Конспект урока по литературе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Фета" (10 класс)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Самигуллина Гульнара Тахировна

Конспект урока литературы, провереднного в 10 классе, с применением технологии группового обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l10_urok_tema_poeta_i_poezii_v_lirike_feta.docx70.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы»

Конспект открытого урока литературы

на тему: «Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Фета»

(10 класс)

урок подготовлен и проведен

учителем русского языка и литературы

Самигуллиной Г.Т.

февраль, 2018

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Цели урока:

  • познавательная: определить, как понимал А. Фет назначение поэта в жизни общества, отношение А. Фета к поэтам некрасовского круга;
  • развивающая: развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, навыков анализа поэтического текста;
  • воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к мировоззрению художника, уважительное отношение к чужому мнению.

Оборудование: раздаточный материал, тексты стихотворений и вопросы к ним.

Эпиграф к уроку: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты» (А. Фет).

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания

Формируемые УУД

Создает условия для актуализации знаний обучающихся.

Актуализируют знания. Слушают учителя, отвечают на вопросы.

С конца 1850-х – начала 1860-х гг. художественные принципы некрасовской школы вызывали у Фета не только идейный антагонизм, но и стойкое эстетическое неприятие. Сама природа художественного дара Фета наиболее полно соответствовала принципам «чистого искусства».

Беседа по вопросам (фронтально):

  • Что такое «чистое искусство»?
  • Какие идеи выдвинули поэты – сторонники «чистого искусства»?
  • В чем они не соглашались с революционерами-демократами?

Л.: самоопределение к деятельности

II. Постановка учебной задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания

Формируемые УУД

Создает условия для определения обучающимися цели урока

Определяют цель урока и принимают учебную задачу

Действительно, стало общим местом утверждение, что Фет – представитель «чистого искусства». Тем не менее он наиболее последовательно и твердо отстаивал свою точку зрения на назначение поэзии.

  • Как вы считаете, какова будет цель нашего урока?
  • Что нам нужно сделать, чтобы ее достичь?

Р.: целеполагание, планирование учебной деятельности

III. «Открытие» нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания

Формируемые УУД

Организует работу учащихся в группах.

Работают в группах. Анализируют стихотворения А. Фета, отвечают на вопросы.

(см. Приложение)

1 группа – «Как беден наш язык!»

2  группа – «Одним толчком согнать ладью живую»

3 группа – «Псевдопоэту»

4 группа – «Муза» («Ты хочешь проклинать, рыдая и стеня»)

П.: поиск и выделение необходимой информации, ее анализ.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

IV. Выступление групп.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания

Формируемые УУД

Помогает обучающимся

Презентация своей работы. Чтение стихотворения и определение его идеи.

Составление сводной таблицы (см. ниже)

П.: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Примерная таблица

Название стихотворения

Идея

«Как беден наш язык!»

То, что не может выразить в слове обычный, рядовой носитель языка, доступно поэту. Он может отразить в слове и внутренний мир человека, и мир природы.

«Одним толчком согнать ладью живую»

Поэт способен отразить в своем творчестве всю красоту высшего мира и заставить других увидеть эту красоту.

«Псевдопоэту»

Для настоящего поэта важна свобода творчества. Писать на злобу дня унизительно.

«Муза»

Подлинная поэзия несет в себе «избавление от муки». Поэт призывает к высокому, поэтому он должен быть свободен в своем творчестве.

V. Подведение итогов работы.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания

Формируемые УУД

Помогает обучающимся сформулировать выводы по теме урока

Обобщают наблюдения, сделанные в ходе урока. Делают вывод по теме урока

Беседа по вопросам:

  • Почему Фет так последовательно отстаивал позиции «чистого искусства»?
  • Каково, по его мнению, назначение поэта и поэзии?

(По мнению Фета, предмет поэзии – всё высокое и светлое, что возвышает душу человека. Цель поэзии – заставить человека позабыть этот будничный мир, перенестись душой в идеальный мир красоты. Следовательно, поэт должен высоко ценить свой дар и не должен унижаться до служения толпе)

  • Чья точка зрения вам ближе: Некрасова или Фета?
  • В чем ущербность обеих позиций?

Л.: нравственно-этическая ориентация П.: сравнение объектов по выделенным признакам; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

VI. Рефлексия.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания

Формируемые УУД

Организует процесс оценки обучающимися собственной работы на уроке

Производят рефлексию, оценивают свою работу.

Беседа по вопросам:

  • Что нового мы узнали на уроке?
  • Что показалось трудным? Что понравилось?
  • Кто считает, что он отработал урок в полную силу? Кому нужно лучше стараться?

Р.: рефлексия и оценка результатов собственной деятельности.

Список использованных источников:

1. Беляева Н. В. Литература: 10 кл.: поурочн. разработки: кн. для учителя / Н. В. Беляева, А. Е. Иллюминарская. – М.: Просвещение, 2008

2. Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета. – М., 1975.

3. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. – Л., 1990.

4. Озеров Л. А.А. Фет. О мастерстве поэта, - М., 2005.

5. Фет А.А. «Как беден наш язык!..»// http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/48.htm

6. Фет А.А. «Одним толчком согнать ладью живую…»// http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/100.htm

7. Фет А.А. Псевдопоэту// http://pishi-stihi.ru/psevdopoetu-fet.htm

8. Фет А.А. Муза («Ты хочешь проклинать, рыдая и стеня…»)// https://ilibrary.ru/text/1641/p.1/index.html


ПРИЛОЖЕНИЕ.

Раздаточный материал.

***

Как беден наш язык! - Хочу и не могу.-

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

Вопросы для анализа:

1. О чем сожалеет автор стихотворения?

2. Как двухчастная композиция помогает понять смысл стихотворения?

3. Чем, по мнению автора, поэт отличается от любого другого носителя языка?

4. В чем общность этого стихотворения со стихотворением Ф.Тютчева «Silentium!»?

***

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец -

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

Вопросы для анализа:

1. О каких способностях певца говорится в стихотворении?

2. В чем заключается, по мнению автора, назначение истинного поэта?

Псевдопоэту

Молчи, поникни головою,

Как бы представ на страшный суд,

Когда случайно пред тобою

Любимца муз упомянут!

На рынок! Там кричит желудок,

Там для стоокого слепца

Ценней грошовый твой рассудок

Безумной прихоти певца.

Там сбыт малеванному хламу,

На этой затхлой площади, —

Но к музам, к чистому их храму,

Продажный раб, не подходи!

Влача по прихоти народа

В грязи низкопоклонный стих,

Ты слова гордого свобода

Ни разу сердцем не постиг.

Не возносился богомольно

Ты в ту свежеющую мглу,

Где беззаветно лишь привольно

Свободной песне да орлу.

Вопросы для анализа:

1. К кому обращается автор в этом стихотворении?

2. Почему он отказывает такому литератору в праве называться поэтом?

3. Почему Фет называет псевдопоэта «продажным рабом»?

4. Каким, по мнению Фета, должен быть настоящий поэт?

Муза

Мы рождены для вдохновенья

Для звуков сладких и молитв.

Пушкин

Ты хочешь проклинать, рыдая и стеня,

Бичей подыскивать к закону.

Поэт, остановись! не призывай меня,

Зови из бездны Тизифону[1].

 

Пленительные сны лелея наяву,

Своей божественною властью

Я к наслаждению высокому зову

И к человеческому счастью.

 

Когда, бесчинствами обиженный опять,

В груди заслышишь зов к рыданью, -

Я ради мук твоих не стану изменять

Свободы вечному призванью.

 

Страдать! Страдают все, страдает темный зверь

Без упованья, без сознанья;

Но перед ним туда навек закрыта дверь,

Где радость теплится страданья.

 

Ожесточенному и черствому душой

Пусть эта радость незнакома.

Зачем же лиру бьешь ребяческой рукой,

Что не труба она погрома?

  

К чему противиться природе и судьбе? -

На землю сносят эти звуки

Не бурю страстную, не вызовы к борьбе,

А исцеление от муки.

Вопросы для анализа:

1. В чем, по мнению Фета, состоит назначение поэта и поэзии?

2. Какой смысл вносит в стихотворение эпиграф из А. Пушкина?


[1] Тизифона – (др.-греч. Tisiphone – «мстительница за убийство», богиня кровной мести) – в греческой мифологии одна из трех эриний (Эринии – богини проклятия, мести и кары).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),

Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто...

Конспект урока литературы в 9 классе "Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина"

Конспект урока литературы в 9 классе  "Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина"...

Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина».

Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина». Дата: 21.11.2017Тип урока: Урок обобщения и систематизации Цели: сформировать умение уча...

Конспект урока по литературе "Не остужайте свои сердца..." (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма" 8 класс

Данный конспект урока поможет пробудить в детях чувства и желания пристально взглянуть на себя со стороны и задуматься над вопросом "Настоящая доброта... Какая она?"...

Конспект урока по литературе на тему "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон" (8 класс)

Урок литературы в 8 классе "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон". Цель: познакомить учащихся с поэзией Эдгара По на примере поэмы «Ворон», проанализировать мист...