Конспект урока по литературе на тему "Недоросль" Д.И.Фонвизина в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Старкова Юлия Сергеевна

Тип урока:

Урок-семинар.

 

Оборудование:

Комедия "Недоросль" Д.И.Фонвизина

 

Цели урока:

Обучающая.  Научиться видеть в произведении взгляд автора на исторические и общественные события.

Воспитательная.  Учиться вырабатывать свою точку зрения, учиться у положительных героев чувству патриотизма, желанию служить своему Отечеству.

Развивающая. Учиться сопоставлять исторические события и их отражение в литературе. Развивать свои творческие способности (художественные,  драматические).

 

Методы и приемы:

Традиционные:

Объяснительно-иллюстративный (слово учителя, комментированное чтение).

Репродуктивный (выразительное чтение, беседа) .

 

Развивающие:

 Эвристический. (вопросы по образам в стихотворениях, дискуссия).

 Проблемный (проблемная беседа).

 

Виды деятельности учащихся:

Пересказ текста;

Ответы на вопросы по содержанию;

Участие в дискуссиях по проблемным вопросам;

Выразительное чтение фрагментов из текста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drama.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе на тему

"Недоросль" Д.И.Фонвизина в 8 классе

Тип урока:

Урок-семинар.

Оборудование:

Комедия "Недоросль" Д.И.Фонвизина

Цели урока:

Обучающая.  Научиться видеть в произведении взгляд автора на исторические и общественные события.

Воспитательная.  Учиться вырабатывать свою точку зрения, учиться у положительных героев чувству патриотизма, желанию служить своему Отечеству.

Развивающая. Учиться сопоставлять исторические события и их отражение в литературе. Развивать свои творческие способности (художественные,  драматические).

Методы и приемы:

Традиционные:

Объяснительно-иллюстративный (слово учителя, комментированное чтение).

Репродуктивный (выразительное чтение, беседа) .

Развивающие:

 Эвристический. (вопросы по образам в стихотворениях, дискуссия).

 Проблемный (проблемная беседа).

Виды деятельности учащихся:

Пересказ текста;

Ответы на вопросы по содержанию;

Участие в дискуссиях по проблемным вопросам;

Выразительное чтение фрагментов из текста;

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих, сдача домашнего сочинения на тему "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание".

Вступительное слово учителя.

У.: Сегодня мы знакомимся с комедией русского просветительского классицизма. Это «Недоросль». Она написана в 1782 году. В произведении Фонвизин поднимает вопрос, который волнует нас и сейчас, вопрос о воспитании молодого поколения, о том, как влияет окружающая среда на юные умы и сердца. Первая постановка «Недоросля» состоялась в Петербурге в сентябре 1782 года. Цензура, признавая пьесу недостаточно благопристойной, вычеркивала реплики и целые сцены из комедии. Восторженно приняла пьесу московская публика. Было дано восемь представлений в течение сезона 1783 года.

Реализация образовательной цели.

Название выбрано не случайно. В словаре Ожегова дается два лексических значения этого слова. 1. Недоросль – в XVIII веке в России молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу. 2. перен. глуповатый юноша-недоучка (разговорное, ироничное).

У.: Как вы считаете, в каком значении брал это слово Фонвизин для названия комедии? (ОТВЕТ: в первом, второе появилось уже после выхода комедии в свет).

У.: Итак, давайте откроем комедию и посмотрим на список действующих лиц. Что можно сказать о фамилиях и именах героев комедии? (ОТВЕТ: Говорящие фамилии, разграничение отрицательных и положительных героев).

У.: Правильно. А Рома дома подготовил для нас сообщение на эту тему.

УЧЕНИК ВЫСТУПАЕТ С СООБЩЕНИЕМ.

У.: Комедия Фонвизина написана в направлении просветительского классицизма, и автор, давая героям говорящие фамилии, уже делит их на отрицательных и положительных. Тем самым он создает у зрителей и читателей определенное представление о персонажах еще до просмотра спектакля и прочтения комедии.

У.: А теперь давайте почитаем по ролям 1-4 явления.

УЧ-СЯ ЧИТАЮТ.

У.:  Какими предстали перед вами персонажи?

ОТВЕТЫ.

У.: Кто из них вам кажется колоритнее? Почему?

ОТВЕТЫ.

У.: В 1912 году Саводник В., автор учебника по истории русской словесности, писал: «Главное, центральное лицо этой комедии – госпожа Простакова. На ней держится все действие комедии, и вместе с тем она изображена полнее и ярче всех других выведенных лиц. …вся ее несложная духовная жизнь раскрыта автором, показаны различные стороны ее существа, обнаружены двигательные пружины ее действий».

У.: Можете ли вы на данный момент согласиться с этим утверждением? Докажите свое мнение.

ОТВЕТЫ.

У.:  Что показалось вам смешным?

ОТВЕТЫ.

У.: Над чем вы призадумались?

ОТВЕТЫ.

У.: А теперь давайте почитаем по ролям 5 явление.

УЧ-СЯ ЧИТАЮТ.

У.:  Что нового вы узнали о персонажах комедии?

ОТВЕТЫ.

У.:  Удалось ли актерам передать характеры героев?

ОТВЕТЫ.

У.: Что своего привнес каждый исполнитель в свою роль?

ОТВЕТЫ.

У.:  Вопрос к актерам: какими вы увидели своих персонажей, удалось ли вам донести свое видение до зрителей?

ОТВЕТЫ.

У.: Обратимся к речи героев. Дайте речевые характеристики персонажей. Что мы можем сказать о герое, судя по его речи? Вам предстоит поработать в группах. Делимся на 6 групп (по числу героев в анализируемых явлениях):

- первая группа анализирует язык Простаковой;

- вторая – Скотинина;

- третья – Митрофанушки;

- четвертая – Простакова;

- пятая – Еремеевны;

- шестая – Тришки.

При работе используйте опорную карточку.

Карточка.

Словарный запас: какая лексика употребляется, бедность (богатство) языка.

Выразительность речи, эмоциональность, интонация.

Синтаксические конструкции (простые, сложные предложения).

Выразительные средства (эпитеты, сравнения, инверсия и т.д.)

УЧ-СЯ ГОТОВЯТСЯ, ДАЛЕЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТ РЕЧЬ КАЖДОГО ПЕРСОНАЖА.

У.: Что общего в языке всех отрицательных персонажей?

ОТВЕТ: Отрицательным персонажам присущ простонародный разговорный язык. Словарный запас Скотинина и его сестры включает слова, используемые на скотном дворе. Их преставление о жизни начинается и кончается скотным двором.

Рефлексия.

У.: Давайте подведем небольшой итог, каждый сам. Ваши высказывания могут начинаться с фраз типа :

- Читая произведение, я понял, что...

- На этом уроке я сделал для себя вывод...

Заключительное слово учителя. 

У.: Фонвизин – один из самых талантливых писателей своего времени. Он смог создать колоритные речевые характеристики героев комедии. В пьесе есть четкое разграничение языка положительных и отрицательных персонажей.

Домашнее задание.

Дочитать до конца 1 действие, прочитать 2 действие.

Задания по парам:

  1. Речевая характеристика Кутейкина.
  2. Речевая характеристика Цыфиркина.
  3. Речевая характеристика Софьи.
  4. Речевая характеристика Правдина.
  5. Выяснить значение слова РЕЗОНЕР и чем в старину отличались значения слов МАМА и МАТЬ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по теме "Тема любви в творчестве А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина."

Цели:Образовательная: раскрыть особенности любовной лирики А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина; выявить своеобразие поэтики каждого из поэтов.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализ...

Конспект урока по литературе на тему "И.С. Тургенев "Муму". Протест Герасима против крепостного права" (5 класс)

Тема урока: И.С. Тургенев «Муму». Протест Герасима против крепостного права.Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершит...

Конспект урока по литературе по теме "Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»" 8 класс

Цели:образовательная:·         сообщить учащимся сведения из жизни писателя – сатирика;·         подготовить учащихся к ...

Конспект урока по литературе на тему "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон" (8 класс)

Урок литературы в 8 классе "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон". Цель: познакомить учащихся с поэзией Эдгара По на примере поэмы «Ворон», проанализировать мист...

Конспект урока по литературе по теме "Уроки доброты" (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

Методическая разработка может быть использована как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях и классных часах, посвященных нравственным проблемам. Основной вопрос обсуждения...

Конспект урока по литературе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Фета" (10 класс)

Конспект урока литературы, провереднного в 10 классе, с применением технологии группового обучения....