

« Кутузов шёл у меня на левой руке, но был моей правой рукой»

Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он

лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба

хранила героя. «Видно,- говорил доктор,-Бог бережёт голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких опасных ран».

  1. БЕСЕДА С КЛАССОМ:

  1. Каким   был на портретах традиционно изображён  Наполеон?

( Это был романтический портрет. Его изображали человеком  высокого роста, в сером плаще, с римским профилем, со скрещенными на груди руками, в треугольной  шляпе ).

2 А каким его изображет Л.Н.Толстой?

     ( Ученики приводят примеры из текста: « Он был в синем  

     мундире,  раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на  

     круглый живот в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки

     коротких ног, и в  ботфортах…Он вышел, быстро подрагивая на

     каждом шагу  и откинув несколько назад голову. Вся его

     потолстевшая короткая фигура с широкими толстыми плечами и

     невольно выступавшим вперёд животом и грудью имела тот

     представительный и осанистый вид, который имеют

     в холе живущие сорокалетние люди.» ( т.3, ч.1,гл.6)

   « Наполеон…оканчивал свой туалет…Он поворачивался то толстой

   спиной, то обросшей жирной грудью под щётку…» (т.3, ч.2,гл.26).

   3.Как относится автор к своему герою?

   ( Л.Н.Толстой намеренно снижает образ Наполеона в романе)

    IV CЛОВО УЧИТЕЛЯ:

    Некоторые исследователи считают, что Толстой  недооценивает

    Наполеона как полководца. Думается, что подобное утверждение

    несправедливо. Л.Толстой утверждает, что даже в ходе

    проигранной им кампании 1812 года Наполеон не допустил

     никаких полководческих ошибок. Толстого интересует вопрос о

    Наполеоне как человеке. Толстой указывает, что буржуазные

    историки награждают Наполеона то титулом знаменитого

    полководца, то титулом великого человека, то титулом

    государственного деятеля, но при этом совершенно не интере-

    суются моральным обликом этого человека. Между тем Л.Толстой

   считает, титул великого человека должен быть оправдан прежде

   всего морально. Если человек не достоин этого титула в моральном

   отношении, то нельзя считать его великим человеком, независимо

   от его полководческих или государственных талантов.

   V РАБОТА С ТЕКСТОМ РОМАНА:

   1.Как ведёт себя Наполеон после завершения Аустерлицкого

   сражения? (т.1,ч.3,гл.19).

    ( Пример из текста. Ученики делают выводы. Л.Н.Толстой

    показывает Наполеона под Аустерлицем в момент, когда тот

    тщеславно радуется своей победе и при этом проявляет полное

равнодушие к тому, какой ценой завоёвана эта победа, скольких

жизней она потребовала. Поле битвы усеяно трупами, слышны стоны раненых, а Наполеон реагирует на это фальшивыми фразами.

« Какая красивая смерть, -говорит он, увидев лежащего на земле кн.

Андрея Болконского, который сжимает полковое знамя. Император думает,что  он убит.) (т.1,ч.3,гл 19).

2. Опишите сцену переправы через Неман?

( Ученики зачитывают пример из текста, делают вывод.

Равнодушие к человеческой жизни Наполеон обнаруживает и в

эпизоде переправы через реку Неман. Польские уланы не захотели

искать брода .Они хотели переплыть реку на своих лошадях во

славу императора. Но они тонут, погибая бессмысленно. Они

поворачивают голову к берегу, где стоит Наполеон и выкрикивают

приветствия. Наполеон даже не смотрит в их сторону. Горстка

улан не решает исход войны, а человеческая жизнь для него не

имеет цены. ) (т.3,ч.2,гл 2 )

3. Прочитайте сцену из романа: Наполеон перед портретом

своего сына.

( Ученики приводят примеры из текста, делают выводы.

Л.Толстой показывает ещё одну черту Наполеона, которая

неприятна ему, а именно, отсутствие естественности.

Постоянное позёрство, постоянное актёрство, игра на публику.

Наполеону доставляют портрет сына, казалось бы, он должен быть

тронутым, что-то человеческое должно в нём быть задето, однако,

он думает только о том, как он выглядит со стороны. Он садится

перед портретом, придаёт своему лицу выражение задумчивости

и нежности и при этом испытывает приятную уверенность, что

эту сцену запечатлеют на века в истории человечества.)

( т.3,ч.2,гл. 26,29 )

4.Найдите сцену : Наполеон на Поклонной горе.

( Наполеон стоит у Москвы, Бородинское сражение позади,

русские войска оставили Москву, осталось вступить в город.

Но Наполеону недостаточно занять город, ему нужно ещё перед

этим разыграть очередной спектакль. Он стоит на Поклонной горе,

ждёт делегацию московских «бояр» с символическими ключами

города и репетирует свою встречу с боярами. Он готовится разыграть роль великодушного победителя .Он хочет сказать о том, какие он

создаст в Москве благотворительные заведения, и уже придумал

название « Дом моей матери». Можно подумать, что он явился в Россию и завоевал Москву только для того, чтобы открыть здесь

богоугодные заведения. Комизм ситуации состоит в том, что

актёр отрепетировал свою роль, а спектакль не состоялся, ибо

никакие бояре не явились.) ( т.3, ч.3, гл.19) 3-4 слайды.

5. Прочитать наизусть отрывок из романа А.С.Пушкина

«Евгений Онегин» ( ученики рассказывают):

                           Напрасно ждал Наполеон,

                           Последним счастьем упоённый,

                           Москвы коленопреклонённой

                           С ключами старого Кремля:

                           Нет, не пошла Москва моя

                           К нему с повинной головою.

                           Не праздник, не приёмный дар,

                           Она готовила пожар

                           Нетерпеливому герою.

                           Отселе в думу погружён

                           Глядел на грозный пламень он.

VI. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Л.Н.Толстой развенчивает Наполеона не как полководца, а как

человека.  Толстой показывает,что Наполеоновские войны стоили жизни сотням, тысячам людей. Между тем Наполеон вёл эти войны

не ради каких-то оправдательных, благородных целей. Эти войны

были захватническими, грабительскими. Цель Наполеона состояла в том, чтобы утвердить своё мировое  господство и для утверждения

этой тщеславной, эгоистической цели Наполеон готов был перешагнуть через горы трупов. Наполеон ни разу не появился в романе, чтобы Толстой не напомнил нам про его выпуклый животик.

Этот животик снижает образ Наполеона, но функция этой портретной детали серьёзнее. Толстой ни разу не называет Наполеона  словом буржуа, но выпуклый живот делает его именно типичным буржуа,

хищником с жадным чревом.

М.И.Кутузов тоже полководец и тоже посылает людей на смерть.

Но при этом у него нет никаких тщеславных, эгоистических

целей. Его цель высокая, патриотическая, а именно, защита Родины.

VII. РАБОТА С ТЕКСТОМ:

1. Найти сцену в романе: смотр под Браунау. ( т.1,ч 2.,гл 2)

( Кутузов в отличие  от Наполеона предельно внимателен к

каждому солдату. Уже в сцене смотра под Браунау раскрывается эта особенность Кутузова: внимание к солдату, к тому, как он одет,

обут, каково его самочувствие.)

2. Как в романе автор изображает М.И.Кутузова?

Примеры приводят из текста.

« Тяжело ступая, он опускал ногу с подножки, точно как будто и не

Было этих двух тысяч людей, которые не дыша смотрели на него и на полкового командира».

 « Кутузов шёл медленно и вяло мимо тысяч глаз, которые выкатывались из своих орбит…»

«По пухлому, изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка» ( т.1,ч.2,гл.2- Смотр под Браунау)

«Умное и доброе, и вместе с тем тонко-насмешливое выражение

светилось на пухлом лице Кутузова) (т.3,ч.2,гл. 16).

«В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой  и с вытекшим белым глазом на оплывшем лице, Кутузов вошёл своей ныряющей, раскачивающейся

походкой в круг…»

« Когда кончился молебен, Кутузов подошёл к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог

встать от тяжести и слабости. Седая голова его подёргивалась от

усилий».

( т.3,ч.2, гл. 21- Перед Бородинским сражением).

«Лицо его становилось всё светлее и светлее от старческой кроткой

улыбки, звёздами морщившейся в углах губ и глаз»

(т.4, ч.4, гл.6.- Обращение к солдатам).

Ученики приходят к выводу: автор романа не старается показать Кутузова внешне красивым. У Наполеона только животик торчит.

а Кутузов безобразно тучен и по стариковски немощен. Он с трудом

при посторонней помощи садится на коня, он покряхтывает, не

скрывая того, что ему физически бывает трудно.

Но это нисколько не снижает образ Кутузова, потому что Кутузов и не претендует на внешнюю привлекательность, красивость, не

старается нравиться, не играет на публику. Он естественно

человечен, дефекты его внешнего облика не могут повлиять на наше к нему отношение.)

VIII. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

 Разумеется, как бы не располагал к себе Кутузов как человек своим патриотизмом, своей человечностью, но мы не вправе забывать и о том, что он полководец, поэтому очень важным  является вопрос , как Л.Толстой изображает Кутузова в качестве полководца.

IX. РАБОТА С ТЕКСТОМ:

1.Ученики приводят  пример Шенграбинского сражения.

( В ходе  кампании 1805 года Кутузов проявил свой полководческий

талант в эпизоде, связанным с Шенграбинским сражением. Только

благодаря принятому им решению, небольшой отряд русских

войск сумел задержать под Шенграбино передвижение французов и тем самым позволил Кутузову вывести из-под удара всю в целом русскую армию, привести её на более благоприятные позиции.)

2. Военный совет перед Аустерлицким сражением.

( т.1,ч.3, гл.12).

Кутузов во время Аустерлицкого сражения.

( т.1,ч.3,гл.15).

( Под Аустерлицем сражение заканчивается неудачно для русских,

но в этом нет вины Кутузова, так как царь Александр I отстранил его

от командования. Судьбу сражения решал не Кутузов, тем не менее

даже в этих условиях он сумел проявить свой полководческий талант

и высокое чувство ответственности, которое было ему свойственно

как полководцу. Так, он предвидел неизбежность разгрома, он

пытался   предотвратить  сражение, а  когда  это  оказалось невозможным,  Кутузов пытался хотя бы уменьшить потерю.

Ради этой цели он, не задумываясь, пошёл на конфликт с царём

Александром I.  Царь требует, чтобы сражение было начато немедленно. Когда Кутузов указывает на то, что ещё не все войска

собрались и подтянулись Александр I заявляет: « Мы же не на

Царицыном лугу, где не начинают парада, пока не собрались все войска». Кутузов отвечает: « Потому и не начинаем, ваше величество,

что мы не на параде и не на Царицыном лугу».)

3. Бородинское сражение ( т.3,ч.2,гл.16,25,35).( 5 слайд)

Ученики приводят примеры из текста, делают выводы.

( Стратегия и тактика войны, которая привела Россию к победе,

была разработана и реализована Кутузовым. Толстой останавливается на целом ряде конкретных военных эпизодов, позволяющих ему

раскрыть роль Кутузова. Один  из таких эпизодов- Бородино.

Кутузов внимательно следит за ходом сражения, именно он решает, куда, когда и сколько  послать резервов, именно он решает, как

расставить полководцев, кем заменить смертельно рененного

Багратиона и т. д.  В какой- то момент один из немецких генералов,

членов штаба, посчитал, что сражение проиграно и потребовал,

чтобы Кутузов дал приказ по войскам  об отступлении на завтра. Если бы  Кутузов последовал этому совету, то Бородино  действительно

превратилось бы в поражение русских, но Кутузов возмущён.

Он кричит на своего незадачливого советчика, он издаёт приказ по

войскам, но совершенно другого содержания: приказ о наступлении на завтра. Кутузов знал, что завтра наступления не будет, но этот

приказ укрепил уверенность в победе и помог им выстоять в труднейших условиях. Кутузов умел  не только анализировать ход

сражения, но и угадать дух армии, то есть настроение солдат.

Он умел руководить этим настроением, он ни на одну минуту не

терял ощущение своей связи с армией. Вот почему он сумел

достойно выполнить свою роль полководца под Бородино.

Как ведёт себя Наполеон во время Бородинского сражения?

( т.3, ч.2,гл. 33) ( Наполеон везде был лишним. Приводят примеры из

текста).

4. Чтение наизусть учениками отрывков из стихотворения

М.Ю.Лермонтова «Бородино»

                  Ну, ж, был денёк! Сквозь дым летучий

                  Французы двинулись как тучи,

                  И все на наш редут.

                  Уланы с пёстрыми значками,

                  Драгуны с конскими хвостами,

                 Все промелькнули перед нами,

                 Все побывали тут.

                 Вам не видать таких сражений,

                 Носились знамена как тени,

                 В дыму огонь блестел.

                 Звучал булат, картечь визжала,

                 Рука бойцов колоть устала,

                 И ядрам пролетать мешала

                 Гора кровавых тел.

                 Всё смолкло, были все готовы

                 Наутро бой затеять новый

                 И до конца стоять.

                 Вот затрещали барабаны,

                 И отступили басурманы.

                 Тогда считать мы стали раны,

                 Товарищей считать.

5. Совет в Филях.( т.3, ч.3, гл.4)  ( 6 слайд).

Ученики рассуждают.( Толстой показывает Кутузова в качестве

талантливого и активного полководца, который способен

оказать решающее влияние  на развитие исторических событий

 также и в сцене « Заседание в Филях». Заседание военного совета

в Филях состоялось после Бородинской битвы, решался вопрос о

том, дать 2-ое сражение под Москвой или оставить Москву и

отступить. Царь Александр I , сидя в Петербурге, пришёл к выводу,

что 2-ое сражение престижнее, почётнее, чем отступление. Он

требовал 2-го сражения, а члены военного совета оказались в большинстве настолько беспринципными, что в угоду царю тоже высказались в пользу 2-го сражения. Кутузов понимал, что 2-ое

сражение- это безумие, погибель. Русская армия была обескровлена под  Бородино, она потеряла 50 % своего состава, 2 –ое сражение

могло означать только одно, полное уничтожение русской армии,

следовательно, и Москва была бы потом оставлена, и Россия,

лишённая армии, была бы обречена на капитуляцию. Кутузов

понимал, что необходимо пожертвовать Москвой, но сберечь

армию. До тех пор, пока существует армия, войну нельзя считать проигранной, войну ещё можно выиграть.

Однако Кутузов на военном совете в Филях оказался со своим мнением абсолютно одиноким. Если бы его позиция как главнокомандующего была пассивной, то он мог бы согласиться

с мнением совета и снять с себя моральную ответственность за

дальнейший ход событий. Но позиция Кутузова как главнокоман-

дующего была активной. Он не согласился с мнением совета, он

воспользовался полномочием главнокомандующего и принял

решение – Москву оставить, армию отвести. Поскольку Кутузов

действовал вопреки военному совету и вопреки мнению царя,

поэтому он взял на себя всю полноту моральной и формальной

ответственности за это решение. История показала,что именно

это решение было спасительным для России.)

Делаем вывод.

Итак, в романе немало эпизодов, в которых Кутузов раскрывается

в качестве талантливого активного полководца, активно влияющего на ход военных событий.

6. Мародёрство армии Наполеона в Москве.

( т.3,ч.3, гл.26 ) ( Ученики приводят примеры из текста).

6. Итоговые главы о Кутузове ( 7 слайд)

( т.4, ч.3, гл 18.,  т.4, ч.4, гл. 4,5,6,11)

( Русские войска, оставив Москву, отошли на северо- восток,

через какое-то время оставил Москву и Наполеон. Он повёл свои войска на юго-запад, это не  было случайностью. Наполеон не хотел попасть на территорию Беларуссии, уже разорённую войной, уже имеющую  партизанское движение. Наполеон рвался на Украину, где было теплее, хлебнее, где не  было партизанского движения, так как она была пока не затронута войной. Кутузов видел свою задачу в том,

чтобы не пустить Наполеона  на Украину, заставить его двигаться

через Белоруссии. С этой целью Кутузов совершает на большой

скорости свой знаменитый фланговый марш вокруг Москвы. Он

даёт Наполеону бой под селом Красное, он отбрасывает его на

старую Смоленскую дорогу. ( 8 слайд).

X. Творческое задание ученикам:

 1 вариант- выбрать слова, словосочетания, характеризующие

М.И.Кутузова, а 2 вариант выбрать те, которые характеризуют

Наполеона ( 9 слайд).

АКТЁРСТВО, МАНИЯ ВЕЛИЧИЯ, ПРОСТОТА, ЛИЦЕМЕРИЕ,
ФАЛЬШ, ЭГОЦЕНТРИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ВЕРНОСТЬ

ДОЛГУ, ЕСТЕСТВЕННОСТЬ, МУДРОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ,
ПРАВДИВОСТЬ, САМОВЛЮБЛЁННОСТЬ, ВЫСОКОМЕРИЕ,
ПОЗЁРСТВО, ЭГОИЗМ, РАВНОДУШИЕ,

XI. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

 Кутузов в 1805 году предстаёт перед нами умудрённым опытом

учеником Суворова. Он как могучая пружина, которая готова в

любую минуту победно распрямиться, но пока постоянно

сдерживается. И вот 1812 год: Отечество в опасности. Происходит

подлинный взрыв полководческого таланта Кутузова. Во всех

своих начинаниях именно он полно выражает волю и дух русского народа. Именно на это время приходится максимальное растяжение

 «пружины» его полководческого дара- на 1812 год.

 С изгнанием врагов с территории России и вступлением русских

войск в Европу, с началом европейской кампании (1813 г.) эта

 «пружина» Кутузова уже ослабла. « Представителю русского

народа после того, как враг был уничтожен, Россия освобождена

и  поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку,

как русскому, делать больше было нечего… И Кутузов умер».

( 10 слайд). ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧЕНИЦЕЙ:

                         Хвала, Отечества спаситель!

                         Хвала, хвала, Отчизны сын!

                         Злодейских замыслов рушитель,

                         России верный гражданин,

                         И бич, и ужас всех французов!

                         Скончался телом ты, Кутузов,

                         Но будешь вечно жив, герой,

                         И в будущие веки славен,

                         И не дерзнёт уж враг злонравен

                         России нарушать покой!

Наполеон начнёт триумфальное шествие по территории других

государств, как бы совершая круг почёта по Европе. Но, в конце

концов, он захочет абсолютной власти и погубит всю армию,

в катастрофу ввергнет свой народ, заведёт в тупик. Вот такое

крутое падение ему предстоит пережить. А причиной всему-

огромное «Я» во всех его начинаниях. ( 11 слайд).

XII  СОСТАВИТЬ ТАБЛИЦУ: НАПОЛЕОН И КУТУЗОВ.

Один из вариантов таблицы

              Кутузов

           Наполеон

1.Полководец народной войны,

  воплощение народной мудрости и патриотического

 чувства.

 2. Полное подчинение интересам России и народа:

 а) скромность и простота,

 б) искренность и правдивость,

  в) близость к простым людям,

  г) проявление мудрости и

  таланта полководца в поддержке нравственного духа

 русского войска.

д) гуманное отношение к

побеждённым,

 3. Верность долгу и армии.

  4. «Простота, доброта и

  правда» во внешнем облике

  М.И. Кутузова.

1.Командующий армией

  грабителей, мародёров и убийц,

  « ничтожнейшее орудие

   истории», « человек с помра-

   чённой совестью».

 2. Законченное проявление

 культа личности, мания

 величия:

 а) самовлюблённость,

 высокомерие, тщеславие.

 б) лицемерие, фальш, позёрство,

 в) равнодушие к судьбам

  окружающих, эгоцентризм,

 г) война-игра, а люди-пешки,

 которых следует лишь правильно расставить и

правильно двигать,

 д) жестокость и вероломство

 Наполеона и его армии.

 3. Предательство по отношению

   к своей армии.

 4. Сатирические краски при

  описании портрета Наполеона.

       

Подведение итогов по таблице. Чтение материала таблицы.

         ( 12 слайд).

XIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

К какому выводу мы пришли, сравнивая образы Кутузова и

Наполеона в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»?

( Ученики делают вывод. Толстой утверждает, что Наполеон не

является великим  человеком прежде всего потому, что он не

отвечает этому званию именно в моральном  отношении.

Иначе говоря, Толстой развенчивает Наполеона не как полководца,

а как человека.)

XIV.СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

   До сих пор находятся исследователи, которые считают, что

Толстой не должен был настолько снижать образ Наполеона,

однако вряд ли стоит соглашаться с такими замечаниями.

Гораздо больше прав Толстой, который утверждает: « Там, где

нет  нравственного величия, нет человеческого величия, и не

стоит награждать его  этим званием.» Позиция Л.Н.Толстого в

целом типична для русской гуманнейшей литературы.

А.С.Пушкин писал: « Гений и злодейство-две вещи несовместные».

Ф.М.Достоевский в своём романе «Преступление и наказание»

раскрыл аморализм Наполеоновского отношения к жизни и к

людям. Толстой в данном случае на конкретном историческом

материале разрабатывает и утверждает эту концепцию человеческого

величия и человеческого ничтожества,

Кутузов выдержал экзамен на человечность и заслужил титул

великого человека, а Наполеон экзамен на человечность не сдал.

Другими словами в романе Л.Н.Толстой показывает человеческое

величие М.И.Кутузова и человеческую никчёмность  Наполеона.

 «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Домашнее задание: написать сочинение на тему « Кутузов и

Наполеон в романе Л.Н.Толстого « Война и мир».

ОБЪЯВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК.

                          СПАСИБО ЗА УРОК!   МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему: « Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Урок предлагается учителям общееобразовательных школ и преподавателям общееобразовательных предметов НПО и СПО. Роман "Война и мир" - величайшее произведение, интересно не только содержание, но и уник...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»

Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элемент...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

"Нет величия там, где нет простоты, добра и правды" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир")

Урок построен с использованием технологии проблемного обучения....

Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием средств ИКТ по теме: «Обмен веществ и энергии»

Любой живой организм, в том числе и человек, - открытая система, которая потребляет из окружающей среды различные вещества и использует их в качестве строительного материла или как источник энергии, в...