Технологическая карта урока по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" "Образ Чацкого"
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Нечаева Екатерина Артемовна

Технологическая карта урока литературы в 9 классе

Урок разработала Нечаева Е.А.

МБОУ г. Иркутска СОШ №17

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 9 классе

Урок разработала Нечаева Е.А.

МБОУ г. Иркутска СОШ №17

Тип урока:    обобщение и систематизация знаний и умений

Место и роль урока в изучаемой теме:  раздел: Из русской литературы XIX века. А.С. Грибоедов Комедия «Горе от ума»  

Базовый учебник:  В. Я. Коровина  Литература  9 класс  

Тема урока: «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

Цель: Раскрыть образ Чацкого в системе образов комедии через формирование навыков анализа драматического произведения  

Задачи урока:

Развивать умения по:

- критическому осмыслению высказываний писателей о комедии;

-составлению сопоставительного анализа;

- выделению главного для обобщения в выводах;

- развитию речи;

- построению логической цепи рассуждений.  

Повторить возможные действия при составлении характеристик героев произведения

Закрепить учебный материал при выполнении заданий различного типа и сложности

Аргументировано оценивать свои и чужие высказывания

 Прогнозируемые результаты:

 Предметные

-учащиеся знают содержание комедии;

-характеризуют образ  Чацкого в системе образов комедии;

- распознают авторскую позицию (как она выражается, как автор относится к герою)

-осознают основной смысл комедии;

-выразительно читают и анализируют сцены;

-дают собственную оценку героям;

-делают выводы об идейно-художественном содержании пьесы.

 Личностные

-проявляют инициативу и ответственность за результаты обучения,

-проявляют  способность к саморазвитию и самообразованию,

-готовы делать осознанный выбор своей образовательной траектории

Метапредметные

-участвуют в коллективном обсуждении проблемы (сотрудничество),

-выдвигают собственные гипотезы и аргументации своей позиции.

-проводят самодиагностику по результатам своей деятельности.

-развивают навыки культуры устной речи.    

Для оптимизации процесса обучения на уроке использовались образовательные технологии формы обучения:

  • технология критического мышления  для самостоятельного  осмысления теории,   структурирования материала и передачи информации.
  • групповые формы организации обучения для осуществления сотрудничества,  принятия обоюдных решений,  улаживания разногласий, умения договариваться.  
  • технология проблемного обучения для самостоятельного решения задачи проблемного характера (конфликт между героями произведения)
  • здоровьесберегающие  технологии  для рациональной организации  урока с чередованием видов деятельности.    

 Роль учителя – тьютора (консультанта):

- организует образовательное пространство;

- консультирует, оказывает необходимую помощь;

- проводит профилизацию познавательного интереса к предмету.

Ресурсы: учебник, пьеса    

Формы работы: индивидуальная, групповая, самостоятельная работа.

                  Необходимое техническое оборудование: интерактивное оборудование  

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Содержание педагогического совзаимодействия 

Деятельность обучающихся 

Личностная

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I.Самоопределение

Цель: организовать  самоопределение учащихся к деятельности на уроке

Предлагает послушать слова А.С.Пушкина о комедии

Соблюдают номы и правила поведения.

Овладевают ценностно-смысловой ориентацией

Выбирают способы для решения задачи

Умеют вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с одноклассниками

Корректируют собственные результаты

II.Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их актуализацию и знаковую фиксацию

Цель:

помочь сформулировать тему урока

Организовывает обсуждение с помощью известного афоризма из произведения.

Читает слова Чацкого

Подводит к теме урока.

Предлагает зачитать эпиграф А. Блока  «Комедия бессмертна, потому что бессмертен её конфликт — конфликт Чацкого и Молчалина, таланта и посредственности, ума и здравого смысла…»

Тренируют мыслительную деятельность.

Умеют оценивать чужие высказывания.

 

 

Устанавливают причинно-следственные связи, доказывают свои суждения.

Перерабатывают и систематизируют информацию.

Определяют проблему и цели по разрешению проблемы.

Вступают в коллективное обсуждение. Аргументируют собственное мнение.

Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Управляют своей деятельностью и прогнозируют результат

III. Постановка учебной задачи, цели урока

Цель:

сформулировать тему, цель и задачи урока

Создает условия для возникновения противоречия в ходе обсуждения эпиграфа о комедии, написанного  И. А. Гончаровым в статье «Миллион терзаний»

Происходит личностное осмысление цели урока

 

Формулируют тему урока и собственные цели для достижения результатов обучения.

Умеют поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения. 

Аргументируют свои позиции.

Осмысливают и соотносят поставленную цель  с конечным результатом

Активизируют мыслительную деятельность.


Фрагменты комедии в актёрском исполнении.
Анализ ключевых монологов Чацкого.
Особенности любовной интриги

Прослушивание и рецензирование актёрского чтения фрагментов комедии «Горе от ума» (по выбору учителя).

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

IV. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Цель:

выявить возникшее противоречие (конфликт)в ходе групповых выступлений

Составление кластера

Группа 1.
О фамусовской Москве 
(«Ну что ваш батюшка? Всё Английского клоба…», д. 1, явл. 7).

Группа 2.
«О веке нынешнем» и «веке минувшем»
 («И точно, начал свет глупеть…», д. 2, явл. 2).

Группа 3.
Об «отцах Отечества»
 («А судьи кто?..», д. 2, явл. 5).

Группа 4.
О Молчалине 
(«Оставимте мы эти пренья…», д. 3, явл. 1).

Группа 5.
О низкопоклонстве перед Европой 
(«В той комнате незначащая встреча…», д. 3, явл. 22).

Группа 6.
О своём безумии и о Софье 
(«Что это? слышал ли моими я ушами…»,

д. 4, явл. 10).
Использует подводящий и побуждающий диалоги, выводит на исследовательский метод

 Уважительно и доброжелательно относятся к друг  другу

Строят логические рассуждения, делают умозаключения и выводы на основе аргументации.

Устраивают эффективные групповые обсуждения и обеспечивают обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Обсуждают предметные способы  решения поставленной задачи.

Осуществляют самоконтроль. Планируют пути достижения цели

 

V. Реализация выбранного проекта  

Цель:

комплексно применить  теоретические сведения в ходе практической деятельности                    

Напоминает о заранее предложенных групповых заданиях и предлагает заслушивать выступления. Помогает с помощью вопросов в обсуждении конкретных задач

Организуют собственную деятельность  в ходе сотрудничества

Устанавливают причинно-следственные связи, обобщают понятия, различают союзы и союзные слова.    

Участвуют в обсуждении содержания материала, находят ошибки и приходят к правильному решению проблемы.    

Осуществляют самоконтроль, планируют пути достижения цели, используя   знания и умения.  

VI.Рефлексия собственной деятельности.

Цель:                

провести самодиагностику                          

Предлагает составить синквейн к образу Чацкого и зачитать полученные результаты.

Повторяют правила составления данного понятия.

 

Ответственно относятся к учению, способны к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Объективно оценивают важность изучения данной темы.   Дополняют пункты синквейна собственными характеристиками героя.

Владеют основами коммуникативной рефлексии.   Устраивают эффективные групповые обсуждения и обеспечивают обмен знаниями для принятия полезных совместных решений.

Осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

VII.Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Цель:

продемонстрировать уровень  знаний и умений выпускника основной школы

Подводит к выполнению домашнего задания (написание статьи о герои пьесы).

Отвечают на вопрос учителя:

-Какое значение или след оставило данное произведение для каждого из учеников?

-Чему можно поучиться у главного героя? 

Строит  индивидуальную траекторию образования на основе   уважительного отношения к труду и развитие навыка сотрудничества   

Отрабатывают навыки и умения в практической работе.  

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Прилагают волевые усилия и преодолевают трудности  на пути достижения цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме "Образ России в творчестве С.Есенина"

Цель урока: активизация художественного восприятия лирического произведения. Задачи:- Формирование умения анализировать и оценивать звуковой образ- Расширить представление учеников о творчестве поэта-...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "Кто же Чацкий - победитель или побежденный?" (по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума")

Итоговый урок  с презентацией по комедии "Горе от ума". Групповая работа по методу "Шести шляп мышления"....

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе "Древние образы в народных игрушках"

Представленная технологическая карта урока разработана для учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС ООО и рабочей  программой "Изобразительное искусство", под редакцией Б.М.Неменского. З...