Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по литературе (5, 6 класс)

Башмакова Валентина Анатольевна

Формирование нового общественного мировоззрения требует личность,  глубоко знающую себя и владеющую собой, активно проявляющую свою индивидуальность. Развитие такой личности связано с процессом саморазвития и творческой реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyyavlenie_tvorcheskih_sposobnostey.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Выявление и развитие творческих способностей учащихся

на уроках русского языка и литературы»

                                                 

                                                               

                                   СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение

II. Психологическое обоснование

III. Методико-педагогическое обоснование

IV. Система работы по выявлению творческих способностей учащихся

V. Система работы по развитию творческих способностей учащихся

VI. Заключение

VII.   Литература

                                           

I. Введение

С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности  становится все более актуальной.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.  Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности   школьников.

Формирование нового общественного мировоззрения требует личность,  глубоко знающую себя и владеющую собой, активно проявляющую свою индивидуальность. Развитие такой личности связано с процессом саморазвития и творческой реализации.

Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Творчество перестает быть уделом единиц. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.

        В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его,  находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате  педагогической деятельности, создающей условия  для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.

 Актуальность: в опыте разрешаются противоречия:

- между наличием негативно-пассивного отношения к предмету и необходимостью осознания значимости занятий;

- между системой знаний, умений и навыков, полученных учащимися, и неспособностью  применить их в нестандартной ситуации;

- между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами, ориентированными на передачу готовых знаний.

       

Цель: создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.

Задачи:

1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими способностями и методические приемы работы с ними;

2) совершенствовать формы педагогической работы с детьми с творческими способностями;

3) составить план мероприятий по выявлению творческих способностей учащихся;

4) реализовать систему работы по развитию творческих способностей учащихся.

               

II. Психологическое обоснование

Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах психологов: Л.С. Выготского, Н. Бердяева, В.М. Теплова, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, В.Д. Шадрикова, Д.Б. Богоявленской, М.Е. Богоявленской, М.А. Холодной и других. Творчество – далеко не новый предмет для изучения.

В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей.

Все теории творчества пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности.

Что же такое способности? Сегодня способности психологами понимаются как свойства или качества индивидуальности, обуславливающие успешность деятельности или овладения ею, как индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности. В книге «Основные современные концепции творчества и одаренности» под редакцией Д.Б.Богоявленской дается такое определение: «Способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности».

Среди разных видов способностей психологи выделяют творческие. Под творческими способностями они понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.

Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Творческая деятельность, по мнению психологов, требует баланса 3 видов способностей:

  1. Способности синтетические  - это способность произвести что-то помимо существующего, уже имеющегося, это способность генерировать необычные, интересные идеи.
  2. Второй тип способностей – аналитические, под которыми понимается умение мыслить критически, умение анализировать и оценивать.
  3. Третий вид способностей обычно соотносится с умением превращать теорию в практику, находить абстрактным идеям практическое применение.

Рассматривая развитие способностей, психологи отмечают, что оно обусловлено 3 фактами:

- средой жизнедеятельности;

- социальными формами деятельности;

- индивидуальными особенностями личности.

        Психологи убеждены, что каждый человек к чему-то и в какой-то мере способен. Наша психологическая наука исходит из концепции о диалектическом единстве природного и приобретенного в способностях. Выделяются творческие способности двух  типов: актуальные (те, которые могут проявиться в какой-либо определенный момент, когда ребенок может что-то придумать, нарисовать, сочинить  или принять оригинальное решение проблемы) и потенциальные (те, которые заложены природой в личностном потенциале ребенка и которые до определенного времени не раскрыты).

Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Я сформулировала для себя следующие правила:

  • Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда я говорю детям о необходимости их развития, а тогда, когда я умею развивать их  сама и показываю это ребятам  в нашем общении.
  • Поощрять сомнения,  возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
  • Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Я не ругаю за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегаю критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
  • Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, я помогаю раскрыть их творческий потенциал. Если ученик пошел на разумный риск, работая над сочинением, выражая свое мнение, я поощряю его, даже если не удовлетворена результатом работы.
  • Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки:

- представьте, что…;

- сочините;

- изобретите;

- предложите гипотезу;

- порассуждайте.

  • Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
  • Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, объясняю, что жду от них не только демонстрации  знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Учу детей переживать радость творческого открытия, воспитываю потребность к творчеству.
  • Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление,  отстаивать свое мнение, добиваясь признания.  
  • Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

Я убеждена, что для творчества необходимо наличие 6 источников:

- интеллектуальных способностей;

- знаний;

- личностных характеристик;

- мотивации;

- окружения;

- стилей мышления.

Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л.С. Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать  один (активно-подражательная), и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени.  И это должен учитывать учитель.

III. Методико-педагогическое обоснование темы

        По проблеме творческого развития учащихся есть также и педагогические исследования. Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах И.Я. Лернера, В.А. Сухомлинского, А.Н. Окунева. И.Я. Лернер выделил следующие элементы творческих способностей:

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;

- видение новых (скрытых) функций известных объектов;

- видение всех взаимосвязей структуры объекта;

- видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;

- комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;

- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.

        Согласно исследованиям дидактов, обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самому. Это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; способностей переноса знаний и действий в нестандартную ситуацию или создания нового способа действий.

        Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А.А. Потебней: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её». На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление  к творчеству.

Т.И. Тамбовкина, рассматривая возможности развития творческой активности на уроках русского языка, отмечает, что одним из видов психической деятельности является наблюдательность. Она не возникает сама по себе, её нужно кропотливо и систематически развивать. Целенаправленно организованное языковое наблюдение на уроках русского языка побуждает учеников к творческой активности.

Литературное развитие школьников можно осуществлять только в русле творчества. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества».[1] Уроки литературы прежде всего требуют атмосферы креативности, так как акт постижения искусства немыслим без личностного включения, без творческой направленности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности - создаётся новое, личностное, преображенное, своё.

        Обучаясь русскому языку и литературе, школьники овладевают необходимым лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениями. Согласно последним исследованиям дидактов, уровни знаний и умений являются низшими в развитии ребенка. К высшим уровням специалисты относят личностное отношение к предмету и опыт творческой деятельности.

«Творческая деятельность  -  создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего».[2]

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.

Особенностью творческой деятельности школьников является то, что в результате этой деятельности они создают новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта. Обучение творчеству детей главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом.  

По мнению дидактов, способности выступают и как предпосылки усвоения знаний, умений и навыков, и как результат, и критерий уровня обучаемости. Применительно к ситуации школьного обучения творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строиться преимущественно  на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей – памяти, внимания, мышления, воображения;

- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;

- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглости мысли (количество идей, возникающих за единицу времени); гибкости ума (способность переключаться с одной мысли на другую); оригинальности (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых; любознательности (чувствительность к проблемам в окружающем мире); умения выдвигать и разрабатывать гипотезы.

        В своей работе я использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:

- эвристический;

- проблемный;

- модельный.

Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить  учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.  

При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в учебном процессе некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, упражнений и т.п. Однако он не принимает участие в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает опыта такового поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специального опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускники средней школы, успешно овладевшие материалом школьной программы, не справляются с вузовскими конкурсными заданиями, которые требуют нестандартного подхода к их решению. Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности самих учеников. Для решения ряда проблем приходится рассматривать традиционные пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.

IV. Система работы по выявлению творческих способностей обучающихся

Система по выявлению творческих способностей обучающихся включает в себя следующие мероприятия:

- диагностику уровня развития творческих способностей; педагогическое наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение;

- организацию системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности;

- промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ);

- осуществление взаимодействия с родителями с целью выявления способностей учеников  и предупреждения снижения мотивации к обучению и развитию

Диагностику уровня развития творческих способностей проводит  школьный психолог, используя следующие методики:

  • Метод «Креативное поле» Д.Б. Богоявленской;
  • Методика определения оригинальности мышления по рисункам, по конструированию фраз, предложенная Гилфордом;
  • Тесты Торренса;
  • Тесты Ровена и Венгера.

Большое место в процессе исследований занимает педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.

Для выявления творчески способных учащихся целесообразно проводить мероприятия состязательного и презентационного характера: конкурс выразительного чтения, конкурс актерского мастерства, кто быстрее придумает продолжение текста по заданному началу, интеллектуальный марафон и т.д.,

Промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика проводим при помощи следующих методов:

- наблюдения;

-беседы;

- анкетирования;

-тестов;

-анализа творческих работ

Не секрет, что для различных учащихся характерна различная степень творческой активности. Есть несколько уровней (по Е.В. Коротаевой):

  1. Нулевой уровень. Учащимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой ребят, не забываю о том, что они медленно включаются в работу: творческая активность возрастает постепенно. Не предлагаю им заданий, требующих быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Иногда разрешаю таким учащимся выполнять лишь часть творческого  задания. Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости  отсутствие страха  чувство уверенности  ожидание встречи с данным педагогом  ожидание уроков, которые ведет учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.
  2. Относительно-активный уровень творческой активности. Для учащихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. Эпизодически они могут удивлять меня быстрым правильным ответом, но это не становится системой. В этой ситуации «удержать» внимание учащихся помогут вопросы, которые  задают  сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задавать не менее 5 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.
  3. Исполнительно-активный уровень. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. Эти учащиеся начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Можно применять все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.
  4. Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.

Моя задача - вовлечь в творческую деятельность не только учащихся 4 группы, а помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.

         Работа с родителями по выявлению творческих способностей учащихся является обязательной. Индивидуальные беседы с родителями о важности всестороннего развития детей, их участия в конкурсах и олимпиадах  являются основой работы классного руководителя и учителя-предметника. Родителям необходимо создавать условия для различных способов поведения в той или иной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной и творческой деятельности детей. Работа с родителями проходит по двум взаимосвязанным направлениям (советы, рекомендации психолога):

- просвещение родителей, передача информации по вопросам творческого развития детей;

- организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.

V. Система работы по развитию творческих способностей учащихся

1. Планирование работы по развитию творческих способностей с учетом данных диагностики, принципов педагогической деятельности и условий формирования творческих способностей учащихся.

При разработке методики формирования творческих способностей учитель должен учитывать:

а) общий уровень развития ученического коллектива;

б) возрастные особенности формирования креативной сферы;

в) личностные особенности учащихся;

г) специфические черты и особенности учебного предмета.

Условия формирования творческих способностей:

а) положительные мотивы учения;

б) интерес учащихся;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в коллективе;

д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Принципы деятельности:

а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);

б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);

в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);

г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);

д) системность обучения;

е) творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

Задачи учителя:

а) пополнение запаса знаний учащихся по русскому языку и литературе;

б) развитие общеучебных умений и навыков;

в) развитие креативного мышления;

г) развитие творческой самостоятельности учеников;

д) воспитание творческой личности.

        Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности учащихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.

2. Система работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы:

- система заданий, способствующих развитию творческих способностей на уроках русского языка (эвристическая задача, корректирование и редактирование текста, этимологические экскурсы, составление опорных сигналов, индивидуальная работа над ошибками, толкование языковых терминов, игра, опора на языковой текст и др.);

- система творческих заданий на уроках литературы (иллюстрирование: графическое, словесное, музыкальное; рассказывание: рассказ от лица одного из героев, рассказ с изменением лица рассказчика, творческое продолжение, дополнение одной из частей произведения, изменение сюжета по типу: «А что было бы, если…», перенесение места действия в необычную обстановку, рассказывание по аналогии, чтение с опорой на жизненный опыт, изменение позиции героев; драматургия: чтение по ролям с опорой на интонацию, чтение по ролям с предварительным устным описанием героев, их поз, постановка «живых картин», инсценировка);

- проведение уроков развития речи (сочинение, изложение подробное, сжатое, с творческим заданием, творческие диктанты);

- вовлечение учащихся во внеурочную деятельность (факультатив, предметная неделя);

- участие в предметных олимпиадах, конкурсах, чемпионатах разного уровня (предметные олимпиады разного уровня, Международный конкурс «Русский медвежонок», Международный «Молодежный чемпионат по русскому языку/ литературе» и др.);

- участие в Дне науки (школьный уровень), фестивалях, марафонах;

- организация проектно-исследовательской деятельности; подборка тем и разработка дидактических материалов для проведения исследовательской и проектной деятельности

VI. Заключение

        Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы;  включить в систему работы внеклассную работу по предмету.

        Сущность опыта: развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников.

        Результативность: 

  • Увеличение числа обучающихся, участвующих в исследовательской и проектной (ИП) деятельности.
  • Развитие метапредметных результатов обучающихся; повышение эффективности образовательного процесса; расширение образовательного пространства школьников; увеличение числа участников и победителей в олимпиадах и конкурсах. 

        Заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество творческих работ по русскому языку и литературе, а также по другим предметам.

        Трудоемкость заключается в переосмыслении своего педагогического опыта с позиций развития творческих способностей учащихся.

                     

                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству. М:  Научное творчество, 1969.
  2. Бернштейн С.М. Психология научного творчества. // «Вопросы психологии», № 3 1965г.
  3. Бехтерев В.Л. Объективная психология. – М., 1991.
  4. Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
  5. Брумлинский А.В. Воображение и творчество. // Проблемы научного и технического творчества. Материал к симпозиуму. – М., 1967.
  6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.
  7. Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.- М., 1983.
  9. Грузенберг С.О. Гений и творчество, Л., 1924.
  10. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.
  11. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодёжи. – ВФ., 1971, №7
  12. Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М., 1963.
  13. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // «Народное творчество» под редакцией С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, - М., 1969.
  14. Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.
  15. Лук А. Н. Психология творчества – М., 1978.
  16. Нечаева Н.В., Роганова З.Н. Экспериментальная программа и материалы по преподаванию русского языка в 5-6 классах. - М., 1996.
  17. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! / Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение,1988.
  18. Основные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской. М: Молодая гвардия, 1997.
  19. П.Ф. Ивченков. Обучающие изложения ( 5-9 классы). – М.: Просвещение, 1993.
  20. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика. 1976.
  21. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. – М., 1941.
  22. Российская педагогическая энциклопедия. 2 т. – М., 1999.
  23. Рычкова В.В. Креативность как предмет творческого осмысления профессиональных качеств учителя. // Народное Образование Забайкалья: история и опыт. – Чита, 2000.
  24. Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения . - Чита, 2000.
  25. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  26. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.
  27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в 3т. – М., 1979.
  28. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.
  29. Тихомиров О. К. Творчество человека и машины. // Проблемы научного и технического творчества. – М., 1967.
  30. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность».// Психологический журнал, 4 т., № 5, 1983, с. 38-46.
  31. Шамардин В.Н. , Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. – М., 1991.


[1] Сухомлинский В.А. О воспитании. –М., 1973.

[2] Российская педагогическая энциклопедия, 2т. - М., 1999, с.420.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности

В данной работе показано, как внедрение новых образовательных технологий способствует развитию творческого мышления обучающихся...

Роль учителя в развитии творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Выступление на педагогическом семинаре "Развитие творческих способностей учащихся"...

«Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы»

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы...