План-конспект открытого урока по теме "Художественная интерпретация эстрадно-классического репертуара в классе ансамбля.
материал по музыке на тему

Королева Нина Павловна

Музыкальное произведение, записанное композитором   при помощи нот, однозначно, но в реальном звучании оно существует в бесчисленном количестве разнообразных исполнительских трактовок. Воплощая в звучании авторский текст, исполнитель не просто транслирует заложенную в нем информацию, а интерпретирует, «творит» ее; аналогичный творческий процесс происходит и в сознании слушателя. В результате глубокого постижения всех составляющих нотного текста возникают образы музыки, представление о ее художественном содержании, технических особенностях, на основе чего впоследствии и рождаются замыслы будущих интерпретаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_otkrytogo_uroka.koroleva_n.p.docx272 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств г. Зеи»

План – конспект открытого урока по теме:

«Художественная интерпретация

эстрадно-классического репертуара

в классе ансамбля»

(возраст 13-18 лет)

Подготовила

преподаватель

по классу скрипки

Королева Нина Павловна

ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА.

Слайд №1.

Предмет: ансамбль скрипачей старших классов.

Преподаватель: Королева Н.П.

Концертмейстер: Сопина Т.П.

Тема урока: Художественная интерпретация эстрадно-классического репертуара в классе ансамбля.

Слайд №2

Цель урока: Формирование представления у учащихся   о художественной интерпретации, как о процессе звуковой реализации нотного текста.

Слайд №3

Задачи:

Образовательные:

  • формирование представлений о роли интонации в раскрытии художественного образа.
  • стиль, как способ изложения;
  • мелодия, как основа интонационного состава музыкальной ткани;
  • гармония, как интонационное осмысление мелодии;
  • форма, как перспектива развития произведения;
  • ритм и темп, как пульс художественной интерпретации;
  • динамика и тембр, как краски художественной интерпретации;
  • творческая реализация нотного текста;

Развивающие: формирование аналитических способностей в области музыкального мышления, развитие навыков творческого мышления в музыкально - исполнительской деятельности, умение обобщать и синтезировать свои знания и умения.  

Воспитательные: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности, активности, целеустремленности, дисциплинированности.

Тип урока: Комбинированный. Обобщение и углубление в обозначенную тему.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения.

Оборудование: скрипки, электрофортепиано, метроном, трещотка, свистулька, колотушка, компьютер, проектор, экран.

 Музыкальные произведения, исполненные на уроке:

 Поль Мориа «Менуэт», П. Мориа - Сергей Никитин «Под музыку Вивальди»,

Лерой Андерсон «Синкопированные часы».

 Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Введение в тему.

3.Основная часть урока.

а) актуализация знаний и подготовка интереса к теме на основе новых понятий;

б) формирование умений и навыков на основе актуализации и новых понятий;

4.Итог урока. Рефлексия.

Организационный момент: Приветствие присутствующих коллег, представление детей (партнеров в ансамбле). Настройка инструментов. Создание условий для творческого общения и совместной работы.

Слайд № 2.

Введение в тему: Как все живое, музыка рождается из маленькой клеточки, зернышка, затем прорастает и развивается, приобретает определенную форму… раз музыка живая, к ней надо относиться как к другу: уметь ее слушать, понимать, чувствовать, пережить и исполнить. Она многое расскажет о себе и исполнителю, и слушателю.  Способность понимать музыкальное произведение, воплощать в исполнении художественный замысел автора не привилегия для избранных - это одна из задач предпрофессионального музыкального образования.

Слайд № 3, 4.

Тема нашего урока «Художественная интерпретация эстрадно-классических произведений». Попробуем рассмотреть некоторые   важные аспекты этой темы глубоко и детально.

 Итак, интерпретация - это звуковая реализация нотного текста. Музыкальное произведение, записанное композитором   при помощи нот, однозначно, но в реальном звучании оно существует в бесчисленном количестве разнообразных исполнительских трактовок. Воплощая в звучании авторский текст, исполнитель не просто транслирует заложенную в нем информацию, а интерпретирует, «творит» ее; аналогичный творческий процесс происходит и в сознании слушателя. В результате глубокого постижения всех составляющих нотного текста возникают образы музыки, представление о ее художественном содержании, технических особенностях, на основе чего впоследствии и рождаются замыслы будущих интерпретаций.

Слайд № 4.

 Вы знаете, что в искусстве звуковых образов богатство выразительно – изобразительных средств, многообразие элементов музыкальной речи (о которых мы будем говорить на уроке) имеет интонационную основу.  «Музыка –интонация» - гласит лаконичная формула Б.В.Асафьева. Понимая широко, интонация есть главный проводник музыкальной содержательности, музыкальной мысли; она же носительница художественной информации, эмоционального заряда, душевного движения и т. д. Понятие «интонация» имеет два значения: зерно – интонация - смысловая частичка и интонация равная протяженности музыкального произведения.

Слайд № 5.

Типы музыкальных интонаций:

Эмоционально - экспрессивные: радость, печаль, тревога, просьба, героический подъем;

 Предметно – изобразительные: пение птиц, колокольный звон, топот коня;

Музыкально – жанровые: черты марша, вальса, баллады;

Музыкально – стилевые: воссоздания типичных черт музыки определенной эпохи;

 Звучит фрагмент Л. Боккерини «Менуэт» (стиль барокко, изобилие мелизматики);

Известно, что музыкальная выразительность в значительной мере моделирует активность речи, пластику человеческих движений и т.д.Например, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью, наличием небольших пауз, акцентов, повышения высоты голоса.

Вопрос: какой будет мелодия, передающая это состояние человека (учащиеся рассуждают вместе с педагогом)? Ответ: музыка, передающая взволнованность, смятение, обычно отличается этими же чертами: она льется на едином дыхании, почти без пауз, в быстром темпе, с акцентами. А скорбная речь человека? Тиха, с длительными паузами, медленна. А музыка скорбного характера? обычно медленна, с остановками, интонациями вздоха и плача. Таким образом, как проявления фонетики окружающего одушевленного мира, широкое применение в художественно-инструктивных произведениях получили речевые клише: Таковы, например, музыкальные эквиваленты речевых интонаций мольбы, жалобы, утверждения, восклицания, а также клише скороговорки и повествования и другие. Ксения К., из своего репертуара, исполните, пожалуйста, интонацию просьбы (А. Бабаджанян «Ноктюрн»), хорошо, а интонацию восклицания? Звучит тема И. Бах «Концерт a-moll». Спасибо, молодец.

Слайд №6.

Бернард Шоу сказал, что есть десятки способов произнести простейшие слова «Да» и «Нет» и только один единственный способ их записать.

Слайд№7.                                                                                                                

Что бы это стало очевидным, проставьте, пожалуйста, логические ударения во фразе «Я помню чудное мгновенье» с обозначенным смысловым ударением, прочитать нужно интонационно- выразительно. (Учащаяся интонирует фразу). Что происходит со смыслом? Смысл данной фразы меняется в зависимости от интонации и расстановки логических ударений. Музыкант – исполнитель так же властен произнести одну и ту же музыкальную мысль с множеством эмоциональных оттенков. Нужно лишь обладать развитым художественным воображением (дар воображения присущ только человеку) и умением слышать нужную интонацию или нюанс. Авторская интонация связывает все происходящее в музыке, через нее мы постигаем смысл любой мелодии. В интонационном составе музыкальной ткани мелодия выходит на первый план.

Слайд № 8.

О мелодии мы сейчас и поговорим. Беседа с детьми.

Мелодия – это основная мысль произведения, которая содержит все то, что и все музыкальное произведение: интонацию, лад, гармонию, метро – ритм, архитектонику, динамику, фактурный рисунок. Все мелодические участки произведения соотнесены друг с другом и принимают естественное участие в формообразовании. Волны динамических напряжений и разрядок, кульминации (их подводка и спад) – все это выявляется через мелодическую систему произведения.

Слайд № 9.

Стиль -  это понятие, которое фиксирует системность выразительных средств. Музыка не существует вне исторического контекста. Общность стилевых признаков опирается на социально-исторические условия мировоззрение и мироощущение композитора, его творческий метод и общие закономерности музыкально-исторического процесса. Приметы стиля мелодика, гармония, форма и т.д.) пронизывают все произведение и являются живым единством.

Форма: содержание часто воспринимаются нами раньше, чем форма, ибо эмоциональная сторона произведения доступнее его конструкции. Чувство формы проявляется в первую очередь, сопоставлением крупных разделов, логикой развития музыкальной мысли.    Определение логики соотношения крупных и мелких построений приводит к главной кульминации, к смысловому центру произведения.  Исполнитель всегда должен ощущать в своей игре перспективу дальнейшего развития музыкальной мысли. Иначе музыка мельчает, стоит на месте, форма рушится, «крошится».

Гармония: придает мелодии интонационную осмысленность. При каждой гармонической смене аккордовая последовательность вносит в главный голос интонационно смысловой поворот, добавляя глубинную логику и выразительность.

Пульс, темп, ритм: характер движения музыки осознается исполнителем, как только он расслышит биение ритмического пульса. Определить пульс в музыке, т. е. почувствовать единицу движения – это главное. О художественной функции пульса, его связи с общим эмоционально –выразительным тонусом темпо -ритма Г. Нейгауз писал «Ощутить живое дыхание музыки, ее пульс –это часто постигнуть самое сокровенное в содержании музыки, все оживает только с постижением пульса музыки». Метроритмические знаки, запечатленные в нотном тексте, лишь схема, они требуют от исполнителя поэтического «домысливания», предполагают расшифровку ритмических идей композитора. Поэтому мы должны   четко представлять себе, что такое ритм и метр, поэтому не лишне здесь еще раз вспомнить следующее: ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные, сказать иначе - организованная последовательность звуков одинаковой или различной длительности; метр – размечает время, когда звукам появляться в узоре. Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться музыкальному узору. Очень важно, чтобы темп убеждал, что бы скорость развертывания музыкального материала способствовала наиболее полному выявлению художественного замысла произведения.    Вряд ли нам будет интересна метрономически ровная игра. Как говорил Б. Асафьев, ритм не следует воспринимать как «фонари на шоссе с их монотонной мерностью…» Пульс живого существа имеет свои отклонения, обусловленные эмоциональным состоянием. Исполнитель пользуется разнообразными агогическими отклонениями, игрой rubato (Rubare (ит.) – красть) он может вдохнуть художественную жизнь в произведение. Живой музыкальный ритм – пульс художественной интерпретации.

Живая фраза -  это искусство агогики. Естественно «дышащая» пьеса как ощущение целого – это логичная агогика, не разрушающая внутренне единого темпа. Темп, метр и агогика должны быть подчинены друг другу и вытекать одно из другого: метр появляется из сопротивления темпу, агогика – из сопротивления метру, темп – при обуздании метра и агогики.

Динамика и тембр: – звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла произведения.

 Основная часть урока. Эстрадно – классическая музыка – это дитя эпохи и представляет собой вид музыкального искусства, обращенный к широкой слушательской аудитории. К нему обычно относят произведения для эстрадно - симфонических оркестров и др.   Появляются композиторы, дирижеры и аранжировщики у которых есть перспектива стать классическими.  Один из них П.  Мориа (учащаяся представляет материал о творческом пути композитора).

Слайд№ 10.  

 Фирменное звучание оркестра П. Мориа узнаваемо, очаровывает слушателя.  Мелодии самых разнообразных жанров окрашены единым выразительным авторским почерком. В его музыке близкая нам философия красоты и гармонии, выраженная в звуке.  Музыка П. Мориа апеллирует к душе человека, сплетаясь с нашими чувствами, путешествует вне пространства и времени.  

Мы уже говорили о том, что при выявлении стилистических особенностей музыкального произведения важна эпоха его создания. Какие   стилевые особенности композитор использовал в своем произведении «Менуэт», появившийся на свет в эпоху зарождения космонавтики? Размышление на эту тему даст нам важный ключ к пониманию   произведения, к интерпретированию нотного текста. Поговорим о форме. Определяем как рондо (рефрен –эпизод = А+В+А+С+А), архитектоника классическая, квадрат (2+2=4 ,4+4=8 и т.д.), динамическая и смысловая кульминация в ¾ построения т.н. точка золотого сечения - это признак классического стиля. Мелодия изыскана, изобилует украшениями.  Фактура изложения – легкая, прозрачная, в эпизодах использован бас – остинато, как деталь фактуры.  В этом произведении мы находим особенности музыки эпохи барокко - наследие «галантного века» и одухотворенной классики. Приметы этих стилей пронизывают все произведение и являются живым единством. Стилистическая многослойность, ставшая основной чертой в творчестве композиторов XX века, привела к возрождению барочных, классических тенденций. Как яркий пример можно привести «Классическую симфонию» С.Прокофьева.

Слайд №11.

Исполняется «Менуэт» (одобрение преподавателя). Но теперь давайте попробуем исполнить тему рефрена на клавесине, будем экспериментировать и думать: нарушает ли это изменение замысел автора. Но попрошу исполнить более точно ауфтакт + атаку звука, обратить внимание на синхронность и интонационное произношение. Помним, логика музыкального развития строится по аналогии развития человеческой речи. Попробуем придумать текст, и это поможет в правильном прочтении этой музыкальной мысли:

«Стоп! Мы движемся вперед» или «Стоп, идем опять вперед».    Какой вариант выбираем? (рассматриваем мелодический контекст, понижение интонации голоса предполагает диминуэндо, направленность мелодической мысли). Определяемся с динамической поддержкой солирующего инструмента (клавесина). Контролируем качество штриха спиккато, добиваемся ансамблевой синхронности.  

 Эпизод В -смена лада, настроения. Нужна подтекстовка, которую придумала учащаяся Арина Г., чтобы верно проинтонировать предложение. «Флейта звучит, звучит орган, и танцует менуэт Версаль, и плачет скриипка», ритмическая акцентировка придает ясность и ценность деталям музыкальной фразировки.

 Тема солирующей скрипки переходит в синкопированное кружево сопровождения, а в нижнем голосе появляется новая тема, приводящая к повтору темы В.    Эпизоды В и С объединяет остинато в басу (прием барокко).

Эпизод С- проводим аналогичную работу с подтекстовкой, она может прозвучать так: «Дамы, кавалеры, здесь поворот, и вновь, поворот…». Как живописец, работая над большим полотном, пишет массу этюдов, отражая прообразы отдельных эпизодов, так и музыкант, работая над произведением наряду с решением технических вопросов, занят поиском художественно –выразительных интонаций, проверкой интонационных решений, словом тем, что должно принести желаемый результат при исполнении.

Слайд № 12.

Только полюбив сочинение, можно добиться максимального художественного результата. В музыку надо верить.  Что происходит с музыкальным образом по дороге от композитора к слушателю, попробуем разобраться на примере следующего произведения. (Информационное сообщение учащихся и прослушивание записи песни В.Городецкого в исполнении С. Никитина «Под музыку Вивальди»).

Слайд №13.

Мы говорили о том, что выразительная речь стремится приблизиться к музыке, а музыка в свою очередь стремится приблизиться к разговорной речи. Зачем? Чтобы быть понятой многим людям и без слов.  Слово никогда не может объяснить всю глубину музыки, но без слова трудно приблизиться к тончайшей сфере познания чувств.

Приложение №1.Фрагмент №1 (ссылка).

Проявив свои духовные устремления и создав оркестровую аранжировку популярного произведения, П. Мориа дал новую жизнь песни и справился с этим великолепно, а от нас, исполнителей, требуется играть свежо, ярко, вновь и вновь переживать исполняемое, вызывая эмоциональный отклик у слушателя.

Слайд № 14.

Лерой Андерсон -  американский композитор и дирижер. Одаренный мелодист, мастер изящной и красочной оркестровки. Л Андерсон создал особый эстрадный музыкальный стиль — легкий, скерцозный, искрящийся юмором, выдержанный в светлых оптимистичных тонах. В своих произведениях Л. Андерсон использовал довольно нетривиальные инструментальные   тембровые и перкуссионные эффекты. На уроке мы продемонстрируем наши находки.

 Слайд №15.

Слушаем запись «Концерт для пишущей машинки», два варианта интерпретации и обсуждаем.

Слайд №16.

В нашем репертуаре появилось новое произведение «Синкопированные часы».

В названии заключена интрига, взаимоисключающие вещи: часы - ритмичное движение метра и синкопа- перенос сильной единицы времени на слабую.  Каким образом реализуется замысел автора -сейчас услышим. Исполнение Л. Андерсон «Синкопированные часы». Мы говорили о том, что художник не может вместить свои чувства и намерения в рамки безжалостных ударов метронома, но Л. Андерсону удалось это мастерски. Исполнение произведения.

Приложение №2. Фрагмент №2 (ссылка).

Слайд № 17, 18.

Итог урока:

В процессе работы над художественной интерпретацией музыкальных произведений, используя метод анализа и сопоставления, образное содержание проявляется все рельефнее, и исполнитель начинает ощущать такие тонкости, о которых ранее и не подозревал, творческое воображение находит все новые образы, ассоциации, слух отыскивает нужные интонации, краски.  

 И, полагаю, коллеги, вы уже разделили мое мнение, что рождение вдохновенной художественной интерпретации нотного текста - это цель, ради которой мы работаем над техникой, звуком, художественным замыслом.C:\Users\Нина\Desktop\P1020972.JPG

C:\Users\Нина\Desktop\P1020983.JPG

Используемая литература:

  1. Б. Асафьев Музыкальная форма как процесс, Музыка, 1971г.
  2. Зеленин В.М. Работа в классе ансамбля. - Минск, 1979.
  3. Камерный ансамбль: Педагогика и исполнительство. Ред. К.Х. Аджемов. - М.: Музыка, 1979. Вып.1.
  4. Куус И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся. Вопросы методики начального музыкального образования. - М., 1981.
  5. Маневич Р.И. В классе скрипичного ансамбля. //Из опыта воспитательной работы в ДМШ. - М., 1969.
  6. Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития скрипача. - Тверь, 1996.
  7. Мордкович Л. Детский музыкальный коллектив: Некоторые аспекты работы на примере ансамбля скрипачей. Вопросы музыкальной педагогики. -  М., 1986. Вып.7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...