Основы читательской грамотности
рабочая программа по литературе (7 класс)

Полуянова Светлана Александровна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

Наименование курса: «Основы читательской грамотности»

Класс: 7 А, Б, В

Уровень общего образования: основное общее

Учитель: Полуянова Светлана Александровна

Срок реализации: 2022/ 2023 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 11 часов в год

Рабочую программу составила:  _____________      Полуянова С.А.

                                                                             подпись                расшифровка подписи

1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами являются: 

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в  учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;
  • способность характеризовать собственные знания и  умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и  практических задач могут быть им успешно решены;
  • познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

  • способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;
  • умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Учитывая специфику курса «Формирование читательской грамотности», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

-определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

-подбирать аргументы, формулировать выводы;

-составлять разные виды планов;

-объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;

-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

•  решать учебно-познавательные и  учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

−  определять назначение разных видов текстов;

−  ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

−  различать темы и подтемы специального текста;

−  выделять не только главную, но и избыточную информацию;

−  прогнозировать последовательность изложения идей текста;

−  сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

−  выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

−  формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

−  понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Обучающийся получит возможность научиться:

•  анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с  текстом: преобразование и  интерпретация информации

Обучающийся научится:

•  структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;

•  преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;

•  интерпретировать текст:

−  сравнивать и  противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

−  обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

−  делать выводы из сформулированных посылок;

−  выводить заключение о  намерении автора или главной мысли текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

•  выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с  информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

•  откликаться на содержание текста:

−  связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

−  оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

−  находить доводы в защиту своей точки зрения;

•  откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

•  на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

•  в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

•  использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения

о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Обучающийся получит возможность научиться:

•  критически относиться к рекламной информации;

•  находить способы проверки противоречивой информации;

•  определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

2.Содержание курса  внеурочной деятельности

«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»-4ч

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль,официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»- 5ч

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

 «Работа с текстом: оценка информации» - 2ч

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

Название раздела/темы

Количество часов

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

4

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

5

«Работа с текстом: оценка информации»

2

Итого

11

4.Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Дата

 Название раздела/ тема урока

Кол-во часов

пример

ная

факти

чески

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

4

1

Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Типология текстов. Речевая ситуация.  

1

2

Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция.

1

3

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

1

4

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде.

1

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

5

5

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.

1

6

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос.

1

7

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование таблицы в связный текст,  информации, полученной из схемы, в текстовую задачу

1

8

Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию.

1

9

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

1

Работа с текстом: оценка информации

2

10

Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация.

1

11

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на семинаре «Смысловое чтение как основа читательской компетентности при формировании функциональной грамотности»

Доклад и стендовая защита к семинару, который состоялся в 2020 году на базе  Школы – интерната №25 ОАО «РЖД». Ст. Вихоревкана базе Школы – интерната №25 ОАО «РЖД&raq...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ...

Задания для тренировки и проверки читательской грамотности на уроке английского языка по теме "Weather" на основе смешанных текстов

Тестовые задания на основе смешанных текстов. Задания можно применять на уроках в 6 классе....

Основы читательской грамотности

Программа «Читательская грамотность» рассчитана для обучающихся 8 класса. Программа составляет 17 часов в год, 0,5 ч. в неделю....

Основы читательской грамотности

Программа «Читательская грамотность» рассчитана для обучающихся 8 класса. Программа составляет 17 часов в год, 0,5 ч. в неделю....