Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"
план-конспект занятия (6 класс)

Кожанова Нина Владимировна

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.

Презентация к мастер-классу показывает этапы данного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_6a_klass.docx274.59 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  : Функциональная грамотность. Читательская   грамотность. «Документы музея как один из  источников  формирования читательской грамотности».

 «Женщина в пекле войны».

6а класс

Классный руководитель  Кожанова Н.В.

Цели урока:

Образовательные: поиск необходимой информации, умение переработать ее для различных ситуаций

Воспитательные:  воспитание патриотических чувств, воспитание эмпатии.

 Развивающие:

Развивать:

  • умение найти и извлечь информацию из текста;
  • умение осмыслить прочитанный текст,
  • Умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.

УУД:

Личностные УУД: умение  определять ценностно-смысловые связи в тексте

Регулятивные УУД:

Умение  прогнозировать — способность спрогнозировать результат и его характеристики, а также принять меры для улучшения итога своей деятельности.

Формирование навыков  саморегуляции- умение  преодолевать возможные трудности и находить способы разрешения проблемы   группе. Или индивидуально.

Познавательные УУД:

Формировать умение найти информацию,

использовать различные методы поиска фактических данных,

выбрать наиболее эффективные из них,

изучить материалы при помощи смыслового чтения

Коммуникативные УУД:

Развивать умение принимать решения и грамотно отстаивать свою точку зрения,

правильно формулировать и ставить вопросы,

четко и полно выражать мысли.

Ход урока

Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами урок функциональной грамотности. Одной из главных её  составляющих  является  читательская грамотность. На этом уроке мы с вами познакомимся с одним из документов из архива музея, на примере этого  источника информации  мы будем выполнять различные задания по пониманию текста, который несет описания военных действий. Этому письму 53 года. Это архивный документ музея школы...

Мы будем работать с текстом, имеющим многие сведения. Вы должны будете извлечь различную  информацию из текста, анализировать эту информацию.

            На экране вы видите фотографию женщины.  Ее имя  Чигирева Галина

            Сергеевна

  1. Подумайте и скажите, почему  фотография этой женщины здесь, в школьном музее? Кто эта женщина?

Ответы учащихся.

1.2. Как вы думаете, почему о ней  материал хранится в музее

Ответы учащихся.

2.Вы получили таблицы. Ваша задача  предугадать те факты, о которых вы прочитаете позже. Итак, вы должны сейчас, прочитав факт из первой колонки, написать во второй верите вы или не верите тому, что там написано. Третью колонку не заполняем.

Факты

Верю/ не верю

Верная  информация

Галина работала в цеху перед войной

Ей  было 16 лет, когда она пришла в военкомат

Галина не была в центре многих сражений

Галина была разведчицей

Самое тяжелое для солдата было потерять оружие.

Галина Сергеевна поздравляет ребят из  совета музея с днем Победы.

3.1. Перед вами  текст.  Просмотрите  его и  подготовьте ответ: это чья-то публикация из журнала или  это  автобиографические сведения? Как вы убедились в этом? Найдите слова, подтверждающие ваши предположения.
Ответы учащихся. - 5 минут на чтение.

3.2.Опишите чувства девочки перед принятием присяги, зачитайте. Какими они были?

Ответы учащихся.

3.3 Прочитайте мне описание учебного дня.

3.4  Она боялась идти в бой? Докажите словами из текста.

3.5 Найдите  в тексте ответ на вопрос:

Что самым тяжелым было для любого солдата?

3.6  В абзаце, начинающемся словами «А потом был фронт…» какое старорусское архаичное,  слово употребила автор письма? Найдите его.

3.7 Расскажите запомнившийся вам эпизод.

3.9.Это письмо было прислано в музей 53 года назад. Какие слова наставления пишет Галина Сергеевна? Зачитайте ? Они современны?

4.1. Заполните пропуски.

«Жизнь до_____ была очень трудной… В 6 часов утра -подъем, а в 12 ночи – отбой. С утра и до позднего вечера -учёба в классе и ________занятия в снежном поле. Два месяца изучали мы эту науку, до предела были напряжены ______. Нам, девчонкам, особенно трудно было разбирать  и собирать детали ______; большого трудолюбия, усилий, упорства требовали изучение  ________«морзянки», радио и связь. А еще отрабатывать строевой шаг да еще с песней.

4.2 Что такое «морзянка»?

4.3. Вы согласны в этом абзаце со всеми утверждениями?  Ответы учащихся

«Попав под усиленный артналет гитлеровцев, одним из взрывов я была отброшена в ледяную воду речки. Лед был трухлявый, я, выбиваясь из сил, пыталась выбраться, но поняла, что нет , не смогу, мне пришел конец. Но двое солдат прибежали, вытащили меня, отвели в землянку, их командир  устроил допрос.  Благодаря им, я осталась жива. Пакет, хоть и отсыревший, был доставлен во время».

4.4.Если бы мы составляли план документа, какие пункты вы бы обозначили?

4.5. Время доработать таблицу  с  фактами.  Как вы заполнили третий столбик?

факты

Верю/ не верю

Верно

Галина работала в цеху перед войной

Нет, не работала.

Ей  было 16 лет, когда она пришла в военкомат

Ей не было и пятнадцати, когда она, скрыв свой возраст, ушла добровольцем на фронт.

Галина не была в центре многих сражений

Галина   в течение всех  военных лет была в самом «пекле» войны

Галина была разведчицей

 

Да, она была разведчицей.

Самое тяжелое для солдата было потерять оружие.

Самым тяжелым для солдата было потерять боевого товарища.

Галина Сергеевна поздравляет ребят из  совета музея с днем Победы.

Галина Сергеевна поздравляет ребят из  совета музея с Днем 23 февраля

5.1.Найдете ли вы в тексте доказательства , что Галина Сергеевна дошла до Кёнигсберга, а может и дальше? Что это за доказательство?

5.2 Какой эпизод произвел на вас впечатление?

6.1. Выберите подходящее название  автобиографического документа.

«Женщина в пекле войны».

 «У войны не женское лицо»

« Юная Галина в годы войны»

7. Рефлексия ( отзыв об уроке и личном участии в уроке).

«Друзья! Приветствую вас в  день празднования 51 годовщины доблестных Вооруженных сил! День 23 февраля  мне особенно  памятный, с ним связаны  мой день рождения и боевая юность, принятие присяги.

 Это было в грозный, полный лишений и невзгод 1942 год, январь, когда фашисты были вышвырнуты от стен Москвы,  и развилась наступательная операция на всех фронтах. Я , скрыв свой возраст, добровольцем была зачислена в ряды Красной Армии. В свои неполные пятнадцать  я получила свой первый документ гражданина  Советского Союза- не паспорт, а красноармейскую книжку. В 15 лет приняла присягу на верность Родине , своему народу….Вспоминаю этот день.

Стою в единой шеренге бойцов, девочка-подросток, в серой шинели не по возрасту, в большущих валенках, в шапке-ушанке с красной звездочкой, туго перетянутая армейским ремнем, с чувствами радости и волнения, потому что ты – солдат.

Нелегка армейская служба, очень трудно принимать присягу, потому что вся ответственность легла на мои  неокрепшие плечи. Ведь война идет….Я спрашивала себя: «А смогу ли я  преодолеть эту тяжесть борьбы, взяв в руки оружие?» «Да, смогу!»,- отвечала твердо себе.

Жизнь до фронта была очень трудной… В 6 часов утра -подъем, а в 12 ночи – отбой. С утра и до позднего вечера -учёба в классе и тактические занятия в снежном поле. Два месяца изучали мы эту науку, до предела были напряжены нервы. Нам, девчонкам, особенно трудно было разбирать  и собирать детали оружия; большого трудолюбия, усилий, упорства требовали изучение  назубок «морзянки», радио и связь. А еще отрабатывать строевой шаг да еще с песней.

Не всегда крепко спал солдат…. Его сон обрывался по сигналу «тревога», и тогда, ночью, в полном боевом снаряжении маршировать по нескольку километров. Учились вести бой, метко разить «чучел» вместо настоящих фашистов, преодолевать рубежи и по-пластунски ползти…Кисти ломит от колючей боли, ох, как хочется расплакаться, но ты - солдат, а солдат не плачет…

Изображение выглядит как трава, внешний  Автоматически созданное описание

А потом был фронт, передний край, как мы стремились быть там, где туго, где жарко. Не раз без еды, без сна . в грязи, слякоти, в холоде шел , но   не поддавался солдат слабости, бил и бил ворога, изгонял с земли нашей, не давал противнику зацепиться. Самая тяжелая утрата для нас была - потеря  близкого, товарища-бойца, скорбела душа, от боли сжималось сердце. Нелегко было прощаться  с тем, с кем разделял сухарь, глоток воды, пел, шутил, не раз был с тобой на краю жизни, и вот кого-то уносила ОНА… Кто знал, может следующим будешь ты?.. Но о смерти как-то не думалось, каждому хотелось жить, видеть солнце, природу. И проклятие врагу, месть за убитого товарища обрушивали мы на голову врага, ничто не останавливало нас. Враг был хитёр, опытный, оснащенный первоклассной техникой, нелегка была наша борьба. Но воля к жизни, умение и стойкость каждого бойца, желание победить показали высший класс советской военной науки.

Вспоминаю эпизод… Весной 1943 года я с передовой линии  фронта несла  секретный пакет в штаб дивизии. Попав под усиленный артналет гитлеровцев, одним из взрывов была отброшена в ледяную воду речки. Лед был трухлявый, я, выбиваясь из сил, пыталась выбраться, но поняла, что нет , не смогу, мне пришел конец. Но двое солдат прибежали, вытащили меня, отвели в землянку. Благодаря им, я осталась жива. Пакет, хоть и отсыревший, был доставлен во время. Решив отблагодарить этих солдат, я вернулась в подразделение. Но меня ожидала печальная весть: этих двоих солдат, моих спасителей, убило прямым попаданием снаряда... Сразу обоих…

Дорогие юные друзья! К вам обращается (Вихрова) Чигирева Галина Сергеевна. Будьте счастливы под мирным небом! Растите смелыми, отважными, не отступайте от трудностей, готовьте себя к жизни  и борьбе за  всенародное счастье! Идите, юные друзья, по священным тропкам и дорогам, где ценой пота и крови самой жизни отстаивали воины Родину для вас, наших детей.

 С приветом Галина Сергеевна - солдат, разведчица  3-го Белорусского фронта*, 220  стрелковая  дивизия !»

  •  3 -ий  Белорусский фронт- командир Иван Данилович Черняховский

Декабрь, 2022 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Синквейн на уроках русского языка и литературы как один из приемов формирования аналитических умений учащихся (в свете введения ФГОС ООО)"

Презентация содержит рекомендации по составлению синквейнов, примеры синквейнов, составленные учащимися....

Методическая разработка на тему: «Приемы работы с текстом как способ формирования читательской компетенции на уроках литературы в 5 - 6 классах»

В данной работе представлено описание приемов и методов работы  на уроках литературы, которые помогают освоить универсальные способы деятельности при работе с текстом художественного произведения...

Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...

Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся.

Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся....

Решение ситуационных задач на уроках математики – один из методов формирования функциональной грамотности.

Одним из действенных средств повышения эффективности обучения математике является использование на уроках ситуаций, которые позволяют создать в классе условия, приближенные к тем, в которых люди оказы...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...