Основы читательской грамотности
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Калина Виктория Геннадьевна

Программа «Читательская грамотность» рассчитана для обучающихся 8 класса. Программа составляет 17 часов в год, 0,5 ч. в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по элективному курсу «Основы читательской грамотности» для учащихся 8 класса

Пояснительная записка

Программа «Читательская грамотность» рассчитана для обучающихся 8 класса. Программа составляет 17 часов в год, 0,5 ч. в неделю.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA

«читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией.

Цель программы: создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.

Задачи:

- инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;

- содействовать формированию читательских компетенций, включая такие   умения        как поиск                информации        и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации; - поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные        формы        социального        и                учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;

- осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем; - создавать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.

Планируемые результаты изучения программы элективного курса

Содержание элективного курса

«Читательская        грамотность»        обеспечивает        реализацию        следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами являются:

- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;

- способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;

- познавательный интерес к различной информации;

- читательский интерес.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;

- умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Учитывая специфику курса «Читательская грамотность», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.

Предметными результатами обучающихся являются:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

-определять        признаки        текста,        тему,        основную        мысль,        идею        текста, авторскую позицию;

-выбирать        из        текста        или        придумать        заголовок,        соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

-подбирать аргументы, формулировать выводы;

-составлять разные виды планов;

-объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;

-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;

- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

− определять назначение разных видов текстов;

− ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

− различать темы и подтемы специального текста;

− выделять не только главную, но и избыточную информацию;

− прогнозировать последовательность изложения идей текста;

− сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

− выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

−        формировать        на        основе        текста        систему        аргументов        (доводов)        для обоснования определённой позиции;

− понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

- структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;

− сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

− делать выводы из сформулированных посылок;

− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

        - откликаться на содержание текста:

− связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

−        оценивать        утверждения,        сделанные        в        тексте,        исходя        из        своих представлений о мире;

− находить доводы в защиту своей точки зрения;

- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

- критически относиться к рекламной информации;

- находить способы проверки противоречивой информации;

- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  •         договариваться        и        приходить        к        общему        решению        в        совместной деятельности.

Такой        подход        позволяет        реализовывать        требования        федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой

стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Работа с текстом: оценка информации» - 9ч

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

Тематическое планирование

№ урок а

Наименование раздела и тема

Количество часов/дата урока

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного – 12

часов

1.

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений.

1/ 07.09.23

2.

Типология текстов. Речевая ситуация.

1/14.09.23

3.

Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль).

1/21.09.23

4.

Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.

1/28.09.23

5.

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства.

1/05.10.23

6.

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта,

освоения и использования информации.

1/12.10.23

7.

Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская

1/19.10.23

позиция.

8.

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

1/26.10.23

9.

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

1/09.11.23

10.

Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде.

1/16.11.23

11.

Разные способы представления информации:

словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака.

1/23.11.23

12.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

1/30.11.23

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

13.

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).

1/07.12.23

14.

Вопросы по содержанию текста.

1/14.12.23

15.

Формулирование выводов, основанных на содержании текста.

1/21.12.23

16.

Аргументы, подтверждающие вывод.

1/23.12.23

17

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из

прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

1/28.12.23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на семинаре «Смысловое чтение как основа читательской компетентности при формировании функциональной грамотности»

Доклад и стендовая защита к семинару, который состоялся в 2020 году на базе  Школы – интерната №25 ОАО «РЖД». Ст. Вихоревкана базе Школы – интерната №25 ОАО «РЖД&raq...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ...

Задания для тренировки и проверки читательской грамотности на уроке английского языка по теме "Weather" на основе смешанных текстов

Тестовые задания на основе смешанных текстов. Задания можно применять на уроках в 6 классе....

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...