Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по литературе

Малика Татьяна Михайловна

        Выявлять  и в последующем развивать творческие способности учащихся – задача не только учителей филологов, но именно на них лежит бОльшая ответственность по развитию творческих способностей каждого ребёнка. Раскроются ли качества, таланты, дар, которыми  наделяет каждого природа-задача, которую обязаны решать школа и конкретный учитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление и развитие   творческих способностей  учащихся  на уроках русского языка и литературы.

        Выявлять  и в последующем развивать творческие способности учащихся – задача не только учителей филологов, но именно на них лежит бОльшая ответственность по развитию творческих способностей каждого ребёнка. Раскроются ли качества, таланты, дар, которыми  наделяет каждого природа-задача, которую обязаны решать школа и конкретный учитель.

        Решив эту задачу, мы сумеем преодолеть социальную и политическую инфантильность, профессиональную безответственность, скудость жизненных интересов  и потребностей, безынициативность.

      Творчество – вот атрибутивное свойство любой личности, неотъемлемый компонент её. Если лишить человека творческого начала, он перестаёт чувствовать себя личностью. Но сами  по себе творческие способности не развиваются ,они могут остаться дремлющими в каждом школьнике, если он в ходе обучения не был включён в творческие процессы, не приобрёл опыта творческой преобразующей деятельности.

 В современном мире  проблема одарённости, выявления и развития творческих способностей становится всё более значимой.

     Творчество – далеко не новый предмет для изучения. Обоснование творческой системы работы можно найти в трудах учёных-психологов Л.С.Выготского, Н. Бердяева, Д.Б. Богоявленской,М.Е. Богоявленской и др.

      Творчество - это сложная многоаспектная задача:  это и процесс, и продукт жизнедеятельности, и личностное качество ,и среда для  развития творческих способностей.

      Творчество- это способность удивлять и удивляться, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

    Часто под творчеством люди понимают умение писать стихи и прозу, рисовать картины и т.д., но ясно, что это далеко не так…

   И как всё-таки психологи развивать способности? Они считают,  что развитие способностей зависит

- от среды  обитания личности;

-от социальных форм деятельности;

-от  индивидуальных особенностей личности.

  Психологическая наука исходит из концепции о диалектическом единстве природного  и приобретённого, т.е. важно учитывать как актуальные, так и потенциальные способности детей. По утверждению  Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития.

  Педагогическая наука тоже немало сделала по данной проблеме, можно назвать фамилии И.Я.Лернера, В.А.Сухомлинского,Ш.Амонашвили, Ю.П.Азарова.

   Нам, учителям- словесникам, ближе, понятней, логически верней выявлять и развивать литературный дар ребёнка. При этом литературное творчество школьников(особенно младших!) является главным условием развития читателей. Да, да! Собственное художественное творчество является условием развития читателя: «от маленького писателя к большому читателю» - так формулировала этот принцип ученый-педагог М.А.Рыбакова еще в 1929 году. Действительно, собственный писательский опыт обогащает читателя пониманием авторских задач и замыслов, по-иному высвечивает для него процесс чтения. Каждый автор в той или иной мере ориентируется на будущего читателя, пытается посмотреть на произведение его глазами.

На уроках  русского языка и литературы  в 5-6 классах необходимо как можно чаще обращаться к созданию детьми небольших творческих работ как прозаических, так и поэтических. Иногда это может носить незапланированный характер . Урок русского языка в 5 классе . Окно во школьный двор приоткрыто…В класс заглядывает любопытная берёза. И вдруг на ветку её садится ворона и начинает громко каркать. Пытаюсь повысить голос…,но ворона кричит ещё громче! Кто- то восклицает: «Она что-то пытается нам сказать!» Кто-то предлагает сочинить про неё стихотворение. Пока сочиняются строчки, ворона исчезает так же внезапно, как и появилась. Зато у нас рождается несколько четверостиший:

1.Вот ворона прилетела,

Поучиться захотела?

Что ж, ворона, залетай,

На уроке – не болтай!

2.На белую нашу берёзу

Ворона вдруг чёрная села,

Пока мы ей вирши писали,

Воронушка…улетела. И т.д

 Замечено, что если ребёнок не начал писать  в начальной школе, в 5 -6 классах ,это редко проявляется потом. И наоборот!

Оюна О. начала своё литературное творчество с таких наивных строчек:
Я устала, я устала

И свалилась на кровать,

Но вскочу я, а не встану,

Если скажут мне играть!

 Класс за классом, урок за уроком и перед нами  - журналист Оюна Очиртарова.(Закончила БГУ!) Она ученицей часто бывала на районной литературно-музыкальной гостиной, некоторые её стихи вошли в сборник.

Вот её ученическое стихотворение:

Михаил Михайлович Шиханов,

Вы ушли из жизни очень рано…

Я рассказы Ваши прочитала

И из них я многое узнала:

Как в войну вы трудно выживали,

Как с сестрёнкой Ниною играли.

Знаю, как однажды заблудились,

Как с коровой Зорькой возвратились!

Как Дружок домой курдюк принёс:

Очень умный, преданный был пёс…

Семьдесят Вам было бы сейчас.

Очень не хватает Кяхте Вас!

Создание текста – создание личности. Не помню, кто это сказал, но как это верно.  Задача учителя  в том, чтобы написание  школьных сочинений  стало, не скучной обязаловкой, а созданием  … авторского произведения.

 Для этого необходимо  творчески мыслить  и учителю. Ученику скучно бывает описать свою комнату, а если немного поднапрячься и дать детям не тему « Описание интерьера», а ,например, «Моя комната глазами любимой игрушки», или « Комната моей мечты», тогда фантазия детей сделает работу интересной.

      При проверке таких работ часто бывает такое: ребёнок так увлёкся , что забыл про все правила орфографии и пунктуации.  «Никогда во время рассматривания детских сочинений не делать ученикам замечаний ни об опрятности тетради, ни о каллиграфии, ни об орфографии и, главное о постройке предложений и о логике», - писал Л.Н. Толстой. К сожалению, говорить приходится, но так  ,чтобы  автор не боялся допускать ошибки, а стремился к совершенствованию текста.

Итак, продолжаем путь :создаём   качественно новое, никогда ранее  не существовавшее. Это и называется (Российская педагогическая энциклопедия) творческой деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы « Познать себя»

С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности  становится все более актуальной.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.  Проис...

Работа по выявлению и развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Каждый ребенок таланлив.  Как разбудить его задатки и способности?  Работа по выявлению и развитию творческих способностей учащихся приносит свои плоды  при условии, если учитель ...

Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование нового общественного мировоззрения требует личность,  глубоко знающую себя и владеющую собой, активно проявляющую свою индивидуальность. Развитие такой личности связано с процессом с...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Узнай себя»

Выявляемые способности: Моя задача - помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в т...