Пути повышения исследовательских компетенций подростков на уроках внеклассного чтения. Урок-размышление по рассказу Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы…»
статья по литературе (9 класс) на тему

Кузнецова Ирина Владимировна

В статье рассмотрен опыт формирования исследовательских компетенций у подростков. Вниманию читателей предлагается методика заполнения Карты решения исследовательского задания (КРИЗ) на примере урока внеклассного чтения по произведению Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы». Автор демонстрирует процесс решения исследовательского задания, выделяя основные этапы исследования в ходе урока внеклассного чтения. Полученные в ходе анализа произведения выводы фиксируются в КРИЗ. Данный вид работы готовит ребят к проведению в дальнейшем самостоятельных исследований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kuznetsovoy_i.v.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Ирина Владимировна

 учитель русского языка и литературы

МБОУ «Рыбно-Слободская СОШ № 2»

Татарстан, п.г.т. Рыбная Слобода

ir.kuznetzova2010@yandex.ru

Пути повышения исследовательских компетенций подростков на уроках внеклассного чтения. Урок-размышление по рассказу Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы…»

Аннотация. В статье рассмотрен опыт формирования исследовательских компетенций у подростков. Вниманию читателей предлагается методика заполнения Карты решения исследовательского задания (КРИЗ) на примере урока внеклассного чтения по произведению Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы». Автор демонстрирует процесс решения исследовательского задания, выделяя основные этапы исследования в ходе урока внеклассного чтения. Полученные в ходе анализа произведения выводы фиксируются в КРИЗ. Данный вид работы готовит ребят к проведению в дальнейшем самостоятельных исследований.

Ключевые слова: карта решения исследовательского задания, исследовательское задание, исследовательские компетенции, урок внеклассного чтения. Е.Долгопят.

     The summary. In article experience of formation research компетенций at teenagers is considered. The technique of filling of the Map of the decision of the research task (CRISIS) on an example of a lesson of home reading on E.Dolgopjat's product «Two plots in a melodrama genre» is offered to attention of readers. The author shows process of the decision of the research task, allocating the basic investigation phases during a home reading lesson. The products received during the analysis conclusions are fixed in the CRISIS. The given kind of job prepares children for carrying out further independent researches.

Keywords: a map of the decision of the research task, the research task, research the competence, a home reading lesson. E.Dolgopjat.

      В 2011 году образование перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном [3]. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особо отмечается необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике [2]. Одним из основных направлений образовательного процесса становится развитие способности учащихся к исследовательской деятельности.

           Исследовательские компетенции мы рассматриваем как ключевые компетенции ученика, поскольку считаем, что они способствуют самообразованию, помогают быть более успешным в дальнейшей жизни, обеспечивают подготовку учащихся к творческому труду в широкой сфере деятельности.

Мы  выделяем исследовательскую задачу в качестве основного средства развития исследовательских компетенций и определяем данное понятие как творческую задачу, направленную на получение учащимися субъективно нового знания и способа деятельности, развитие у школьников воображения, системного и критического мышления, активизацию творческого потенциала личности, а также на подготовку учащихся к выполнению самостоятельного исследования на основе полученных знаний, навыков и умений.

       Исследовательская деятельность учащихся на уроке наиболее прогрессивный способ изучения литературы и одна из эффективных форм на уроках внеклассного чтения.

    В качестве вспомогательного элемента процесса формирования исследовательских компетенций является обучение старших подростков методике заполнения Карты решения исследовательского задания (КРИЗ).

      Вашему вниманию мы предлагаем урок-размышление по рассказу Елены Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы», где демонстрируется последовательность  заполнения Карты решения исследовательского задания.

     Основополагающая цель урока-размышления – используя задания на развитие исследовательских компетенций, определить авторский взгляд на современную ситуацию в семье, семейные ценности; обучить подростков методике заполнения карты решения исследовательского задания (КРИЗ).

    Подготовка к уроку начинается за месяц до его начала. Задания и рекомендуемая литература вывешиваются заранее на специальном стенде для урока внеклассного чтения.

Задание 1. Прочитать рассказ Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы». Предположить, чем закончится рассказ (девятиклассникам намеренно раздается распечатанный текст рассказа без концовки) [1]

Задание 2. Для первой творческой группы: представление первой сюжетной линии рассказа, образа Коли. Для второй  творческой группы: представление второй сюжетной линии, образа «изверга».

Задание 3. Дать определение термину «мелодрама», найти признаки этого жанра в тексте.

       В начале урока учитель объявляет ребятам, что на уроке-размышлении по рассказу Елены Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»,  они научатся заполнять карту решения исследовательского задания (КРИЗ) (табл. 1).

    Таблица 1.

Класс:

Фамилия Имя учащегося:

Исследовательское задание (проблема):

Постановка цели:

Выдвинутые гипотезы:

  1.  

План анализа, наблюдения, эксперимента:

Доказательство гипотезы:

Вывод:

Задал вопросы:

Ответил на вопросы:

Примечания:

    На этапе актуализации проблемы учитель использует ситуацию вызова: урок начинается с просмотра отрывка из кинофильма «Счастливы вместе» режиссера Г. Дронова (серия «Любовь под напряжением»). После  просмотра отрывка из популярного сериала на канале ТНТ «Счастливы вместе» учитель  просит сформулировать тему, проблему, цель урока-размышления.

      Выполняя задание учителя, девятиклассники уверенно отмечают, что рассказ Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» начинается со съемки рекламного ролика о семейной жизни, что главный герой рассказа (первой сюжетной линии) Коля  пытается «строить» семью; вторая сюжетная линия тоже представлена историей семьи Г.В.  Таким  образом, в центре внимания автора - тема семьи. Обозначив тему урока, девятиклассники без труда определяют проблему  урока:  «Что делает семью по-настоящему  счастливой?» и цель урока: выделить составляющие счастливой семейной жизни.  

В карте появляется запись:

Исследовательская задача (проблема): Что делает семью по-настоящему  счастливой?

Постановка цели: выделить составляющие счастливой семейной жизни.

      Обратимся к названию произведения Е.Долгопят  -  «Два сюжета в жанре мелодрамы».

Как вы понимаете название рассказа? Какие слова в названии ключевые?     Девятиклассники отмечают, что в своем произведении автор использует две сюжетные линии, свидетельствующие о событиях разных эпох, схожих между собой, как и их главные герои: подросток Коля и революционер-изверг. Ребята предполагают, что автор не случайно сопоставляет сегодняшнее время и эпоху революций, а главное сопоставляет героев этих событий. Значит, если мы поймем причины заблуждений главных героев, закономерности их поступков на пути к счастью, то сможем выделить составляющие счастливой семейно жизни.

Выдвинутая гипотеза:

Если мы поймем причины заблуждений главных героев, закономерности их поступков на пути к счастью, то сможем выделить составляющие счастливой семейной жизни.

  Учитель предлагает вместе составить план выполнения этого задания: что можно сделать, чтобы доказать эту гипотезу.

План анализа, наблюдения, эксперимента:

  1. Проследить семантику названия рассказа, как оно помогает в решении проблемы.
  2. Проанализировать содержание текста рассказа с точки зрения жанра мелодрамы.
  3. Провести небольшой эксперимент (ребята сами придумывают концовку рассказа и сопоставляют ее с авторской).
  4. Проследить проблему семьи в двух сюжетных линиях через образы главных героев (образ Коли и образ революционера).

       Проследим семантику названия рассказа, как оно помогает в решении проблемы.

Ключевое слово в названии рассказа – «мелодрама». Так как слово «мелодрама» несет основную смысловую нагрузку, проведем словарную работу. Обратимся к словарю С.И.Ожегова.

Мелодрама 1. Драма с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью и резким противопоставлением добра и зла. 2. Перен. Неестественное, преувеличенное выражение чувств. Мелодраматичный – излишне чувствительный как в мелодраме.

Обратимся непосредственно к тексту произведения.

      Ученик   читает начало рассказа. Сразу возникает вопрос «Почему рассказ начинается со слов «Как у Хичкока…»?

    Учитель сообщает, что Хичкок  - известный сценарист, режиссер, мастер жанра мелодрамы. Рассказ Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» начинается «по-хичкоковски»,  неожиданно, с рекламы, которая сама по себе сделана в жанре мелодрамы, да и  все произведение по своему содержанию напоминает жанр мелодрамы и нам предстоит убедиться в этом на нашем уроке.

      Поговорим о первой сюжетной линии в рассказе (выступление первой группы).

     Главному герою рассказа Коле посчастливилось участвовать в съемке рекламного ролика семейной жизни. Идиллия семейной жизни на съемочной площадке серьезно повлияла на сознание мальчика. Для мальчика, который рос без родителей, не знал, что такое «семейное счастье», забота и внимание родителей, который в повседневной жизни сталкивался только с негативом и агрессией,  атмосфера на съемочной площадке стала идеалом, смыслом жизни. Жизнь научила его добиваться своей цели упорно, просчитывая наперед каждый свой шаг. Поэтому он упорно «осаждает» квартиру Дмитрия Васильевича, применяет все свое искусство ведения хозяйства (убирается в квартире, печет булочки, готовит обед, обустраивает кабинет хозяина квартиры), чтобы стать «необходимым», полезным для своего «папы» по рекламе.

         Работа первой группы определяет вопрос,  который задает учитель классу: « Коля создал уют в доме Дмитрия Васильевича, но появилась ли атмосфера счастья? Если нет, то чего не хватает для счастья? Чем, вы думаете, закончится рассказ?» (гипотезы заносим в таблицу).

Выдвинутые гипотезы:

  1. Если мы поймем причины заблуждений главных героев, закономерности их поступков на пути к счастью, то сможем выделить составляющие счастливой жизни.
  2. Если создать порядок в доме, то появится атмосфера счастья.
  3. Если Коля будет таким же упорным в построении своей счастливой жизни, то мечта из рекламы исполнится.

       Учитель  предлагает ребятам эксперимент: намеренно раздает ребятам тексты без концовки. Ребятам необходимо придумать концовку рассказа, чтобы потом сопоставить с авторской.

     Девятиклассники с интересом высказывают разные предположения, но все они далеки от реального содержания рассказа: «Коля с Дмитрием Васильевичем будут жить вместе. Найдут женщину, которая вместе с ними снималась в рекламном ролике,  и будут жить втроем» (Оля).  «Дмитрий Васильевич поможет Коле и с учебой в школе, и в отношениях с родственниками. Они останутся с друзьями» (Булат). «Коля останется жить у Дмитрия Васильевича и будет ему помогать в хозяйстве» (Рома).

     Учитель читает концовку рассказа. Подростки никак не ожидают такого конца рассказа. Последняя часть рассказа свидетельствует о хладнокровной расправе мальчика Коли с мужем и двумя детьми женщины из рекламного ролика. В финале рассказа Дмитрий Васильевич, Коля, женщина из рекламы  сидят за столом в квартире Дмитрия Васильевича. И, на первый взгляд, счастливы.

    Подростков шокирует поступок их сверстника. Им сложно понять, что «асоциальная  среда» (агрессия, насилие в школе, в семье, в интернете , компьютерных играх) и в то же время идеальная картина жизни на экране телевизора создают в головах подростков ситуацию безысходности, недосягаемости, замкнутости, агрессии.

 Обратимся ко второй сюжетной линии рассказа.

 -  Какая еще эпоха упоминается в рассказе? С какой целью автор включает в канву рассказа два сюжета разных  эпох?  

     Выступление второй группы:  1902 год. Рассказывается  о семье Г.В. в период революционного движения; о его дочери Эте и ее возлюбленном, революционере - «изверге»; о переживаниях матери Эти, Татьяне. Семья Г.В. – это еврейская семья, в основе которой лежит уважение к культуре и искусству, ко всему, что связано с понятием «красота». Г.В. не принимает революции, потому что та разрушает его представления о жизни, разрушает их семью.

       Обратимся к анализу образа революционера-«изверга.

   - Как вы думаете, почему автор не дает имени герою-революционеру и называет его «извергом»?

        Герой-революционер типичен для того времени. Период истории, когда к власти пришли большевики, - страшный период нашей истории. Ребята отмечают, что у «изверга» нет внешних характеристик, нет прошлого. Этот герой типичен для эпохи революций -  он мыслит лозунгами: «любовь бесполезна», «строить новое, разрушая старое», «институт семьи излишний в будущем», «довольство уничтожать ради бедности», «достижение цели любым путем (даже путем насилия)», «отрицание искусства, любви, религии».

     В «героя» революции влюбляется романтичная Этя, дочь доктора Г.В.  Что спасает Этю от разрушительного воздействия «изверга»?

  «Грубой силе, насилию может противостоять только любовь. Этя влюбилась в студента  Мишу, который по-настоящему полюбил Этю и своим  вниманием, заботой, способностью к самопожертвованию ради любви смог уберечь свою возлюбленную от разрушительной силы революционера-изверга» (Расима).

      Девятиклассники, сопоставив героев обеих сюжетных линий, делают вывод:  «Цель революционеров-большевиков – строительство коммунизма (иллюзии), где все будут равны, одинаково жить, мыслить. Ради этой светлой идеи революционеры готовы разрушить прошлое: традиции, культуру, поэзию, любовь, а значит и семью.  Цель Коли (главного героя рассказа) – воплощение иллюзии семейной идиллии в жизнь Коля в какой-то степени  тоже «изверг», который ради достижения своей цели (создания идиллии семейной жизни) легко убивает ни в чем неповинных людей. Елена Долгопят намеренно сопоставляет этих героев, тем самым усиливает важность проблемы, ее злободневность». (Александр).

    После выслушивания ученических выводов учитель предлагает  их вниманию взгляд литературного критика: «Он (Коля) представитель нового поколения, воспитанного на компьютерных «стрелялках», кровавых триллерах, идеалом которого стал Данила Багров (к/ф «Брат»),  добивающийся своей цели хладнокровно и настойчиво. Так и Коля убивает, как будто нажимает на компьютерную мышь» (Черняк М.А. Современная русская литература: учебное пособие. М: ФОРУМ: Сага, 2008. С.175).

     В конце произведения учитель акцентирует внимание на следующей фразе: «…изверг в конце концов победил…нет-нет,  конец времен еще не наступил и рано говорить о победе изверга или о его поражении». Как вы понимаете эти слова?

      Выполняя данное задание, подростки демонстрируют свое понимание идеи произведения, авторской позиции: «В рассказе показана жизнь, извращенная средствами массовой информации. Показана иллюзорность, абсолютное несовпадение киношного мира с реальной жизнью. Герои живут призрачной жизнью. Происходит подмена реальной жизни, реальных чувств «киношными». Но подобной концовкой автор произведения как бы хочет сказать, что на экране должны быть добрые фильмы, без агрессии, демонстрироваться искренние чувства, искренняя любовь, реальная семейная жизнь, семейные отношения. Не должно быть такого потока агрессии  в средствах массовой информации». (Булат)

     Необходимо оберегать ранимую психику подростка и ориентировать его на позитивные чувства, позитивные отношения, стремление к созданию доброй семьи, с добрыми традициями.

Доказательство гипотезы:

Коля в какой-то степени  тоже «изверг», который ради достижения своей цели (создания идиллии семейной жизни) легко убивает ни в чем неповинных людей. Елена Долгопят намеренно сопоставляет этих героев, тем самым усиливает важность проблемы, ее злободневность. Подобной концовкой автор произведения как бы хочет сказать, что на экране должны быть добрые фильмы, без агрессии, демонстрироваться искренние чувства, искренняя любовь, реальная семейная жизнь, семейные отношения. Не должно быть такого потока агрессии  в средствах массовой информации».

         Еще одна задача на обобщение:  перед вами картины современных художников с выставки под названием «Муза семейного счастья».  Демонстрация репродукций:

  1. Базлаков А. Дорогие мои родители
  1. Гаврилова К. Сказка на ночь
  2. Гаврилова К. В четыре руки.
  3. Солонин Н. Холодное утро
  4. Дайнека А. Раздолье в крестьянской избе
  5. Кустодиев Б. Утро

-  Как видят тему семьи художники? Как они отвечают на вопрос: «Что делает семью счастливой?»

      Вот примеры ответов девятиклассников: «Художник Базлаков А. своей картиной напоминает зрителю о том, что любая семья держится на традициях,  уважении к родителям, дедам и бабушкам» (Расима). «Гаврилова К. картинами «Сказка на ночь» и «В четыре руки» хочет сказать, что семья будет крепче, если родители будут больше внимания уделять своим детям, заниматься совместными делами» (Азат). «На картине Солонина Н. «Холодное утро» мы можем наблюдать такую традицию семьи, как   утренние походы на речку. Традицию праздничных застольев демонстрирует на своей картине художник Дайнека» (Артем). «Сколько любви, заботы, счастья мы наблюдаем на картине Кустодиева Б. в движениях матери, которая купает своего сына» (Айзиля).

     Выводы,  сделанные на уроке,  учащиеся фиксируют в творческой работе,  цель которой – графически выразить свое понимание «Счастья в семейной жизни». Объединившись в группы, девятиклассники составляют модель счастливой семейной жизни.

     Вывод: схема-кластер.

    Анализ результата исследовательского задания ребята сделают, выполнив домашнее задание.  Домашнее задание является своеобразной творческой  интерпретацией полученной на уроке информации, поэтому  дается на выбор:                 1. Написать отзыв о рассказе Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»; 2. Создать  рекламу, телеграмму или синквейн по рассказу Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»; 3.  Создать эмблему художественного текста.

 Заключение

      Одной из главных задачей современной школы сегодня должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов.  На наш взгляд, в основе данной компетенции лежит развитая рефлексивная деятельность, а значит способность к видению противоречий, оценочным суждениям и рефлексии,  умение не только воспроизводить, но и осмысливать каждый этап рассуждений

      Умение ставить и решать исследовательскую задачу как основное средство развития исследовательских компетенций является необходимым качеством современного подростка, а его развитие — неотъемлемой частью учебного процесса в школе.

 Библиографический список:

  1. Долгопят Е. Тонкие стекла. – М., 2001
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»// http://mon.gov.ru/ Официальный сайт министерства образования и науки РФ
  3. Стандарты второго поколения.
  4. Черняк М.А. Современная русская литература: учеб.пособие. 2-е изд. – М.: ФОРУМ: САГА, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по литературе по рассказу Ф.Абрамова "Несмышлёныши"

Урок помогает расширить и углубить знания учащихся о писателе-земляке- Ф.Абрамове,    его творчестве; поддерживать и развивать интерес к чтению его произведений;- развивать умение анали...

Урок внеклассного чтения в 8 классе. Рассказ В. Г. Короленко "Сон Макара"

В конспекте дано подробное описание хода урока, включающее  викторину "Узнай героя по описанию", инсценирование эпизода "Суд у Тойона"....

Урок внеклассного чтения для старшеклассников по рассказам В. Крупина «Колокольчика вятского эхо…»

Форма занятия – литературный салонЦели: познакомить с рассказами В. Крупина из книги «Босиком по небу»;- пробудить интерес к творчеству писателя-земляка, темам его творчества; развивать умения рассужд...

Урок внеклассного чтения в 5 классе "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий"

Урок внеклассного чтения в 5 классе "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий"" проводится после изучения творчества А.П.Чехова (можно проводить в 6 классе). Целями урока являются: 1) познакомить с р...

Игры-задачи на первом этапе формирования исследовательских компетенций подростков на уроках внеклассного чтения в 5-6 классах

       В своей работе мы предлагаем учебно-методическую модель формирования исследовательских компетенций на уроках внеклассного чтения в 5, 6 классах....

Авторская позиция в рассказе Т. Толстой "Чистый лист" и Е. Долгопят "Два сюжета в жанре мелодрамы".

Презентация к элективному курсу "Формирование исследовательской позиции учащихся на материале современной прозы"...