Художественный образ героического подвига в стихотворении Лермонтова «Бородино»
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Урок по теме «Художественный образ героического подвига в стихотворении Лермонтова «Бородино»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon borodino.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Художественный образ героического подвига в стихотворении Лермонтова «Бородино»

Цели урока:

1. Образовательные:

- показать историческое значение события, изображенного в произведении;

- научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы:

.

2. Развивающие:

- развивать логическое мышление, коммуникативные умения, познавательный интерес обучающихся

- расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;

- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.

3. Воспитывающие:

- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;

- совершенствовать духовно-нравственные качества личности;

- воспитывать чувство любви к Родине;

- воспитывать уважительное отношение к русской литературе.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Что мы изучали на прошлом уроке?

Кто написал стихотворение «Бородино»?

Какому историческому событию посвящено стихотворение «Бородино»? (слайд1-2)

Слово учителя:

- Да, ребята, это история нашей страны, нашего народа, мы должны знать ее. Сегодня на уроке мы с Вами совершим путешествие на знаменитое Бородинское поле. А лучше узнать об этом нам поможет М.Ю.Лермонтов и его замечательное стихотворение.

2. Историческая справка. Сообщение учителя.

12 июня 1812 года огромная армия французов вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, в деревне, расположенной в 124 км от Москвы, произошло главное сражение Отечественной войны.

Главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов.

Русские понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.

Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды конницы.

Семь раз огнём и штыком русские воины отбрасывали врага. «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу» – таков был приказ. Потери русских составили 45 тысяч человек. Французы потеряли от 50 до 58 тысяч. В резерве русских сохранилось не более 5 тысяч, а у французов – вся гвардия (19 тысяч человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было бессильным. Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило дух наполеоновской армии, пошатнуло её уверенность в победе. И прав был генерал Ермолов, говоря: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».

История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.(3-15 слайды)

3. Словарная работа.

В стихотворении встречается очень много трудных, незнакомых слов. Давайте вспомним и посмотрим какие.

Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя.

Мусью – сударь, господин (обращение к французу).

Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле.

Лафет – Боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.

Бивак – стоянка войск под открытым небом.

Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи.

Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки.

Улан, драгун – солдаты конных полков.

Басурманы – люди другой веры, иноземцы, враги.

Мы с вами ходили в музей на выставку «Героям Отечественной войны посвящается…». Вспомните, что вы там видели.(16-26 слайды)

Ребята , мы с вами ходили в музей. Давайте вспомним, что мы там видели. (27-34 слайды)

4. Физкультминутка.

Сейчас мы немножко отдохнем и будем разгадывать кроссворд.

  1. Кто написал стихотворение «Бородино»?
  2. Как звали главнокомандующего русской армии?
  3. Оружие из булатной стали?
  4. Кто напал на Россию?
  5. Кто победил в этом сражении?
  6. Где произошло главное сражение?
  7. Кто был главнокомандующим французской армии?
  8. Как называлась стоянка войск под открытым небом? (35 слайд)

5. Инсценирование диалога старого и молодого солдата.

- Итак, ребята, представьте, что мы попали в далёкое прошлое, в1812 год.

(Выходят два ученика и читают диалог “Скажи-ка, дядя ...” до слов: “Не отдали б Москвы”)

6. Работа с текстом стихотворения.

-Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

-Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Вопросы и задания:

1. От чьего имени ведется рассказ?

От лица старого солдата, который был участником сражения.

2. Каким Вы его представляете, судя по портрету?

Храбрый, бравый воин, о чем говорят ордена на груди.

3. С кем сравнивает солдат - рассказчик участников сражения?

С богатырями. (36-38 слайды)

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

"Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?"

Вопросы и задания:

Какое настроение было у солдат во время отступления?

Им «досадно было, боя ждали, ворчали старики».

Солдаты рвутся в бой, они хотят расправы с врагом.(39-40 слайды)

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Вопросы и задания:

  • И вот мы на поле боя в с. Бородино!
  • Какое орудие используют русские солдаты в бою?
  • Пушка, в стихотворении много раз о ней говорится

-Что чувствовал солдат, когда готовил свою пушку к бою?

-“Забил снаряд я в пушку туго…/ За Родину свою!”(41-43 слайды)

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

"Пора добраться до картечи!"

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Вопросы и задания:

Почему рассказчик удивляется, что прошли два дня, а бой не начинается?

Он не понимает, почему тянут время. Солдаты рвутся в бой, они полны отваги, героизма. Поэт показывает, что все участники сражения без исключения объединены этим чувством - защищать свою Родину до последней капли крови.(44-45 слайды)

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Вопросы и задания:

Лагерь был, тих. Солдаты к предстоящему бою относятся по - деловому, спокойно. Каждый занят, своим делом, каждый думает о своем.

  • А почему ликовал француз?
  • Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее.(46-47 слайды)

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

"Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!"

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Вопросы и задания:

И вот наступает утро. Солдаты уже в строю. Перед нами полковник, который обходит строй.

  • Что мы о нём знаем?
  • “Полковник наш рожден был хватом”
  • Что означают эти слова “рожден был хватом”?
  • Cильным, смелым, отважным, ловким.

Как вы понимаете, словосочетание “Отец солдатам”?

По отношению к солдатам добрый, сердечный, болеет за них душой.(48-50 сдайды)

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,….

……..Вот затрещали барабаны -

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Вопросы и задания:

Солдаты дождались боя. Какое у них настроение?

Героическое. Для всех главное одно - победа.(51-55 слайды)

7. Вывод:

В своем стихотворении М.Ю.Лермонтов показал любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны 1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый трудный момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.(57 слайды)

А сейчас посмотрите какие еще есть музеи, посвященные бородинскому сражению.(58-63 слайды)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Лермонтова "Бородино"

Разработка урока по литературе в 6 классе  по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" с использованием презентации....

Стихотворение Лермонтова "Бородино" (компьютерная презентация)

Данная презентация содержит несколько разделов:1. Историческая справка (коротко о Бородинском сражении)2. Словарь терминов к стихотворению.3. Текст стихотворения.4. Вопросы и задания.Все разделы сопро...

интегрированный урок истории и литературы по стихотворению Лермонтова "Бородино"

Интегрированный урок (пара) в 5 классе, сопровождающийся презентацией, содержит историческую основу произведения, обучение анализу текста. Урок представлен в виде технологической карты....

открытый урок по литературе " Герои земли русской" по стихотворению Лермонтова " Бородино"

урок литературы по стихотворению Лермонтова " Бородино" содержит разные виды работ учащихся...