Открытый урок - презентация по музыкальной литературе "В поединке с судьбой". Жизненный и творческий путь Л.Бетховена для обучающихся 5 классов.
презентация к уроку по музыке (5 класс) на тему

Камалова Зульфия Галеевна

В данном материеле представлен краткий обзор творческого наследия великого немецкого композитора Л.Бетховена и его вкладе в мировую музыкальную культуру.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств и народных ремёсел» Открытый урок – презентация по музыкальной литературе «В поединке с судьбой» Жизненный и творческий путь Л.Бетховена для обучающихся 5 классов Автор - составитель: Камалова Зульфия Галеевна Преподаватель ДШИ и НР г. Ханты-Мансийска

Слайд 2

Цель урока : углубление, расширение и обобщение знаний обучающихся о личности Бетховена, философской глубине творческого наследия композитора и его вкладе в мировую музыкальную культуру. Задачи: 1. Систематизировать знания обучающихся в области жизни и творчества великого немецкого композитора. 2. Выявить черты раннего романтизма в контексте новаторских принципов творчества Л.Бетховена. 3. Развивать музыкальное мышление на образно-художественном уровне, доступном детям с учётом психологических особенностей возраста . 4. Воспитывать у обучающихся музыкальный вкус посредством знакомства с лучшими произведениями композитора. 5. Подтвердить высокую гуманистическую направленность творчества Бетховена и его непреходящее значение для развития мировой культуры. Тип урока: обобщающий. Жанр урока: урок–путешествие по этапам жизненного пути и творчества. Форма урока : диалог. Виды деятельности: прослушивание и просмотр исполняемых произведений композитора, исполнение фортепианных пьес учащимися, дискуссия, размышление, кроссворд. Используемое оборудование: компьютер, аудиопроигрыватель, фортепиано.

Слайд 3

Бетховен – одно из величайших явлений мировой культуры. Его творчество отражает передовые идеи его времени, связанные с эпохой Великой французской революцией. Музыка Бетховена насыщена героикой , страстностью, ей чужды равнодушие и покорность. Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Германии, в Бонне. Его семья была очень музыкальной, отец и дед композитора пели в хоре. Отец был одарённым музыкантом, но легкомысленным человеком и хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать его игре на клавессине и скрипке. В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлиб Нефе, который стал настоящим учителем Бетховена. Благодаря ему было издано и первое сочинение – «Вариации на тему марша Дресслера». Среди ранних сочинений – экосезы для фортепиано. Экосез – немецкий танец. Звучат 6 экосезов (СД) После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось и Людвигу пришлось рано бросить школу. В 12 лет он поступил на работу в качестве придворного органиста. Пополняя своё образование, Бетховен самостоятельно изучил латынь, итальянский, французский. К 15 годам Людвиг был уже довольно известен как композитор и, особенно, как импровизатор на клавессине. Из юношеских сочинений известны две сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок» Слушание песни «Сурок» (СД)

Слайд 4

В 17 лет Бетховен посетил Вену, где встретился с великим австрийским композитором В.А. Моцартом. Прослушав импровизацию Людвига, Моцарт воскликнул: «Обратите внимание на этого парня, он заставит говорить о себе весь мир!», но занятия так и не состоялись: из-за болезни матери Бетховен вернулся в Бонн. Через некоторое время он встретился с Гайдном, но учителя пугало то новое, смелое, что слышалось в его произведениях. В 22 года Бетховен завоёвывает жителей Вены как пианист – виртуоз. Его игра поражает слушателей. Они сравнивали её с извержением вулкана, а самого композитора с Наполеоном. Долой парик! И никаких кружевных жабо! Соната! Вот где гению Бетховена предстояло создать могущественные и глубоко прочувствованные творения. С детства он не расставался с клавикордами, и как пианист – виртуоз и создатель сонатного стиля достиг самого высокого совершенства. Звучит соната №1 (СД) В Бонн приходит известие о революции во Франции, которая провозгласила демократические идеалы свободы, равенства и братства всех людей. Бетховен сочиняет «Песню свободного человека», в которой есть слова «Свободен тот, для кого ничего не значат преимущества рождения и титул». Одно из выдающихся произведений – героико-драматическая соната №8 «Патетическая» отражает тему борьбы и победы, она воспевает стремление к свободе. Звучит соната №8 1 часть (СД)

Слайд 5

В ранние годы в лице композитора можно найти некоторое сходство с молодым революционным генералом, но современники имели ввиду другое: новую, неслыханную, нарушающую все прежние правила манеру исполнения. Бетховен смело противопоставлял крайние регистры, широко использовал педаль, употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль далёкий от изысканной манеры клавессинистов. Бетховен начал даать уроки музыки ещё в Бонне. Лучшей ученицей композитора стала юная графиня Джульетта Гвиччарди. Бетховен увлёкся ею и даже думал о женитьбе, но она предпочла ему богатого графа. Одно из самых известных произведений – «Лунную сонату» композитор посвятил именно ей. Чтение учеником стихотворения на фоне видеофрагмента сонаты – фантазии №14. Ученицей Бетховена была и Тереза Брунсвик. Она прекрасно играла на рояле, пела, даже дирижировала. Композитора связывала с ней длительная дружба и не менее известное произведение «К Элизе» Бетховен посвятил Терезе. Звучит пьеса «К Элизе» в исполнении учащегося. В фортепианном творчестве собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах и пьесах, но в симфоническом зрелость пришла к нему позднее. По словам Чайковского, лишь в третьей симфонии «Раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена». Музыка воспевает красоту, величие и благородство героической жизни.

Слайд 6

Предвестником романтического симфонизма явилась симфония №6 «Пасторальная», состоящая из 6 частей. Композитор часто находил покой и утешение на лоне природы. Бетховен назвал её «Сельской» и отразил в музыке впечатления от деревенской жизни. Уолт Дисней очень любит экранизировать произведения русских и зарубежных композиторов – классиков. Видеофрагмент «Пасторальной симфонии» С 1798 года у Бетховена появляются признаки ослабления слуха, вскоре перешедшие в полную глухоту. Первые вестники горя поднимают в нём волну протеста и печали. Появляются последние фортепианные сонаты, сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Много времени уделяется обработкам народных песен и танцев. Звучит обработка украинской народной песни «Ехал казак за Дунай» (СД) Нередко композитор был резок в обращении с богатыми вельможами. Он не переносил их высокомерия. Однажды, на курорте в Теплице Бетховен и Гёте, Гуляя, встретили императрицу в окружении свиты и придворных. Гёте, отойдя в сторону, склонился в глубоком поклоне, Бетховен прошёл сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе. Он говорил: «Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен же один». В Австрии после поражения Наполеона был установлен полицейский режим. Напуганное революцией правительство преследовало любую свободную мысль.

Слайд 7

Однако слава композитора была так велика, что правительство не посмело его тронуть. Видеофрагмент симфонии №5 Четыре части симфонии – это различные этапы борьбы. Симфония начинается с мотива судьбы, о котором Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». Этот лейтмотив на протяжении всей симфонии многократно перевоплощает и объединяет цикл в единое целое - в этом главное отличие от симфоний Гайдна и Моцарта. Композитор определил программу симфонии так: «От мрака к свету, через борьбу к победе!». Ликующие реприза и кода утверждают победу народа. Увертюру «Эгмонт» можно поставить в один ряд с симфонией №5, в которой Бетховен в сжатой форме рассказывает о борьбе за свободу и победе голландского народа над испанскими угнетателями. Слушание увертюры «Эгмонт» (СД) Главным созданием последних лет стала Девятая симфония с хором, которая была исполнена, когда композитору было 54 года. В это время он совсем перестал слышать. Для него оказалось мало только музыкальных средств, поэтому он ввёл в произведение слово – оду Шиллера «К радости». Текст поэта и музыка Бетховена призывают человечество к единению всех людей, стремящихся к миру, свободе и счастью. Шквал аплодисментов и буря восторгов не дошли до музыканта – он стоял перед оркестром, спиной к публике, ничего не подозревая. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

Слайд 8

Парадоксально то, что чем глуше становился композитор, тем гениальнее были его произведения. В симфонии Бетховен воплотил свою мечту с юных лет – воспел мир и радость людей, сбросивших оковы угнетения и зла. Видеофрагмент «Симфония №9» Бетховена часто называют великим оратором. Для этого он избрал жанр симфонии, наполнив её героико-философскими проблемами. Его музыка отличается своей действенностью, драматизмом, трагедийной силой. Знать, чувствовать, творить для «бедного человечества» - это желание с юности владело им и никогда его не покидало. Об огромной силе воли композитора говорит то, что он смог преодолеть страшный недуг. Пример этого великого человека показывает, что любые трудности и невзгоды можно побороть, если стремиться к этому и упорно трудиться для достижения целей. Бетховен умер 26 марта 1827 года в возрасте 57 лет. Он похоронен при большом стечении народа на Венском кладбище в Австрии. Итог урока Его музыка призывает быть человечным, делать лобро, видеть в жизни только прекрасное, учит никогда не сдаваться, не опускать руки и бороться за своё счастье. «Наше время нуждается в людях, мощных духом» – писал Бетховен. Эти слова могут стать эпиграфом к сонате №8, к симфониям №3, №5, №9, к увертюре «Эгмонт»

Слайд 9

Людвиг ван Бетховен - представитель эпохи классицизма. Его творчество, с одной стороны, продолжило традиции венского классицизма, с другой – в нём наметились черты нового, романтического искусства – интерес к вокальной и фортепианной миниатюре, к программности. Его сонаты и симфонии отличаются масштабностью форм и более глубоким содержанием. С искренней любовью писали о композиторе выдающиеся музыканты прошлого и за рубежом. Такие же чувства преданности гениальному певцу радости и свободы живут в нашей стране. Его музыка проникнута духом борьбы и огромным жизнелюбием. И немудрено: Бетховен дорог каждому, кто борется за братство людей, за победу света над мраком. Домашнее задание Впишите в горизонтальные ряды клеток названия следующих произведений Бетховена: Двадцать третья фортепианная соната. Третья симфония. Восьмая соната Трагедия В.Гёте, к которой композитор написал музыку. Опера Бетховена. Четырнадцатая соната для фортепиано.

Слайд 10

Если ваши ответы будут записаны правильно, то по вертикали вы прочтёте название увертюры Бетховена к драме К.Колина. Спасибо за урок.

Слайд 11

Он был одиноким, потому что не мог найти второго себя. Но до самой смерти он сохранил сердечное отношение ко всем людям…

Слайд 13

Список литературы Эдуард Эррио. Жизнь Бетховена (фрагменты из главы "Человек, его характер"). Великович Э. И. Великие Музыкальные имена // «Композитор»: Пособие для музыкальных школ и гимназий. - СПб. - 2006 г. Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Очерк о жизни и творчестве. Исабаева Е.В. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. Оксер С. Музыкальная литература. Выпуск третий. – М.: Музыка, 1964. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран для 5 класса ДМШ. – М.: Музыка, 1985. Сорокотягин Д. Музыкальная литература в таблицах. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. – М.: Музыка, 2000. Шорникова М. Музыкальная литература. Развитие западноевропейской музыки. Второй год обучения. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. Конен В. История зарубежной музыки. Выпуск третий, - М.: Музыка, 1984. Фрагмент 1 «Лунная соната» - www . mus - urok . ru

Слайд 14

Л.Бетховен «Лунная соната»

Слайд 15

Л. Бетховен «Пасторальная симфония»

Слайд 16

Л.Бетховен «Симфония №5»

Слайд 17

Л.Бетховен «Симфония №9»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (литература+информатика) «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина).

Урок «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина) - интегрированный урок литература и информатика для 10 класса позволяет познакомить у...

Применение ЦОР на уроке литературы по теме "Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова"

Представлена работа по использованию цифровых образовательных ресурсов на уроке литературы в 9 классе по теме «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова».Цель: показать преимущества  использования ЦОР в ...

Презентация к уроку литературы: "Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя"

Презентация к уроку литературы: "Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя"...

Презентация к уроку литературы "Жизненный и творческий путь Б. Пастернака.

Это небольшая презентация, представляющая слайды с изображением родителей поэта, его самого и его семьи....

Презентация к уроку литературы "Жизненный и творческий путь Б. Пастернака".

Презентация помогает как иллюстративный материал....

Технологическая карта урока литературы "Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь"

Технологическая карта построена с использованием технологий:  проблемно-диалогического обучения (элементы), ИКТ, «Система Е.Н. Ильина, преподавание литературы как предмета, формирующего чел...