ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ: “Собирательный образ Анны Карениной ”
творческая работа учащихся по литературе (10 класс)

Ученица ставит цель исследовать, какие реальные женщины, их судьбы стали прототипами образа Анны Карениной в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Образ главной героини романа до сих пор волнует читателей, вызывает споры своей неоднозначностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karenina_anna.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Средняя школа № 17”

города Новый Уренгой

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НА ТЕМУ:

“Собирательный образ Анны Карениной ”

Выполнила:

ученица 10б класса

Котенко Карина

Руководитель:

 Зорина Елена Яковлевна

учитель литературы

Новый Уренгой 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

________________________________________________________________

Введение…………………………………………..   3

Глава I. Прототипы Анны Карениной.          

       1.1  Анна Пирогова………………………..…   4

       

       1.2  Анна – дочь Пушкина….……………….   6

       1.3  Мария Толстая……….….………………   7

   

Заключение………………………………………….. 9    

Литература………………………………………………………………    

Приложение…………………………………………………………….    

ВВЕДЕНИЕ

Образ Анны Карениной  - один из самых притягательных в мировой

литературе. Многократные экранизации подтверждают, что несмотря на

кардинальные изменения в обществе, интерес к героине романа  не гаснет.

 Неоднозначность образа Карениной до сих пор волнует. Сомнения в

 принятии того или иного решения, невозможность поступить так или иначе,

диктуемая внутренним характером - все эти вопросы остаются близкими

современному читателю, такому далекому от условностей века

девятнадцатого.  Потому и прототипы Анны Карениной представляют

несомненный интерес.

Цель исследования: Выявить, судьбы каких реальных женщин  стали основой образа Анны Карениной.

Гипотеза: Образ Анны Карениной складывался постепенно, вбирая в себя события жизни тех женщин, которые окружали Толстого или эмоционально воздействовали на него.

Актуальность: Произведения Льва Николаевича Толстого - не стареющая классика, которая и по сей день имеет большую популярность.

Метод исследования: аналитический.

Анна Пирогова

     Большинство читателей «Анны Карениной, не слышали об Анне Степановне Пироговой. 32-летняя девушка, у которой  ни портрета не сохранилось (да и вряд ли он был у обычной  экономки), ни истории ее жизни, кроме того, что она была любовницей Бибикова, ревновала его и бросилась под поезд. Между тем именно Анна Пирогова подарила Толстому сцену, которая является одной из самых сильных в романе. Тогда-то и появилось имя героини — Анна. До этого были другие варианты: Татьяна, Анастасия… И весь трагический финал заиграл другими красками, звуками и смыслами.

     Частная провинциальная история, на которую в 1872 году обратила внимание только одна тульская газета, стала важной частью мирового шедевра. А несчастная девица, могила которой сиротливо приютилась рядом с семьей Толстого, своей смертью подарила вечную жизнь его героине. Потому что без поезда нет и Анны Карениной. Поезд — зримое воплощение ее судьбы, рока, который преследует ее с самого начала романа.

     Скудные сведения о Пироговой есть в записке жены Толстого Софьи Андреевны: “У нас есть сосед лет 50-ти, небогатый и необразованный — А. Н. Бибиков. У него была в доме дальняя родственница его жены, девушка лет 35-ти (32. — П. Б.), которая занималась всем домом и была его любовница. Бибиков взял в дом к сыну и племяннице гувернантку — красивую немку, влюбился в нее и сделал ей предложение. Прежняя любовница его, которую звали Анна Степановна, уехала из дома его в Тулу, будто повидать мать, оттуда с узелком в руке (в узелке была только перемена белья и платья) вернулась на ближайшую станцию — Ясенки (ныне Щекино Тульской области. — П. Б.) и там бросилась на рельсы, под товарный поезд. Потом ее анатомировали. Лев Николаевич видел ее с обнаженным черепом, всю раздетую и разрезанную в Ясенковской казарме. Впечатление было ужасное и запало ему глубоко. Анна Степановна была высокая, полная женщина, с русским типом и лица и характера, брюнетка с серыми глазами, но не красива, хотя очень приятная”.

     В том, что самоубийство Пироговой было обдуманным поступком, несмотря на вывод следствия, убеждают два факта: перемена белья и платья в узелке (приготовила для похорон) и письмо, которое она отправила любовнику со станции с ямщиком и которое он не принял. Его текст приводит Софья Андреевна в письме к своей сестре Татьяне Андреевне Кузминской: “Вы мой убийца; будьте счастливы с ней, если убийцы могут быть счастливы. Если хотите меня видеть, вы можете увидать мое тело на рельсах в Ясенках”.  Здесь же Софья Андреевна отмечает: “Случилось около Крещенья”. Крещение праздновалось в XIX веке по юлианскому календарю 6 января, а Пирогова бросилась под поезд “4 января”.

     Анна Каренина покончила с собой в мае. Перед тем как совершить этот поступок на станции Обираловка Нижегородской железной дороги, она посылает Вронскому записку “в конюшни” (Вронский, страстный лошадник, продает своих лошадей). Записка его не застает, он уехал в имение к матери опять-таки по денежным делам. Записка возвращается к Анне, она отправляет ее с тем же посыльным в имение графини Вронской и еще дублирует ее телеграммой, не думая о том, что телеграмма будет получена раньше записки. Потом едет в поезде на станцию Обираловка близ имения графини, с тем чтобы самой увидеться с Вронским, не надеясь на записку и телеграмму, в которых она умоляет его срочно вернуться. На станции она узнает, что в имение графини отправилась коляска с княгиней и княжной Сорокиными. Анна Каренина ревнует Вронского к молоденькой княжне Сорокиной. Здесь же ей передают ответ Вронского, где он обещает вернуться к десяти часам. Ответ кажется ей холодным и небрежным.

     Так что история с письмом Пироговой любовнику тоже обыграна в романе, но в ином ключе. В записке Вронскому Анна признает себя “виноватой”. Пирогова винит одного Бибикова.

     Пирогова совершает самоубийство обдуманно, приготовив смену белья и написав любовнику мстительное письмо. Анна бросается под поезд, не вполне понимая, что она делает. “Где я? Что я делаю? Зачем?” — спрашивает она себя, уже опустившись на колени перед колесами. До этого она отбрасывает в сторону “красный мешочек”. Он мешает ей опуститься на руки по ту сторону рельсов. Это дамская сумочка. Такие брали с собой дамы в путь на небольшие расстояния, зная, что в этот же день вернутся домой.

     И последнее. Вронский после самоубийства Анны чувствует вину перед ней и едет на Балканскую войну, желая погибнуть. Можно предположить, что человек, который отправляется на войну с такими мыслями, непременно и погибнет. Бибиков, узнав о смерти Анны Пироговой, даже не приехал в Ясенки. Как пишет об этом Софья Андреевна, “на Бибикова это произвело мало впечатления, и он все-таки женился на немке, которая была ему хорошей женой…”.

Анна – дочь Пушкина

     Внешний вид Анны Карениной был подсказан Толстому обликом старшей дочери Пушкина -  Марии Александровны Гартунг. В черновых рукописях главная героиня однажды называется Пушкиной.

     Мария Александровна была не просто красавицей. Она сочетала в своей внешности черты матери и отца. Это придавало всему её облику что-то особенное, выделявшее её на фоне других. Она очень внимательно относилась к своей внешности: изящно одевалась, следила за красотой рук.  обладала  каким-то торжественным видом. У нее был звонкий, молодой голос, лёгкая походка, маленькие руки.   Старшая дочь Пушкина, по-видимому, произвела на Толстого сильное впечатление. Спустя пять лет он вспомнил её внешность до мельчайших подробностей:

«Анна была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, но в чёрном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем её точёные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь и округлые руки с тонкою крошечною кистью. Все платье было обшито венецианским гипюром. На голове у нее, в черных волосах, свои без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. Прическа ее была незаметна. Заметны были только, украшая ее, это своевольные короткие колечки курчавых волос,  всегда выбивавшиеся на затылке и висках».

     Мы не знаем подробностей туалета Марии Гартунг в тот вечер, когда с ней познакомился Толстой, но и жемчуг « на точеной крепкой шее», и анютины глазки в черных с завитками волосах, мы видим на самом деле известном портрете Марии Александровны в начала 60-х годов кисти И.К. Макарова. Этот жемчуг, передала ей мать – Наталья Николаевна Пушкина. Таких случайностей в образе просто не бывает.

     Мария  была первенцем Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны. Она родилась 19 мая 1832 года в Санкт-Петербурге на Фурштадтской улице в доме Алымовых, где Пушкины жили с мая по декабрь 1832 года.  Старшая из детей Пушкина, она пережила  всех своих братьев и сестер и единственная застала революцию 1917 года. Нарком просвещения А.В. Луначарский назначил ей пенсию, но первые деньги пришли, когда Мария Александровна уже умерла – хоронили её 7 марта 1918 года.

     В последние годы жизни Марию Александровну часто видели возле памятника Пушкину в Москве на Тверском бульваре. Она часами могла сидеть возле него, размышляя о чём-то своём. А прохожим даже в голову не приходило, что перед ними не только дочь Пушкина, но и прототип Анны Карениной.

Машенька

     Мария Николаевна – младшая сестра Льва Николаевича Толстого. Лев был старше сестры всего на полтора года. Поэтому они особенно тянулись друг к другу с раннего детства. Их переписка захватывает полвека, и по ней можно судить о том, насколько нежными были отношения брата и сестры. Сестра принимала живое участие в его делах – как сердечных, так и творческих. Он был крестным отцом ее дочери Варвары, своей племянницы.

     Она родилась 2 марта 1830 года в Ясной Поляне. 17-летней девушкой тетка Пелагея Ильинична Юшкова отдала её замуж за троюродного брата графа Валериана Петровича Толстого.

     Брак Марии Толстой был несчастный. Мария любила своего мужа, но, как и все Толстые, обладала гордым характером. Она была оскорблена, узнав о многочисленных любовных похождениях Валериана. В этом ее судьба предваряла образ другой героини еще не написанного романа – Долли Облонской. Только в реальности все было гораздо хуже, чем в романе.

      В 1857 году Мария Толстая оставила своего мужа. Брат Лев  очень любил сестру и отлично понимал, каково это молодой женщине уйти от мужа, да еще и с тремя детьми. Добровольно оставившая своего мужа молодая женщина становилась изгоем в светском обществе. Она выпадала из своего круга общения, и ее некому было поддержать, кроме родных. Толстой снял в Москве дом, где поселился вместе с Марией и ее детьми.

     Но на этом ее злоключения не закончились. В 1860 году она с  детьми  уехала на юг Франции, в курортный город Гиер. Затем, оставив детей с горничной, она едет на лечение водами в Экс-ле-Бен. Здесь она познакомилась со шведом Гектором де Кленом, моряком, простудившимся в плавании, заболевшим ревматизмом и приехавшим лечиться. Между ними случился страстный роман, и сентябре 1863 года у Марии Николаевны родилась дочь Елена.

     Старший брат Сергей Николаевич в апреле 1864 года увез ее с двумя дочерями в Россию. Сына Николая она оставила в Женевском пансионе. Маленькую Елену, крестным отцом которой стал Сергей Николаевич, дав ей свое отчество, поручила кормилице.

     После смерти мужа Валериана Петровича и Гектора де Клена, она начала задумываться о самоубийстве. Почему? Потому что ничего не выходило с незаконной дочерью Еленой: «Пробовала взять к себе – не могу, за дочь выдавать не могу, за чужую – тоже, лгу, запинаюсь – чувствую, что без поддержки трудно быть бесстыдною… Я не видела женщины нашего круга, которая взяла к себе незаконного ребенка и имела храбрость говорить: «Вот, полюбуйтесь, это моя незаконная дочь». Я не могу и не вижу другого выхода, как смерть кого-нибудь из нас».

     Вернувшись в Россию с Еленой, уже взрослой девочкой, воспитанной по-европейски и плохо говорившей по-русски, Мария Николаевна боялась при людях признавать ее своей дочерью и выдавала за воспитанницу. Братья Сергей и Лев этого не понимали, они открыто называли ее своей племянницей. В результате отношения дочери и матери не сложились. Елена рано ушла от матери, жила самостоятельно и вышла замуж за судебного чиновника в Новочеркасске Ивана Васильевича Денисенко. Именно к ним направлялся Толстой, когда бежал из Ясной Поляны в октябре 1910 года.

     После личных драм с Валерианом и де Кленом Мария Николаевна встала на монастырский путь. Она стала духовной дочерью преподобного Амвросия, старца Оптиной пустыни. Она пережила брата ровно на полтора года, то есть ровно настолько, насколько она была младше его, и скончалась в апреле 1912 года. Похоронена монахиня Мария на монастырском кладбище.

     Судьба Марии Николаевны не похожа на жизнь героини Толстого, но в их судьбах есть общее. В 1876 году Мария Николаевна писала брату: «Боже, если бы знали все Анны Каренины. Что их ожидает, как бы они бежали минутных наслаждений, потому что все то, что незаконно, никогда не может быть счастием…».  В 19 веке женщине уйти от мужа означало обречь себя на изгнание из того мира, в котором она жила прежде. И не важно, по какой причине произошёл бы этот уход. Виноватой в любом случае оказывалась женщина. Прежде чем осуждать Анну Каренину, нужно понимать, на какой отчаянный поступок она решилась, если даже сестра Толстого, уйдя от мужа-изменника, была вынуждена бежать заграницу, а родив незаконную дочь, стыдилась её даже называть своей воспитанницей. В этой ситуации у обеих женщин не было пути ни назад, ни вперед.  Анна Каренина нашла свой выход под поездом.   Мария Толстая – в монастыре.

Заключение

     Таким образом, мы проследили, как складывался образ Анны Карениной. Внешний облик Анны Толстой взял у дочери Пушкина. Перипетии судьбы, незаконную дочь, уход от мужа – у своей родной сестры. А самую эмоциональную сцену – гибель Анны под колесами поезда – и имя главной героини Толстому подсказала сама жизнь в образе Анны Пироговой.

     В конце нашей работы хочется привести слова Софи Марсо, одной из исполнительниц роли Анны Карениной в фильме 1997 года: «Для меня она олицетворяет тайну женственности, возможность, которую я чувствовала внутри себя. Я почувствовала, что женщины могут сделать абсолютно всё ради любви. А Анна является высшим олицетворением этого».

Список  используемой литературы:

  1. Павел Басинский «Подлинная история Анны Карениной». – Москва: Издательство АСТ, 2023.
  2. https://pravlife.org/ru/content/sestra-lva-otchayanie-i-raskayanie-marii-nikolaevny-tolstoy
  3. https://woman.rambler.ru/other/43214292-mariya-gartung-muza-lva-tolstogo-podvignuvshaya-ego-na-napisanie-romana-anna-karenina/
  4. https://knife.media/true-karenina/
  5. https://klassika-ru.blogspot.com/2013/03/blog-post.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по литературе. Образ Наполеона в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

В данной работе представлены  материалы исследования текста романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Путем анализа мнений главных героев о Наполеоне, анализа характеристик, которые дает этому историче...

Защита научно-исследовательской работы по литературе. Образ Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

Данные материалы составлены для представления научно-исследовательской работы на конференции. Вниманию пользователей сайта представляю презентацию "Развенчанный герой", в которой показана эволюция обр...

Исследовательская работа по литературе Образ учителя в повести Георгия Полонского «Доживем до понедельника»

Предметом нашего исследования является образ учителя в творчестве  Г. Полонского, а именно в повести « Доживем до понедельника»Цель работы – ознакомиться с творчеством  писателя , с его...

Курсовая работа по литературе на тему: Образ войны и человека на войне в трилогии Константина Михайловича Симонова «Живые и Мертвые»

Курсовая работа по литературе на тему:Образ войны и человека на войне в трилогии Константина Михайловича Симонова «Живые и Мертвые»...

Исследовательская работа по литературе Образ «потерянного поколения» в творчестве Эриха Марии Ремарка и Эрнеста Хемингуэя на примере романов «Три товарища», «Прощай, оружие!»

Обоснование выбранной темы: современная напряжённая обстановка в мировом сообществе (события на Украине, ситуация в Европе, военные действия в Сирии) обращает нас к писательскому опыту Эриха Марии Рем...

Научно-исследовательская работа по литературе "Образ коня в литературе" (6 класс)

Основная цель данного исследования - рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знани...

Материал по теме: "Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева."

Материал по теме: "Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева."...