Проектная деятельность как средство повышения мотивации к обучению
статья по литературе

Ланкина Наталья Александровна

Статья рассматривает вопрос о том, как сделать работу учащихся активной и самостоятельной. Рассматривается применение проектной технологии  как развитие познавательных УУД на уроках русского языка и литературы. Указана роль учителя в проектной деятельности учащихся. Трудности в освоении проектной технологии. Знания и умения, приобретённые в процессе работы над проектом. Выявлена значимость проектной технологии для учащихся и учителя. Проект – это активная самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная технология как развитие познавательных УУД на уроках русского языка и литературы

Автор: Ланкина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

Аннотация: статья рассматривает вопрос о том, как сделать работу учащихся активной и самостоятельной. Рассматривается применение проектной технологии  как развитие познавательных УУД на уроках русского языка и литературы. Указана роль учителя в проектной деятельности учащихся. Трудности в освоении проектной технологии. Знания и умения, приобретённые в процессе работы над проектом. Выявлена значимость проектной технологии для учащихся и учителя. Проект – это активная самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя.

Ключевые слова: проектная технология, русский язык, литература, знания, умения, активная деятельность, групповая работа, универсальные учебные действия, роль учителя.

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями

своей  мысли, а не памятью.

Л.Н. Толстой

В настоящее время наиболее востребованными качествами личности являются ответственность и адаптивность, коммуникативные умения, креативность и любознательность, умение находить, преобразовывать нужную информацию, межличностное взаимодействие и сотрудничество, критическое и системное мышление, умение ставить и решать проблемы, направленность на саморазвитие. Вследствие этого задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Особо остро в последние годы стал вопрос о формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.

Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Важным на уроке становится не просто получение знаний и умений, а «научиться учиться»: развивать умения ставить цели, планировать действия и результат, умения логично рассуждать, творчески мыслить, строить гипотезы, работать в одной команде, чувствовать свою ответственность за работу. Именно такой процесс самостоятельной работы наиболее оптимален для формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий, прописанных в ФГОС.

Какая педагогическая технология поможет в работе учителя и будет самой эффективной для развития познавательных универсальных учебных действий?

В своей работе для достижения таких результатов использую проектную технологию, которая  всегда направлена на активную самостоятельную работу.

Рассмотрим применения проектной технологии на уроках русского языка и литературы.

 Проектная технология - система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения, постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.[1] Именно проектная технология поможет учащимся  реализовать в жизни приобретённые умения.

На уроках русского языка и литературы проектные задания вызывают живой интерес. Наиболее частыми являются мини - проекты, краткосрочные проекты. Такую работу учащиеся с большим удовольствием выполняют на уроке или дома (1 день).

Например, при изучении темы «Фразеологизмы» в 6 классе учащиеся создают сборник фразеологизмов на определённую тему (голова, нос, рука и т.д.) и узнают историю возникновения. В ходе работы учащиеся отбирают нужные им фразеологизмы, узнают происхождение устойчивых сочетаний. Итог работы – сборник и его презентация, особенно приветствуются рукописные варианты.

При изучении сказок по литературе учащимся предлагается в группах составить свою сказку. Причём нужно не просто сочинить текст, но самое главное построить сказку, учитывая все её признаки. Для этого необходимо вспомнить вид сказок, композицию, главных героев, художественные особенности. Учащиеся активно включаются в самостоятельную групповую работу, распределяя при этом обязанности каждого участника. Составляется план работы, где необходимо выделить цель работы, задачи, этапы создания мини-проекта, планирование результата. Такая работа активизирует познавательные, творческие способности, развивает умения работать в группе и чувство ответственности за свой результат, умения давать оценку своей работе.

Изучая тему «Публицистический стиль», учащиеся выполняют проект по созданию газеты. Познакомившись с признаками и жанрами публицистического стиля, учащимся предлагается попробовать себя в роли работников редакции. Ребята обсуждают, что им необходимо для создания газеты, чтобы их материал был интересен и правильно, по законам публицистики, выстроен. Учащиеся распределяют роли: редактор, художник- оформитель, ответственный за верстку и т.д. По ходу распределения ролей учащиеся знакомятся с профессиями. Итогом всей работы является оформление и презентация газеты. Учащиеся оценивают свою работу, отмечают положительные и отрицательные моменты. В процессе такой работы формируются познавательные учебные действия : умения использовать полученные знания о публицистическом стиле при создании проекта; коммуникативные учебные действия: умение осуществлять совместную деятельность с целью получения наилучшего результата, умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами, участвовать в коллективном обсуждении и приходить к общему решению, строить продуктивное сотрудничество; регулятивные учебные действия: постановка учебной задачи, планирование результата, саморегуляция и самоконтроль, взаимоконтроль, умение исправлять свои ошибки.

Любимый для всех проект в 5 классе – это создание памятника литературному герою. Проект можно осуществлять как в группе, так и индивидуально. Учащиеся должны представить памятник литературному герою, объяснить значимость памятника.  Один из таких мини-проектов стал результатом  научно – практической конференции. Ученик 5 класса заинтересовался этой проблемой и продолжил работу над темой «Памятники литературным героям». В своей работе он не только исследовал, каким героям установлены памятники и в каких городах, но также  выявил рейтинг  самых популярных героев и городов – рекордсменов по количеству памятников литературным героям. Результатом проекта стала творческая работа: создание брошюры и своего памятника литературному герою, изготовленного из глины. Своему проекту учащийся дал обоснование: «А какому персонажу книг я бы поставил памятник? Перебирая в памяти литературные произведения и их героев, я остановился на Вите Перестукине. … Мне кажется, что этот памятник будет выполнять несколько функций. Первая функция - он будет украшать территорию нашей школы. Вторая функция - он будет призывать ребят познакомиться с книгой "В стране невыученных уроков". Третья, самая главная функция - он напоминал бы всем, что знания, полученные в школе - это наша сила…» Эта работа достойно была представлена на научно – практической конференции муниципального этапа, а учащийся данного проекта стал победителем.

Применяя технологию проектов, учащиеся учатся ставить цель и задачи, развиваются умения планировать свою деятельность, осуществлять поиск информации, определять конечный результат, осуществлять работу в команде. Все эти знания и умения, несомненно, необходимы и важны во взрослой будущей жизни учащихся.

Роль учителя в работе над проектом очень важна. Учитель является тьютером, деятельность которого направлена на организацию всего процесса. Осуществляет контроль над каждым этапом работы, является консультантом, поддерживает интерес учащихся к работе, помогает осуществлять исследование, является экспертом. Учитель способствует тому, чтобы общение учащихся было направлено на решение учебных задач, а поисковая деятельность – на достижение результата.

Конечно, в освоении данной технологии есть свои трудности. Проектная работа требует серьёзной подготовительной работы учителя, для которой необходимо много времени. Есть трудности, связанные с материально – технической базой. Не всегда учащиеся успевают на уроке закончить проект.

Несмотря на указанные трудности, технология проектов – это интересный вид деятельности, где учитель может вовлечь учащихся в активный процесс познания  и переработки информации, в процесс творчества и общения.  Именно эта технология позволяет развивать познавательные универсальные учебные действия, которые так необходимы в современной жизни.

Список литературы:

1. Понятие и сущность технологии проектного обучения [Электронный ресурс].-https://studbooks.net/1757692/pedagogika/ponyatie_suschnost_ tehnologii_proektnogo_obucheniya

2. Кудрявцева Н. Г. Проектная деятельность учащихся. // Справочник заместителя директора школы, 2008. —№ 8. — С. 47.

3. Регулятивные универсальные учебные действия. [Электронный ресурс].-https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/02/05/regulyativnye-universalnye-uchebnye-deystviya

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации,    интенсификации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

5.Что такое коммуникативные УУД [Электронный ресурс].-ttps://infourok.ru/chto-takoe-kommunikativnie-uud-1421494.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность-эффективное средство повышения мотивации учащихся на урока немецкого языка"

Данная работа содержит тнебольшой теоретический материал по применению проектной технологии на уроках немецкого языка на разных ступенях обучения. В этой работе я рассказываю о том,как я работаю над п...

Исследование на тему "Проектная деятельность, как средство повышения мотивации к изучению английского языка в младших классах."

исследование, как работать по методу "проектов" на уроках английского языка  в младших классах....

Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности

В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...

Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"

Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"...

План по самообразованию «Проектная деятельность,как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка»

laquo;Всякое знание «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».Н. У...

«Проектная деятельность как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка в учреждениях СПО»

Ключевая задача системы среднего профессионального образования – подготовка профессионально компетентных специалистов рассматривается через применение проектной деятельности на уроках иностранно...