Применение ЦОР на уроке литературы по теме "Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова"
методическая разработка (9 класс) по теме

Василенко Валентина Тимофеевна

Представлена работа по использованию цифровых образовательных ресурсов на уроке литературы в 9 классе по теме «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова».

Цель: показать преимущества  использования ЦОР в учебном процессе.

Задачи:

  •  обучение в сотрудничестве;
  • дифференцированный,индивидуализированный, личностно-ориентированный подход;
  • активизация познавательной деятельности;
  • разноуровневое и групповое  обучение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya.pptx2.57 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc50.5 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы Василенко Валентина Тимофеевна Использование ЦОР на уроке литературы в 9 классе по теме: «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова ⌂ Пояснительная записка. docx

Слайд 2

Цель: показать преимущества использования ЦОР в учебном процессе.

Слайд 3

Педагогические задачи

Слайд 4

Представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы. Если бы не погиб двадцати семи лет. И.Бунин

Слайд 5

Тема урока: «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова » Цель: - дать более полное представление о личности поэта; показать закономерность его трагической судьбы в царской России; добиться эмоционального восприятия стихов Лермонтова.

Слайд 6

Детство

Слайд 8

Отец поэта Юрий Петрович, был бедным пехотным капитаном в отставке. Он окончил Первый кадетский корпус в Петербурге и в 1805-1806гг участвовал в походах за границу во время войн с Францией и Швецией. Отец будущего поэта был замечательный красавец, но вместе с тем "пустой", "странный" и даже "худой" человек.

Слайд 9

Мать поэта Поместье Юрия Лермонтова находилось по соседству с селом Васильевским, принадлежавшим роду Арсеньевых. Красота Юрия Петровича увлекла дочь Арсеньевой, Марию Михайловну, и, несмотря на протест своей родовитой и гордой родни, она стала женой "армейского офицера"; но для ее семьи этот офицер навсегда остался чужим человеком.

Слайд 10

Ужасная судьба отца и сына: жить розно и в разлуке умереть Когда Лермонтову было 2 года и 4 месяца, умерла его мать.

Слайд 11

Большой пруд

Слайд 12

Да, были люди в наше время…

Слайд 13

Рука бойцов колоть устала… «Более нежели из тысячи пушек с обеих сторон свер-кало пламя и гре-мел оглушитель-ный гром, от кото-рого дрожала зем-ля. От выстрелов дымом заволокло все поле. Ядра, с визгом ударяясь о землю, выбрасы-вали кусты и взры-вали поле, как плугом.» Особенно сильный бой разгорелся у редута Раевского.

Слайд 14

1830 -1832гг. Учеба в Благородном пансионе при Московском университете 1828 год- принят в IV класс Московского университетского благородного пансиона Святое место! Помню я, как сон, Твои кафедры, залы, коридоры, Твоих сынов заносчивые споры О Боге, о Вселенной…

Слайд 15

1830 год- поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение В 15 лет Лермонтов становится студентом Московского университета. Стихи теперь для него уже – потребность души, поэтический дневник, в котором отражается всё, что волнует юношу. «Москва не безмолвная громада камней холодных… Нет! У нее есть своя душа, своя жизнь»

Слайд 16

Лермонтов рисует Кавказ

Слайд 20

А.П.Шан-Гирей , троюродный брат поэта, вспоминал: « В январе 1837 г. мы все были внезапно поражены слухом о смерти Пушкина <…>Лермонтов не был лично знаком с Пушкиным, но мог и умел ценить его. Под свежим ещё влиянием истинного горя и негодования, возбуждённым в нем святотатственным убийством, он, в один присест, написал несколько строф, разнесшихся в два дня по всему городу».

Слайд 21

1837 год Погиб поэт! Невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. «Смерть поэта»

Слайд 22

«Приятные стихи, нечего сказать; я послал <…> осмотреть бумаги Лермонтова <…>. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону». Николай I

Слайд 23

Ссылка на Кавказ В феврале 1837 года переведен в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Здесь произошло знакомство М.Ю. Лермонтова с В.Г.Белинским и ссыльными декабристами.

Слайд 24

Произведения поэта 1838 г. – первые главы романа «Герой нашего времени», «Песня про купца Калашникова», поэма «Демон». Июнь 1838г. – последняя встреча с Варварой Лопухиной - Бахметовой в Царском Селе ( под впечатлением от этой встречи поэт написал перевод Гейне «Они любили друг друга»).

Слайд 25

Произведения поэта 1839г.- поэма «Мцыри » « Дума», «Поэт», «Русалка», « Три пальмы», главы «Героя нашего времени ». Он популярен, ему открыты двери всех салонов. В Москве приглашён к Гоголю на именины (читал по просьбе Гоголя «Мцыри»). 1840 год - «Тамань» (последняя из глав).

Слайд 26

Пятигорск. Дом Верзилиных, где произошла ссора М.Ю. Лермонтова с Мартыновым Та самая гостиная в доме Верзилиных, где в последний раз в своей жизни М.Ю. Лермонтов танцевал вальс.

Слайд 27

М.Ю. Лермонтов 1814-1841 Н.С. Мартынов 1815-1875

Слайд 29

Из письма : «Пишу Вам, друг мой, под тяжелым впечатлением только что полученного мною известия. Лермонтов был убит Мартыновым на дуэли на Кавказе. Подробности ужасны. Он выстрелил в воздух, а противник убил его, стрелял почти в упор . Эта смерть <…> наводит на грустные размышления». Ю.Ф.Самарин

Слайд 30

Место дуэли Лермонтова в Пятигорске в наше время . Место дуэли М.Ю.Лермонтова у подножия горы Машук г.Пятигорск

Слайд 31

15 июля 1841 года на дуэли с Н. Мартыновым М.Ю. Лермонтов был убит. Похоронен был в Пятигорске.

Слайд 32

«Выпись из метрической книги» Пятигорского Спасского собора

Слайд 33

В апреле 1842 года гроб с телом М.Ю.Лермонтова был перевезен и перезахоронен в Тарханах на фамильном кладбище.



Предварительный просмотр:

Тема:         Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова

(Цель:         - дать более полное представление о личности поэта;

- показать закономерность его трагической судьбы в царской России;

- добиться эмоционального восприятия стихов Лермонтова.

                                                        Представить себе нельзя,

                                                        до какой высоты этот человек

                                                                  поднялся бы, если бы не

                                                                    погиб двадцати семи лет.

                                                                        И. Бунин

                                Ход урока

1                  Оргмомент.

2.               Вступительное слово учителя (на фоне  романса «Белеет парус одинокий»).

Звёздная ночь… Она тихо накрывает собой землю, меняя всё вокруг, придавая  привычным  предметам таинственные очертания. Высокий, бесконечный купол неба освещают миллионы звёзд.

     В такие мгновения особенно остро ощущаешь быстротечность своей жизни, её бренность в сравнении с жизнью Вселенной. Действительно, что такое 60-80 лет  в миллионах, которыми исчисляется возраст Космоса? Что можно успеть за эти мелькающие, как секунды, годы? Очень немного, если жить, плывя по течению, как все. Но можно жить и по-другому: сгорая ради веры и правды, будучи одержимым высокой целью, идя навстречу Вечности, ощущая своё родство с ней. Жить так, как жил Михаил Лермонтов.

26 лет было отпущено судьбою Лермонтову. 26 лет земной жизни - и  тысячи лет в сердцах и памяти человеческой.   

3. Сообщение  темы, целей  урока( Слайд №5 -№6)

4. Изложение  нового  материала.

Эта встреча с Лермонтовым не первая в вашей жизни. Его имя знакомо и привычно для нас с детства.

Какие произведения Лермонтова вы знаете? («Бородино», «Мцыри», «Демон», «Тучи», «Прощай, немытая Россия», «Песня про купца Калашникова», «Беглец»).

5. Детство  

Демонстрирую слайды № 7 -  №16

    А начиналось всё обычно: в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве у отставного пехотного капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урождённой Арсеньевой, родился сын Михаил.

  Когда младенцу было полгода, родители переехали в родовое имение бабушки Миши- Тарханы.

 Здесь, на северо-западе Псковской губернии, в  прекрасном уголке России, среди мягких зелёных холмов, цветущих лугов, кудрявых березовых рощиц  прошло детство поэта, здесь он открыл для себя мир природы.

 Здесь, когда Мише не было 3х лет, умерла его мать (в 21 год), отсюда навсегда уехал отец, оскорблённый бабушкой Лермонтова. (Решительный характер бабушки ,урожденной Столыпиной. Она не отдавала внука, пригрозив иначе лишить его наследства). Отец, будучи бедным человеком, вынужден был согласиться. Мальчик не понял всей горечи этой разлуки. Может быть, лишь среди ночи проснулся, вскрикнув, стал звать отца: «Папенька! Где мой папенька?» Нянька подхватила его на руки, стала успокаивать, не смея сказать то единственное, что могло бы утешить ребёнка, что отец его отлучился ненадолго, вернётся поутру, и всё станет в доме по-хорошему.

 В Тарханах Миша впервые стал задумываться, почему перед ним в низком поклоне стоят дворовые люди, почему они, такие же люди, его рабы, а он их господин?

 В 15 лет он написал:

          Чтение стихотворения «Жалобы турка» (Читает подготовленная ученица Башлыкова Олеся)

 Стихотворение называется «Жалобы турка». Но о чём идёт речь?

                 (юный поэт имеет в виду царскую Россию)

 Слайды №17 -№19

Здесь он слышал рассказы о Бородинской битве, о пугачёвском

восстании.

6.Учеба в Москве и Петербурге. Сайды №20,21

   Когда мысленно оглядываешь короткую жизнь   Лермонтова, удивляешься, как многое он сумел   разглядеть и осмыслить в российской   действительности. Он хорошо знал крепостную деревню, учился в Московском  университетском  пансионе ( с 1828 г. по 1830), где и начал писать («марать стихи»).

В Московском университете (вместе с Герценым) – в 1831-1832 гг.

1830 год- год «открытия» Байрона (родственные связи) – шотландская ветвь древнего рода Лермонтов.

       Чтение стихотворения «Нет, я не Байрон» (Читает подготовленный ученик Полюдов Андрей)

 7.Преемник Пушкина

       Мы привыкли и к тому, что имя Лермонтова всегда ставят     

Рядом с  именем Пушкина, называя его учеником,  продолжателем  великого поэта. Но это не совсем так. О Блоке, Маяковском, Цветаевой, Ахматовой тоже можно сказать, что они ученики и продолжатели Пушкина, хотя бы потому, что жили и писали позже.

Нет, Лермонтов был слишком яркой индивидуальностью, чтобы идти за кем-то след в след, даже за Пушкиным. Пушкин- весь гармония: сквозь следы у него светится улыбка. Лермонтов не знает и не ищет примирения. Он весь во власти жажды свободы, его сжигает внутренний огонь, в котором  каждый  атом  души становится  поэзией. Он открыл в русской словесности  множество новых  возможностей; в его поэзии теряется грань между словом и музыкой, его описания природы сродни живописи.

   Да, природа щедро одарила своего избранника, наградив его даром музыканта, поэта, живописца, но, увы, не дав насладиться этим даром. (Слайд №22 -25)

8. Начало  творчества

 В 1832 г. Всё определилось: Лермонтов ощущает в себе   силы необъятные и потребность действовать.

С 1832года -  в Петербурге, но, не будучи принятым в Петербургский университет, поступает для продолжения образования в двухгодичную школу юнкеров.

1834 год, декабрь - произведён в корнеты. Бабушка заказала портрет внука ( о портретах Лермонтова и автопортрете).

Служба в гусарском полку в Царском Селе.

Любовь к Варваре Александровне Лопухиной ( в замужестве Бахметовой).

1836 год-  драма «Маскарад» (страсть к театру наследственная от матери).

9. Внезапная  слава Слайды № 26 - 29

    Но вот грянул январь 1837 г. И в городе на  Неве, застывшем от горя, от сознания  невосполнимой утраты, которой стала смерть Пушкина,прозвуча ли  гневные строки Лермонтова Слады №

Чтение стихотворения «Смерть поэты» (отрывок) Тюлюкова Кристина

Через 7 дней - дополнение (последние 16 строк).

Почему эти строки вызвали недовольство царя?

                       (ответы учащихся)

В результате - ссылка на Кавказ, лето 1837г- февраль 1838

10. 1839 год- время триумфа. Слады №30 -№31

 Вообще 39 год – год триумфа Лермонтова: « Дума», «Поэт», «Русалка», « Три пальмы», главы «Героя нашего времени».Он популярен, ему открыты двери всех салонов. В Москве приглашён к Гоголю на именины (читал по просьбе Гоголя «Мцыри»).

 1840 год - «Тамань» (последняя из глав).

Дуэль с де Барантом (вступился за честь Марии  Щербатовой), что послужило поводом для очередной ссылки на Кавказ

11. Вторая ссылка 

 Ссылка на Кавказ- 1840 год. Прощание в доме Карамзиных (предчувствие смерти).

     Чтение  стихотворения «Тучи» Читает учитель.

- Что роднит тучи и поэта?

 -   А что отличает?

Участие в военных действиях (стихотворение «Валерик»).

Последний  отпуск  на 3 месяца – весна 1841 года.Поэт подает

прошение об  отставке, но получает отказ и вынужден возвра-

щаться в полк.

13 июля 1841 года в Пятигорске происходит столкновение Лер-

монтова с Мартыновым, знакомым ему еще по юнкерской школе.

( Мартынов  служил в одном полку с Дантесом, убийцей А.Пушкина).

12. Дуэль и смерть  Слайд №32 -33

       15 июля -  дуэль в 4 км. от Пятигорска, у подножия горы Машук. Слайд №36 -38

Когда-то в юности Лермонтов писал:

Кровавая меня могила ждёт,

Могила без молитв и без креста. Слайды №34 -№38

     И вот предсказание сбылось ( 17.07 поэт был похоронен на пятигорс-

ком кладбище  без песнопения).

   В апреле 1842 года Елизавета Алексеевна перевезла прах внука в Тарханы .Слайд №39

. Здесь, в маленькой часовне, в семейном склепе, освященный  жёлтыми язычками  пламени двадцати шести свечей, он покоится и сегодня.

(на фоне музыки)

Да, мало было отпущено ему земной жизни, и всего 4  года- жизни поэтической! Но за это время он успел выполнить своё предназначение- отразить жизнь и проблемы всего поколения русского общества середины XIX века.

Чтение учителем стихотворения Якова Козловского.

Звучит романс «Белеет парус одинокий»

13.           Итоги  урока.

- Какая черта Лермонтова, по- вашему, главная? Каким вы представляете  себе поэта?

               (ответы учащихся0

14.Комментарий оценок.

      15.Домашнее задание.

  Конспект урока, наизусть стихотворение поэта (на выбор из перечисленных) 

                       

 

 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Представлена работа по использованию цифровых образовательных ресурсов на уроке литературы в 9 классе по теме «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова».

Цель: показать преимущества  использования ЦОР в учебном процессе.

Задачи:

  1.  обучение в сотрудничестве;
  2. дифференцированный,индивидуализированный, личностно-ориентированный подход;
  3. активизация познавательной деятельности;
  4. разноуровневое и групповое  обучение.

        Папка содержит:

- конспект урока в соответствии с программой Г.С.Меркина:

-презентацию о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова:

-аудиозапись романса «Парус».

        В презентации:

-Слайд № 1 –титульный лист

-Слайд № 2 – цели

-Слайд № 3 - задачи

-Слайд № 4 – эпиграф к уроку

-Слайд №5 – тема урока

-Слайд № 6- цели урока

-Слайд № 7 - № 16 – детство поэта

-Слайд № 17 - № 19 –Бородинская битва

-Слайд № 20 - № 21 -учеба

-Слайд № 22 -25 –творчество поэта

-Слайд № 26 - № 29 –Слава поэта

-Слайд № 30 -№31 – время триумфа

-Слайд № 32 -35 –дуэль.

-Слайд № 36 -38 –место дуэли

-Слайд № 39 –Тарханы. Могильное кладбище

        В конспекте указано. когда демонстрируется необходимый слайд.

Литература:

  1. Методическое пособие по литературе в 9 классе Н.В.Егорова.

2Лермонтов в школе Пособие для учителя . М.  «Просвещение»,1976г.

3.Т.Иванова «Лермонтов на Кавказе» М., Изд. «Детская литература» 1975г.

4.В.И. Коровин «Творческий путь М.Ю.Лермонтова» М., «Просвещение» 1973г.

5. libozersk.ru/pages/index/79  – В помощь преподавателю (методические материалы, интернет-ресурсы, обзоры, сценарии, викторины, каталоги  электронных носителей, мероприятия библиотеки, экскурсии)

 6. festival.1september.ru/subjects/9/  – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы.

7. www.uchportal.ru Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе

8.www .Ucheba.com – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки»  (www.uroki.ru), «Методики» ( www.metodiki.ru),  «Пособия»  (www.posobie.ru)

9.www.pedved.ucoz.ru  – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу

10.www.proshkolu.ru/club/lit  – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»

11. www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com  – Сеть творческих учителей. Информационные технологии  на уроках русского языка и литературы

12.Фотоальбом «М.Ю.Лермонтов»

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Данный план-конспект соответствует современным требованиям урока литературы....

Урок литературы в 7 классе.Тема: "Бородино" М.Ю.Лермонтова и "Полтава" А.С.Пушкина. Сцены боя. сравнительный анализ."

Данный материал представляет собой конспект урока, на котором учащиеся знакомятся со сравнительным анализом лирического произведения. Считаю такую форму актуальной, поскольку итоговая аттестация по ли...

Разработка урока литературы. В. Маяковский. Начало творческого пути.

Вступительный урок по творчеству В. Маяковского с использованием презентации....

Разработка урока литературы в 5 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Разработка урока литературы в 5 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино».    Предметные цели: показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в хо...

Урок литературы в 10 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..."

Данный методический материал представляет собой разработку урока литературы . Цель урока- учить детей медленному, вдумчивому чтению лучших образцов русской лирики. Достижению этой цели способствует ис...

Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку.

Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку....