Применение технологии «Педагогическая мастерская» в работе с обучающимися с ЗПР во внеурочной деятельности
статья по литературе (5 класс)

Николаева Валентина Николаевна

Статья «Применение технологии «Педагогическая мастерская»в работе с обучающимися с ЗПР во внеурочной деятельности»  представляет собой выводы из опыта учителя русского языка и литературы. Во время внеурочной деятельности использовались активные методы обучения в технологии педагогической мастерской: проблемная ситуация, обучение через деятельность,  поисковая деятельность, групповая и парная работа,  диалоговый метод, метод мозговых атак, приёмы смыслового чтения,  рефлексивные техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagogicheskaya_masterskaya.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии «Педагогическая мастерская»

в работе с обучающимися с ЗПР

во внеурочной деятельности

             Учебно-воспитательный процесс  с обучающимися с ОВЗ направлен на  коррекцию недостатков психического  развития, познавательной деятельности   и эмоционально-волевой сферы. С точки зрения когнитивного подхода в обучении знания складываются персонально. Актуальность использования педагогической  мастерской в благотворном влиянии на развитие личности каждого ребенка, при этом педагог (мастер) и учащиеся прорабатывают относительно ограниченный объем основного содержания на значительную глубину. Важнейшим качеством процесса  мастерской оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные [1]. Освоение предметного содержания на уроках литературы обучающимися с ОВЗ в условиях проживания педагогических мастерских построения знаний будет способствовать  изменениям в когнитивной, эмоционально-ценностной и практически-действенной сферах развития их личности; развитию их умственной самостоятельности; становлению их ценностно-смысловых ориентаций [3].

В ходе опытно - практической работы были определены следующие методы на разных этапах педагогической мастерской  (табл.1) . 

   Таблица 1. Этапы и методы «педагогической мастерской».

1 этап

Индуктор

Метод ассоциаций (текст, слово, видеоролик, образ, рисунок, текст-арт и т.д.)

2 этап

Работа с материалом

Поисковая деятельность, диалоговый метод, проблемное изложение

3 этап

Разрыв

Мозговой штурм, метод мозговых атак, метод эвристических задач

4 этап

Творческая работа

Аналитико-синтетический метод

5 этап

Рефлексия

Метод ассоциаций, метод дискуссий, метод проблемных вопросов

На всех этапах занятия использовались такие приёмы работы как создание ситуации успеха; положительный эмоциональный настрой; рефлексия; создание проблемной ситуации через анализ, сравнение, установление противоречий; занимательность; творческая работа; мнемотехника (ассоциативные зацепки); графические ассоциации; повышение интереса к уроку; повторение  ранее изученных тем; коллективная учебная деятельность; приём устного опроса[2].

Работа на занятиях строится в соответствии с основными принципами педагогической техники: принцип свободы выбора; принцип открытости; принцип деятельности; принцип обратной связи.

Содержание первого этапа занятия: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой занятия, цель которых - создать эмоциональный настрой на совместную учебную деятельность.

Индуктором могут быть слово, предмет, видеоролик, образ, рисунок, воспоминание, текст.  Подбор и подача индуктора на данном этапе крайне важен [2].

На этапе самоконструкции учащиеся выстраивают ассоциативные ряды к слову или словосочетанию. В процессе индивидуальной работы каждый сам принимает решение  продолжить или завершить начатое. Основным методом на первом этапе мастерской является метод ассоциаций.

Затем для решения возникшей задачи учащиеся делятся на группы (пары),  и происходит переход ко второму этапу мастерской, где начинается осмысление текста.

Работа с материалом является вторым этапом мастерской.

Намного сложнее проходит этап социоконструкции (работы в парах, группах) по выполнению заданий. В результате взаимодействия  у обучающихся расширяется свой опыт, развиваются идеи за счёт увеличения числа участников, размышляющих над проблемой. У каждого в группе рождается ответственность за общее дело, так как продуктом работы в паре или группе является общий вариант решения.

 Всё, что сделано учащимися, озвучено (этап социализации), чтобы другие могли услышать и дополнить  свои словесные ряды. Афишируют  промежуточные работы ребята по своему выбору: озвучить, показать, прикрепить к доске, положить на стол мастеру, чтобы он озвучил и т.д. Выбор остаётся за обучающимися.

Третьим этапом мастерской является разрыв - обучающиеся получают новые знания, вступающие в конфликт с прежними.

Так, в мастерской по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (5 класс) разрывом может быть вопрос: Зачем А.С. Пушкину нужно было создавать вступление «У Лукоморья…», тратить время, талант и силы, если он всего лишь повторил всё то, что до него создал народ в жанре волшебной сказки? (Обсуждение в группах – метод мозговых атак).

Четвёртый этап – творческая работа.    Творческую работу можно продумать и индивидуально, и в парах, и в группах. Всё зависит от  уровня подготовки класса.

Пятый этап - рефлексия.  Работа в мастерской обычно заканчивается рефлексией, которая может быть и дискуссией, и пожеланием, и отражением того, о чём мыслю и сама.

На этапе рефлексии участники мастерской рассказывают о своих чувствах, которые возникли у них в процессе работы. Они учатся осознавать свои чувства и их высказывать. Для подростков этап рефлексии важен и как тренировка способности самопознания и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.

Подводя итоги занятия, учащиеся делают для себя следующие выводы: Я знал, конечно, но только сегодня  понял, что литература и русский язык взаимосвязаны и очень тесно. Если у художника - кисти, краски, у музыканта – инструмент, ноты, то у писателя, поэта  есть  слово (переоценка); Мне понравилось работать в группе, чувствуешь, что не один, что рядом товарищи, придут на помощь, с ними интереснее работать (значимость своего «Я»); Понравилась работа, которая позволяет раскрывать секрет писательского мастерства. Может, М.Ю. Лермонтов  и не думал об изобразительных средствах в своей лирике, но в тексте стихотворения «Листок» я отыскал интересные примеры эпитетов, сравнений, олицетворения (Осознание необходимости поиска информации); Раньше для меня изобразительные средства были каким-то отвлечённым понятием. Сегодня я открыла для себя, зачем они существуют. Они делают речь такой живой, образной (Внезапное понимание).

Эффективность применения технологии педагогических мастерских подтверждает и  положительная динамика   проведенного мониторинга формирования УУД  за два  года..

       Практика показывает, что при работе мастерской как локальной технологии, охватывающей часть содержания учебной дисциплины, возрастает познавательная активность обучающихся с ОВЗ, появляется осознание своей роли в процессе познания; снижается уровень тревожности, приходит осознание необходимости саморегуляции; снимаются проблемы в общении; вырабатываются навыки рефлексии.

Список литературы:

  1. https://slovesnik.org/kopilka/stati/chto-takoe-pedagogicheskaya-masterskaya.html
  2. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы. / О. Н. Крылова, М. Н. Тимофеева, О. Ю. Сорокина. Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб., 2002г.
  3. Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских. / Т. Я. Еремина. – СПб.: «Корифей», 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских.

Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских....

Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЮ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Цаплин, А.О.Применение технологии проектов на занятиях по дизайн проектированию в урочной и внеурочной деятельности: учебно-методические рекомендации / А.О. Цаплин. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015. ...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" с применением технологии "Педагогическая мастерская"

По теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" мною составлена методическая разработка урока литературы с применением технологии "педагогических мастерских". Данная технология позволяет научить...

Применение технологии педагогических мастерских при построении урока в соответствии ФГОС

Данная технология,  на мой взгляд, позволяет максимально близко соответствовать целям и задачам урока ФГОС. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выпол...

Работа ОДОД ГБОУ № 527 Расписание занятий внеурочной деятельности С применением дистанционных образовательных технологий Программа «Культура театрального искусства» 01.10.21 – 08.10.21.

Педагог дополнительного образования Клюкина Галина ИвановнаПредметдатаКоличество часовУчительВиды обратной связиФорма/раздел/Форма проведенияЗадания с указанием образовательного ресурсаФорма пре...

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде с применением технологии творческих мастерских (на примере создания онлайн-комикса)

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде с применением технологии творческих мастерских (на примере создания онлайн-комикса в рамках учебного ...