Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для 6 класса
олимпиадные задания по литературе (6 класс)

Елена Анатольевна Ушакова

Задания к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl._olimpiada_po_russkomu_yazyku.docx416.73 КБ
Файл 6_kl._olimpiada_po_literature.docx415.64 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
в 2023/24 учебный год

Предмет

Класс

Дата

Время начала

Время окончания

Русский Язык

6

25.09.2023

Общая сумма баллов за выполнение всей работы – 42 балла

Время работы – 60 минут

  1.Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв: (5 баллов)

Якорь, повесть, люк, ёлка, земля, есть, семья, юг, яма, ёж, мнение.

_________________________________________________________________________________________

   2. Найдите лишнее по смыслу слово в этом ряду. Выпишите. (1 балл)

(А) большой;     (Б) указательный;      (В) средний;    (Г) безымянный;     (Д) последний.

__________________________________________________________________________

3. Женя прочитал, что рубашки делают из льна. Как называется этот материал

в именительном падеже? (1 балл)

(А) льно;     (Б) лёно;    (В) лено́;    (Г) лён;     (Д) лень.

 4. В каком предложении можно заменить всякий на каждый? Исправьте и запишите предложение. (1 балл)

 (А) Болтали о всякой всячине.

(Б) На всякий случай позвони.

(В) Ходят тут всякие.

(Г) Всякий раз удивляюсь.

(Д) Смотрел без всякого интереса.

 5. Какую букву нельзя вставить в запись П…ЛИТЬ, чтобы получилось слово?

 (1 балла)

(А) а;   (Б) о;    (В) и;  (Г)  ы;    (Д) е.

 6.  Какого слова не существует? (1 балла)

(А) лгун; (Б) лжец; (В) врун; (Г) врец; (Д) враль.

  7. В каком слове в современном языке не выделяется суффикс? (1 балла)

(А) лавка; (Б) книжка; (В) тетрадка; (Г) дверка; (Д) печка.

  8.Допишите фразеологизмы  (устойчивые словосочетания) (1 балл за каждый   правильный ответ. Всего 7.)

1.Соловья баснями……………………………………………

2.После драки…………………………………………………

3.Охота пуще………………………………………………….

4.Семь пятниц на……………………………………………..

5.Назвался груздем……………………………………………

6.Не плюй в колодец…………………………………………

7.Один с сошкой……………………………………………...

 9. Составьте словосочетания, в которых слова СЕДОЙ, БАРХАТНЫЙ, ПРЯМОЙ, ЖЕЛЕЗНЫЙ, СИЛЬНЫЙ будут употреблены в прямом и переносном значении (по 1 баллу за каждый правильный пример, всего 10.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
в 2023/24 учебный год

Предмет

Класс

Дата

Время начала

Время окончания

Русский Язык

6

25.09.2023

10. Как называются жители этих стран?

Германия, США, Италия, Аргентина, Бельгия, Россия? 

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

(1 балл за каждый правильный ответ, всего – 6 б.)

11.Расшифруйте данные пословицы, переставив буквы в словах. Объясните смысл пословиц. Расставьте знаки препинания.

а) УЛДЕ МЕРЯВ А ХЕТЕПО САЧ. ______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

б) НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН.  ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

в) ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ ТОЧ СТИЛЕБТ.  ________________________________________________

____________________________________________________________________________________

г) ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА.  ____________________________________________________

______________________________________________________________________________________

(По 1 баллу за правильную расшифровку, по 1 баллу за правильное объяснение,  2 балла за постановку запятых, всего – 10 б.)

 

 

 

 

 

 

Ответы и критерии оценивания

Максимальное количество баллов – 42 балла

 1.Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв: (5 баллов)

ёлка, юг, яма, ёж, мнение.

2.  Найдите лишнее по смыслу слово в этом ряду.(1балл)

(А) большой;     (Б) указательный;      (В) средний;    (Г) безымянный;     (Д) последний.

3. Женя прочитал, что рубашки делают из льна. Как называется этот материал

в именительном падеже? (1 балл)

(А) льно;     (Б) лёно;    (В) лено́;    (Г) лён;     (Д) лень.

4. В каком предложении можно заменить всякий на каждый? (1 балл)

(А) Болтали о всякой всячине.

(Б) На всякий случай позвони.

(В) Ходят тут всякие.

(Г) Всякий раз удивляюсь.

(Д) Смотрел без всякого интереса.

 5. Какую букву нельзя вставить в запись п_лить, чтобы получилось слово? (1 балл)

(А) а;   (Б) о;    (В) и;  (Г)  ы;    (Д) е.

 6. Какого слова не существует? (1 балл)

(А) лгун; (Б) лжец; (В) врун; (Г) врец; (Д) враль.

 7. В каком слове в современном языке не выделяется суффикс? (1 балл)

(А) лавка; (Б) книжка; (В) тетрадка; (Г) дверка; (Д) печка.

8.Допишите фразеологизмы  (устойчивые словосочетания) (1 балл за каждый   правильный ответ, всего 7.)

1.Соловья баснями не кормят.

2.После драки кулаками не машут.

3.Охота пуще неволи.

4.Семь пятниц на неделе.

5.Назвался груздем - полезай в кузов.

6.Не плюй в колодец пригодиться воды напиться.

7.Один с сошкой семеро с ложкой.

9. Составьте словосочетания, в которых слова СЕДОЙ, БАРХАТНЫЙ, ПРЯМОЙ, ЖЕЛЕЗНЫЙ, СИЛЬНЫЙ будут употреблены в прямом и переносном значении (по 1 баллу за каждый правильный пример, всего 10)

Седой старик – седой туман

Бархатный наряд – бархатный сезон

Прямой ствол    - прямой ответ

Железный  гвоздь – железный характер

Сильный человек – сильный ветер

10. Немцы, американцы,  итальянцы, аргентинцы, бельгийцы, россияне. (6баллов)

11. (По 1 баллу за правильную расшифровку, по 1 баллу за правильное объяснение,  2 балла за постановку запятых, всего – 10 б.)

а) УЛДЕ МЕРЯВ, А ХЕТЕПО САЧ. (Делу время, а потехе час.) Нужно уделять достаточно времени труду, а не праздности.

б) НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН. (Один в поле не воин.) Человек в одиночку мало что может, как одинокий солдат на войне.

в) ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ. (Не всё то золото, что блестит.) Далеко не всё, что выглядит ценным, имеет ценность на самом деле.

г) ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА. (Не боги горшки обжигают.) Не нужно бояться браться за работу и допустить ошибку, с первого раза ничего идеально не выходит.



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
в 2023/24 учебный год

Предмет

Класс

Дата

Время начала

Время окончания

Литература

6

09.10.2023

1. Соотнесите  жанровое определение с названиями произведений, приведенными  ниже

1

Летопись

А

«Кавказский пленник»

2

Басня

Б

«Кубок»

3

Баллада

В

«Повесть  временных  лет»

4

Сказка

Г

«Каша из  топора»

5

Рассказ

Д

«Мартышка и очки»

6

Стихотворение

Е

«Белая  береза»

Максимальное количество  баллов-6

2. Определите писателя по биографическим фактам.

 1.

Родился в Москве, его  дядя Василий Львович был  известным  поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил  ему свой портрет с надписью «Победителю  ученику от  побежденного  учителя»

2.

Воспитывала его  бабушка, учился в Московском университете, поступил  в школу гвардейских  подпрапорщиков и кавалерийских  юнкеров, за  одно  свое произведение был  сослан  на Кавказ, погиб  на дуэли.

3.

Большую часть  своей жизни  провел  в Ясной Поляне, участвовал  в Крымской войне, открыл  школу для крестьянских  ребятишек, про  него  говорят, что он «гордость  русского  народа»

 Максимальное количество баллов – 3

3  Соедините фамилии и имена  русских и зарубежных писателей.

1) Агния                                          а) Есенин

2) Астрид                                        б) Пришвин

3) Сергей Александрович             в) Маршак

4) Александр Сергеевич               г) Линдгрен

5) Константин Георгиевич           д) Родари

6) Джанни                                       е) Астафьев

7) Виктор Петрович                       ё) Барто

8) Самуил Яковлевич                      ж) Паустовский

9) Михаил Михайлович               з) Пушкин

По 1 баллу за факт (10 баллов).

4. Соотнесите термин и его определение.

1)  Описание природы в литературном произведении.                а)  рифма

2)  Разговор двух и более лиц .                                                        б) пейзаж

3)  Созвучие концов строк .                                                             в)диалог

4)  Иносказательно описывает предмет, учит

     угадывать задуманное.                                                                г) басня

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
в 2023/24 учебный год

Предмет

Класс

Дата

Время начала

Время окончания

Литература

6 класс

09.10.2023

5)Небольшое художественное произведение,

изображающее отдельное событие в жизни человека.           д) загадка  

6)Иносказание, с помощью которого отвлеченное

  понятие передается с помощью конкретного образа.                  е) антитеза

7)Небольшое произведение  повествовательного

 характера с нравоучительным содержанием.                                      ж) аллегория    

8)Стилистическая фигура, основанная

          на противопоставлении понятий, образов.                            з) рассказ.                                     По 1 баллу за факт (8 баллов).

5. Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы:

1.Какое изобразительно – выразительное средство лежит в основе стихотворения

( сравнение, эпитет, олицетворение).

2. Выпишите слова, которые подчёркивают эмоциональное состояние поэта,

напиши какое.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весной…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно таки в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы

Максимальное количество  баллов - 2

6. Из каких произведений взяты перечисленные ниже предметы? Назовите произведение и автора. 
А) стальная блоха, _____________________________________________________________________
Б) яблоки, макароны, гематоген__________________________________________________________
В) подземелье, кладбище, склеп__________________________________________________________
Г) разбитое корыто ____________________________________________________________________
Д) говорящее чудесное зеркало __________________________________________________________
 Максимальное количество баллов - 10 баллов (за название произведения и автора по 1 баллу) 
7. Анализ текста.
                                                                       Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М. Пришвин).
1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М.М. Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель
в этом описании?
По 1 баллу за факт, всего – 3.

8. Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Дневника двоечника, Домашнего Компьютера.
Максимальное количество баллов-10

Ответы к олимпиаде по литературе для 6 класса

1. 1- В;

    2 –Д;

   3 –Б;

   4 – Г;

   5 – А;

   6 – Е.

Максимальное количество  баллов-6

2. А – Пушкин А.С.

    Б – Лермонтов М.Ю.

    В – Толстой Л.Н.

Максимальное количество  баллов-3

3. 1 –ё

    2 –г

    3 –а

    4 –з

    5 –ж

    6 –д

    7 –е

    8 –в

    9 –б

 Максимальное количество  баллов-9

4.1 –б

   2 –в

   3-а

   4 –д

   5 –з

   6 –ж

   7 –г

   8 –е

Максимальное количество  баллов-8

5. 1. Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)

   2. Состояние – предчувствие счастья, радости; предвкушение ;

И сердце сильно таки в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Максимальное количество  баллов - 2

6.А) стальная блоха - Н.С. Лесков «Левша»
Б) яблоки, макароны, гематоген  - В.Г. Распутин «Уроки французского»
В) подземелье, кладбище, склеп – Короленко В.Г. «В дурном обществе»
Г) разбитое корыто  - А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Д) говорящее чудесное зеркало -  А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Максимальное количество  баллов - 10

7. Анализ текста.

1)Пейзаж.

2)Зима: «тишина морозная, светлая», «вчерашняя пороша»; «наст»  и т.д.

3)Эпитет: «светлая тишина»;

сравнение: «пороша, как пудра со сверкающими блестками»;

олицетворение «кустик глядится и видит» и т. д.

Максимальное количество  баллов - 3

8.  При оценке творческой работы учитывается:
• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);
• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);
• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);
• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);
• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).
Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется..

Максимальное количество  баллов-10.

 Все 51 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе

Материал рассчитан для учащихся 6 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 5 класс

Олимпиадные задания разработаны в соответствии с методическими рекомендациями для составления 1 тура Всероссийской олимпиады школьников...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 9 класса

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 9 класса с ответами...

9. Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 10-11 класса с ответами

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 10-11 класса с ответами...