"Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского, урок в 10 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Урок литературы для учащихся 10 класса, урок с при менением метода "урок наоброт"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе

Учитель: Молькова Светлана Васильевна

Тема урока: «Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество писателя»

Класс: 10а (в уроке принимают учащиеся 9а класса, они готовят дополнительный материал)

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Методы обучения: беседа, объяснение, проблемное изложение, демонстрация презентация, видеолекция.

Форма урока: урок с применением перевернутого обучения

Оборудование:  видеолекция, репродукция картины Василия Перова «Портрет Ф.М. Достоевского, репродукция картины Ивана Крамского «Христос в Пустыне», цитатный словарик, презентация

 Цели урока: 

1.познакомить с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества;

2.помочь учащимся осознать роль творчества Достоевского в литературе;

3.привить любовь к литературе

Задачи: 1) познакомить с биографией писателя, основными произведениями;

2) познакомить с оценкой творчества писателя критиками

Ход урока.

1. Домашнее задание: (домашнее задание дается заранее, пересылается на электронную почту ученикам)

1. Просмотреть видеолекцию по теме «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского»; 2. Составить  цитатный план видеолекции; 3.Ответить на вопрос: «Сколько, по вашему мнению, можно выделить периодов творчества Достоевского? 4. Найти и записать определение слова мировоззрение; 5. В каком случае применяют выражение «кабальный договор»? 6.  В видеолекции найти фрагмент «Возвращение к творчеству. Перелом в мировоззрении», тезисно записать основное в изменении мировоззрении Достоевского.

2. Приветствие:

-Здравствуйте ребята,  на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их.

-Встаньте прямо, расправьте плечи, поднимите голову, подарите мне свою улыбку. Я вам желаю хорошей, плодотворной работы на уроке, чтобы наш урок прошел интересно, и мы многому научились. Пусть девизом нашего урока станут слова «Умеешь сам - научи другого». Вы талантливые дети! Когда-нибудь, вы сами  приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. Я желаю вам отличного настроения на весь урок. Присаживайтесь

-Сегодня на уроке вы продолжите изучать литературу XIX века.  Познакомитесь с  писателем, чье творчество – это новый этап в развитии критического реализма.

3.  Тема и цели урока:

Выходят обучающиеся 9а класса,  читают отрывок из воспоминаний Анны Сниткиной (диалог)

Третьего октября 1866 года, около семи часов вечера, я, по обыкновению, пришла в 6-ю мужскую гимназию, где преподаватель стенографии П. М. Ольхин читал свою лекцию. Она еще не началась: поджидали опоздавших. Ко мне подошел Ольхин и, сев рядом на скамейку, сказал:

   - Анна Григорьевна, не хотите ли получить стенографическую работу?

   - Очень хочу, - ответила я.

   - У кого же предполагается стенографическая работа? - заинтересовалась я

   - У писателя Достоевского. Он теперь занят новым романом и намерен писать его при помощи стенографа. Достоевский думает, что в романе будет около семи печатных листов большого формата, и предлагает за весь труд пятьдесят рублей.

   Я поспешила согласиться. Имя Достоевского было знакомо мне с детства: он был любимым писателем моего отца.

- Вы, наверное, уже догадались, о каком великом писателе пойдет речь на нашем уроке?

(Ф.М.Достоевском).

-Дома вы просмотрели видеолекцию. Сформулируйте, опираясь на лекцию, тему беседы сегодняшнего урока  (жизнь и творчество Ф.М. Достоевского). Запишите тему урока в тетрадь: «Достоевский. Жизнь и творчество писателя»

-Как вы думаете, каковы цели  нашего урока? (Цели: познакомиться с биографией писателя; особенностями его мировоззрения; своеобразием творчества.)

4. Проверка домашнего задания:

-Просмотрев лекцию, вы должны были дома составить ее план. Прочитайте планы лекции.

Пример:

1.  Детство писателя. 2. Первые утраты (смерть Пушкина, смерть матери писателя – 1837). 3. Петербург – военно-инженерное училище (1837-1843). 4. 1839 – смерть отца. 5. 1844 – отставка. 6. Первый роман: «Бедные люди». 7. Кружок Петрашевского. 8. Имитация казни – 1849. 9. Каторга (1849-1853). 10. Служба в Семипалатинске (1853-1859). 11. Возвращение к творчеству. 12 Семейные утраты – 1864. 13. Кабальный договор. 14. Анна Григорьевна Сниткина. 15. 9 января 1881 – смерть писателя.

5. Актуализация знаний:

-Для проверки полученных знаний в ходе изучения видеолекции проведем небольшой литературный диктант:

1. Кем был отец Федора Михайловича Достоевского по профессии? (лекарем)

2. Какое событие произошло в жизни Достоевского 23 апреля 1849 года? (арест и заключение в Петропавловскую крепость)

3. Сколько лет был Достоевский на каторге? (4 года)

4. Как звали первую жену Ф. М. Достоевского? (Мария Дмитриевна Исаева)

5. Какие два события произошли в 1837 году (смерть Пушкина, смерть матери)

6. Какой тяжелый недуг преследовал Федора Михайловича всю жизнь? (эпилепсия)

7. Как называется первый роман Достоевского («Бедные люди»)

8. Какие семейные утраты случились в жизни Достоевского в 1864 году (смерть первой жены и брата)

9. В каком году умер писатель? (1881)

(Проверка).

- В качестве эпиграфа к нашей беседе я взяла слова русского поэта 20 века  Иннокентия Анненского: «Читайте Достоевского, любите Достоевского, — если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте... по возможности только его»

-Действительно, о писателе всегда лучше всего скажут его произведения.  Но чтобы понять истину в них, нам нужно приоткрыть завесу души писателя, понять   его мысли, проникнуться его переживаниями, думами.

6. Работа над портретом писателя:

-А что может сказать портрет писателя о нем? 

-Что может сказать портрет человека о нем?

-Посмотрите внимательно репродукцию картины Василия Перова «Портрет Ф.М. Достоевского» (1872 г.)  Вы знаете уже биографию писателя, соотнесите портрет писателя с тем, что узнали о нем?

Ученики 9 класса:

Портрет создавался во время работы Достоевского над романом "Бесы". Психологическая драматургия произведения – контраст между сосредоточенным, застывшим лицом ("головы с ее ледяным страданием" – слова И.Н.Крамского) и крепко сплетенных рук, будто еще помнящих кандалы. За участие в революционном кружке М.В.Буташевича-Петрашевского Достоевский был приговорен к смертной казни, замененной в последний момент каторжными работами. Супруга писателя А.Г.Достоевская говорила, что "Перов уловил… "минуту творчества" Достоевского… он как бы "в себя смотрит". Достоевский изображен в позе, сходной с позой Христа на картине Крамского "Христос в пустыне", это сходство для современников писателя не было случайным. По мнению Крамского, "…главным достоинством [портрета] остается, разумеется, выражение характера знаменитого писателя и человека".

7. Словарная работа:

-Что такое мировоззрение? Подберите и запишите синонимы к слову мировоззрение.

Мировоззрение – это система взглядов на мир и место в нем человека.

Синонимы: миропонимание, миросозерцание, мировидение, мироощущение, идеология

8. Работа над проблемным вопросом:

Какие факты биографии Достоевского оказали влияние на становление его мировоззрения?

Федор Михайлович писал: «Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и даже если будешь разгадывать ее на протяжении всей жизни, не говори, что потратил время; я занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть человеком»

- Расскажите об основных событиях и впечатлениях детства и юности Достоевского, повлиявших на формирование его мировоззрения? Рассказ учащихся основывается на  видеолекции.

Пример:

1. Семья Достоевских жила во флигеле при Мариинской больнице

2. С детства видел нищету, смерть, страдания бедняков, которые обращались в больницу.

3. Рано в его сердце вошло сочувствие к несчастным

4. Отец внушал детям, что жизнь тяжелая, нужно обходиться малым, мать была очень набожна

5. В доме любили книгу, по вечерам читали произведения Пушкина, Карамзина, Жуковского

6. 1837 год – двойной удар (смерть А.С. Пушкина и матери писателя)

7. в студенческие годы, обучаясь в военно-инженерном училище, часто приглашал к себе нищих, слушал их рассказы о тяжелой жизни, хотя сам жил в нужде.

-Все это не могло не повлиять на его мировоззрение.  

9 класс:        

Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в окружающую его действительность. Петербург  предстал перед ним со всеми контрастами и противоречиями. Хотел проникнуть в его тайну, понять, как и чем живут жители города – и в первую очередь обитатели нищих кварталов. У Достоевского возникло страстное желание рассказать о жизни бедных и обездоленных. Здесь Федору Михайловичу пришлось пережить трагедию души так называемого "маленького человека". В училище студентами являлись в основном дети чиновничьей и военной бюрократии. Родители их часто приходили с подарками к преподавателям. В этой среде Достоевский выглядел чужим, часто подвергался оскорблениям. Но, несмотря на эти трудности, Федору Михайловичу удалось добиться признания и товарищей, и учителей. Все убедились, что это человек острого ума и выдающихся способностей.

-Мы подходим к началу творческого пути Ф.М. Достоевского.

-Сколько, по вашему мнению, можно выделить периодов творчества Ф.М. Достоевского? (2 – 1 - начало пути в 1845. 2 – 1859 – расцвет)

-Назовите первое произведение Достоевского («Бедные люди» - 1845).

-Какой художественный  принцип изображения   «маленького человека» использует писатель? (рисовать «маленького человека», не высмеивая, пробуждать сочувствие к нему)

-Перед вами произведения разных авторов. Выпишите те, которые принадлежат перу Достоевского в хронологическом порядке. Все произведения можно встретить в видеолекции.

«Дворянское гнездо» - 1859 г.

«Господа Головлевы» - 1875 г.

«Обыкновенная история» - 1847 г.

«Идиот» - 1867 г.

«Свои люди – сочтемся» - 1849 г.

«Подросток» - 1874 г.

«Кроткая» - 1876 г.

«Накануне» - 1859 г.

«Бесы» - 1871 г.

«Преступление и наказание» - 1866 г.

«Женитьба» - 1835 г.

«Братья Карамазовы» - 1879 г.

«Волки и овцы» - 1875 г.

«Дядюшкин сон» - 1859 г.

(проверка)

-Почему Ф.М. Достоевский активно пишет только, начиная с конца 50-х годов? Какое событие в жизни писателя не дало возможности полноценно творить? (каторга)

-За что Ф.М. Достоевский был отправлен на каторгу? (за деятельность в кружке Петрашевского, увлечение идеями социалистов-утопистов)

Словарная работа:

9 класс

Социалисты-утописты – это философы и политические деятели 18-19 веков. Основоположниками этого направления стали Сен-Симон, Оуэн, Фурье. Основной идеей этого направления было установление всеобщего равенства. Сторонники социалистических идей планировали построить общество на основе всеобщей  собственности, всеобщего равенства, труда, общественного самоуправления. В своих трудах они описывали идеальное общество, по их мнению. Но они назывались утопистами, потому что их идеи не могли сбыться. Они были обречены на провал.

Петрашевцы выдвинули широкую программу демократических преобразований в России, включавшую отмену крепостного права, реформы суда и печати. В 1849 году за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни.

-Что такое имитация смертной казни?

9 класс:

 Из воспоминаний Анны Сниткиной.

Помню, - говорил он, - как стоял на Семеновском плацу среди осужденных товарищей и, видя приготовления, знал, что мне остается жить всего пять минут. Но эти минуты представлялись мне годами, десятками лет, так, казалось, предстояло мне долго жить! На нас уже одели смертные рубашки и разделили по трое, я был восьмым, в третьем ряду. Первых трех привязали к столбам. Через две-три минуты оба ряда были бы расстреляны, и затем наступила бы наша очередь. Как мне хотелось жить, господи боже мой! Как дорога казалась жизнь, сколько доброго, хорошего мог бы я сделать! Мне припомнилось все мое прошлое, не совсем хорошее его употребление, и так захотелось все вновь испытать и жить долго, долго... Вдруг послышался отбой, и я ободрился. Товарищей моих отвязали от столбов, привели обратно и прочитали новый приговор: меня присудили на четыре года в каторжную работу. Не запомню другого такого счастливого дня! Я ходил по своему каземату в Алексеевском равелине и все пел, громко пел, так рад был дарованной мне жизни! Затем допустили брата проститься со мною перед разлукой и накануне рождества Христова отправили в дальний путь. Я сохраняю письмо, которое написал покойному брату в день прочтения приговора, мне недавно вернул письмо племянник.

Только в последнюю минуту сообщили окончательный приговор. Достоевский был осужден на 4 года каторжных работ и солдатчину.

-Как годы каторги изменили мировоззрения писателя? (из видеолекции)

Пример:

1. «Человек есть существо, ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее определение человека» - скажет Ф.М. Достоевский

2. Оценивает революционный путь как гибельный;

3. Писатель осознал, что путь к человечности, к божественной гармонии лежит не через внешние усовершенствования в  политической системе страны, а через духовное самосовершенствование, через внутренние изменения, которые могут произойти только в душе христианина, под влиянием учения Христа, под влиянием глубокой веры в Бога.
9. Физкультурная минутка

Учитель проводит зарядку для глаз.

-Как вы понимаете выражение «кабальный договор»?

Словарная работа:

9 класс:

Кабальный договор (кабальная сделка)  — это сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась. 
-Какой кабальный договор заключил Ф.М. Достоевский с издателем  Федором Стелловским?

-Какие жизненные обстоятельства привели Федора Михайловича заключить его?

(1864 – смерть брата и жены писателя, тяжелое материальное положение, он взял на себя все долговые обязательства брата, заботу о его семье, все заработанные деньги писатель тратил на родственников, которые находились на его иждивении, поэтому ему пришлось заключить кабальный договор)

-Вот как сам Достоевский описывает свой ужасный контракт с Ф. Т. Стелловским

9 класс:

"В 65-м году ... продав за три тысячи Стелловскому мои сочинения..."  "По контракту я обязан был Стелловскому доставить к 1-му ноября прошедшего года новый роман не менее 10 печатных листов обыкновенной печати, иначе подвергался страшной неустойке..."   "...в контракте нашем была статья, по которой я ему обещаю для его издания приготовить роман, не менее 12-ти печатных листов, и если не доставлю к 1-му ноября 1866-го года (последний срок), то волен он, Стелловский, в продолжении девяти лет издавать даром, и как вздумается, всё что я ни напишу безо всякого мне вознаграждения... <...> ... Все такие контракты подписывают, хоть и смеются, так и я подписал. " Очевидно, контракт гласил о том, что если Достоевский не напишет в срок новый роман, то Стелловский получает право издавать даром в течение 9 лет все будущие произведения Достоевского. Этот контракт был скорее похож на кабалу, но в момент подписания контракта писатель остро нуждался в деньгах, поэтому пошел на риск.  О своих переживаниях по поводу контракта со Стелловским Достоевский писал следующее: "За роман Стелловскому я еще и не принимался, но примусь. Составил план - весьма удовлетворительного романчика, так что будут даже признаки характеров. Стелловский беспокоит меня до мучения, даже вижу во сне..." 

-Несколько раз в беседе мы называли одно имя, кстати, в начале беседы, в разыгрываемом диалоге, это имя называлось – Анна Григорьевна Сниткина. Кто такая Анна Сниткина? Какую роль сыграла в судьбе писателя?

-Зная о "кабальном" контракте Достоевского, русский писатель, критик А. П. Милюков посоветовал ему нанять стенографистку, чтобы ускорить работу над романом. Достоевский послушался прислушался к совету Милюкова и нанял на работу юную, но очень расторопную и добросовестную девушку - Анну Сниткину. 

9 класс:

Из воспоминаний Анны Сниткиной.

С первого взгляда Достоевский показался мне довольно старым. Но лишь только заговорил, сейчас же стал моложе, и я подумала, что ему навряд ли более тридцати пяти -семи лет. Он был среднего роста и держался очень прямо. Светло-каштановые, слегка даже рыжеватые волосы, были сильно напомажены и тщательно приглажены. Но что меня поразило, так это его глаза; они были разные: один - карий, в другом зрачок расширен во весь глаз и радужины незаметно. Эта двойственность глаз придавала взгляду Достоевского какое-то загадочное выражение.

-Анна Григорьевна – вторая жена Достоевского, волевая, молодая женщина, которая сумела не только рассчитаться с долгами писателя, быть хранительницей семейного очага, но и являться идейным вдохновителем, истинным почитателем таланта Достоевского.

Благодаря ее влиянию писатель приобрел покой, возможность писать. Именно в этот период писатель пишет лучшие свои произведения, в том числе и «Преступление и наказание» - роман, который вы будете изучать.

- У вас на столах лежат листки с отрывками из критических статей о Достоевском. Прочитайте их и запишите в тетрадь наиболее значимые, на ваш взгляд, черты творчества Достоевского.

Каков же идеал Достоевского? Первая черта этого идеала и высочайшая – это не отчаиваться искать в самом забитом, опозоренном и даже преступном человеке высоких и честных чувств…

Другая черта идеала Достоевского – это убеждение, что одна любовь к людям может возвысить человека и дать ему настоящую цель в жизни.

Над Достоевским тяготела одна власть. Он был поэтом нашей совести.

Достоевский реалист. Все, что он пишет, не только принадлежит действительности, но страшно обыденно. Совесть… не любит тешить себя арабскими сказками. Она угрюма…

И. Анненский

Достоевский был художником – лириком. Все его повести и романы – одна огненная река его собственных переживаний. Это сплошное признание сокровенного своей души. Это – страстное стремление признаться в своей внутренней правде. Это – первый и основной момент в его творчестве.

Второй – постоянное стремление заразить, убедить, потрясти читателя, исповедуя перед ним свою веру.

А. В. Луначарский

(Проверка)

10. Обобщение изученного на уроке:

- Достоевский искал в человеке высокие и честные чувства.

Только любовь может возвысить человека и дать ему цель.

Достоевский – поэт совести, поэт – реалист.

Произведения Достоевского проникнуты его собственными переживаниями, его внутренней правдой.

Он стремится потрясти и заразить читателя своей верой.

11. Рефлексия.

-Подведем итог нашего урока.

- Как вы думаете, выполнили ли мы цели, стоявшие перед нами?

Продолжите, пожалуйста, фразу: Сегодня Я-

-Достоевского читает весь мир, впечатляющая сила его романов огромна. Сложен и противоречив Достоевский. Величайший русский писатель-реалист, знаток жизни, психолог-ясновидец, сострадающий бедным и угнетённым, гуманист, страстный обличитель социального зла, лжи и лицемерия, буржуазных порядков и «демократии», вечно озабоченный судьбой своего народа и человечества, он ставил и решал вопросы о совершенствовании личности, об идеалах человеческого общежития. Он был придирчивым оппонентом революционеров и социалистов своего времени, самоотверженно искавших пути спасения народа Достоевский всегда стоял особняком в русской литературе, оставался не вполне понятым и оценённым.

Особенно актуальны идеи Достоевского Ф. М., когда обезумевший мир шаг за шагом приближается к гибели не только духовной, но и физической. Что же спасет мир? Да и есть ли у мира надежда на спасение? На эти вопросы еще в XIX веке ответил Достоевский: "Красота спасет мир!"

Проблемы, поставленные Достоевским Ф. М., остры в наше время нисколько не меньше, а может быть даже и больше.

Поэтому читайте Достоевского и находите ответы на свои вопросы.

12. Домашнее задание.

Составить акростих, зашифровать фамилию писателя, отразив под каждой буквой фамилии  цитаты и фразы Достоевского,  взятые из цитатного словаря, которые отражают мировоззрение писателя; Сообщение: «Петербург в произведениях Достоевского»; Прочитать первую главу романа Достоевского «Преступление и наказание»

Пример акростиха:

Д-  Деньги тем всего подлее и ненавистнее, что они даже таланты дают. И будут давать до скончания мира
О- Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.

С- Самые серьезные проблемы современного человека происходят оттого, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества.

Т- Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить — только жить! Экая правда!

О- О, низкие характеры! Они и любят, точно ненавидят!

Е- Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

В- Веселость человека — это выдающаяся черта человека

С- Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.

К- Красота есть гармония; в ней залог успокоения…

И- Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете.
Й- Исчезает честь - остается формула чести, что равносильно смерти чести.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского. Учебно-методический комплекс

Творчество великого писателя 19 века Федора Михайловича Достоевского представляет собой один из самых оживленных перекрёстков мировой культуры. По произведениям  Достоевского   с...

Интегрированный урок (литература+информатика) «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина).

Урок «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина) - интегрированный урок литература и информатика для 10 класса позволяет познакомить у...

Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь. Мировоззрение писателя.

Презентация знакомит с этапами жизненного и творческого пути писателя, его мировоззреческими позициями....

Открытый урок - презентация по музыкальной литературе "В поединке с судьбой". Жизненный и творческий путь Л.Бетховена для обучающихся 5 классов.

В данном материеле представлен краткий обзор творческого наследия великого немецкого композитора Л.Бетховена и его вкладе в мировую музыкальную культуру. ...

Среднесрочный групповой творческий проект «Нет великих ролей-есть великие актеры» (анализ жизненного и творческого пути деятелей культуры Саратовского края)

2019  год - объявлен в России Годом Театра. Несомненно, этот вид искусства имел как в предшествующем XX веке, так и в нынешнем XXI веке большое значение, часто определяя мировоззрение людей, вопл...

Технологическая карта урока литературы "Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь"

Технологическая карта построена с использованием технологий:  проблемно-диалогического обучения (элементы), ИКТ, «Система Е.Н. Ильина, преподавание литературы как предмета, формирующего чел...