9. Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 10-11 класса с ответами
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс)

Бетюнская Екатерина Айаановна

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 10-11 класса с ответами 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_10-11_s_otvetami.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания для обучающихся 10-11 классов

Задание № 1. Назовите лишний глагол в каждом ряду. Объясните, почему он лишний. При ответе используйте свои знания относительно возможностей и способов образования видовых пар глаголов в русском языке.
1) гарантировать, деформировать, обследовать, арестовать;
2) женить, ощутить, встретить, обеспечить;
3) выявить, закипеть, дорисовать, накалить;
4) хотеть, числиться, иметь, простить.
Ответ:
1) лишним является глагол арестовать, имеющий видовую пару арестовывать, остальные глаголы двувидовые;
2) лишним является двувидовой глагол женить, остальные глаголы образуют видовую пару;
3) лишним является глагол накалить, имеющий вариантные формы при образовании видовой пары (накалять/накаливать);
4) лишним является глагол простить, образующий видовую пару, остальные глаголы одновидовые, не образующие видовой пары.
Оценивание: 0,5 балла за выделенное слово и 1 балл за объяснение (всего 1,5 балла за позицию).
Итого: 6 баллов.
Задание № 2.
А. В своей книге «Основы психолингвистики» (М., Лабиринт, 2001 г., стр. 182) И.Н. Горелов и К.Ф. Седов говорят о таком приёме языковой игры, как переиначивание русского фразеологизма на иностранный лад: баба с возу – кобыле легче – леди с дилижанса – пони легче; не по Сеньке шапка – не по Хуану сомбреро.
Какие фразеологизмы русского языка «переиначены» таким образом? Напишите их и дайте толкование значения.

  1. Как о бордюр арахис –
  2. Аннексировать лаваш (у кого-л.) –
  3. Фрагментировать идиота –
  4. Абсорбировать (что-л.) с лактозой матери –
  5. Не в пони фастфуд –
  6. Выносить утиль из офиса –
    Схема ответа: «переиначенный» фразеологизм – фразеологизм, существующий в русском языке и соответствующий «переиначенному» – толкование фразеологизма.

Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:

  1. глас вопиющего в пустыне –
  2. прокрустово ложе –
  3. у разбитого корыта –
  4. кануть в Лету –
  5. а воз и ныне там –
  6. блудный сын -

Ответ:

А. 1. Как о бордюр арахис – как об стенку горох – «бесполезно объяснять, никак не воздействует на кого-л. что-л. сказанное».
2. Аннексировать лаваш (у кого-л.) – отнимать хлеб (у кого-л.) – «отнимать возможность заработать или заработок».
3. Фрагментировать идиота – ломать дурака – «паясничать, притворяться глупым, непонимающим».
4. Абсорбировать (что-л.) с лактозой матери – впитать что-л. с молоком матери – «усвоить с раннего возраста, запомнить на всю жизнь».
5. Не в пони фастфуд – не в коня корм – «не идёт впрок, на пользу, не даёт желаемого результата».
6. Выносить утиль из офиса – выносить сор из избы – «разглашать сведения о неприятностях, касающихся узкого круга людей».
Б.

  1. глас вопиющего в пустыне – Библия
  2. прокрустово ложе – древнегреческая мифология
  3. у разбитого корыта – литература («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина)
  4. кануть в Лету – древнегреческая мифология
  5. а воз и ныне там – литература (из басни «Лебедь, Рак и щука» И.А. Крылова)
  6. блудный сын - Библия
    Оценивание: по 1 баллу за восстановление фразеологизма и его толкование (всего 6 баллов); за правильно названный источник появления фразеологизма – по 0,5 балла (всего 3 балла).

Итого: 9 баллов.
Задание № 3. Напишите, какие грамматические явления русского языка А.М. Пешковский называет:
1. Множественным вежливости
2. Множественным скромности
3. Множественным величия
4. Множественным насмешки.
Составьте предложения, иллюстрирующие каждое из указанных явлений.
Ответ:
1. Речь идёт об употреблении местоимения Вы при обращении к старшему, уважаемому человеку. Ученик должен составить предложение, в котором использовано обращение к старшему или уважаемому человеку, например: Прошу Вас, Александр Сергеевич.
2. Речь идёт об употреблении авторского мы в научных трудах, которым автор называет сам себя. Ученик должен составить предложение, в котором под местоимением мы подразумевается сам автор текста, например: В данной работе мы строго придерживались фактов.
3. Речь идёт об употреблении местоимения мы в царских манифестах – так именует себя царь, король, князь. Ученик должен составить предложение, в котором царь, король, князь, говоря о самом себе, употребляет местоимение 1 лица мн.ч., например, Мы, Николай Второй…
4. Речь идёт об употреблении местоимения мы, когда так говорят о ребёнке, близком, любимом человеке (а также при обращении врача к больному – так называемое «врачебное мы»). Ученик должен составить предложение, в котором к ребёнку или близкому человеку шутливо обращаются, используя местоимение 1 лица мн.ч., например: Какие мы сегодня сердитые! Почему мы плачем? Какой у нас громкий голос! Как мы себя чувствуем сегодня?
Оценивание: по 2 балла за каждый правильный пункт ответа (1 балл – комментарий, 1 балл – пример предложения).
Итого: 8 баллов
Задание № 4. Фразеологизмы русского языка разграничиваются на фразеологические сращения и фразеологические единства. Определите, что лежит в основе разделения фразеологизмов на эти группы? Обозначьте данные группы, распределите фразеологизмы. Самостоятельно дополните каждую группу по одному фразеологизму.
Дать стрекоча, набрать в рот воды, бить баклуши, бросать тень, очертя голову, первая ласточка, с какой стати.
Ответ:

  1. Фразеологические сращения – это семантически неделимые фразеологические обороты, в которых целостное значение совершенно несоотносительно со значением его компонентов. Иначе говоря, это сочетания, смысл которых нам понятен, но объяснить их этимологию без специальных знаний нельзя. В первую группу относятся: дать стрекоча, бить баклуши, очертя голову, с какой стати. Например, неровен час, с бухты-барахты.
  2. Фразеологические единицы – фразеологические обороты, общее значение которых метафорически мотивировано значениями составляющих данный оборот слов. Иначе говоря, это сочетания, семантика которых объясняется достаточно легко и без специальных знаний: набрать в рот воды, бросать тень, первая ласточка. Например, пускать пыль в глаза, вылететь в трубу.
    Оценивание: за правильные определения – по 2 балла (итого 4 балла), за правильное отнесение фразеологизма в ту или иную группу – 7 баллов, за приведённые самостоятельно фразеологические единицы – по 1 баллу (итого 2 балла).

Итого: 13 баллов.
Задание № 5. Выпишите из приведенного ниже списка слова, у которых в конце основы нет суффикса -к-; если в конце основы этих слов есть какой-то другой суффикс, выделите его. Оставшиеся слова разбейте на группы в соответствии со значениями суффикса -к-, учитывая значения именно этого суффикса, а не других частей слова. Для каждой группы слов сформулируйте значение, выражаемое суффиксом. Есть ли среди этих слов такие, которые попали сразу в несколько групп? Если такие слова есть, поясните, в чем причина этого.
Вазочка, заготовка, зазнайка, казашка, крестьянка, лентяйка, поимка, спаленка, стружка, тряпочка, турчанка, свистулька.
Ответ:
1) Нет суффикса -к- в словах: ваз-ОЧК-а, турч-АНК-а, свист-УЛЬК-а.
2) Суффикс –к- со значением:
· уменьшительности: спален-К-а, тряпоч-К-а;
· женского пола: казаш-К-а, крестьян-К-а, лентяй-К-а;
· отвлеченного действия: заготов-К-а, поим-К-а;
· лица: зазнай-К-а;
· предмета (или предмета, полученного в результате действия): заготов-К-а, струж-К-а.
3) Слово заготов-К-а попало в две группы, так как оно многозначное:
а) оно обозначает действие по глаголу заготовить (заготовка дров на зиму);
б) то, что было заготовлено (хранить домашние заготовки в подвале, заготовки для сапог).
Оценивание:

  1. за каждое правильно определенное слово – по 1 баллу (итого 3 балла);
  2. за определение значения – по 1 баллу (итого 5 баллов), за распределение слов по группам – по 0,5 балла (итого 5 баллов);
  3. за правильно выделенное слово – 1 балл, за определение многозначности слова – 1 балл, за объяснение двух значений – по 0,5 балла (итого 3 балла).
    Итого: 16 баллов
    Задание № 6. В каждом сложноподчиненном предложении определите тип придаточной части, вводимой компонентом что; укажите, какой частью речи он является; назовите его функцию.

1. И русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на поляне лесной.
2. «Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось», - шепчет Холин.
3. Поэт Вяземский говорил, что целость русского языка должна быть для нас так же священна, как и неприкосновенность наших границ.
4. Кто любил, тот знает, что значат слезы по любимому человеку: одна такая слеза на весах счастья перетянет миллионы радостей без любви.
5. Только дуб, что одиноко высился на краю леса, не сбросил своей листвы.
Ответ:
1. Придаточное сравнительное. Что является союзом, связывает придаточную часть с главной.
2. Придаточное меры и степени. Что является союзом, служит для связи придаточной части с главной.
3. Придаточное изъяснительное. Что является союзом и связывает придаточную часть с главной.
4. Придаточное изъяснительное. Что является местоимением (союзным словом), в предложении является дополнением и служит для связи придаточного предложения с главным.
5. Придаточное определительное. Что является местоимением (союзным словом), в предложении является подлежащим и связывает придаточную часть с главной.
Оценивание: за определение типа придаточной части, вводимой компонентом что - по 1 баллу (того 5 баллов); за определение части речи  - по  1 баллу (итого 5 баллов), за определение функции – по  1 баллу (итого 5 баллов).
Итого: 15 баллов.
Задание №7. Какие из следующих предложений (простых и входящих в состав сложных предложений) являются односоставными и к какому типу они относятся? Какие из предложений являются неполными двусоставными с пропущенным главным членом (главными членами)? Объясните, почему вы считаете, что эти предложения неполные.
1. Договорился с друзьями пойти в горы.
2. Начинаем подниматься.
3. Неприятно, что очень ветрено.
4. Предлагаю спускаться вниз, а они не соглашаются.
5. «Гордецы, – думаю. – Зря отказались».
Ответ:
1. Договорился с друзьями пойти в горы – неполное двусоставное; по смыслу неполное, пропущено подлежащее, без которого непонятно, кто является субъектом действия.
2. Начинаем подниматься – односоставное определенно-личное.
3. а) Неприятно – неполное двусоставное;  по смыслу неполное, неполнота может быть устранена подстановкой подлежащего (Это неприятно; Запах неприятен), следовательно, здесь подлежащее пропущено. б) очень ветрено – односоставное безличное.
4. а) Предлагаю спускаться вниз – односоставное определенно-личное.
б) а они не соглашаются – двусоставное (по условиям задания не должно характеризоваться).
5. а) Гордецы – неполное двусоставное;  по смыслу неполное, пропущено подлежащее, без которого непонятно, кому приписывается свойство быть гордецами.
б) думаю – односоставное определенно-личное.
 в) Зря отказались – неполное двусоставное (как Не соглашаются);  по смыслу неполное, пропущено подлежащее, без которого непонятно, кто является субъектом действия; при этом понятно, что это определенные лица, а не неизвестно кто.
Оценивание: за определение типа предложения – по 1 баллу (итого 9 баллов). За комментарий – до 3 баллов.
Итого: максимум 12 баллов.
Задание №8. Для каждого из приведенных ниже слов укажите соотносительное с ним другое слово, выражающее нужный смысл. Если таких соотносительных слов несколько, приведите их все и определите, есть ли между ними различия и в чем они состоят.
Живое существо – место, предназначенное для содержания этого живого существа:
корова –
курица –
лошадь –
овца –
слон –
собака –
Ответ:

Корова

Хлев

 (скорее в домашнем хозяйстве)

Коровник

(скорее в колхозе)

Стойло

(на одну корову)

 

Курица

Курятник

(скорее в домашнем хозяйстве)

Птичник

(скорее на птицефабрике)

 

Лошадь

Конюшня

Денник, стойло (на одну лошадь)

 

 

Овца

Овчарня

Кошара

 

Слон

Слоновник

 

 

Собака

Псарня

Конура, будка (для одной собаки)

 

Оценивание: за каждое правильно подобранное слово – по 0,5 балла (максимально 7 баллов), за определение, есть ли между ними различия и в чем они состоят – по 0,5 балла (до 5 баллов).
Итого: максимально 12 баллов.
Задание №9. Расклассифицируйте языки на группы, назовите эти группы. Прокомментируйте свой ответ.
Словацкий, эсперанто, македонский, албанский, волапюк, идиш, бельгийский, австрийский, идо, хинди, канадский, швейцарский, словенский, американский.
Ответ:

  1. «Живые» языки, существующие в современном мире, на которых говорят люди: словацкий, македонский, албанский, идиш, хинди, словенский.
  2. «Искусственные» языки, созданные человеком: эсперанто, волапюк, идо.

Волапюк – первый искусственный язык, получивший реализацию в устном общении и литературе.
Эсперанто («надеющийся» на языке эсперанто) – один из самых распространённых международных искусственных языков. Был создан в 1887 году варшавским врачом Людвигом Заменгофом, псевдоним которого (доктор Эсперанто) стал названием нового языка.
Идо (на языке эсперанто означает потомок) – искусственный международный язык, созданный в 1907 году французом Луи де Бофроном как вариант эсперанто.

  1. Несуществующие языки: бельгийский, австрийский, канадский, швейцарский, американский.

Оценивание: за правильно названные группы – по 1 баллу (итого 3 балла), за правильно распределенные языки – по 0,5 баллу (итого 7 баллов). Если допускаются ошибки, минус 0,5 балла. Если есть комментарий – до 2 баллов.
Итого: максимум 12 баллов.
Задание № 10. Переведите текст на современный русский язык. Определите, какими частями речи являются выделенные слова: вы\, нозh, hдъше?
Переведите эти слова.
и въставъ иде къ оцоу сво~моу. ~mе же ~моу далече с@mоу оузьрh и оць ~го и милъ ~моу бысть и текъ паде на вы\ ~го и облобыза и. рече же ~моу сынъ оче съгрhшихъ на нбо и прhдъ тобо\ оуже нhсмь достоинъ нареmи с# сынъ твои. рече же оць къ рабомъ своимъ изнесhте одежд@ прьв@\ и облhцhте и и дадите прьстень на р@к@ ~го и сапогы на нозh  и приведъше тельць оупитаныи заколhте и hдъше да веселимъ с#  "ко снъ мои сь мрьтвъ бh и оживh изгыблъ бh и обрhте с#. и нач#ш# веселити с#. (Евангелие от Луки).
Ответ:
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
вы\ - шея
нозh - ноги
hдъше - есть
Оценивание: за перевод текста – 25 баллов, если в переводе допускаются ошибки, затрудняющие понимание смысла текста, снимаем по 1 баллу за каждую ошибку. Перевод слов – по 1 баллу, определение части речи – по  1 баллу (всего 6 баллов).

Итого: 31 балл.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 5 класс

Олимпиадные задания разработаны в соответствии с методическими рекомендациями для составления 1 тура Всероссийской олимпиады школьников...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе с ответами.

Задания составлены для проведения муниципальной олимпиады для учителей по русскому языку и литературе...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 9 класса

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 9 класса с ответами...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для 6 класса

Задания к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников...