Конспект урока по чтению: «Уроки старины глубокой…»
методическая разработка по литературе (9 класс)

Власова Ольга Васильевна

Конспект урока «Уроки старины глубокой…» (по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», 9 класс, коррекционная школа)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»

           «Согласовано»

Зам. директора по УВР ГБОУ «СКОШИ №2»

Л.А.Осколкова   /___________ /

«__»______________2023г.

Конспект урока

«Уроки старины глубокой…»

(по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»)

        

Власова Ольга Васильевна

Улан-Удэ

2023 г.

Цели урока: продолжить знакомство с повестью А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

Задачи:

Образовательные: расширить знания учащихся о пушкинской эпохе; систематизировать знания учащихся по произведению А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка» его сюжетом и героями.

Развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения; развивать умения обобщать полученные знания, проводить аналогии.

Воспитывающая: готовить выпускников к взрослой жизни, созданию крепких отношений на примере повести А.С. Пушкина.

Оборудование урока: ноутбук, телевизор, презентация, портреты героев повести, музыкальные произведения А. Широченко, элементы декораций для инсценировки отрывка произведения.

Предварительная работа: выступление по презентации, инсценировка эпизода повести.

Ход урока.

1. Организационный момент. 

2.  Вступление (звучит песня А. Широченко «Тихая моя родина»).            

Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы с вами продолжим изучать повесть Александра Сергеевича Пушкина «Барышня-крестьянка», перечитаем с вами страницы этого произведения, узнаем где и как жили герои повести и поучимся у них.

- Как вы помните, в ту эпоху существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Открыть окно в эту отдалённую эпоху, познакомиться с укладом жизни поместного дворянства нам поможет Баранова Вика (презентация).

- Как вы думаете, почему поместное дворянство предпочитало столичной жизни жизнь сельскую/деревенскую? В ответе на этот вопрос нам смогут помочь представленные репродукции. (демонстрируем репродукции картин)

-  Мы с вами окунулись в эпоху того времени, узнали, где жили дворяне. Так и семьи Берестовых и Муромских тоже предпочитали столичной суетливой жизни деревенское спокойствие.

- Ребята, давайте вспомним героев повести и дадим им краткую характеристику (Алексей Берестов, Лиза Муромская, Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский, Настя).

- Вы назвали главных героев. Дадим им краткую характеристику. На карточках написаны черты характера героя.  Вы должны догадаться кто это и повесить под портретом героя. 

Красавица – смуглянка, образована, шалунья – проказница – ЛИЗА МУРОМСКАЯ.

Стройный, весёлый, озорной, образован – АЛЕКСЕЙ БЕРЕСТОВ.

Настоящий русский барин, чудоковатый, любит всё английское – ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ МУРОМСКИЙ.    

Крепкий хозяин, уважаемый всеми барин, не любит всё иностранное – ИВАН ПЕТРОВИЧ БЕРЕСТОВ

Ходила за Лизою, она была постарше, но столь же ветрена, как её барышня – НАСТЯ.                      

(На доске портреты и карточки со словами, определяющими черты характера этих героев. Дети должны расположить карточки под портретами на доске).

- Где жили семьи Берестовых и Муромских? (в поместьях Тугилово и Прилучино)

Физкультминутка

Игра «Чья это усадьба?»

1)    Английский сад (Муромские)

2)    Дом выстроен по собственному плану, есть суконная фабрика (Берестовы)

3)    В будни хозяин в плисовой куртке, по праздникам – сюртук из домашней работы (Берестов)

4)    Конюхи одеты английскими жокеями (Муромские)

5)    В Тугилове (Берестовы)

6)    В селе Прилучино. (Муромские)

7)    Сад и зверинец, дорожки, тщательно выметенные и усыпанные песком (Муромские)

3.  Беседа на восприятие произведения с элементами анализа

- Ребята, сейчас мы с вами посмотрим инсценировку, а потом проанализируем эту сцену.

Инсценировка эпизода «Первое свидание» (слайд – изображение из фильма встречи Лизы и Алексея).

Работа с текстом. Открываем учебник. Стр. 86

Чтение по ролям. Разговор Насти и Лизы (стр. 86.)

- Почему на предложение Насти «погулять в ту сторону», где «ходит с ружьём» Алексей, Лиза отвечает «нехорошо» это? («Он может подумать, что я за ним гоняюсь…»)

В пушкинскую эпоху было не принято девушкам подходить к молодому человеку, знакомиться и оставаться наедине с ним. Девушки были скромные, стыдливые и это их украшало.

- Что украшает девушку?

Урок 1. Скромность украшает девушку.

- Что решила Лиза? Почему Лиза не может иначе увидеть Алексея?  (Их отцы находятся в ссоре)

- Стр. 86, прочитаем эпизод, когда Лиза примерила крестьянскую «обнову».

- В чём Лиза призналась себе? («никогда ещё так мила себе не казалась»).

Урок 2. Простая одежда делает девушку милее, привлекательнее.

Работа с текстом.

- При их знакомстве Алексей, чтобы «уровнять их отношения», представляется кем? камердинером.

стр. 89 до слов «более понравилась Алексею»

- Почему Лиза ещё больше понравилась Алексею? (не глупая, умная, догадливая: «…и одет не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему»)

Урок 3. Девушка не должна быть глупой.

Как Лиза так себя ведёт на свидании.

Стр.89: «Привыкнув не церемониться…»

- Как Лиза так себя повела? Почему? (она не позволяет себя обнять: стеснительная, застенчивая)

- А как ведут себя современные девушки? (раскованы, решительны) Хорошо так вести себя? Нет.    

Урок 4. Девушка должна быть стеснительной, застенчивой.

Работа в тетради. стр. 90-91

- Найдите в тексте, что думал после встречи Алексей Берестов? («С своей стороны Алексей…» до слов «…бросился на встречу милой Акулины»).

Выпишете глаголы, характеризующие его поступки. О чём нам говорят глаголы? (о действиях, поступках героя)

- Что же произошло с Алексеем?

Стр. 91 «Они расстались, и Алексей …не мог понять, каким образом простая девочка …успела взять над ним истинную власть…»

Он готов на всё ради своей любимой. Алексей не боится проклятие отца, его не страшит, что отец продаст имение и лишит его средств существования. Решает «жениться на крестьянке».

- А Лиза любит его? (да, также сильно она его любит) «…не прошло еще и двух месяцев, а мой Алексей был уже влюблен без памяти, и Лиза была не равнодушнее, хотя и молчаливее его. Оба они были счастливы настоящим и мало думали о будущем».

«Мысль о неразрывных узах часто мелькала в их уме…».

4. Подведение итогов.

- Сегодня мы с вами продолжили работу с повестью «Барышня-крестьянка». Чему нас научили герои повести?

Урок 1. Скромность украшает девушку. 

Урок 2. Простая одежда делает девушку привлекательнее.

Урок 3. Девушка не должна быть глупой.

Урок 4. Девушка должна быть стеснительной, застенчивой.

- А в целом, чему учит нас повесть? (она учит, как нужно любить и быть счастливым)

Я желаю вам, чтобы и вы встретили настоящую любовь и были счастливы!

5. Домашнее задание: подготовить рассказ от имени героя (Лизы, Алексея) «Что для меня любовь?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Уроки старины глубокой…» По повести А.С. Пушкина «Барышня- крестьянка»

Слайд 2

Мир дворянской усадьбы Хозяйство в имениях дворян было во многом натуральным. Почти все потребности удовлетворялись изнутри. Многие помещики имели свои полотняные заводики, бумажные фабрики, стекольные производства. По дорожкам сада или парка можно было спуститься к реке или к пруду. За домом был огород или овощник, хозяйственный двор, ферма. Центром усадьбы был барский дом, в нем – столовая, гостиная, библиотека, спальни, комнаты для гостей, комната гувернантки, девичья, кухня

Слайд 3

Сергей Басов «За околицей»

Слайд 4

Игра «Чья это усадьба?»

Слайд 5

Встреча Лизы-Акулины с молодым Берестовым

Слайд 6

Урок 1. Скромность украшает девушку. Урок 2. Простая одежда делает девушку привлекательнее. Урок 3. Девушка не должна быть глупой. Урок 4. Девушка должна быть стеснительной, застенчивой.



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\img012_page-0001.jpg

C:\Users\User\Desktop\img011_page-0001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по технологии "Преданья старины глубокой"

Постепенно забываются старинные песни, обряды, обычаи. Сегодня на уроке мы поговорим о них. Может быть, вам кое-что запомнится, а потом вы расскажите своим детям, споете колыбельную, загадаете з...

ТЕМА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ НА СТРАНИЦАХ ПОВЕСТИ В.П. АСТАФЬЕВА «КРАЖА».

Тип урока: урок-беседа. Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что человек должен отвечать за свои слова и поступки; помочь понять, какие уроке нравственности получили герои повести и чт...

Урок-викторина Интегрированный урок внеклассного чтения по литературе и природоведению по книге В. Бианки «Лесная газета»

Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета».  В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степен...

Интегрированный урок (математика + чтение + урок технологии) по теме "Мера времени - повторение". 9 класс

Андерсон стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсона Заложено много мудрых и глубоких мыслей, о...

Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам».

Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...

Пути повышения исследовательских компетенций подростков на уроках внеклассного чтения. Урок-размышление по рассказу Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы…»

В статье рассмотрен опыт формирования исследовательских компетенций у подростков. Вниманию читателей предлагается методика заполнения Карты решения исследовательского задания (КРИЗ) на примере урока в...