План-конспект урока. И. А. Крылов. Художественные средства изображения в баснях. Эзопов язык
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Урок обобщение пройденного по теме "Басни И.А. Крылова". 5 класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок.

И. А. Крылов. Художественные средства изображения в баснях. Эзопов язык

Цели:

Учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; совершенствовать умение выразительно и осознанно читать; видеть в баснях средства художественной выразительности. Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; Воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Задачи: Обобщить пройденное по теме «Басни И.А. Крылова».

Тип урока – обобщение.

Форма урока – урок-презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к восприятию

Посмотрите на экран. На какие две группы можно разделить эти произведения? (Басни и сказки о животных)

– Прочитайте названия произведений, которые отнесете к первой группе, ко второй? Что объединяет эти произведения? В чём отличие? Исследуем басню.

“Кот, петух и лиса”

“Ворона и Лисица”

“Волк на псарне”

“Волк и семеро козлят”

“Свинья под дубом”

III. Сообщение темы и цели урока.

– Для того, чтобы нам понять лучше понимать язык баснописцев, нужно знать художественные средства изображения в баснях.

IV. Работа по теме урока

1. Фронтальный опрос по терминам.

Что такое басня? (Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)

Кого называют баснописцами? (Баснописцами называют создателей басен.)

Знаете ли вы баснописцев? (Д. Эзоп, И.А. Крылов.)

Как возникли басни? (Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы.)

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь – Что осуждают и высмеивают баснописцы? (Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.)

В баснях используется аллегория. Что это такое? (Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.)

Инверсия, гипербола, эпитеты, олицетворения.

Для чего в басне нужны эти средства художественной выразительности?

Всякая басня содержит мораль. Что это такое? (Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.)

Молодцы! Последнее задание. Укажите галочкой признаки характерные только для басен - работа с презентацией.

А теперь мы попробуем узнать, что за басня перед нами.

Внимание на слайд. Ребята, я буду показывать вам интересные иллюстрации (сюжеты) к басням дедушки Крылова. Заметьте, среди иллюстраций.

Первая группа, глядя на иллюстрацию, говорит название басни.

Вторая группа мораль этой басни.

Третья группа – чему учит данная басня.

Видите ребята, сколько басен дедушки Крылова вам уже известны. А сколько интересных героев в них.

На кого из персонажей басни хотели бы походить вы? Почему?

Как вы думаете, зачем люди придумали такой литературный жанр? Почему возник в литературе жанр – басня? - Да, это гениальный способ, не причинив человеку прямой обиды, всё же сказать ему правду в глаза. Басня – это чудесное зеркало, в котором отражаются всякие звери и диковинные вещи, являющие собой зрелище и занимательное, и поучильное. И чтобы ни делали звери, мы поневоле понимаем, что речь идет о людях, при этом думаем: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.

Почему басни называют нравоучительными? - Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит нравам.

Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова устарели? – Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями. Среди нас по-прежнему Ворона, Волк, Свинья, Ягненок и т.д. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатка не бывает, и сейчас, как в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, смелость – с трусостью, талант – с бездарностью.

Сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы отличить басни Крылова от басен других баснописцев.

Встали. Если вы услышите басню И.А.Крылова, то хлопните один раз над головой. Если басня принадлежит Эзопу – присядьте. Условия понятны? Будьте внимательны!

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;

Спасибо за урок. (И.А. Крылов)

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. (Эзоп «Ворона и лисица»)

"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я; (И.А. Крылов)

Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий... но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь. (Эзоп «Лиса и виноград»)

IV. Рефлексия. Выставление оценок.

V. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения

Данная методическая разработка занятия по рисованию для дошкольников старшей группы "Кот Василий - мой дружок" отражает опыт автора в использовании нетрадиционных техник изображения при работе с детьм...

План - конспект открытого урока по фортепиано по теме "Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения"

В данном материале представлен план - конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения....

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока "Работа над художественным образом в классе игры на синтезаторе"

План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит "композиция" как предмет по выбору, а также "аранжир...

План-конспект цикла уроков. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.

План-конспект уроков. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Карты заданий к каждой теме....

План – конспект открытого урока по «Художественному творчеству» В группе №9 художественного развития «Цветик-Семицветик» на тему: «Волшебный декупаж»

Тема урока: «Волшебный декупаж» (выполнение декоративной посуды в технике «декупаж») Группа: №9 (8–9 лет) Цель: формирование представлений обучающихся о те...

План-конспект открытого урока по теме "Художественная интерпретация эстрадно-классического репертуара в классе ансамбля.

Музыкальное произведение, записанное композитором   при помощи нот, однозначно, но в реальном звучании оно существует в бесчисленном количестве разнообразных исполнительских трактовок. Вопло...