Конспект урока по литературе в 8 классе "Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Конспект урока по литературе в 8 классе "Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonvizin_nedorosl.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА УРОКА: «Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм».

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:  использование приемов инновационных образовательных технологий с целью развития языковой компетенции при анализе художественного произведения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:     

сформировать понятие «сатира»;

 выявить уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши;

сформировать представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания молодого поколения

 РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: 

развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно-интеллектуальные умения:

развивать навыки работы с текстом художественного произведения;

развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять главную мысль;

развивать творческие способности обучающихся;

логически осмысливать и излагать информацию

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: воспитывать навыки общения, культуру речи,  уважительное и бережное отношение к родному языку; воспитывать интерес к литературе, содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся.

ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний.

ВИД УРОКА: комбинированный.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1 «Недоросль» как сатирическое произведение литературы классицизма

2 Проблема воспитания истинного гражданина

Ход урока.

Организационный момент  Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)

               «Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня.

              Вы служите примером, как усердием и трудами можете сделать себе образование.     Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего ума и плоды  благородного воспитания».     Возможно, так поприветствовал бы вас, молодое поколение,  писатель   Д.И.Фонвизин.

 Д.И.Фонвизин – удивительный  писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин  назвал его «сатиры смелым властелином»:

Этап постановки проблемного вопроса.  Актуализация.

-  Произведение «Недоросль» Фонвизина было написано  в 18  столетии. С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра.

 

-  В чем секрет неувядаемости комедии?

Проблемный вопрос: 

Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину   доверить будущее России? (это вопрос, на который, я надеюсь,  мы сможем ответить в конце урока)

Постановка цели урока.    

  на какие вопросы вы хотели бы сегодня  получить ответКаковы  цели нашего занятия?

-  Поразмышляем над тем, что такое воспитание.

-  Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином  

 - Кто является настоящим гражданином?

Основной этап урока. Усвоение новых знаний

Начнем нашу работу, как говорит один из героев комедии, «с задов», то есть с повторения.

    XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразованиями Петра I.

Велики были достижения этого времени в области науки, просвещения, искусства, поставившие Россию  вровень с европейскими государствами:

1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;

2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.

3) в 1757 г. основана Академия художеств.

Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного человека – монарха, монарха сильного и  просвещенного, как Петр Великий и Екатерина Вторая. В это время в  искусстве, и в том числе литературе, возникло новое направление – классицизм, пришедший в Россию из Франции.

Само понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Образец деятели искусства классицизма нашли в искусстве Древней Греции и Рима. 

Искусство классицизма проповедовало идеи гражданственности, идеи просвещения.

Принципы классицизма:

  1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
  2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
  3. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государству.
  4. Наследование античности как образцу.

 Комедия «Недоросль» является классицистической комедией:

– Герои делятся на положительных и отрицательных;

Фонвизин следует классической традиции в изображении положительных героев. Изображая отрицательных героев, от этой традиции отходит.

Докажите, что Простакова не только злонравна, найдите её положительные качества.

Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына. В финале комедии перед нами страдающая мать, теряющая последнее утешение — утешение сына. Она вызывает уже не смех, а сочувствие.

– герои наделены «говорящими» фамилиями;

– положительные герои являются воплощением идеи гражданского служения государству;

Комедия «Недоросль» - блистательное сатирическое произведение для постановки на сцене. Ведь театр – это место, где исправляются человеческие пороки.

 Что же  такое сатираКомедия?

Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического; резкое осуждение и  осмеяние человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.

ДРАМА (от греческого — действие, действо) — один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Пишется в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене; основа драмы — действие. Воспроизводит прежде всего внешний по отношению к автору мир. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, властно побуждающие персонажей к словесно-физическим действиям.

КОМЕДИЯ — драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

Комедия - это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие пороки.

Давайте и мы с вами перенесемся на 200 лет назад и  вспомним героев комедии и увидит пороки отрицательных персонажей..

Беседа по вопросам. Первичное восприятие.

-   Почему комедия так названа? «Недоросль»? Понравилась ли она?

-   Почему Митрофана называют недорослем?

 Недорослями тогда называли всех дворянских подростков до 15-16  лет .

Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук в домашних условиях для поступления в службу..

По установленному при Петре I и императрице Анне Иоанновне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в Герольдмейстерскую школу-контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его родители, предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем “недоросля”, как называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет, на “втором смотре”, ребёнок должен был уже уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая оставаться дома только в том случае, если родители обязывались обучать сына иностранному языку, арифметике, Закону Божьему. В пятнадцать лет юноша являлся на новый смотр, и его либо определяли в учебное заведение, либо брали подписку, что он выучится географии, истории и военно-инженерному делу.

-  - Какие качества героя сделали это нейтральное слово нарицательным?

Понаблюдаем за героями комедии и ответим на этот вопрос .

Инсценировка сцены из комедии  (действие 4 явл.8).  

– Почему мы смеемся?  

Митрофан – характер комический.  Полное незнание основ грамматики, истории, географии, но смышленость и сообразительность.

---  Как вы понимаете слово  воспитание

   Воспитание - планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения.

--    Как героя воспитывала мать?

 -    Какое воздействие оказывала на Митрофана мать?

Давайте разберемся . Для этого группы получают задание на карточке и отвечают.

     

 Групповая работа.

1 группа.

-  Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан.

-  Обращаясь к тексту, покажите на примерах,  как Простакова ведет себя со своими б близкими: с мужем, братом,  с учителями Митрофанушки, со слугами.

-  Что это за женщина?

К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. ( д.1, яв.2, 4 )

К Еремеевне:  бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши...

Ты еще, старая ведьма, разревелась...

Еремееевна о себе:    Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день  ( д. 3,яв. 6 );

Мужу :  Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)

            Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и держится.     (  д.2, яв.5)

.К брату:   … Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи...( д.З, яв.З  - дерется со Скотининым). Сердце взяло, дай додраться! (Милон их разнял). ...Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти!  (д.5, яв.2)

К учителям (  д.3  явл. 7 урок Митрофана )

    Простакова - полновластная хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова сказать, ни шагу ступить без ее согласия. Властно, грубо она относится ко всем. Она особенно отвратительна со слугами. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.

 Муж у нее под каблуком,  она им помыкает. Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно,  кормит плохо.

2 группа.  

-  Но как эта «презлая фурия»  относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии ответы.    Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?

( Заступается за сына, ругает учителей, Еремеевну.   («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! «Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»)

(  То, как она им любуется…  «Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»). 

-   В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал?

 (Её идеал – батюшка, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и -  сохранить», для этого хочет женить на Софье Митрофана.

-    Как Простакова относится к образованию? Для чего она нанимает учителей?

“Без наук люди живут и жили”- говорит помещица. Она присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит...”- говорит она Цыфиркину.

При решении задачи о деньгах она советует сыну: “...Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. д.З, яв.7)

Простакова о географии: “...Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская.. (д.4, яв.8)

-   Почему же Митрофан ничему не научился?  На кого похож?

Сама она невежественная, безграмотная женщина.  Простакова  вынуждена пригласить к сыну учителей,  хотя не считает образование необходимостью,  и смотрит на обучение,  как на тяжелую повинность.

Выводы:

 Простакова   -  невежественная, необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к людям, беспощадная крепостница, слепо любящая своего сына.

Она  уродует его характер, воспитывает в нем наглость, лень, подлость и  жестокость. И он действительно становится похожим на мать.

 

3 группа.

Герои - антиподы Митрофана.

Кто они? Прочитайте высказывания Стародума и объясните их. Согласны ли вы с ними?

  • Глупому сыну не в помощь богатство.
  • Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
  • Невежда без души – зверь.
  • Золотой болван – всё болван.
  • Наличные деньги - не наличные достоинства.
  • Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается.

-    Кто Милон по роду занятийКакой он офицер? Что мы узнаем о нем?

-   Какие качества он ценит в человеке? Можно ли его считать истинным гражданином своего Отечества      ( дейст.4 явл.  6 ).      

  Милон любит Родину, он честен, справедлив, умен, думает о благе государства, он смелый и благородный офицер. Он образец настоящего гражданина  Отечества.

Отработка темы «Речевые характеристики героев»

Цель: показать высокое драматическое мастерство в создании речевых характеристик.

1. Индивидуальные задания:

1) жизнь Кутейкина; биография Цыфиркина; жизнь Вральмана;

2) лексика, присущая только Кутейкину; Цыфиркину; Вральману.

2. Работа с классом. В чём своеобразие речи Кутейкина?

Речь недоучившегося семинариста. Построена на церковнославянской лексике и фразеологии, насыщена формами церковнославянского языка: тьма кромешная, притча во языцех; горе мне, грешному; здешняя епархия, взалкал, зван бых и придох; богу изволившу, кабы не умудрил и меня владыко и так далее.

В чём своеобразие речи Цыфиркина?

Речь основана на том, что он в прошлом был солдатом, а сейчас преподаёт арифметику. Отсюда в его речи постоянные подсчёты, а также военные термины и фразеологические обороты. Приведите примеры, доказывающие это.

Подведение итогов.  Рефлексия.

Фонвизин обращается к вам, молодому поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование, верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.

- На какие вопросы вы получили ответы на нашем занятии?  

- Кого можно назвать настоящим гражданином своего Отечества?

- Продолжите строчку: «Сегодня на уроке я задумался…»

 - Можно ли Митрофану доверить будущее России? Почему?

Выводы:

           Митрофан, воспитанный своей матушкой, становится «злонравия достойным плодом».

Не уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить свою Отчизну, следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может быть истинным гражданином.

Образы носителей добродетели — Стародум и Правдин. Положительные образы влюблённых — Софьи и Милона. Им доверены мысли и чувства самого драматурга и близких ему людей. Они говорят о том, что дорого автору: о необходимости привить человеку с детства сознание долга, любовь к Отчизне. Непогрешимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчестности. Они выдвигают прямо противоположные простаковым всех рангов понятия о чести, знатности и богатстве.

Домашнее задание: написать характеристики 2 героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (на выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 9 классе "Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

В классе преобладают учащиеся со зрительным восприятием, поэтому использование  медиапродукта должно было настроить их на работу, пробудить интерес и помочь зрительно представить образы героев, о...

Проблемы воспитания истинного гражданина.Комедия Д.И.Фонвизина "Недоросль"

Проблемы воспитания и образования гражданина своей страны до сих пор остаются актуальными. Злободневность  и важность вопросов, поставленных в комедии "Недоросль" должна привлечь внимание не толь...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев.

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев....

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема:  « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...

Конспект урока по литературе на тему "Недоросль" Д.И.Фонвизина в 8 классе

Тип урока:Урок-семинар. Оборудование:Комедия "Недоросль" Д.И.Фонвизина Цели урока: Обучающая.  Научиться видеть в произведении взгляд автора на исторические и общественные соб...

Конспект урока в 6 классе «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени».

Тема: «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени». Класс: 6....